Детское экспериментирование.
методическая разработка (2 класс) по теме

Пояснительная записка.

Предлагаемое содержание интеллектуально-познавательной деятельности направлено на овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смысла физических явлений. Происходит формирование способностей к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

  Существует три уровня реализации " исследовательского обучения" в современной зарубежной педагогике:

  1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
  2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно(на это допускается коллективный поиск).
  3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.

В образовательном процессе учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции ( анализ, синтез,классификацию, обобщение и т.д), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Цель: создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка средствами физического ребенка.

Задачи:

  1. Формировать у ребенка представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
  2.  Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
  3. Формировать у детей элементарные географические представления.
  4. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментом.

Содержание программы.

Раздел1

Измерение

Темы:

  1. Что можно измерять в мире.(человека,природу,предметы).
  2. средства измерения мира человеком ( измерительные приборы длины,веса,обЪема).
  3. Единицы измерения температуры.
  4. Единицы измерения времени.

Раздел 2

Земля и ее место в солнечной системе.

Темы:

  1. Земля на глобусе.
  2. портрет Земли-карта.
  3. Отчего происходит смена дня и ночи.
  4. Смена времен года.

Раздел 3

Вещество.

Темы:

  1. Из чего все сделано.Три состояния вещества.
  2. жидкость.Свойства воды.
  3. Газ.Свойства воздуха.
  4. Твердое тело.
  5. Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой.

 

Раздел 4.

Движение.

Темы:

  1. Почему предметы движутся.
  2. Тяготение.Свободное падение.
  3. Виды движения.
  4. простые механизмы.

 

Раздел 5

Свет и цвет.

Темы:

  1. Отражение света.Зеркало.
  2. Изменение размеров изображения с помощью различных линз.Преломление света.
  3. Что такое радуга? Смешение цветов.

 

Раздел 6.

Звук и слух.

Темы:

  1. Источники звука и его распространение.
  2. Способы восприятия звуков человеком и животными.

 

Раздел 7.

Магнетизм.

Темы:

  1. Магнит и его свойства.
  2. Магнитные свойства Земли.Компас.

 

Раздел 8.

В мире электричества.

Темы:

  1. Молния.Электрический ток.Виды электричества.
  2. Проводники и диалектрики.Электрические приборы.
  3. Электромагнит.Современные технологии.

 

Раздел 9.

Человек и законы природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация детского экспериментирования

                                                    ...

«Создание условий для детского экспериментирования»

Совместная деятельность в группе  старшего дошкольного возраста по экспеременированию. Тема: " Помоги Золушке"...

Разработка занятия в ГПД по программе "Детское экспериментирование". Тема "Звук в жизни человека и животных"

Занятие разработано по программе "Детское экспериментирование". Тема "Звук в жизни человека и животных". Цель: развивать познававтельную активность детей в процессе анализа различн...

Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.

Тема для самообразования, проектной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности

материал подготовлен для использование в работе педагогами....

Консультация для родителей Организация детского экспериментирования в домашних условиях

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации на занятиях экспериментальной деятельности "ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации на занятиях экспериментальной деятельности "ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"...