Главные вкладки

    Урок окружающего мира ("Школа России") по теме "Когда изобрели велосипед". 1 класс
    методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

    Писарева Татьяна Максимовна

    Конспект урока соответствует требованиям к современному уроку. Урок  новых знаний. Урок-исследование.

     Взаимосвязь с предыдущими уроками: с уроками раздела «Где и когда?»: «Когда учиться интересно?»; «Когда наступит лето?»; «Когда появилась одежда?» 

    Цели урока: ·         Формирование первоначальных УУД  учащихся: постановка целей, планирование работы по их достижению, рефлексия, оценка деятельности; работа в    парах.

    ·         Ознакомление с историей появления и усовершенствования велосипеда; уточнение знаний об устройстве велосипеда.

    ·         Создание условий для формирования ответственного, ценностного отношения к своему здоровью.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kogda_izobreli_velosiped._1_klass._24.02.12.docx34.57 КБ
    Файл pamyatka.docx13.71 КБ
    Файл v_e_l_o_s_i_p_e_d_y.docx12.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок  окружающего мира. 1 класс

    Учитель: Писарева Татьяна Максимовна

    Методическая информация

    Тема урока

     Когда изобрели велосипед?

    Автор учебника, по которому ведётся обучение

     А.А. Плешаков. «окружающий мир». 1 класс.

    Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками)

    Урок  новых знаний. Урок-исследование.

     Взаимосвязь с предыдущими уроками: с уроками раздела «Где и когда?»: «Когда учиться интересно?»; «Когда наступит лето?»; «Когда появилась одежда?»

    Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса

    Из 22 учащихся класса 1 ученик обучается по вспомогательной программе 8 вида, 8 учащихся при поступлении в школу имели диагноз: ЗПР. Это дети с заниженным уровнем интеллектуального развития, среди них 3 ребёнка с нарушенными психическими процессами.  Левополушарных  детей в классе 19, правополушарных – 2, 1 ученик со смешанным типом восприятия. Аудиалов - 6, визуалов – 7,  кинестетиков - 9. Половина учеников класса не умеют обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать. Эти дети затрудняются поставить цели и задачи урока, составить план их достижения, не видят причин своего «неуспеха».

       Есть дети с хорошим уровнем подготовки к школе, но их всего 13% от всех обучающихся. О наличии одарённых детей в классе говорить ещё рано (пока идёт работа по выявлению способностей).

    Цели урока

    • Формирование первоначальных УУД  учащихся: постановка целей, планирование работы по их достижению, рефлексия, оценка деятельности; работа в парах.
    • Ознакомление с историей появления и усовершенствования велосипеда; уточнение знаний об устройстве велосипеда.
    • Создание условий для формирования ответственного, ценностного отношения к своему здоровью.

    Задачи урока

    - повышение интереса к изучаемому предмету;

    - наполнение учебной деятельности личностным смыслом.

    Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

    Обще учебные навыки, коммуникативные, познавательные.

    Учащиеся научатся сравнивать старинные и современные велосипеды; поймут роль велосипеда в нашей жизни; необходимость соблюдения правил безопасной езды на велосипеде.

    Ответственное отношение к своему здоровью.  

    Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

    История появления и усовершенствование велосипеда;  устройство велосипеда; роль велосипеда в нашей жизни; правила безопасной езды на велосипеде.

    Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

    * Средства мультимедиа: - мультимедиа – проектор,

                                                  - персональный компьютер,

                                                  - слайдовая презентация урока,

                                                  - электронное приложение (диск),

                                                  - электронная физкультминутка для глаз «Палочка-выручалочка».

    * Велосипедный насос.

     *  У учащихся - цветные карандаши.                                    

    Конспект урока

    Фазы урока

    Этапы урока

    Время  этапа

    Подробное описание

    Инструкция учителя

    УУД, которые формируются на этапе урока

    Ключевые компетентности учащихся

    Начало урока

    Инициация

    Вхождение или погружение в тему (актуализация знаний, повторение домашнего задания).

    Целеполагание

           

     

    Формирование ожиданий учащихся

    1 мин.

    5 – 7 мин.

    5 мин.

    Учитель.

    Прозвенел звонок для нас.

    Все зашли спокойно в класс.

    Встали все у парт красиво.

    Поздоровались учтиво.

    Тихо сели, спинки прямо.

    Вижу, класс мой – хоть куда!

    Так начнём урок, друзья!

    - Ребята, я предлагаю вам начать урок с повторения домашнего задания.

    - По какой теме мы работали на предыдущем уроке?

    - Когда появилась одежда.

    - Во что одевались древние люди?

     шкуры животных.

    - Отличалась ли одежда людей, живущих в тёплых районах Земли, от одежды людей, живущих в холодных районах?

    -Да.

    - Что бы вы надели, если бы отправились туда, где живут белые медведи?

    -Шубы, тёплые шапки,  шарфы, варежки, валенки, штаны… 

    - Что бы вы надели, если бы отправились туда, где живут слоны?

    - Футболки, шорты, на голову – кепки, косынки.

    - Людей каких профессий мы сразу узнаем по их одежде?

    - Полицейских, пожарных, военных, врачей, клоунов, космонавтов.

    - Для каждого случая есть своя одежда. Какую одежду вы знаете?

    - Деловую, рабочую, спортивную, для дома.

    - А когда можно приходить в любой одежде, и чем она будет необычнее, тем лучше?

    - На маскарад, карнавал.

    - Ребята, посмотрите, какие рисунки выполнили для вас ваши вожатые, учащиеся 5 класса. Определите, что это за одежда.

    - (Маскарадная одежда, спортивная одежда, деловая, для дома).

    - Возможно, кто-то из вас выполнил рисунок одежды.

    (Ученица показывает рисунок одежды по сезонам, а ученик – спортивную одежду для каждого сезона).  

    - Спасибо!

    - Ребята, отгадайте загадку:

    Бегу при помощи двух ног,

    Пока сидит на мне ездок.

    Мои рога в его руках,

    А быстрота в его ногах.

    - Велосипед.

    - А вы не догадались, кто принёс нам эту загадку?

    - Муравьишка!

    - Правильно! А как вы думаете, почему он загадал вам загадку про велосипед?

    - Это тема нашего урока.

    - Конечно. Но у нашего друга Муравьишки ничего случайного не бывает. Он слышал, как мы на уроках говорили о том, когда наступит лето, о том, какая одежда нужна для лета. И вдруг вспомнилось ему, что летом одно из самых любимых занятий у детей и взрослых – езда на велосипеде. А вы любите велосипед?

    - У кого из вас есть велосипед?

    - А какой был у вас велосипед, когда вы были маленькими?

    -Трёхколёсный.

    - А когда ваши папа и мама были маленькие, какие у них были велосипеды?

    (Учащиеся не знают точного ответа на этот вопрос).

    - Вот и наш Муравьишка тоже не знает, каким был велосипед раньше и как он изменялся со временем.

    Так в чём же будем разбираться?

    Какие  задачи мы определим?

    - Узнать: когда изобрели велосипед?

    - Каким он был раньше и как изменялся со временем?

    - Зачем нам велосипед?

    - Узнать устройство велосипеда.

    - Правила безопасной езды.

    - Молодцы! Вы достаточно хорошо определили основные задачи урока. Но мне хотелось бы добавить ещё одну: правила ухода за велосипедом.

    - Что нам поможет?

    - Учебник, рассказ учителя, учебный фильм, совместная работа.

    - «Хорошо того учить, кто хочет всё знать!» А вы хотите всё знать? Я думаю, что вы сможете показать хорошие результаты своей работы на уроке.

    Учитель раздаёт рисунки по группам. Ученики определяют вид одежды. Один от группы отвечает.

    Учитель фиксирует на доске.

    Коммуникативные:

    вступать в общение и поддерживать его.

    Регулятивные: формирование умения определять цели и задачи,  планировать свою деятельность.

    Познавательные: получить новые знания.

    Коммуникативные:

    объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер).

    Работа в группах.

    Коммуникативная:

    сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение); оценивать.

    Работа над темой

    Интерактивная лекция

    15 мин.

    - Зачем нужны велосипеды?

    - Чтобы кататься, заниматься спортом, возить грузы.

    - Во многих странах велосипед является одним из основных видов транспорта. Каких только нет велосипедов! Есть складные, которые легко сложить и положить в багажник. Есть велосипеды на очень маленьких колёсах. Есть велосипеды грузовые, на прицепной коляске можно перевозить грузы в десятки килограммов. Есть даже трёхколёсные велосипеды для пожилых людей. На спортивных велосипедах гонщики развивают скорость до 60 км/час. А если это велосипед с двумя седоками – тандем – то спортсмены едут со скорость 100 км/час.

    - Мы ответили на вопрос: какие бывают велосипеды?

    - Да.

    - И я предлагаю вам посмотреть учебный фильм и найти ответы на другие вопросы, которые мы обозначили?

    Фильм на диске – электронном приложении к уроку.

    - На какой вопрос вы услышали ответ?

    -  Когда изобрели велосипед?

    - Какой ответ?

    - Велосипед изобрели давно.

    - Что ещё узнали?

    - Какие бывают велосипеды.

    - Какие бывают велосипеды?

    - Разные.

    Рассказ учителя.

    - Ребята, откройте, пожалуйста, учебник (стр. 22).

    Первый велосипед придумал немецкий барон Дрез. Это была деревянная машина, которая имела два равных по высоте колеса и седло между ними. Передвигались на ней, отталкиваясь ногами от земли. Поэтому и назвали эту машину «велосипедом», ведь в переводе с латинского слово «велосипед» означает «быстрые ноги». Передвигаться на таком велосипеде было очень неудобно. Через некоторое время на смену этой машине пришёл велосипед «паук». Так называлась машина со множеством спиц в колёсах. Через 20 лет «паука» сменила машина, которая стала походить на современный велосипед.

    - Итак, о чём важном я сейчас вам рассказала?

    Физкультминутка (на внимание).

    Руки в стороны, в кулачок.

    Разжимай – и на бочок.

    Руки вверх, в кулачок.

    Разжимай – и на бочок.

    Руки за спину, в кулачок.

    Разжимай – и на бочок.

    Руки на колени, в кулачок.

    Разжимай – и на бочок.

    Руки за голову, в кулачок.

    Разжимай – и на бочок.

    - Рассмотрите рисунок на стр. 22.

    Как будете работать?

    - В  парах.

    - Разберитесь, из каких частей состоит велосипед, для чего они служат.

    - Назовите части велосипеда, которые не подписаны. Что вам поможет?

    - Рисунок на стр. 86 учебника. 

    - Какие части не подписаны?

    -А что такое:

    Самый лучший друг колёс,

    Называется … (насос).

    Фильм на диске – электронном приложении к уроку.

    - Выполняем задание?

    (Дети называют основные части велосипеда). Самопроверка.

     

    Практическая работа: устройство велосипеда.

    Учитель демонстрирует насос.

    Один ученик – за монитором.

    Знаково-символическая: работа со схемой.

    Обще учебные: умение себя контролировать.

    Информационная: умение извлекать необходимую информацию.

    Коммуникативная:

    работать в парах.

    Информационная: формируется умение добывать недостающую информацию.

    Проработка содержания темы

    15 мин.

    - Ребята, давайте обсудим, с какими задачами урока нам удалось справиться. (Обращение к записи на доске).

       Итак, мы ответили на все вопросы, кроме двух. Какие же задачи остаются нерешёнными?

    - Правила безопасной езды на велосипеде и правила ухода за велосипедом.

    - Какие правила безопасной езды на велосипеде вам известны?

    - По улицам городов и шоссейным дорогам на велосипеде можно ездить только с 14 лет.

    - Я хочу напомнить вам строки стихотворения О. Григорьева:

    Велосипед меня понёс.

    Понёс куда-то под откос.

    Он там остался без колёс,

     И дальше я его понёс.

    - Чему учат эти строки?

    - Не превышать скорость.

    - Ребята! На партах у вас лежат памятки. Сколько их на одном листочке?

    - Три.  

    - Давайте прочитаем названия этих памяток.

    (-«Велосипед должен иметь специальное снаряжение»; «Правила езды на велосипеде»; «Категорически запрещается»).

    - Я предлагаю вам вместе с родителями внимательно изучить первые две памятки, а вот третью изучим сейчас.

    - Ребята, а есть ли дорожные знаки, которые разрешают или запрещают движение на велосипедах?

    - Да. 

    - А где вы их видели?

    - В классном уголке здоровья.

    - Я думаю, вам нетрудно будет выполнить задание в тетради?

    Как работаем?

    - В парах.

    - В жизни, в пути не однажды

    Знак тебе встретится каждый.

    Требуют знаки дорожные:

    - Будьте всегда осторожные!

    Закрепление.

    - Чтобы ответить на вопросы, которые Мудрая черепаха вам хочет задать, наверное, потребуется палочка-выручалочка.

    Электронная физ. минутка для глаз.

    Слайдовая презентация (приложение №1).

    Если останется время, можно предложить работу в группах: собрать велосипед из ниток.

    Чтение памятки учащимися по пунктам. Обсуждение.

    Работа в тетради – стр. 17-18 (первое и третье задания). Проверка.

    Подведение итогов

    5 минут

    - Ребята, какое настроение вызвал у вас урок?

    - Что нового удалось вам узнать на уроке?

    - Что понравилось во время урока?

    - Кому, на ваш взгляд, удалось выступить успешно?

    - Своей собственной деятельностью во время урока ты доволен?

    - Как вы думаете: знания и умения, полученные на уроке, вам пригодятся в будущем? Где? Когда?

    - А я, ребята, хочу всех поблагодарить за сотрудничество! Вы так повзрослели сегодня!

    Слайд 5.

    Личностные: какой мой личный вклад в урок?  

    Регулятивные, включая действия саморегуляции.

    Коммуникативная:  сотрудничать в различных видах деятельности (в т.ч. и анализировать достигнутое).

    Домашнее задание

    1 мин.

    Стр. 22-23 учебника; задание №2 по тетради (стр. 17). С родителями изучить памятки. А сохранить их надо?



    Предварительный просмотр:

    Памятка №1 «Велосипед должен иметь специальное снаряжение»:

    1. Звонок для подачи звукового сигнала крепится на левой стороне рулевой трубы.
    2. Передняя фара с белым светом устанавливается таким образом, чтобы свет от неё падал на проезжую часть на расстояние до 20 метров от велосипеда, и включается в тёмное время суток, а также в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад, в туннелях).
    3. Задний фонарь и отражатель красного света, дающие возможность водителям, едущим сзади, своевременно увидеть велосипедиста и объехать его.
    4. Зеркало заднего вида для наблюдения за дорогой позади велосипеда  крепится на левой стороне руля шарниром.
    5. Номерной знак на заднем щитке.
    6. Путевой инструмент для устранения неисправности велосипеда в пути.
    7. Велосипедный насос крепится к раме на нижней, верхней или подседельной трубе.

    Памятка №2 «Правила езды на велосипеде»:

    1. По улицам городов и шоссейным дорогам на велосипеде разрешается ездить лишь с 14- летнего возраста.
    2. Велосипедист обязан хорошо знать устройство своего велосипеда и постоянно поддерживать его в хорошем техническом состоянии. Особенно тщательно нужно проверять надёжность руля и тормозов.
    3. В некоторых городах, чтобы получить право управлять велосипедом, нужно сдать экзамены по правилам дорожного движения, получить номерной знак.
    4. При движении по улице или шоссе велосипедисты не должны удаляться от тротуара или обочины далее чем на один метр.
    5. Запрещается ездить по двое или более в ряд.
    6. Тротуары улиц, пешеходные дорожки бульваров, парков – не для велосипедистов!
    7. Учиться езде на велосипеде можно только на закрытой площадке под наблюдением старших.

    Памятка №3 «Категорически запрещается»:

    1. Ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или не держась совсем.
    2. Цепляться за проезжающий мимо транспорт.
    3. Катать на одноместном велосипеде взрослых или детей.
    4. Перевозить предметы, которые мешают управлению или выступают более, чем на полметра в длину или ширину.



    Предварительный просмотр:

    В Е Л О С И П Е Д Ы

    • Старинные
    • Современные

    Р А З Н Ы Е

    • Детские
    • Подростковые
    • Взрослые

    Р А З Н Ы Е

    • Трёхколёсные
    • Одноколёсные
    • Двухколёсные

    Р А З Н Ы Е

    • Прогулочные
    • Спортивные
    • Грузовые

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

    Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....

    Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

    Тип урока:изучение  и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...

    Урок окружающего мира ("Школа России") Тема: "Откуда в нашем доме электричество?" (1 класс)

    В данном материале вы найдете технологическую карту урока "Откуда в нашем доме электричество?" и приложение, в котором содержится раздаточный материал и музыкальное сопровождение для не...

    Урок окружающего мира ("Школа России") Тема: "Опасные места в доме и во дворе" (3 класс)

    Материал содержит технологическую карту урока и приложения к уроку в виде картинок и заданий для учащихся....