Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Воронова Вера Васильевна

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2013 г.) и авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27»

 города Чебоксары Чувашской Республики

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №27»

 г. Чебоксары

______________ Л.М. Жукова

Приказ №103 - ОД

от « 22 » июня 2015 г.

                                                                                                                  

 

        

                                                                                                         

                                                                                                         

                                       

Рабочая программа

по окружающему миру

3Б класс

Срок реализации: 2015 - 2016г.

Составил: учитель  Воронова Вера Васильевна

               

Принято на заседании МО

учителей начальных классов

            Протокол №8           

                                                                                                    от « 18 » июня 2015 г.

г. Чебоксары,   2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2013 г.) и авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир».

 Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Основная цель данного предмета «Окружающий мир» — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Задачи:

- установление более тесных связей между познанием природы и социальной жизни;

- понимание взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;

- осознание необходимости выполнения правил поведения, сущности нравственно-этических установок;

 - получение начальных навыков экологической культуры;

- подведение  к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознание    возможности изменять себя,  понимание важности здорового образа жизни;

-подготовка к изучению базовых предметов в основной школе.

Общая характеристика учебного предмета

Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

Место предмета в учебном плане

    На изучение учебного   предмета  «Окружающий мир» в 3 классе отводится  35 часов,

(1 час в неделю- 35 учебных недель).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения окружающему миру является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.

Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.

Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.

Формирование основ российской гражданской идентичности.

Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.

Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.

Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.

Понимание особой роли России в мировой истории.

Воспитание чувства гордости за национальные достижения.

Воспитание уважительного отношения к своей стране.

Воспитание уважительного отношения к истории страны.

Воспитание любви к родному краю.

Воспитание любви к своей семье.

Воспитание гуманного отношения к людям.

Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

Понимание роли человека в обществе.

Принятие норм нравственного поведения в природе.

Принятие норм нравственного поведения в обществе.

Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Формирование основ экологической культуры.

Понимание ценности любой жизни.

Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды

обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:

Осознание целостности окружающего мира.

Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.

Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.

Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.

Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).

Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).

Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).

Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).

Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.

Расширение кругозора и культурного опыта школьника.

Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических  задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Содержание программы

3 класс (35 часов)

Земля наш общий дом (4ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды и водоемов от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»;
  • различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
  • характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;
  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
  • описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
  • называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
  • моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

Человек изучает Землю (2 часа)

Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты- методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия:

               - анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);

               - различать географическую и историческую карты;

               - анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

  • ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
  • объяснять назначение масштаба и условных обозначений;
  • Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.

Царства природы (12 часов)

Растительный мир Земли (6 ч). Растения  - царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать значение растений для жизни;
  • различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
  • проводить несложные опыты по размножению растений;
  • приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Грибы (1 ч). Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Универсальные учебные действия:

  • объяснять отличия грибов от растений;
  • различать грибы съедобные  и ядовитые.

Животный мир Земли (5ч). Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Особенности жизнедеятельности животных: передвижение, питание, дыхание, выделение. Размножение. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Охрана животного мира.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать роль животных в природе;
  • приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
  • характеризовать животное как организм;
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;
  • составлять описательный рассказ о животных разных классов;
  • составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
  • ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Наша Родина: от Руси до России (2 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство,  Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
  • узнавать символы царской власти;
  • знать имя президента современной России;
  • называть даты образования Древней Руси: венчание на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержение последнего русского царя.
  • называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси, России, Чувашии.

Как люди жили в старину (5 ч)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
  • составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
  • описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
  • воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события;
  • объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, Древняя Русь, Московская Русь);
  • рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.

Как трудились люди в старину(9 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремёсла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. 

Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. 

В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. 

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. 

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
  • рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
  • приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
  • называть древние города, описывать их достопримечательности;
  • ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
  • объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
  • называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
  • называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Резерв (1 ч)

      ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

— характеризовать условия жизни на Земле;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

 — описывать свойства воды (воздуха);

различать растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

объяснять отличия грибов от растений;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

                                                                                      


Календарно – тематическое  планирование  по окружающему миру в 3Б классе на 2015 – 2016 учебный год

п/п

Наименование раздела

Темы уроков

Основные виды деятельности

Дата проведения

По плану

Факти

чески

1

Земля – наш общий дом.

 (4 часа)

Где ты живёшь? Когда ты живёшь?

Читать советы авторов «Как работать с учебником». Вспомнить условные обозначения. Обратить внимание на новые условные обозначения. Обсудить проблему существования человека в пространстве. Определять свое нахождение в пространстве. Объяснять, что изучает история. Понимать изображение времени на «ленте времени».

01.09

2

Солнечная система. Земля – планета солнечной системы.

Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее. Рассматривать иллюстративный материал. Делать вывод, что такое «горизонт». Проводить опыт, доказывающий шарообразность Земли.

08.09

3

Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света.

Читать текст, самостоятельно находить ответы на вопрос «Почему Солнце является источником тепла?» Проводить опыт, подтверждающий распространение тепла от его источника. Объяснять значение терминов «экватор», «полюс». Характеризовать положение Солнца в разных точках Земли. Работать в группе. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

15.09

4

Значение воды для жизни на Земле. Значение воздуха для жизни на Земле.  

Характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Сравнивать широколиственные, тропические леса и пустыню. Анализировать источники воды на Земле. Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Рассматривать картину И.К. Айвазовского «Девятый вал». Устанавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воздуха. Записывать характеристики погоды в таблице (за несколько дней), используя условные обозначения.

22.09

5

Человек изучает Землю

 (2 часа)

Изображение Земли. Глобус – модель Земли. Карта. Географическая карта.

Обсуждать вопрос, как человек познает мир. Делать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познать мир. Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

29.09

6

Масштаб, условные обозначения карты (практическая работа).

Находить ответ на проблемный вопрос «Зачем нужен план?» Выполнять практическую работу по «чтению» плана пришкольного участка и составлению плана своего школьного участка. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

06.10

7

Царства природы

(12 часов)

 Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. 

Рассказывать по рисунку-схеме строение гриба. Сравнивать грибы по внешнему виду, делать вывод о разнообразии плодовых тел у грибов. Сравнивать грибы и растения.

Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов, знать правила сбора грибов.                                             Описывать признаки отравлений грибами.

13.10

8

Распространение растений на Земле. Значение растений для жизни.

Характеризовать представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеризовать значения (функций) разных органов растения.

20.10

9

Растения и человек.

Характеризовать представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеризовать значения (функций) разных органов растения. Классифицировать: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека

Классифицировать растения: дикорастущие, культурные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорастущих растениях.

27.10

10

Разнообразие растений на Земле. Разнообразие растений Чувашии. 

Классифицировать растения. Читать схему «Разнообразие растений на Земле». Работать в группах: составлять «паспорта» растений Чувашии. Работать с рубриками «Этот удивительный мир...» и «Картинная галерея»

10.11

11

Растения – живые существа (организмы).

Строить схему «Части растения». Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Проводить и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Обсуждать рассказ Э. Шима «Ландыш». Анализировать информацию о корне, стебле, листе, цветке растения.

17.11

12

Жизнь растений. Питание растений. Размножение растений.

Проводить несложные опыты по размножению растений. Выполнять практическую работу по выращиванию растения из листа. Работать с иллюстративным материалом. Выполнять задания в учебнике.

24.11

13

Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Охрана растений.

Классифицировать: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения.  Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).  Находить информацию о разнообразии растений родного края, о ядовитых растениях, о том, как предупредить отравлений ими.

01.12

14

Животные – часть природы. Роль животных в природе.

Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Работать в группах: подготовка ответа на вопрос «Нужны ли человеку животные?» Работать с текстом учебника.

08.12

15

 Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.

Конструировать плакат «Мир фауны». Работать со схемой и текстом учебника. Приводить примеры разных животных (групповая работа).

15.12

16

Животные – живые тела (организмы).  Особенности жизнедеятельности животных. Поведение животных.

Находить информацию о  животных родного края. Составлять небольшой рассказ о поведение животных, об их особенностях жизнедеятельности: передвижении, питании, дыхании, размножении; приспособлении к среде обитания.

22.12

17

Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. Птицы и звери – позвоночные животные.

Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя). Раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Работать с учебником и рабочей тетрадью. Собирать материалы к проекту. Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности рыб и земноводных.

29.12

18

Животные России и Чувашии. Цепи питания. Охрана животного мира.

Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России», «Охрана животных чувашского  края». Перечислять причины исчезновения животных

12.01

19

Наша Родина: от Руси до России

 (2 часа)

Название русского государства в разные исторические времена (Древняя Русь, Московская Русь, Российская империя).

Называть  русское государство в разные исторические времена (эпохи); составлять портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России.  Работать с исторической картой. Слушать рассказ учителя и задавать вопросы по содержанию. Работать с рубриками «Жил на свете человек...» и «Картинная галерея». Слушать рассказ учителя «Пётр I». Поддерживать учебный диалог «Создание русского флота».  Слушать сообщение учителя – вступление в тему. Читать и обсуждать текст учебника, составлять план пересказа. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Слушать рассказ учителя о Николае II и о революции. Рассматривать фотографии царской семьи. Готовить сообщение в группе «Дети в изобразительном искусстве».

19.01

20

Название русского государства в разные исторические времена (Советская Россия, СССР, Российская Федерация).

Работать с текстом учебника. Строить схему (ленту времени). Находить информацию о республиках, входивших в состав СССР.

26.01

21

Как люди жили в старину

 (7 часов)

Происхождение имён и фамилий.

Находить информацию о  происхождении имен и фамилий, во что верили славяне, о принятии христианства на Руси.

Составлять небольшой рассказ о том, каким был человек в разные времена.

02.02

22

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, России.  

Описывать особенности внешнего вида славянина. Готовить самостоятельно  небольшое сообщение по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». Объяснять значение слов «облик», «окладистая». Сравнивать изображенных персонажей с современными людьми. Оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

09.02

23

Культура быта: интерьер дома. Интерьер дома в разные исторические времена.

Описывать устройство и внешний вид русского жилища. Понимать зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечислять особенности крестьянской избы. Приводить примеры первых каменных построек.

16.02

24

Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий.  

Узнать и называть одежду людей разных сословий. Объяснять различия детской и взрослой одежды. Рисовать одежду подростка. Объяснять способы изготовления обуви русских людей. Слушать рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъяснять значения украшений одежды в разные времена.

01.03

25

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Обсуждать вопрос «Во что верили славяне?» Анализировать информацию учебника о богах древних славян. Называть несколько народных праздников: Масленица, Праздник Ивана Купалы. Воображаемая ситуация «Расскажи бывальщину». Слушать рассказ учителя «Народные праздники». Обсуждать текст «Принятие христианства на Руси». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение.

15.03

26

Как трудились люди

в старину.

 (9 часов)

Что такое земледелие.

Характеризовать особенности быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Описать «Портрет славянина». Различать внешний вид людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.) Обобщать учебный материал: возникновение земледелия. Классифицировать: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеризовать  крепостное право: особенности, причины отмены. Различать: ремёсла и их результаты — продукты.

22.03

27

Крепостные крестьяне (труд крестьянских детей, тяжёлый труд крепостных).

Рассматривать репродукции и читать тексты о труде крестьянских детей. Обсуждать вопрос «Крепостной крестьянин – кто это?» Обсуждать проблему: «При каких условиях человек трудится лучше?» Работать с текстом учебника. Читать по ролям текст учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея».

05.04

28

Возникновение и развитие ремёсел на Руси (маленькие ремесленники, гончарное).

Работать со схемой и текстами учебника. Понимать, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называть особенности труда ремесленника. Рассказывать кратко о развитии ремёсел в России. Обсуждать пословицу «Не боги горшки обжигают». Читать и обсуждать текст учебника. Слушать рассказ учителя (экскурсовода). Организовать выставку гончарных изделий.

12.04

29

Возникновение и развитие ремёсел на Руси (ткацкое, оружейное).

Рассматривать изображение прялки, веретена, ткацкого станка. Понимать особенности работы по изготовлению одежды. Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учителя. Читать по ролям текст рубрики «Жил на свете человек...». Работать с рубрикой «Знакомься: наша Родина». Работать в группах.

19.04

30

Комплексная итоговая контрольная работа.

Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным темам за 3 класс.

26.04

31

Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Объяснять значение слов: «фабрика», «завод».  Рассказывать кратко  о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России. Понимать, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных ископаемых.

03.05

32

Развитие техники в России (автостроение, авиация). Освоение космоса.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Рассказывать о современных автомобилях. Организовать выставку рисунков «Автомобили будущего». Слушать рассказ учителя «Рождение самолётостроения в России». Работать с иллюстрациями учебника. Обсуждать проблемную ситуацию (на основе репродукции картины А.А. Дейнеки «Никитка – первый русский летун»). Работать с рубрикой «Жил на свете человек». Работать с иллюстрациями учебника.

10.05

33

Особенности труда людей чувашского  края

Описать рассказ на темы «Как трудятся люди родного края». Познакомить с трудом, бытом, традициями чувашей.

17.05

34

Урок – обобщение. Древняя Русь. Россия времён Петра I. Россия XX века.

Знать, что Иван Грозный – первый русский царь. Называть дату венчания на царство первого русского царя. Понимать, что Пётр I – император. Приводить примеры деятельности Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования.

24.05

35

Резерв (1 час)

Резерв

Материально-техническое обеспечение

  1. Виноградов Н.Ф. и др. Окружающий мир: учебник. 3 класс: в 2ч. М.«Вентана – Граф», 2013г.
  2. Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова.-М.: Вентана – Граф, 2013.-192 с.
  3. Компьютер.
  4. Проектор.
  5. Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
  6. Термометр медицинский.
  7. Компас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся  третьего класса  Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс  УМК "Школа России"...