Конспект урока по окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Рыжкова Мария Евгеньевна

Окружающий мир (исторический блок) 4 класс
Тема: мудрый выбор

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl_mudryy_vybor.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока
по окружающему миру
(исторический блок)

                                                                                                                                                              Выполнила: Гунтина Мария        
                                                                                                                                                                                                 

Челябинск, 2016

     Тема урока: «Мудрый выбор»

Тип урока: комбинированный.
Цели деятельности учителя:
 Формировать у детей знание об истории крещения Руси; расширить представление о киевской княгине Ольге, о Кирилле и Мефодии; развить познавательный интерес.

     Планируемые результаты:

  • Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем. 
  • Предметные: понимание роли князя Владимира в принятии христианской веры на всей Руси; понимание причин, по которым князь Владимир принял христианство и принял решение о крещении всей Руси и умение их объяснять; понимание роли Кирилла и Мефодия в составлении славянской азбуки и переводе Евангелия на славянский язык.
  • Метапредметные: восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. 

Понятия: крещение, Евангелие.

Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс; раздаточный материал; презентация.  

                                                         

                                                                                              Фотография доски

Этап

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урок истории.
-Проверим, все ли в порядке:
-Руки на месте? Ноги на месте? Локти у края, спина прямая.
Сядьте ровненько и красиво. Пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение.

Словесный: слово учителя.
Организует начало урока.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

2.Проверка домашнего задания

3

- Сегодня за ответы вы будите получать жетоны.  И в конце урока те, кто больше всего наберет жетонов, получат медаль знающего ученика. Готовы? Напоминаю, мы не выкрикиваем, спрашиваю только по поднятой руке. Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал прошлого урока.
- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?
- Вспомните, какова роль торгового Днепровского пути в истории России?
-В чем заключалась особенность городского населения Древней Руси?
- Какой город стал столицей Древнерусского государства? Кто его провозгласил?
- Для чего князю Олегу нужно было объединить Русь?

Словесный:

Задает вопросы по прошлой теме.

Вспоминают тему прошлого урока.

Отвечают на вопросы по пройденному материалу.

П:
строят речевые высказывания.

К: уметь четко высказывать свои мысли; уважать мнение другого.

3.Постановка Учебной задачи

1

- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам нужно разгадать ребус.
- Какое слово у вас получилось? (Крещение.)
- Как вы думаете, о крещении кого или чего мы будем говорить?
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? Тему нашего урока вы можете увидеть на слайде
(«Мудрый выбор»)
-
Ребята, как вы считаете, какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке? (познакомиться с историей крещения Руси)

Словесный:

ответы на вопросы.

Разгадывают слово и отвечают на вопросы.

П: узнавание  новой темы при взаимодействии с детьми.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

4.Усвоение новых знаний и способов действий

15

- Ребята, посмотрите на экран. Кого вы здесь видите? (Древних Богов.)
- Почему они «Древние»? Как называлась на Руси вера во многих Богов?
- Почему люди так верили в Богов? (Боялись, т.к. не могли многого объяснить  - явлений природы.)
- Что людям приходилось делать, перед тем, как что-то совершить, перед важными делами? (Молиться, совершать обряды.)
- Зачем они это делали? Почему? (Верили, что Боги помогут.)
- А теперь представьте, если бы было много президентов, и каждый управлял бы нашим государством по-своему. Был бы порядок в стране? Но так же трудно было управлять на Руси, когда разные города поклонялись разным богам.
- Мы одно государство, и правитель у нас должен быть один. И должен быть один Бог.
- Первым правителем, кто так решил, стала княгиня Ольга. Она крестилась в Константинополе и получила имя Елена. Но Русь тогда так и не крестили.
- Но интерес к христианству проявлял внук Ольги, правнук Рюрика, князь
киевский, Владимир. Он мечтал видеть свое государство единым, сильным, независимым, и что бы древняя Русь встала вровень с соседними странами, князь решил просветить народ через веру.
- Но и князю Владимиру пришлось нелегко. Согласно «Повести временных лет», до крещения, к князю Владимиру прибывали послы из разных стран, которые предлагали ему свои религии. Ему предлагали перейти в 
ислам, в католицизм, евреи, предлагали Владимиру принять иудаизм. Чтобы определиться с выбором религии, князь отправил в разные станы своих послов. Вернувшись, те рассказали князю и боярам, что и где видели. Больше всего послов поразила красота церковного богослужения в греческой земле, в Царьграде (Константинополе). После доклада, бояре сказали князю: «Если бы плох был закон греческий, то не принял бы его бабка твоя, а она была мудрейшей из всех людей».

- Так чувство красоты, которое свидетельствует о добре и правде, и уважению к опыту родного человека определили выбор христианской веры на Руси. Посланники вернулись в Киев и с  восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду. Принятие христианства на Руси укрепило торговые и культурные связи с Византией, а также дало возможность совершать богослужение на родном языке. Византии, в сою очередь, было выгодно совершить крещение Руси, так как она получала сильного союзника.
-Князь Владимир принял
крещение в 988 году в КОрсуни. Он крестил 12 своих сыновей, а затем киевлян. От этого и пошло русское слово «крестьяне». Что же обозначает слово «крещение»? Крещение - первое  и важнейшее христианское таинство.
- Но не все сразу приняли христианство. Как вы думаете, почему?
- Тех, кто сопротивлялся крещению, загоняли в реку силой и там крестили. В какой реке крестили людей? В реке Днепр.
- На сегодняшний день существует много вероисповеданий. Кроме христианства, какие еще вы знаете вероисповедания?
- Ребята, а вера мешает нам жить всем вместе?
- Бог един, но называется он у всех народов по-разному.
- Сейчас вы посмотрите видео, после чего ответите на вопрос: какие причины повлияли на выбор князем Владимиром религии; что сделал Владимир, чтобы не допустить подчинения Руси Византии; чему византийские мастера обучали русских людей; что еще изменилось на Руси с принятием христианства.

Словесный:

Задавать вопросы.

 

Рассказывает материал

 

Словесный: рассказ учителя.

Наглядный:
презентация

Практич.:
работа с понятием.

Задает вопросы

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Осознанно слушать рассказ учителя.

Анализируют новое понятие

Отвечают на вопросы, опираясь на жизненный опыт

П:
строят речевые высказывания.

К:

умение слушать и слышать.

Р:

умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей

П: узнавание  нового термина.

К: уметь четко высказывать свои мысли; уважать мнение другого.

5.Физминутка

3

А сейчас давайте с вами немного отдохнем. Все встаем, выходим из- за парт.

Практич. Вып. упр-ий

Выполнение движений.

6.Закрепления знаний и способов действий

10

-Продолжаем работу.
- После того, как князь Владимир крестил 12 своих сыновей, он рассадил их по городам Руси, и они стали ставить церкви на местах, где стояли языческие идолы. Один из сыновей Ярослав Мудрый велел поставить в Киеве собор Святой Софии, как и в Константинополе, в память об этом великом событии. С тех пор возник обычай строить храмы в честь важных событий для России.
- Сейчас на 21 странице мы рассмотрим фотографии соборов Святой Софии. Собор Святой Софии был возведен и в центре Великого Новгорода.

Что общего у этих храмов? Чем они отличаются? Какой особенностью обладает каждый из представленных храмов?

-А какие храмы есть у нас в Челябинске? А есть ли в Челябинске мечеть? Католическая церковь? Посмотрите, какие храмы существуют в Челябинске.
- Поскольку возникло христианство, скажите, какие символы христианства существуют? (Крест, Библия.)
- Сколько лет Библии?
- Как появилась Библия? Она пришла откуда-то или ее написали?
- Она изначально была написана на славянском языке? (На греческом.)
- А кто перевел Библию? Кто создал славянскую азбуку? Кирилл и Мефодий. Они то и перевели Библию, по-другому – Евангелие – главная книга христиан. В ней для каждого сердца прописаны заповеди христианства. Кто-нибудь знает заповеди христианства? Давайте прочитаем на слайде эти заповеди
. (Не убивай! не лги! Не желай богатства ближнего своего! Почитай отца и мать, родивших тебя. Люби своих Ближних‚ как самого себя. Будь милостив и помилован будешь.)
- Ребята, как вы думаете, в наши дня нужно ли соблюдать эти заповеди? А когда, в каких ситуациях они могут пригодиться?
- С крещением славянская письменность утвердилась и на Руси. В монастырях стали писать книги. Особенно высоко ценились умные добрые книги,  которые учили различать добро и зло, ставили в пример образ святого человека.

- А сейчас прочитайте самостоятельно «Календарь памятных дат» в учебнике, на страничке 22-23.
- Откройте рабочие тетради на странице 13, обратите внимание на 4 номер. Прочитайте задание. Что необходимо сделать? Давайте вместе соотнесём первую дату с нужной картинкой. Оставшиеся две даты, соотнесите с картинками самостоятельно. Сравните свои ответы с ответами на слайде.
- С принятием христианства Древняя Русь вступила в семью европейских народов. Это событие перевернуло жизнь России. Активно начали строиться церкви и устраиваться монастыри. Вместе с христианством на Русь пришла церковная письменность. На Руси возникают школы с греческими учителями священниками. В школах изучается Евангелие, т.е. история не славянского народа, а иудейского, римлян и греков. Традиционные славянские имена заменялись греческими, иудейскими и римскими.

Словестный: речь учителя, рассказ 

Задает вопросы

Развивает кругозор учащихся

Практич.:
работа с понятием

Задает вопросы

Работает в рабочей тетради.

Обобщение изученного материала.

Слушать рассказ учителя

Отвечать на вопросы.

Актуализируют мыслительную деятельность

Анализируют понятие

Читают и анализируют заповеди

Отвечают на вопросы

Самостоятельно работают в рабочей тетради, опираясь на полученные знания.

П: строить речевое высказывание в устной форме

П: осмысленно читают

К: умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли.

Р:
прогнозирование своей  деятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

7.Подведение итогов занятия

8.Д/З

5 мин

- Ребята, сейчас я каждому раздам тест, который вы должны выполнить за 3 минуты. Обменяйтесь листочками. Проверьте ответы друг друга с ответами на доске.
- Итак, давайте вспомним:
- Почему князь Владимир выбрал христианство?
- Чем отличается христианство от язычества?

- Как происходило крещение на Руси?
- Легко ли народ принял новую веру?

- Посчитайте количество своих жетонов.

- Откройте свои дневники, запишите д.з.: с.20-23, РТ с.12, 13 выполнить задания.

Словесный: ответы на вопросы; беседа. Подводит итог урока

Задает д.з.

Подводят итог урока. Отвечают на вопросы.

Оценивают свои достижения.

Записывают д.з.

К: контролировать действия партнера

Р:

анализировать собственную работу.

9.Рефлексия

1 мин

А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился.

Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

Проводит рефлексию

Производят рефлексию.

Р: выделение и осознание учащимися усвоенного на уроке, осознание качества усвоенного.

Ф.И.___________________________________________

Тест по теме “Мудрый выбор”

  1. Кто первым крестился на Руси?
  • Игорь
  • Ольга
  • Владимир
  1. В каком городе крестился Владимир?
  • Корсунь
  • Киев
  • Москва
  1. Какой год считается годом крещения Руси?
  • 980
  • 988
  • 1015

  1. До крещения Руси славяне были язычниками,
    то есть верили, что:
  • бога нет
  • бог один
  • богов много
  1. Первую славянскую азбуку составили:
  • братья Кирилл и Мефодий
  • Ярослав Мудрый
  • князь Владимир

   Ф.И.___________________________________________

Тест по теме “Мудрый выбор”

  1. Кто первым крестился на Руси?
  • Игорь
  • Ольга
  • Владимир
  1. В каком городе крестился Владимир?
  • Корсунь
  • Киев
  • Москва
  1. Какой год считается годом крещения Руси?
  • 980
  • 988
  • 1015

  1. До крещения Руси славяне были язычниками,
    то есть верили, что:
  • бога нет
  • бог один
  • богов много
  1. Первую славянскую азбуку составили:
  • братья Кирилл и Мефодий
  • Ярослав Мудрый
  • князь Владимир

988 г. Крещение

Евангелие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...