Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему Луна бывает разной?" 1 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Казакова (Желнова) Валерия Сергеевна

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему Луна бывает разной?" 1 класс (конспект + презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_luna_byvaet_raznoy.doc75 КБ
Файл pochemu_luna_byvaet_raznoy.pptx1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Почему Луна бывает разной?

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока: -формировать представления о Луне как спутнике Земли.

Планируемые результаты:                       

Предметные:

- познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны;

-рассказать о способах изучения Луны учеными;

- развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление;

 Личностные : - анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем;

                        - формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.

Оборудование :  презентация, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг.момент

Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Понимать мотивационную задачу урока и стремиться её выполнить.

К:  настраиваться  на урок

2. Актуализация знаний

-Что такое звезды? (огромные пылающие шары.)

-Что такое Солнце? (ближайшая  звезда)

-Почему звезды кажутся нам маленькими точками?

-Назовите ближайшую звезду к Земле.

-Какие созвездия вы уже знаете?

-Почему днем на небе не видно звезд?

-Почему они становятся видны ночью?

-Какие названия звезд вы знаете? (стр 32)

Повторять изученный материал

Поддерживать учебный диалог

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

3. Постановка учебной задачи

-Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо  и увидел еще что-то.

-Отгадайте загадки:

Еще недавно к нам в окошко

Светила белая лепёшка,

А нынче вдруг горят в окошке

Бычка серебряные рожки. (луна)

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталось в небе только

Апельсиновая долька.(месяц)

-Именно это и увидел Муравьишка Вопросик.

-Кто из вас видел Луну?

-Кто выйдет и нарисует Луну на доске?

-Почему она разная? (ответы детей)

-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.(о Луне)

-Прочитайте тему урока на с.34 учебника.(Почему Луна бывает разной?)

-Прочитайте, какие  учебные задачи мы поставим перед собой.

Отгадывать загадки

Поддерживать учебный диалог

Рассуждать о Луне

Формулировать тему и цели урока

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П : узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.

4. Изучение нового материала

7 м

-Кто знает, чем является Луна по отношению к Земле? (это спутник Земли.)

-Как вы это понимаете? Объясните с помощью рисунка схемы на с.34. (ответы детей)

-Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она- серп, который назвали месяцем. Люди не могли объяснить это явление и  придумывали сказки, легенды, мифы.

-Послушайте одну такую сказку. (Сербская сказка)

Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.
— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем.
Опять платье мало.
— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному.
Увидел портной: идет по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.

-Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны. Это секрет в том, как она светит. Солнце- это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна…

-Ребята, чтобы узнать секрет Луны, прочитайте текст на с. 33, выделенный жирным шрифтом.

-Что же делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)

-А может ли Луна сама испускает свет? (нет, только отражает)

-Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы.

-Выполните задание в рабочей тетради № 1с.22.

-Рассмотрите рисунки. Найдите рисунок, на котором правильно показаны Земля и Луна. (1)

-Обоснуйте свой ответ. Отметьте этот рисунок галочкой.

Знакомиться с темой урока

Объяснять схему в учебнике

Знакомиться со сказкой

Поддерживать учебный диалог

Узнавать больше о Луне

Выполнять задание в рабочей тетради

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика.

Регулятивные :принимать и сохранять задачу

Физминутка

-А сейчас встанем и немного отдохнем.

-Кто знает какую форму имеет Луна? (шара)

-Рассмотрите рисунок Луны на с.35 учебника и вылепите модель Луны из пластилина.

-Муравьишка с Мудрой Черепахой также рассматривают Луну. А каким прибором они пользуются? (телескопом)

-Что мы видим на поверхности Луны? (круги, темные и светлые пятна)

-Рассмотрите рисунки на с. 35. Как ученые еще изучают Луну? (люди сами побывали на Луне, а еще изучение Луны происходит с помощью луноходов.)

-Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 86.

-На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые- это Лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Темные пятна- это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов- камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На поверхности Луны днем стоит жара, а ночью- мороз. Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом за месяц. Луна- это естественный (природный) спутник Земли.

-А что по размерам больше : Земля или Луна? (земля)

Миф о созвездии Льва:

Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.)

Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит «Царь».

  Творческая работа:

-Послушайте несколько советов улетающим на Луну.

1)если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в шесть раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А почему? Потому ,что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле.

2) Будешь прогуливаться по Луне- смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса.

3)Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две недели наступает ночь.

4)Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей- там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Вернее, дожди там все-таки бывают, только метеоритные, каменные.

5) Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи  радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из- за того, что на Луне нет атмосферы.

6) Подумай, как ты будешь дышать. Ведь на Луне нет воздуха.

7)Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до +130 С, а за длинную ночть охлаждается до – 170 С.

-Составьте рассказ о путешествии на Луну.

-Могут ли люди жить на Луне? ( нет, так как там нет воздуха)

Разминаться

Рассматривать рисунки в учебнике и рассуждать

Проверять свои предположения по учебнику

Поддерживать учебный диалог

Выполнять модель Луны

Запоминать информацию

Поддерживать учебный диалог

Составлять рассказ

Выступать перед классом

Л: ЗОЖ

Регулятивные :принимать и сохранять задачу

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником

К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Регулятивные :принимают и сохраняют задачу.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

5. Итоги урока

  1. Скоро прозвенит звонок,

Подведем скорей итог.

Игра «Подскажи словечко»

- Солнце – огромный пылающий … (шар).

- Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда).

- Оно создает нам … (день).

- По размерам Солнце … (больше) Земли.

- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).

- Звезды – огромные пылающие … (шары).

- Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру).

- Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … (созвездия).

- На небе можно увидеть большой ковш – это созвездие … (Большая Медведица).

-На странице 35 ответьте на вопросы учебника.

-Что сегодня на уроке запомнилось?

-Чем бы вам хотелось поделиться с родителями?

-Урок окончен. Спасибо всем за работу!

Подводить итоги

Поддерживать учебный диалог.

Регулятивный: осуществляют итоговый контроль

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звёзды

Слайд 2

Солнце

Слайд 3

Созвездие льва

Слайд 4

Луна

Слайд 5

Месяц

Слайд 7

Луноход

Слайд 9

Игра «Подскажи словечко» - Солнце – огромный пылающий … - Солнце – это ближайшая к Земле … - Оно создает нам … - По размерам Солнце … Земли. - Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … - Звезды – огромные пылающие … - Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … - На небе можно увидеть большой ковш – это созвездие …

Слайд 10

Большая медведица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Когда изобрели велосипед ?" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Когда изобрели велосипед ?" 1 класс (конспект  + презентация)...

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Учимся читать карту". 3 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему: "Учимся читать карту". 3 класс...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему: "Значение диких животных" 2 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему: "Значение диких животных" 2 класс. ПНШ...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему: "Ориентирование на местности" 2 класс (конспект+презентация)

Технологическая карта урокаПредмет: окружающий мирКласс: 2Тема: "Ориентирование на местности".Цели деятельности учителя: познакомить с прибором для определения сторон горизонта - компасом и с приёмами...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему: "Все профессии важны" 2 класс (конспект+презентация+приложение)

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему: "Все профессии важны" 2 класс (конспект+презентация+приложение)...

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Моя малая Родина" 1 класс (конспект + презентация)

Тема: «Моя малая Родина»Цели: Поближе познакомить детей с достопримечательностями родного города.Оборудование: презентация, видеозапись....