Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме:
    Учебно-методический комплект по окружающему миру за 4 класс на тему "Во времена Древней Руси" (Школа России)

    Байгузина Наталья Валерьевна

    Раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков; научить ребят обрабатывать воспринятую информацию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_po_okr.miru_4_klass.doc71 КБ
    Office presentation icon kreshchenie.ppt732 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж №1»

    Технологическая карта урока

    окружающего мира

                                                                                                       

                                                                                                                                                        Выполнила :учитель начальных классов        

                                                                                                                                                                         Байгузина Наталья                

                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                       Челябинск, 2016

    Предмет: окружающий мир

    Класс: 4

    Тема урока: Во времена Древней Руси

    Цели урока: изучить особенности расселения Древних славян

    Планируемые результаты:

    • Предметные: раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков; научить ребят обрабатывать воспринятую информацию.
    • Личностные: воспитывать интерес к предмету; воспитывать собранность и внимательность при самостоятельной работе;

        воспитывать интерес к истории своего народа.

     Тип урока: открытие новых знаний.

    Оборудование: Окружающий мир : 4 кл.: Учебник: 2 ч./А.А.Плешаков ; Окружающий мир: 4 кл.: Рабочая тетрадь: А.А.Плешаков, презентация.

    Словарная работа: крещение, летопись, шёлковый путь.

    Этап урока. Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока. Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    1.Орг.мом. 2.Мотиватиционный          Слов.: восприятие новой информации.

    1 мин.

    -Здравствуйте, ребята, садитесь. Наш урок мы начинаем с мотивирующего стихотворения:                                                                                                                 - Быть должны всегда в порядке:                                                                           Ручки, книжки и тетрадки.                                                                                                                А девиз у нас такой:                                                                                                             «Все, что надо, - под рукой!»

    Дети встают, проверяют готовность к уроку и садятся.

    Л: воспринимать речь учителя.

    3.Постановка учебной задачи и ее

    решение.

    Слов.:слово учителя

    Работа с картой  (слайд 3)

    7 мин.

    15 мин.

    -Проверка домашнего задания.                                                                                            - Близко ли, далеко ли, а было это 3 тысячи лет назад было 2 великих народа: Варяги и Греки. Невероятным величием и богатством славились они. И не было им равных. Военной политики они предпочли мирную торговую. Везли по морям драгоценные камни, богатые шелка, золото, серебро. Но путь их был на прост! Помимо 3х морей: Балтийского, Черного и Каспийского нужно было пройти им и через 2е ворот. Вход и выход в великую реку – Днепр. Река эта половодная. Размеренная и очень спокойная. Древние называли этот путь шелковым. Именно здесь и образовалось великое государство – Древняя Русь! Великие города были основаны на берегах рек Днепра. Такие как: великий Киев, которому было суждено стать столицей древней Руси, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переяславль.(на слайде карта)

    - Откройте учебники на стр. 40 Прочитайте название.

    - Как вы думаете, как бы мы сегодня называли Русь? (Россия).

    - Скажите где расположилось древнее государство Древняя Русь? (между Черным и Балтийским морями).

    - Какие города находились на берегу Днепра? (Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переславль).

    - Какой город являлся столицей? (Киев). А сейчас какой город является столицей нашей страны? (Москва).

    - Кто запомнил: Как назывался шёлковый путь? (Путь из Варяг в Греки).

    - Представляете этот путь проходил и по нашей реке Неве, река не была одета в гранит.

    - Что еще изображено на карте? (всадники – кочевники – лихие люди, промышляющие разбоем; Князь со своей дружиной).

     - Сколько оттенков зеленого на этой карте? Какой что обозначает?

    - Да посмотрите, как расширилась территория древнего государства за какие-то 150-200 лет.

    - Переверните странице. Читай 1 и 2й абзац.

    - Итак, ребята, территория огромная, кочевники постоянно совершают набеги. В стране нужен порядок, иначе она развалится. Что делается? (Избирается глава - царь).

    - Царь – один. Городов много. В каждом городе царь сажает наместника – тот кто правеет на месте, в этом городе. Это может быть его сын, приближенный которому он доверяет.

    - Но царь – глава, но у него есть помощники, советники – бояре – знатные и богатые люди.

    - Кстати, первоначально богатый – не тот, у кого много денег. Давайте выделим корень – бог, значит, какой это человек, у которого есть ….(бог), да у которого есть бог в душе – верующий человек. А если он верующий, праведник – он угоден богу, то его любит, посылает всевозможные блага – удачу например.

    - Так же у царя есть надежная дружина. Маленький отряд, который предан своему царь, который защищает и оберегает царя.

    - Простой люд давал царям прозвища. Прозвище – это не обидное слово, а то которое наиболее точно характеризовало правление данного царя. Допустим:

    Ярослав - Мудрый;
    Владимир - Красно Солнышко;
    Олег - Вещий;
    Иван IV - Грозный;

    Слушать и анализировать.

    Принимать участие в рефлексии.

    К:- умение слушать и слышать.

    П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

    К:- умение слушать и слышать.

    П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

    4.Первичное закрепление.

    Словес.: вопросы учителя; ответы уч-ов.

    Словесн.: беседа по теме урока.

    Нагл.: просмотр видеофрагм.

    2 мин.

    10 мин.

    4 мин.

    - Открываем печатную тетрадь на стр.16 выполняем задание №2,3.  

    - Откройте стр.43. Прочитайте название. Читаем.

    - Все самые важные события писались в летописи. Летопись – это книга, которая писалась монахами. Они седели в кельях – специальное полуподземное помещение с маленьким окном. И гусиным пером писали историю. Каждые новый монах начинал с того что переписывал всю книгу с самого начала, поэтому мы не можем говорить с полной уверенностью что все было именно так! Ведь человек мог где-то приукрасить, что-то пропустить, дописать свой взгляд на ситуацию, а следующей монах будет воспринимать эту ситуацию как факт! Тем не менее - это единственный источник знаний о древности.

    - В 988г – произошло массовое крещение Киевлян.

    - Найдите и прочитайте определение крещения.

    В летописи было написано, что истинная причина принятия Христианства лежит в политики.

    - Византийские князья – они были христиане, не могли справиться с одним мятежником, они попросили помощи у Славянского князя Владимира. Тот в ответ сказал, что поможет, если ему отдадут в жены сестру византийских князей. Опят же выдвинулось условие, что Владимир должен принять христианство. Владимир помог, но девушку ему не отдали. Тогда он захватил город Херсонес (Севастополь), и пригрозил, что пойдет на Константинополь, ему отдали девушку, после того как он крестился. Далее Владимир, приехав домой крестил всех киевлян, в Днепр был скинут языческий идол Перуна, тем самым было продемонстрировано  бессилие языческих богов.

    - Крещение происходило насильно, войска выгоняли людей из домов и сбивали в колонны, вели к реке Почайне, крестили. Не сразу прижилась новая вера. Многие языческие праздники остались. Масленица – один из таких праздников.

    Крещение по летописи произошло в 988 году.

    - Новая вера учила думать людей, стали развиваться различные ремесла, т.к. нужно было строить богатые храмы  (видеофрагмент).

    -Выполняем задание в тетради №4

    Выполнять задание в тетрадях.

    Слушать и принимать участие в беседе.

    Смотреть видеофрагмент и анализировать.

    П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

    К:  уметь четко высказывать свои мысли;

    К: умение слушать и слышать.

    5.Итог

    Рефлексия

    Словес.: ответы на вопросы, самоанализ.

    6. Домашнее задание

    2 мин.

    - Что вам больше всего запомнилось?                                                                             - Что вам больше всего понравилось?  Вам понравилось наше занятие? Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились! Мне приятно было работать с вами!               - А как вы оцениваете свою работу? Если вы были активны на уроке и все поняли, то поднимите зеленый карандаш. А если вы считаете, что не достаточно активно отвечали, то поднимите желтый. Если вы совсем ничего не поняли,  и вам было неинтересен урок поднимите красный карандаш.

    Выполнить задание в тетради стр. 15№1, сообщения о богах. Стр. 40-45 читать, готовиться к тесту.

    Участвовать в рефлексии

    П:строят рассуждения

    Р: осуществляют итоговый контроль



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Быть должны всегда в порядке: Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: «Все, что надо, - под рукой!»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методический комплект по окружающему миру за 4 класс на тему" Мудрый выбор" (Перспектива)

    Формировать у детей знание о истории крещения Руси; расширить представление  о Кирилле и Мифодии; развить познавательный интерес....

    Учебно-методический комплект по окружающему миру за 3 класс на тему" Свойства воды" (Школа России)

    Познакомиться с новыми   свойствами воды; освоить доступные способы изучения природы – опыт, наблюдение, сравнение; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в ок...

    Учебно-методический комплект по русскому языку за 3 класс на тему" Составление рассказа по картине « Серая Шейка» (Школа России)

    Повторить правило «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне», формировать навык составления  рассказ по картине ....

    Учебно-методический комплект по литературному чтению за 4 класс на тему" В. Я. Брюсов «Опять сон»." (Школа России)

    Развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь; воспитывать любовь к чтению через творчество В.   Я. Брюсова....

    Учебно-методический комплект по литературному чтению за 4 класс на тему" Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»." (Школа России)

    Расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка;  формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения....

    Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Жизнь древних славян"

    Урок «Жизнь древних славян» является составной частью раздела «Страницы истории Отечества», изучаемого в 4 классе. Изучая этот раздел, дети узнают о важных событиях истории России.На уроке «Жизнь древ...

    Учебно - методический комплект по окружающему миру (конспект урока + презентация) на тему "Экономика и экология", УМК "Школа России"

    Учебно - методический комплект по окружающему миру (конспект урока + презентация) на тему "Экономика и экология", УМК "Школа России"...