«Берегите воду» конспект урока по окружающему миру 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Берегите воду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okr.miru_2.docx39.16 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет : окружающий мир

Раздел: Эта удивительная природа

Тема: «Берегите воду»

Класс: 3

Учебно-методическое обеспечение: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 часть.

 Время реализации занятия: 40 мин.

Цель: рассмотреть причины загрязнения водоемов.

Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить

бережно относиться к воде и экономить воду.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

1)формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей;

2) умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Коммуникативные УУД:

1)развивать умения работать в парах, группах,

2)внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,

3)умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

формулировать тему урока;

 искать и выделять необходимую информацию;

адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты;

5)устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;

рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-диспут с элементами просмотрово-поискового чтения.

Формы обучения:

      1)        индивидуальная работа

      2)        групповая работа 

      3)фронтальная работа.

Методы:

      1) объяснительно-иллюстративный

       2) продуктивный

      3) репродуктивный.

Технологии:

1)здоровьесберегающая

2)технология игровых методов обучения

3)проблемное обучение

 4) информационо-коммуникативные (система контроля и мониторинга качества знаний PROClass)

Оборудование:

1) документ-камера;

2) интерактивная доска

3) система контроля и мониторинга качества знаний PROClass

4) ноутбук учителя

4) «капли» настроения у каждого учащегося для самооценки;

5) рисунок реки с источниками загрязнения

6)схема «Круговорот воды в природе»

7)карта мира.

Пояснительная записка

     Современное образование в России перешло на Федеральный государственный стандарт второго поколения (ФГОС).Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной  образовательной парадигме, которая связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются  технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.

        Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Это способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они дети учатся мыслить, творчески усваивать знания.

     В качестве организационного принципа проблемного урока выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой и индивидуальный  метод обучения с элементами  обсуждения и игры.

Наряду с этим на уроке использовались элементы таких современных технологий, как система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, документ-камера, ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), иллюстративный материал, что немаловажно для учащихся младших классов.

     Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass – это инструмент для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний и мониторинга образования с системой PROClass, преподаватель может представить вопрос всему классу, и все ученики могут отвечать и участвовать в обсуждении. Если преподаватель видит, что большинство ответов неправильны, то он может повторно объяснить соответствующую тему. Если большинство ответов верны, то можно переходить к следующей теме. Система PROClass способствует тому, что вопросы преподавателя адресованы всему классу (а не только отличникам) и позволяет получить немедленную индикацию понимания 100% аудитории. Темп обучения задается в соответствии с потребностями большинства учеников. По окончании занятия, система автоматический создаст подробный отчет для преподавателя – полную таблицу результатов с именами и фамилиями всех учеников класса, а также ответов на все вопросы урока. Таким образом, преподаватель может определить, кому из учеников было трудно усвоить материал на уроке, и оказать дополнительную помощь для отельных учащихся. С помощью этой функции, преподаватель может проводить интерактивный урок не подготовив заранее презентацию с помощью системы. Более того, всегда можно использовать предпочитаемый вариант подачи материала – на доске, на бумаге, прямо с веб-сайтов. Система проверяет ответы на вопросы, представленные на листе или в файле WORD, за учителя и выдает оценку автоматически. Успешные результаты использования системы, выражаются в характере проводимых занятий, а также в общей атмосфере в классе во время проведения урока с помощью системы PROClass. Во всех школах, использующих систему PROClass, наблюдается повышенный интерес к интерактивным занятиям со стороны учеников, а также к изучаемым на них предметам.

      Документ-камера 

•    помогает транслировать изображения плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения (цветок, яркая картинка);

• позволяет рассмотреть мелкие детали плоского или объёмного изображения, которые плохо различимы при реальном просмотре;

• облегчает работу с учебником или альбомом с иллюстрациями, когда требуется обращаться по ходу демонстрации к различным частям документа;

• помогает найти определённую информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определённым признакам;

• позволяет сохранять увеличенные изображения в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации и изучения обучающимся.

      Данная разработка урока включает в себя поэтапный план занятия с учетом временной реализации и урока.

       Для мотивации к учебной деятельности урок начинается с проблемного вопроса : « Без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?»

      Тема урока не объявляется учителем , а обучающиеся определяют сами, послушав сказку. Послушав сказку определяют  какая проблема стоит перед человечеством и формулируют тему урока.

       На уроке используются различные формы и методы с целью удержания внимания и интереса к изучаемой теме.

       Таким образом, творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. А проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. Благодаря принципу проблемности, реализованном на уроке, ученики открывают знания, а не получают их в готовом виде.

План занятия

Этапы занятия

Временная реализация

1. Организационный момент (урок начинается со стихотворения для настроя к работе)

1 минута

2.Мотивация к учебной деятельности .Девиз урока. Ответ на проблемный вопрос.

3 минуты

3. Актуализация знаний .

1.Проверка домашнего задания ( PROClass)

2.Работа со схемой «Круговорот воды в природе». (Демонстрация схемы при помощи документ –камеры)

6 минут

4.Самоопределение к деятельности. Целепологание.

Прослушивание сказки. определение темы и задачи  урока. Ответы на вопросы.

8 минут

5.Физкультминутка

2 минуты

6.Работа по теме урока Рассказ учителя. Ответы на вопросы по группам. Работа по карте мира и рисунку реки с источниками загрязнения. Игра: «Собери пословицу». Работа в группах. Решение экологических задач.

15 минут

7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Беседа. Тест.

7 минут

8. Самоанализ и самооценка ученика

«Необычная радуга» (выбор цвета). Лист самооценки.

2 минуты

9. Домашнее задание

1 минута

Ход урока:

1. Организационный момент

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмѐмся,

И друг другу улыбнѐмся.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придет успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу!

2.Мотивация к учебной деятельности

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»

- Как понимаете эти слова? ( На уроке не только уметь высказывать свое мнение, но и уметь слушать собеседника.)

- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)

- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.

- Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного

- Сейчас я прочитаю стихотворение, после чего вы должны ответить:

Без чего невозможна жизнь на Земле?

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без….(воды).

-Без чего невозможна жизнь на Земле?

- Почему? (Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям)

3. Актуализация знаний .       1.Проверка домашнего задания. PROClass

1.-На прошлом уроке мы познакомились с удивительными превращениями

воды, узнали о ее путешествиях. Сейчас проверим, что вы знаете о воде.

PROClass.

Тест (форма работы: индивидуальная)

1) Лед и снег-это вода..

А) в твердом состоянии;

Б) в жидком состоянии;

В) в газообразном состоянии.

2) Что происходит с водой при нагревании?

А) при нагревании вода сжимается;

Б) при нагревании вода расширяется;

В) изменений с водой при нагревании не происходит.

3) Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

А) вода впиталась в поверхность пола;

Б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.

В) вода с поверхности пола испарилась;

4) Пар- это

А) вода в жидком состоянии

Б) вода в газообразном состоянии.

В) вода в твердом состоянии;

5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы ?

А) вода, превращаясь в лед, расширяется;

Б) вода, превращаясь в лед, сжимается;

В) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

2.Работа со схемой «Круговорот воды в природе». (Демонстрация схемы при помощи документ –камеры) (форма работы: фронтальная)

4.Самоопределение к деятельности. Целепологание.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете

определить сами, послушав мою сказку.

В одном царстве жило-было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы.

Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие – купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора. Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной. Пришли утром люди к озеру и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились они, стали просить у озера прощения, стали ухаживать за ним. Простило людей озеро, выпустило рыбу, очистило свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.

-Так о чем же мы будем говорить? Какая проблема стоит перед человечеством?

(Воду нужно беречь, не загрязнять)

-Итак, тема урока: «Берегите воду!» (Интерактивная доска)

- Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос:

Почему нужно беречь и охранять ВОДУ? Почему вода находится в опасности?

-А какие задачи мы должны решить на этом уроке? Чему должны научиться?

- Я предлагаю список задач, а вы выберите те, которые относятся к нашей теме.

1) Узнать причины загрязнения водоемов;

2) Научиться объяснять, что такое опыление;

 3) Научиться бережно относиться к воде и экономить воду;

4) Научиться классифицировать растения;

5) Научиться моделировать изучаемое содержание.

У.- Чтобы выполнить данные задачи, нам нужно ответить на вопросы, которые принесла наша гостья -Капелька из сказочного Красивого озера.

Вопросы:

1.Где на планете встречается вода?

2.Для чего человеку нужна вода?

3.Почему чистой воды становится меньше?

4.Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?

5.Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах?

6.Что значит «экономно расходовать воду»?

-Еще Капелька приготовила плакат. Что вы видите?

-Что вы можете сказать про эту речку?

- Поможем Капельке очистить речку от источников загрязнения?

-Сегодня работаем в группах. А как нужно работать в группах? Назовите правила.(форма работы: совместная )

- Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.

5.Физкультминутка

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

6.Работа по теме урока

-Очень-очень давно, много миллионов лет назад, еще до появления

динозавров, вся поверхность земли была покрыта водой.

Затем в результате вулканических извержений, некоторые участки суши стали подниматься, а некоторые наоборот опускаться ниже уровня воды.

Современные ученые пришли к выводу, что первая частица жизни зародилась в воде. Значит вода- мать всего живого на земле.

- А вам интересно, какие вопросы приготовила Капелька?

- Тогда приглашаю по одному члену группы, чтобы он выбрал вопрос.

Вопрос 1: Где на планете встречается вода?

(Обсуждение в группах, прослушивание отчетов)

-Покажите, что группа готова..

-Да. Она встречается везде. Если посмотрим на глобус(модель Земли) воды

много в морях и океанах.

Но морская вода соленая, она непригодна для питья, для полива полей, для

нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные ее запасы сосредоточены в полярных льдах. Но запасы пресной воды сокращаются из-за их загрязнения.

- Мы сделали первый шаг по очистке воды в реке. (Убирается первый

источник загрязнения).

Вопрос 2: Для чего человеку нужна вода?

У. - А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо

израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно

250 тонн бумаги.

-А кто еще нуждается в воде? (Животные, растения)

Н-р: Слону в сутки необходимо 90 литров воды.

Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни.

- Мы сделали второй шаг по очистке воды в реке. (Убирается второй

источник загрязнения).

- Многие люди посвятили воде песни, стихотворения, пословицы.

На доске:

"Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды." Василий

Михайлович Песков.

- Вы согласны с его словами?

-А сколько пословиц о воде?

Игра: «Собери пословицу». (Найдите начало и концовку пословицы).

- Не забывайте, что работаем в группах.

Тише воды,                                         не суйся в воду.

Под лежачий камень                          молодецкая еда

В марте вода,                                      ниже травы

Хлеб да вода —                                  в апреле трава .

 Не зная броду,                                   вода не течет.

(Ответы)

Тише воды, ниже травы.

Под лежачий камень вода не течет.

В марте вода, в апреле трава.

Хлеб да вода — молодецкая еда.

Не зная броду, не суйся в воду.

-Капелька благодарит вас за ответы.

- Работаем дальше по очистке реки.

Вопрос 3: Почему чистой воды становится меньше?

- Покажите, что группа готова.

-Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает

столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарныхпоездов.

- Мы сделали третий шаг по очистке воды в реке. (Убирается третий

источник загрязнения).

Вопрос 4: Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?

Ответ: От загрязненной воды гибнут растения и животные в реках, озерах,

морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.

-Такой вопрос: можно пить воду из реки, озера, пруда?

(В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии)

Знаете, что …

- более 5млн. людей ежегодно умирают от болезней, вызванных употреблением плохой воды;

-2,5 млрд. живут в условиях антисанитарии.

- Мы сделали четвертый шаг по очистке воды в реке. (Убирается четвертый

источник загрязнения).

- Капелька благодарит вас за ответы.

Работа в группах. Решение экологических задач (слайд)

1 группа. За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет

воды за половину суток?

2 группа. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько

литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?

- Продолжаем работу по очистке реки

Вопрос 5: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в

водоемах?

- Покажите, что группа готова.

У.- Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод.

Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду.

- А что вы могли бы сделать для сохранения чистоты воды в вашем водоеме?

- Мы сделали пятый шаг по очистке воды в реке. (Убирается пятый источник

загрязнения).

Вопрос 6: Что значит «экономно расходовать воду»?

- Мы сделали шестой шаг по очистке воды в реке. (Убирается шестой

источник загрязнения).

-На все вопросы ответили. Капелька благодарит нас. Пожелаем Капельке

быть всегда чистой.

7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

1.Беседа.

– Наш урок подходит к концу.

-Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили?

2.Тест (PROClass)

1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?

а) крахмал

б) воду

в) соль

2.Какая вода нужна людям?

а) прозрачная

б) бесцветная

в) чистая

3.От чего загрязняется вода в реках и озерах?

а) от использования воды в быту

б) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм

в) от использования воды на производстве

4.Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?

а) фильтры

б) пластиковые трубы

в) кислоты

-Почему мы говорим, что вода находится в опасности? (Люди загрязняют воду,ее становится меньше)

- Чем опасно загрязнение воды? (От загрязнения воды страдает всѐ живое.)

- Какой сделаем вывод? (Воду нужно беречь)

У.- А беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.

8. Самоанализ и самооценка ученика

1.«Необычная радуга»

-Я все понял, могу объяснить – желтая полоска

- Я понял – зеленая полоска

- Я не все понял – красная полоска.

2. Лист самооценки

- Заполните индивидуальный лист своего открытия и познания.

                                               Знаю                                                Не знаю

1.Свойства

Воды.

2.Превращения и

круговорот воды.

3.Я понял, почему воду

нужно беречь.

9. Д/з. (Интерактивная доска)

1. - Нарисовать экологический знак «Берегите воду!»

2. «Проверь себя» стр.63 в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Вода.Свойства воды."4 класс

Обучающиеся знакомятся с водой, её значением, свойствами через практические опыты....

конспект урока по окружающему миру, 3 класс, УМК "Перспектива" "Вода-дом из воды"

Личностно – ориентированный урок, который был  не только ориентирован на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но ина  развитие его личности, его познавательной  и сози...

Вода. Конспект урока-опыта окружающего мира (3 класс)

Вода. Конспект урока-опыта окружающего мира (3 класс)...

Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок

Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока  воспитание бережного отношения к воде, знаний  правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...

Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду!"

Данная разработка занятия позволит учителю в интересной форме провести урок....

Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду"

Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду"...