конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Маркова Марина Леонидовна

                                        Конспект урока

                                         по окружающему миру

 

                          Тема: Обобщающий урок по теме «Зима».

Цель:

Систематизировать и углубить  знания детей.

Задачи:

Формировать систему знаний  о предметах и явлениях природы, о взаимоотношениях между ними.

Сделать вывод об изменениях в живой и неживой природе зимой.

Воспитывать у детей любовь к природе.

Формировать систему знаний об укреплении и охране здоровья.

 

Ход урока.

 

 

I. Организация класса.

II. Начало урока. Повторение.

Что мы изучаем на уроках окружающего мира? (Природу)

Чтобы изучать природу, что надо уметь делать? (Наблюдать)

Что значит наблюдать?

Наблюдать - это значит, внимательно изучать что–либо.

На уроках окружающего мира мы наблюдаем за природой.

Что такое природа?

Природа – все существующее на земле, но не созданное, как правило, руками человека.

На какие части можно разделить природу? (живую и неживую)

Приведите примеры неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_zima.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Конспект урока

                                         по окружающему миру

                          Тема: Обобщающий урок по теме «Зима».

Цель:

Систематизировать и углубить  знания детей.

Задачи:

Формировать систему знаний  о предметах и явлениях природы, о взаимоотношениях между ними.

Сделать вывод об изменениях в живой и неживой природе зимой.

Воспитывать у детей любовь к природе.

Формировать систему знаний об укреплении и охране здоровья.

Ход урока.

I. Организация класса.

II. Начало урока. Повторение.

Что мы изучаем на уроках окружающего мира? (Природу)

Чтобы изучать природу, что надо уметь делать? (Наблюдать)

Что значит наблюдать?

Наблюдать - это значит, внимательно изучать что–либо.

На уроках окружающего мира мы наблюдаем за природой.

Что такое природа?

Природа – все существующее на земле, но не созданное, как правило, руками человека.

На какие части можно разделить природу? (живую и неживую)

Приведите примеры неживой природы.

Что составляет живую природу?

Что относится к растениям?

На какие группы можно разделить всех животных?

III. Объявление темы урока.

Скажите, пожалуйста, какие признаки зимы вы знаете?  Мы с вами говорили о том, что существует  срок наступления зимы:  

Когда наступает зима по календарю? (1 декабря)

Назовите зимние месяцы.

Вспомните, сколько дней в каждом месяце. (Декабрь – 31, январь – 31, февраль – 28, а раз в 4 года – 29 дней)

Какой день самый короткий зимой, а ночь длинная? (22 декабря)

Как называется этот день? (день зимнего равноденствия, когда день равен ночи)

IV. Признаки наступления зимы.

Давайте вспомним, какие признаки наступления зимы мы знаем.

Назовите главный признак наступления зимы. (Похолодание)

В чем это проявляется?

 Солнце стало всходить поздно, заходить рано. Мы получаем мало света и тепла. Дни стали коротким. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух. Поэтому на улице холодно.

Именно эти признаки влияют на изменения в неживой и живой природе.

Сделаем вывод: похолодание – основной признак наступления зимы. В связи с похолоданием происходят изменения в живой и неживой природе.

V. Растения, птицы и животные зимой.

Несмотря на то, что вместе с зимой приходят к нам метели, вьюги, бураны, все дети ждут наступления этого времени года

Почему все дети ее любят? ( можно кататься на лыжах, санках, коньках, строить крепости ,играть в снежки)

А вот, что приносит зима растениям, животным, птицам, об этом мы сейчас поговорим.

Отгадайте загадку, о каких растениях она написана:

                                Зимой и летом одним цветом.

                               (Хвойные растения)

Перечислите, знакомые вам, хвойные растения. ( Ель, сосна, пихта, лиственница).

Какое растение зимует без хвои? (Лиственница)

Почему хвойные растения  сбрасывают хвою?

Лиственные деревья сбросили листву. Хвойные стоят зелёными, т.к. хвоя хорошо приспособлена к холодам и малому количеству света. Исключения среди хвойных деревьев составляет лиственница - она сбрасывает свою хвою. От чего и получила своё название.

Жизнь диких животных тоже изменилась, они перешли на другую пищу, т.к. трава пропала,  покрыта снегом, некоторые животные впали в спячку до весны, у некоторых собраны запасы на зиму. Стало труднее прятаться. Многие животные к зиме сменили окраску и летнюю шерсть, и пух на более тёплые, зимние.

Каких зимующих птиц вы знаете? (синицы, воробьи, вороны, голуби, дятел клесты, снегири…)

Мы с вами знаем, что в природе все связано, если изменяется что-то одно, то сразу же меняется еще что-то.

В связи с тем, что наступило похолодание, изменилась жизнь птиц. Почему?

Расскажите, что вы знаете об этих птицах, как они приспосабливаются к жизни зимой? (дети рассказывают о птицах: клёст, синица, снегирь, поползень, ворона, воробей).

  Клёст - интересная птица. Она нарядная, с  цепкими когтями .У неё необычный клюв. Он хорошо приспособлен для шелушения семечек, шишек, которыми они питаются. Семена шишек очень маленькие на вид, но в них много масла, поэтому они очень питательны. Клёст выводит птенцов зимой.

 Снегирь - питается ягодами и семенами растений. У него красная грудь, мощный и короткий клюв. Мёрзлые ягоды хорошо поддаются мощному, хоть и короткому клюву. Стайка снегирей красиво смотрится на ветках

 Синица - очень подвижная, стремительно перемещается по веткам, осматривает их в поисках пищи. Синица всеядна, кроме насекомых она ест ещё семена, мясо, сало. Интересно наблюдать, как синица, найдя твёрдую , острого клюва скоро раздалбливает скорлупу или оболочку семени пищу, быстро взлетает на ветку и, зажав семечко или что-то другое пальцами цепких ног, быстрыми и точными ударами крепкого, острого клюва скоро раздалбливает скорлупу или оболочку семени.

VI. Домашние животные зимой.

Но не всем животным приходится трудно зимой.

Какие животные так же, как и летом, всегда сыты и находятся в тепле? (Домашние). Каких домашних животных вы знаете?

Почему люди заботятся о домашних животных?

Какие же все-таки изменения происходят в жизни домашних животных?

Чтобы домашние животные нормально себя чувствовали  зимой, людям приходится много работать – ухаживать за животными. Людей, ухаживающих за животными называют животноводами. За коровами ухаживают скотники, за лошадьми – конюхи. За свиньями – свинарки. За птицами – птичницы, за телятам – телятницы. Рабочий день у них начинается рано. Животные как и люди, болеют. За их здоровьем следят ветеринары.

Зимой у многих домашних животных появляются детеныши. Давайте назовем их:

Назовите взрослых животных и молодняк.

У коров - телята, у свиней - поросята, у овец – ягнята, у коз – козлята, у кошек - ……, у собак - ……. . Многие детёныши после рождения быстро встают на ноги даже в первый день жизни, а через 3-5 дней хорошо двигаются.

Обобщение: Чем питаются зимующие птицы?

Где ты видел этих птиц?

Чем они были заняты?

Почему они прилетели к жилью человека?

Какие птицы выводят птенцов зимой? Почему?

     Какие птицы делают запасы?

    Как домашние животные переносят зиму?

   Кто за ними ухаживает?

Вывод: как разные животные живут зимой:

  1. Изменяют зимой окраску:
  2. Делают на зиму запасы:
  3. Впадают в спячку.
  4. Улетают в тёплые края.
  5. Прилетают ближе к жилью людей.
  6. За животными ухаживают люди.
  7. Ветеринары следят за здоровьем животных.

VII. Труд людей зимой.

 Зимой у людей много забот, связанных с содержанием животных.

И вообще человеку зимой приходится много трудиться, особенно в деревне.

Люди ведут работы по снегозадержанию. Также вывозят на поля перегнивший навоз.

Люди очищают улицы от снега, посыпают песком тротуары, т.к. снег мешает движению. В городских овощехранилищах  следят за сохранностью овощей, перебирают их, отбрасывают загнившие.

VIII. Охрана и укрепление здоровья зимой.

Рассказать детям о закаливании, об укреплении мышц.

Главный способ укрепления здоровья – движение, бег, ходьба, занятия спортом

IX. Итог.

О чем говорили на уроке?

Какие выводы сделали?

Подготовила Маркова Марина Леонидовна учитель начальных классов ГБОУСОШ № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...