Учебно-методический комплект по окружающему миру "Как почки удаляют вредные вещества из организма", 4 класс, ПНШ
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Как почки удаляют из организма вредные вещества».

Цели урока: познакомиться с работой мочевыделительной системы.

Планируемые результаты

  • предметные: знать строение и функции мочевой системы.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник окружающего мира (С.А.Федотова, 4 класс, 2 часть), презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈1

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: фронтальный опрос.

Словесн.: формулировка темы и цели урока.

≈5

- Уже больше месяца мы изучаем наш организм.

- Помним, что работа наших органов зависит, в первую очередь, от нас самих.

- На прошлых уроках подробно изучали строение, роль и охрану дыхательной системы.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной системой организма человека.

-  Мы знаем, что в нашем организме есть вредные вещества. Как они удаляются?

- Назовите орган, какие вещества через этот орган выходят?

- Исходя из этого определите тему урока.

- Давайте поставим цель урока.

Отвечать на вопросы учителя, актуализировать ранее полученные знания.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: устное задание.

Практич.: чтение материала в учебнике.

Практич.: работа в парах, практическое задание.

Словесн.: фронтальная проверка.

Словесн.: слово учителя.

Практич.: чтение материала в учебнике.

Словесн.: анализ прочитанного, ответы на вопросы.

Практич.: работа со схемой мочевой системы.

Словесн.: устный опрос.

Словесн.: слово учителя.

Практич.: самостоятельная работа в тетрадях.

Практич.: взаимопроверка.

Практич.: фронтальная проверка.

≈35

Откройте учебники на странице 36 и найдите материал сегодняшнего урока.

- По какой теме будем работать?

- Есть важный орган, в котором удаляются вредные вещества из крови.

- Может, кто–то знает, где происходит очищение или, как говорят, фильтрация крови?

- Найдите значок «Повторите пройденное».

- Как вода удаляется из организма?

- Дополните, какие знания ещё получите на уроке.

- Приготовьте, пожалуйста, черновики для работы в паре.

- Задание: самостоятельно прочитайте материал на странице 36.

- С соседом по парте составьте ответы на вопросы, которые вы видите на доске.

- 1 – ый ряд: каковы главные органы, образующие и выделяющие мочу, на что похожи почки; роль почек.

- 2 – ой ряд: через какие органы вода удаляется из организма в небольшом количестве; как удаляется основная часть воды?

- 3 –ий ряд: как связаны кровеносная система и почки?

- Ребята, кто хочет продемонстрировать вашу работу в паре?

- Ребята 1 ряда подготовили ответы на вопросы: каковы главные органы, образующие и выделяющие мочу, на что похожи почки; роль почек.

- Совершенно верно. Про почки даже стихотворение такое:

Они, как два больших боба,

На связках закрепились.

У позвоночного столба

Уютно разместились.

Фильтруют почки нашу кровь

С невиданным упрямством,

Чтобы во внутренней среде

Держалось постоянство.

- Размеры одной почки составляют примерно 11,5-12,5 см в длину, 5-6 см в ширину.

- Примерно, как смартфон.

- Правая почка расположена чуть ниже левой, так как над ней находится печень

- Почки вырабатывают 1,5 – 2 литра мочи в сутки.

- Как связаны кровеносная система и почки?

- Из чего состоит моча? Читаем по цепочке 1 абзац страницы 37.

- Из чего же состоит моча?

- Откуда в моче вредные вещества?

- Рассмотрите схему системы, которая выводит из организма мочу. Как называется эта система?

- Какова роль почек?

- Какие ещё органы мочевой системы видите на схеме?

- Какова роль мочевого пузыря?

- Рассмотрим остальные органы мочевой системы подробнее.  

- Куда из почек поступает моча?

- Верно. А на что они похожи?

- Длина этих трубочек до 30 см, а ширина – всего 6 – 15 миллиметров. Как 2 тонкие шариковые ручки!

- По мочеточникам моча попадает…

- Знаете ли вы, что мочевой пузырь размером с грецкий орех?

- Мочевой пузырь может растягиваться и сжиматься. Всего мочевой пузырь у разных людей может удерживать от 350 до 800 мл мочи (по некоторым данным - от 0,5 до 1 литра). В среднем, это 2 чашки жидкости.

- Наконец, по мочеиспускательному каналу моча выводится из организма, пока мы не накопим новую порцию мочи.

- Как видите, мочевыводящая система включает немного органов. Какие органы запомнили?

- Повторим составляющие мочевыделительной системы по слайду.

- А сейчас задание в тетради для самостоятельных работ № 37, 38

- Попробуйте выполнить их, не пользуясь учебником, если не получается, воспользуйтесь подсказками.

- Обменяйтесь тетрадями. Если заметили неточности в тетрадях соседей, исправьте, докажите, какой ответ точнее.

- Как выполнили задание 37?

- У какой пары ошибок нет? Молодцы.        

- Как выполнили задание 38?

- У какой пары ошибок нет? Молодцы.

- Какие органы оказались лишними?

Предполагать над какой темой будут работать на уроке.

Выполнять устное задание.

Читать материал в учебнике.

Работать в парах.

Выполнять практические задания.

Проверять выполненные задания.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя, участвовать в учебном диалоге.

Читать материал в учебнике.

Рассматривать схему мочевой системы.

Отвечать на вопросы учителя, анализировать схему.

Слушать учителя.

Выполнять задания в рабочих тетрадях, закреплять прочитанный материал.

Проводить взаимопроверку.

Делать выводы, подводить итоги.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: подведение итогов.

≈5

- Оцените свою работу за урок.

- Какие цели ставили на урок?

- Все ли цели выполнили?

- Что нового для себя узнали?

- Что больше всего запомнилось?

- Что удивило?

- В чём бы хотели поучаствовать на следующем уроке?

- Кто из ребят помог нам в открытии нового знания?

- Я тоже дам оценку вашей работе.

- Молодцы, все старались. Общая оценка классу…

- Особенно хочу отметить работу…(имена учеников).

Отвечать на вопросы учителя, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание      причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Удаление вредных веществ Углекислый газ Вода Остатки пищи

Слайд 2

Почки

Слайд 3

Вопросы 1 ряд Каковы главные органы, образующие и выделяющие мочу, на что похожи почки; какова роль почек? 2 ряд Через какие органы вода удаляется из организма в небольшом количестве; как удаляется основная часть воды? 3 ряд Как связаны кровеносная система и почки?

Слайд 4

Почки Удаление вредных веществ из крови

Слайд 5

Размеры почек Размеры одной почки составляют примерно 11,5-12,5 см в длину, 5-6 см в ширину.

Слайд 6

Расположение почек сердце левая почка правая почка печень селезёнка Правая почка расположена несколько ниже, поскольку сверху она граничит с печенью.

Слайд 7

Связь почек с кровеносной системой

Слайд 9

Роль мочевыделительной системы почки моч . канал мочеточник мочевой пузырь Удаление мочи из организма Очищение крови

Слайд 10

Мочевой пузырь Изнутри мочевой пузырь покрыт слизистой оболочкой, которая собрана в складки при пустом мочевом пузыре. Складки расправляются, когда мочевой пузырь наполняется.

Слайд 11

Схема мочевыделительной системы Почка Мочеточник Мочевой пузырь Мочеиспускательный канал

Слайд 12

Почки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как почки удаляют вредные вещества из организма.

Презентацию можно использовать на уроке окружающего мира по теме "Выделительная система человека" (4 класс, ПНШ)....

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Когда изобрели велосипед ?" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Когда изобрели велосипед ?" 1 класс (конспект  + презентация)...

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Учимся читать карту". 3 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему: "Учимся читать карту". 3 класс...

3 класс. Учебно-методический комплект по окружающему миру по теме :"Разнообразие веществ" (конспект+презентация)

Цели: 1. Донести до учеников, какие бывают вещества, какими свойствами они обладают и как используются человеком.2. Обеспечить развитие памяти, внимания.3. Вызвать интерес к уроку «Окружаю...