Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему "Зимний труд"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Владимирова Анастасия Андреевна

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тема урока: зимний труд

Цели урока: познакомить с зимним трудом в старинное и современное время.

Планируемые результаты:

·        Предметные: научатся понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи; узнают особенности ухода зимой за растениями и животными; поймут необходимость поддерживать порядок на улице.

·        Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по окружающему миру «Перспектива», А. А. Плешаков, страница 44-47; рабочая тетрадь; презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._zimniy_trud.doc86 КБ
Office presentation icon prezentatsiya._zimniy_trud.ppt811.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

окружающий мир

        

                                                                                Шарыкина Анастасия Андреевна                

   

                                        

Челябинск, 2016

Предмет: окружающий мир

Класс: 2В

Тема урока: зимний труд

Цели урока: познакомить с зимним трудом в старинное и современное время.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи; узнают особенности ухода зимой за растениями и животными; поймут необходимость поддерживать порядок на улице.
  • Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по окружающему миру «Перспектива», А. А. Плешаков, страница 44-47; рабочая тетрадь; презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1. Орг. момент:

Словесн.: слово учителя.

2 мин

Здравствуйте, ребята! Слайд. Урок окружающего мира. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. И с таким хорошим настроением мы начинаем наш урок.

Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.

Л: формировать положительное отношение к урокам, ценностные ориентации.

2. Постановка учебной проблемы и актуализация знаний.

Словесн.: слово учителя, беседа.

Словесн.: слово учителя, беседа.

 4 мин

4 мин

Проверка домашнего задания

Сегодня нас ждет очень интересная тема. Но перед этим стоит закрепить знания прошлого урока.

А вернее ваше самостоятельное чтение.

Фронтальный опрос

- На какой месяц приходится начало нового года по восточному календарю?

- Как отмечают праздник белого месяца в Бурятии?

- Каковы народные приметы на урожай по погоде на 15 февраля?

- Как провожают зиму на Масленицу? Вы только вчера были на празднике. Слайд.

- Прочитайте рецепт приготовления блинов или национального блюда. Кто рассказал вам его?

Самоопределение к деятельности

- Ребята, откройте учебник на странице 44 и посмотрите на куклу, изображенную на фотографии около названия темы сегодняшнего урока. Припомните, где вы уже видели подобную куклу. Как ее звали? (Кукла-многоручка)

- Зачем кукле-многоручке столько рук?

- Послушайте диалог.

Миша: мне кажется, работы зимой никакой нет. Вот сядет такая кукла, возьмет в каждую руку по чашке горячего чая и по баранке и будет целый день чай пить, согреваться, весны ждать. Весной работа и начнется. А так зимой делать нечего!

Коля: интересно, интересно. А вы, ребята, как думаете - много зимой дел или мало? (Ответы учеников)

- О чем сегодня на уроке мы будем говорить? (Сегодня на уроке будем говорить о зимнем труде)

- Тема урока «Зимний труд». Слайд.

Воспринимать информацию.

Закреплять знания прошлого урока.

Отвечать на вопросы.

Слушать диалог, анализировать.

Формулировать тему урока.

Предполагать задачи урока.

П: развивать  умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

П: развивать  умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; постановка и формулирование проблемы.

3. Поиск решения проблемы

Словесн.: слово учителя, беседа.

Словесню: слово учителя, беседа.

Практич.: чтение статьи в учебнике.

Словесн.: беседа, слово учителя.

Практич.: чтение статьи в учебнике.

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: чтение статьи в учебнике.

Практич.: выполнение заданий в РТ.

Словесн.: беседа, слово учителя.

2 мин

2 мин

3 мин

5 мин

2 мин

6 мин

5 мин

3 мин

Работа по теме урока

- Как вы думаете, старинная это кукла или современная?

- Раз это кукла старинная, какие дела были зимой у наших далеких предков? (Ответы учеников)

- Отгадайте загадку.

Свет - светочек

В сыру землю зашел,

Синю шапку нашел.

Из земли вырастал -

Весь мир одевал. (Лен) Слайд

- Почему в загадке говорится, что лен одевает весь мир?

(У наших предков вся одежда была из льна)

- Как много надо было посадить льна, чтобы одеть всю семью! Но не только посадить лен, надо было собрать его, обработать, чтобы получить ткань.

Очесанный лен взбивали, пушили, спрыскивали водой и сворачивали в кудель. Прясть начинали с раннего детства. Для девочек делали специальные детские прялки. Из кудели пряли пряжу, затем перематывали ее, стирали несколько раз, выбеливали.

Был обычай ходить прясть к соседям, в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь, будешь стремиться сделать не меньше других. Прядут пряхи, да песни поют.

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

Под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка,

Думы без конца.

Ты о чем мечтаешь,

Девица-краса?

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

Под окном сидит.

- А теперь узнаем, что рассказывает о старинной зимней работе наш учебник.

Работа по учебнику

Страницы 44 - 45. Чтение статьи «Старинная работа зимой».

- О каких старинных зимних работах мы узнали?

- Почему в старину примечали, какие девушки прилежнее

других работают?

- Чтобы хоть немного понять, как прядутся нити, попробуйте дома скрутить распушенную вату в нить.

- На следующем уроке поделитесь своими впечатлениями.

- А теперь перенесемся в наши дни. Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот. Чем занимаются зимой жители нашего края?

- В каких работах вы сами принимали участие?

- Есть ли у вас любимые зимние работы?

Наверное, не ошибусь, если скажу, что вы, хоть раз, расчищали снег лопатками.

Конечно, ведь работа на морозе веселит, укрепляет здоровье, дарит радость. А как потом приятно вернуться в теплый дом, к горячему чаю и баранкам.

- Ребята, а когда собирают урожай? (В конце лета и осенью)

- Как же сохранить осенний урожай до весны? Представьте, что у вас есть собственное домашнее хозяйство. В этом нет ничего удивительного, ведь в старину девочку называли молодой хозяйкой уже в 9 лет, а мальчика хозяином - в 11.

Осень подарила вам богатый урожай, как бы вы сохранили его?

- Прочитаем, что говорится об этом в учебнике. Страница 45. «Заботимся об урожае».

Чтение статьи.

- Что делают зимой в зернохранилищах?

- Как называются зернохранилища? (Элеваторы)

- Рассмотрите фотографии в учебнике. Что делает лаборант? (Проверяет качество зерна)

Физминутка

А теперь немного отдохнем!

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты тихо сесть.

Страница 40.

- Зимой в старину люди ухаживали за животными. А в наше время нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему? (Зимой животные не могут найти корм, поэтому люди кормят и поят их) 

- Как зимой люди заботятся о домашних животных? (Утепляют помещения для животных, следят за чистотой; домашние животные нуждаются в ежедневном внимании, заботе хозяев; это нужно и для их здоровья, и для их хорошего настроения)

- Прочитайте первый абзац текста на с. 46.

- Как вы заботитесь о своих домашних питомцах?

- Ребята, а теперь давайте обсудим, какие работы проводят на улицах города и села.

- Кто может поделиться своими наблюдениями? (Убирают снег, посыпают дороги и тротуары песком, сбрасывают снег с крыш домов)

- Прочитайте второй абзац текста.

- Что делают люди дома? (Ухаживают за комнатными растениями, выращивают зелень)

- Прочитайте третий абзац.

- Какие комнатные растения есть у вас дома?

- Выращиваете ли вы дома лук или укроп для обогащения рациона витаминами?

Выполним задание 2 страница 24 в РТ.

Ответ: зерна, элеваторах, помещениях, тепло, сухо и светло, витамины, песком, реже, необильно водой комнатной температуры.

Задание 3. - Какие из этих растений вам знакомы? Кто знает их названия?

- Кто из вас ухаживает за домашними растениями? Запишите их названия. Ответ: лук, фиалка, декабрист, лимон.

- Все ли утверждения верны?

* В старину женщины и мужчины пряли нитки из льняной пряжи;

* В старину примечали: если девушка работает прилежнее других, значит, будет хорошая хозяйка;

* Зерно хранится в современных зернохранилищах - элеваторах;

* Для кошек зимой надо сеять морковь и петрушку.

- Наш урок приближается к концу. Теперь можно вернуться к нашему разговору в начале урока. Еще раз вспомним, о каких старинных работах мы узнали.

- Что делают в зимнее время на улицах городов, сел, в домах и квартирах?

- Какие виды работ сохранились до наших дней?

- Какие новые зимние заботы появились у людей?

- И все-таки зачем кукле-многоручке столько рук - чтобы чай за десятерых пить? А для чего? Давайте прочитаем ответ в учебнике. Вывод на с. 47.

- Согласны ли вы с этим выводом?

Отвечать на вопросы.

Отгадывать загадку.

Воспринимать информацию.

Слушать стихотворение.

Читать статью в учебнике.

Отвечать на вопросы.

Строить логическое высказывание.

Читать статью в учебнике.

Отвечать на вопросы по прочитанному.

Повторять движения.

Строить логическое высказывание.

Читать текст в учебнике.

Отвечать на вопросы.

Выполнять задания в РТ.

Находить верные утверждения.

Отвечать на вопросы, подводить итог.

К: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре и в группах.

П: развивать  умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

К: высказывать свое мнение при обсуждении задания. 

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

аргументация своего мнения и позиции.

П: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях.

П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

дополнять и расширять знания.

П: развивать  умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

К: высказывать свое мнение при обсуждении задания. 

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: принимать и сохранять уч. задачу при выполнении заданий; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия.

К: высказывать свое мнение при обсуждении задания.

4. Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесн.: слово учителя.

2 мин

А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Оцените свою работу на уроке.

Д/з: учебник стр. 44 - 47, «Проверим себя». Н. 1, 4, с. 25 в РТ.

Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

Анализировать.

Самоконтроль.

Записать домашнее задание.

Л: формировать способность к самооценке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Предлагаю подружиться Плодотворно потрудиться!

Слайд 3

«Зимний труд»

Слайд 5

ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Тесты по окружающему миру" 4 класс

Учебно-методическое пособие "Тесты по окружающему миру" 4 класс...

Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 2 класс. Тема: "Чистота - залог здоровья"

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с новым разделом учебника; дать определение понятиям "чистота" и "гигиена", познакомить с правилами гигиены; дать первоначальные представления о микроба...

Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 4 класс. Тема: "Начало Московского государства"

Тип урока: изучение нового материала.Цели:Познакомить детей с историей создания Московского царства, дать характеристику личности Ивана III, Ивана IV.Ввести понятия "судебник", "Земский собор";Развива...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Природные богатства и труд людей – основа экономики»

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Природные богатства и труд людей – основа экономики»...

Учебно-методический материал к уроку окружающего мира в 4-м классе "Как человек использует свойства воды"

Технологическая карта урока окружающего мира в 4-м класса "Как человек использует свойства воды" по программе "Школа 2100"...