конспект урока по познанию мира " Связь животных и растений в природе"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект урока по познанию мира по теме "Связь животных и растений в природе" рассчитан для учащихся 3 классов. Входит в раздел "Разнообразие животных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познание мира

Тема урока:   Связь животных и растений в природе

Цель  урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.

Задачи  урока:

1. Дать учащимся  не только теоретические знания  о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.

2. Расширить знания учеников о связи животных и растений в природе,  рассмотреть цепи питания животных; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. 3. Воспитывать любовь к знаниям.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;  

Методы преподавания:   информационно-сообщающий;  объяснительный; инструктивный;   стимулирующий;   побуждающий; ___________________________

Методы учения:  исполнительский;   репродуктивный;  практический;   частично-поисковый;  поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО:

Этапы  и структура урока.

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2.

Сообщение темы и целей урока.

3.

Повторение.

Опрос по материалу, изученному на предыдущем уроке:

- Перечислите группы животных, с которыми познакомились на прошлых уроках.

- Назовите одного-двух представителей каждой из перечисленных групп.

- Как вы понимаете, что такое виды животных? Приведите примеры.

- Дома вы прочитали рассказ «Улитка». К какой группе животных относится Улитка ?

- Вспомните признаки жизни животных. (Дышат, питаются, двигаются, растут и развиваются, размножаются, умирают.)

Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем,

 Отдохнем мы на привале...

Вправо, влево повернись!

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

4.

Знакомство с новой темой.

- Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, как называют животных, которые питаются другими животными ?(Хищные животные, или хищники.)

- Чем еще питаются животные? (Растениями.) Приведите примеры.

- Как называются животные, которые питаются растительной пищей?(Такие животные называются растительноядные.)

- А как будут называться животные, которые питаются насекомыми ? (Насекомоядные животные.)

- А вот насекомые, которые поедают других насекомых, называют хищниками. А еще есть животные, которых называют всеядными.

Учитель вывешивает на доске схему:

Цепи питания

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.

Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

Второе звено цепи — это растительноядные животные.

- Как вы думаете, почему?

Третье звено — насекомоядные или хищные животные.

- Давайте попробуем составить возможные цепи питания лисицы:

дуб —► мыши —> лиса осина -» заяц —► лиса

Работа с учебником

Дети читают текст в учебнике «Связь животных и растений в природе» (стр. 99-100). Беседа по прочитанному:

- Какие пищевые цепочки представлены в учебнике?

- С чего начинаются все пищевые цепочки?

- Как приспособились хищники к добыванию пищи?(Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)

- А как приспособились животные защищаться от хищников? (Заяц — быстрые ноги, цвет шубки (зимой — белый, летом - серый). У ежа - иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки — едкая кровь.)

- Что произошло бы, если бы исчезли на Земле лягушки, змеи, совы, стрекозы?(Не стало бы растений на Земле, их съели     бы растительноядные животные.)

5.

Итог урока.

1. Как можно одним словом назвать дождевого червя, речного рака, ласточку деревенскую, бурого медведя?

2. Что общего у животных и растений?

3. Как одним словом можно назвать животных (лося, зайца, кролика): домашние, дикие или растительноядные?

4. Можно ли в одну группу по способу питания определить бабочку, паука, жабу?

5. Какое животное по способу питания лишнее в ряду: белка, медведь, зубр?

6. Верно ли, что все крупные животные — хищники?

7. У кого выбор пищи богаче — у совы или дрозда?

8. На сколько групп по способу питания можно разделить перечисленных животных (лось, шмель, сова, лиса, дятел): на одну, две, три?

Ответы

1. Животные. 2. Все они дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. 3. Растительноядные. 4. Нет, бабочка — растительноядное животное, паук и жаба — хищные (плотоядные) животные, они питаются другими животными. 5. Зубр — растительноядное животное, белка и медведь — всеядные. 6. Нет, к примеру, лось, слон — растительноядные животные. 7. У дрозда — это всеядная птица, питающаяся и растениями и животными, а сова питается только животными. 8. На три: растительноядные — лось, шмель; хищные — сова, лиса; всеядные — дятел.

Рефлексия. Вы потрудились хорошо. Кто на славу потрудился, получает «5».

Про всех на свете

Все-все на свете

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны —

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется.

(Б. Заходер)

Домашнее задание.

Стр. 98 – 100 читать, отвечатьна вопросы учебника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по познанию мира"Многообразие животных"

полный конспект открытого урока по познанию мира"Многообразие жвотных",использование ИКТ на уроке(видеоролик+слайды.презентации)...

Конспект урока предмет "Познание мира" тема"Как зимуют дикие животные"

Цель урока: формировать представление учащихся о том, как зимуют дикие животные; раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой; развивать умение правильно и последовательн...

Конспект урока по окружающему миру «Сбережем удивительный мир растений и животных леса»

Цель: выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) Задачи:  формировать представление о растениях и животных леса как ценнос...

Урок по окружающему миру на тему "Разнообразие растений в природе. Дикорастущие и культурные растения."

Цели: - дать представление о разнообразии растений;  - учить детей различать культурные и дикорастущие растения;  - познакомить со значением растений в жизни людей...

конспект урока по познанию мира "Растения и животные лугов. Охрана лугов" (4 класс)

На уроке создана учебная ситуация для  формирования естественнонаучной грамотности через формирование знаний о значении растенияй и животных лугов для человека, о влиянии человека на луг и об охр...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение "

Обобщение по теме Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс.Тема:Растения зимой. Хвойные растения: ель сосна.

Конспект урока проведен Павленко Полиной Александровной в 3-Г классе ФГОС НООУО (вариант 4.3)На уроке использовались здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения и разноуровневого обучени...