Технологическая карта урока. Куликовская битва. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Лютфулина Альфия Зиннатулловна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulikovskaya_bitva._4_klass._shkola_rossii.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Куликовская битва»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:получить представление о Куликовской битве;

Планируемые результаты:

- личностные: развитие навыков сотрудничествасо взрослыми и сверстниками; вызвать интерес к теме урока; освоение социальной роли обучения;

- метапредметные: умение вести диалог; умение сравнивать, обобщать; умение контролировать свои учебные действия; освоение форм рефлексии; умение принимать и удерживать учебную задачу;

- предметные: умение работать с учебником; развитие кругозора, интереса к истории; формирование представления о Куликовской битве.

Понятия:Мамай, Пересвет, Дмитрий Донской.

Оборудование: учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь: А. А. Плешаков, 4 класс;  презентация, карточки с заданиями.

        

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организация начала занятия

1 мин

Здравствуйте, дорогие ребята!

Садитесь те, у кого хорошее настроение, кто подготовил домашнее задание и те, кому интересно изучать историю.

Приветствует учащихся.

Словесный: слово учителя.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Л: самоопределение;

смыслообразова-ние.

2.

3.

Подготов-ка к основ-ному этапу занятия

Проверка ранее изученного материала

Подготов-ка к основ-ному этапу занятия

2 мин

3 мин

2 мин

Итак, на прошлом уроке мы с вами изучали какую тему?

Кто подготовил сообщение?

Хорошо, теперь слушаем внимательно сообщение о шапке Мономаха.

Давайте освежим ваши знания с предыдущих уроков, ответив на несколько вопросов.

  1. Как возрождалась Русь?
  2. Что вы узнали об Иване Калите?
  3. Кем был основан Троицкий монастырь и в каком городе?

Откройте учебники на странице 70. Посмотрите на название параграфа.Как он называется?

«Куликовская битва»

Что вы знаете о Куликовской битве?

Поднимите руку, кто хочет узнать.

 Отлично!

Тогда давайте поставим цель к нашему уроку.

Цель:

  1. Узнать о Куликовской битве;

Отлично! Цели мы поставили, теперь нам нужно их достигнуть!

А для этого нам нужно хорошенько поработать сегодня на уроке!

Проверяет домашнее задание.

Оценивает подготовленное сообщение.

Оценивание ответов жетончиками.

Фронтальный опрос по темам предыдущих уроков.

Словесный: учебный диалог.

Проводит работу с учебником, темой урока.

Подводит к теме и целям урока.

Отвечают на вопросы,

Выступление с домашним заданием

Отвечают на вопросы.

В случае затруднения ищут ответы на страницах учебника.

Определяют тему и цели урока

Работают по учебнику.

Формулируют цель урока.

П: проводить анализ, синтез сравнение;

извлечение необходимой информации.

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного;

Познавательные: формирование мыслительных операций.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

4.

Усвоение новых знаний и способов действий

15 мин

Поделитесь на 2 группам.

Каждой группе я раздаю текст и таблицу.

Задание:

- прочитать группе внимательно текст.

- заполнить таблицу (только свою часть).

- разделить слова каждому представителю группы.

- подготовить выступление.

1 текст.

Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович перестал платить Орде дань. Князь Дмитрий приказал возвести вокруг Кремля Белокаменные стены.

   В Орде в тот момент многочисленные соперники вели борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Именно он решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.

    Летом 1380 года стало известно, что на Русь с войском идет Мамай. Дмитрий Иванович приказал силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия. Повсюду люди молились о даровании победы русскому оружию, просили Бога о защите Русской земли. А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь.

  По преданию, основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя  Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю.

2 текст.

В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовском поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой, 8 сентября 1380 года разгорелась битва.

Над рядами копий, готовых к бою, ветерок слегка колыхал знамена. Над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа.

Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – ордынский воин Челубей и русский ратник Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво. И сразу же началась жестокая сеча.

Страшны были удары копий и мечей. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце.

   Начали враги теснить русских ратников. И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство.

  Мамай, стоя на высоком холме, в смятении наблюдал разгром своих полчищ.

  Весть о победе разнеслась по всей Руси.Ликовали русские люди, но и печалились. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.

  Однако Орда была все еще не сломлена.

В ходе каждого выступления вы заполняете таблицу.

Имена

даты

События

Непонятные слова

Как вы оцените выступления групп?

Итак, что вы узнали нового?

Хорошо, теперь проверим, как внимательно вы слушали.

На экране записаны слова. Вы должны объяснить значение этих слов.

  1. Пересвет
  2. Челубей
  3. Донской
  4. Ратник
  5. Мамай

Физ. Минутка

Немножко отдохнем.

(Видеофизминутка)

Словесный: учебный диалог.

Объясняет задание.

Словесный: слово учителя.

Практический: работа в парах

Нагляд.: презентация, карточки с заданием.

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения

Планируют свои действия в соответствии с заданием.

Слушают учителя.

Знакомятся с текстом.

Планируют свои действия в соответствии с заданием.

Внимательно слушают рассказ учителя.

В парах выполняют задания в карточках.

Внимательно слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопросы.

Объясняют значения непонятных слов.

Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

5.

Первичная проверка понимания

5 мин

  А сейчас ответьте мне на вопросы по изученному материалу:

  • Как стали называть князя Дмитрия после победы?  Почему?
  • Что случилось с ратником Пересветом?
  • Как удалось победить Куликовскую битву русскому войску?

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

Отвечают на вопросы.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

6.

Закрепление знаний и способ действий

5 мин

А теперь заполните кроссворд.

Вопросы:

  1. Как прозвали князя Дмитрия?
  2. Против кого сражался один на один русский ратник Пересвет?
  3. Кто возглавлял Орду?
  4. Кто по преданию благословил князя Дмитрия?

Дает комментарии по выполнению заданий.

Словесный: слово учителя.

Практический: выполнение задания.

Слушают задание

и выполняют

работа в группах

Р: самоконтроль;

устранение затруднений;

Оценка.

7.

Подведе-ниеитогов урока

3 мин

Какие цели ставили на урок?

 Удалось решить поставленные цели?

Что нового узнали?

 Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

Посчитайте количество жетонов, которые вы получили.

5 жетонов - это оценка "5".

4 жетона - оценка "4".

Словесный: слово учителя, учебная беседа.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

Р: сопоставление цели и результата деятельности, самооценка деятельности

8.

Рефлексия

3 мин

Поднимите руку те, кто считает, что понял весь материал урока, кому было легко.

Словесный: беседа.

Анализируют урок.

Л: самоанализ проделанной работы на уроке.

9.

Информа-ция о домашнем задании

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Учебник: составить план рассказа о Куликовской битве; нарисовать один из эпизодов Куликовской битвы.

Наш урок подошел к концу. Мне было приятно с вами работать. Хорошего вам окончания дня. До свидания.

Дает домашнее задание.

Словесный: слово учителя.

Записывают домашнее задание.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке учащиеся около карты Великобритании рассматривают где и когда жили великие изобритатели Великобритании в разное время...