Конспект урока "Пресмыкающиеся" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Иванова Ирина Владимировна

2 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon presmykayushchiesya.doc82 КБ
Office presentation icon presmykayushchiesya.ppt294 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Окружающего мира

Выполнила студентка 41 группы      Иванова Ирина

Проверила: Быстрова С.Ю. _______

Отметка: _______________________

Дата: 24.02.2016

Челябинск, 2016

Предмет: окружающий мир

Класс: 2а

Тема урока: Пресмыкающиеся.

Цель урока: создание условий для развития умения выделять признаки пресмыкающихся (крокодилов, черепах, ящериц, змей).

Планируемые результаты:

  • Предметные: умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи, добывать информацию из разных источников, умение работать с интерактивной доской по таблицам и схемам, умение применять знания из жизненного опыта по правилам безопасного поведения в лесу.
  • Метапредметные: умение ставить цель, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, умение работать по плану, проверять и оценивать соседа при работе в парах, совершать внутреннюю рефлексивную самооценку деятельности.
  • Личностные:  позитивно настраиваться на работу на уроке, проявлять к собеседнику внимание, терпение, использовать вежливые слова в общении, проявлять ценностное отношение к природному миру.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование:

  • Для   учителя: Окружающий мир. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов

Этапы урока Методы и приемы

Время

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный.

0,3 – 0,5 мин

Нам радостно, нам весело,
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение
Серьёзней быть пора.
Ну-ка проверяй, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки?
Соберись и улыбкой поделись!

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

Приветствоать учителя

2.Актуализация знаний

10

мин.

- Ребята, о какой группе животных мы говорили на прошлом уроке?(земноводные)

 - Вспомните, пожалуйста,  их отличительные признаки  (1. Земноводные часть жизни проводят на суше, а часть – в воде. 2. Температура их тела зависит от температуры вокруг них.)

 - Я вам предлагаю начать наш урок с проверки домашнего задания. Посмотрим, как вы усвоили предыдущий материал, у вас на столе лежат карточки  с номерами вопросов и вариантами  ответов  «Да» и «нет».

 - Я буду озвучивать высказывания, если вы согласны, подчеркнете «Да», а если не согласны – «нет»

1.К земноводным относят лягушек, жаб, тритонов.  (да)

2.Земноводные рождаются в воде. Взрослые живут и на суше, и в воде. (да)

3.Земноводные живут в воде, а размножаются на суше. (нет)

4.Взрослые лягушки и жабы питаются растениями. (нет)

5.Взрослые лягушки и жабы питаются насекомыми. (да)

6.Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. (да)

7.Кожа у жаб гладкая, а у лягушек - с бородавками. (нет)

 - Обменяйтесь карточками. И проверьте работу своего соседа. Правильные ответы на экране.

Если у него все правильно, поставьте оценку «5»если есть 1-2 ошибки – поставьте «4», если у него 3 или 4 ошибки – ставьте «3», а если ошибок 5 и больше, к сожалению, придется поставить «2». Передайте мне проверенные карточки.

- Хорошо, спасибо!

Выполнять задания, делить животных на группы

Закреплять ранее изученное

К: Участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые  высказывания.

П: ориентироваться на разнообразие способов решение задач

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

3. Открытие нового знания

4. Первичное усвоение новых знаний

В воде гибнет множество личинок земноводных. Чтобы обеспечить выживание икры на суше необходимо создать вокруг икринки прочную водонепроницаемую оболочку — скорлупу. Древние земноводные, овладевшие способностью откладывать яйца в скорлупе, дали начало новой группе позвоночных — ……….

О ней мы сегодня и поговорим на уроке.

– Но для того чтобы узнать, что это за группа, попробуем разгадать загадки ?

  1. С последней буквы алфавита

Я начинаюсь. Не беда –

Зато быстра и деловита,

Лишь хвост теряю иногда.

(Ящерица.)

2) Я вовсе без ног,

Но двигаюсь ловко

По земле и в воде –

Помогает сноровка.

(Змея.)

3) Вот лентяй

С зеленой кожей,

Он всегда гуляет лежа.

(Крокодил.)

4)  Живу на суше и в воде,

Мой панцирь очень нужен мне.

Я этим домом дорожу,

Хоть очень медленно хожу.

(Черепаха.)

- Вспомните, как называется эта группа животных?

- «Пресмыкающиеся» - это и будет тема нашего сегодняшнего урока.

- Ребята, посмотрите на экран и выберите, чем мы будет заниматься на уроке

(на слайде появляются задачи урока)

  1. Итак, мы определили, о ком будет идти речь. Сейчас я предлагаю поработать в парах и в группе (выдаются модели пресмыкающиеся: 1. Яна - Витя С.- Саша - змея

2. Витя Р. - Таня; крокодил

3. Карина - Артем ящерица

– Внимательно рассмотрите модели пресмыкающихся. Определите, кто  перед вами?

Подготовьте ответ о животном по предложенному плану. Когда устно ответите на вопросы, то вставьте ответы в предложенный текст, который и представите другим парам.

План:

  1. Рассмотрите животное, назовите его.

2. Определите, чем покрыто его тело (чешуйками, панцирем, пластинками)

3. Есть ли у животного ноги?

4. Назовите способ передвижения животного.

Мы рассматривали модель _________________________.

Его (ее) тело покрыто _____________________. У ___________________ есть ноги / нет ног.

Он (она) летает / ползает по земле / порхает по воздуху / плавает в воде.

- Ребята, вы, наверное, заметили, что одного из пресмыкающихся, о котором говорили в начале урока,  мы не рассмотрели. Кого же? (черепаху)

Но черепахе станет обидно, если мы не расскажем о ее внешнем виде и способе передвижения по такому же плану. Поэтому черепаха к нам сама добралась на урок. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на черепаху и охарактеризуйте ее внешние признаки (на экран выводится текст).

- Молодцы. Спасибо. А теперь, наша черепашка пусть отдохнет, а мы с вами сможем в качестве вывода составить табличку о внешнем виде пресмыкающихся.

Заполнение таблицы (работа с интерактивной доской)

Название пресмыкающихся

Покров тела

Ноги

Способ передвижения

Ящерица

Чешуйки

+

Ползает/пресмыкается

Змея

Чешуйки

-

Ползает/пресмыкается

Черепаха

Панцирь

+

Ползает/пресмыкается

Крокодил

Пластинки

+

Ползает/пресмыкается

Табличка на слайд

Внешние признаки пресмыкающихся

- Ребята, так почему же мы этих животных относим к пресмыкающимся? (У пресмыкающихся тело может быть покрыто сухими чешуйками, панцирем или пластинами, все они ползают, т. е. пресмыкаются)

5. Первичная проверка понимания (8 мин)

Итак, мы определили внешние признаки пресмыкающихся. Давайте теперь более подробно узнаем о их среде обитания, способе питания.

Работа в группах

1. Яна - Витя С.- Саша - Артем (энциклопедия)

2. Витя Р. - Таня - Карина; (интернет)

- Где мы можем найти эту информацию? (в разных источниках: в учебнике, в энциклопедиях, в Интернете и т.п.)

На сегодняшнем уроке давайте обратимся  к таким источникам как:

1. Энциклопедия (печатный источник: ящерица, змея)

2. Интернет (черепаха и крокодил)

Дети работают с источниками и заносят полученную информацию в карточки

Ящерица передвигается (как?) __________________________. Она (кто по типу питания?) ________________, питается (чем?)___________________________.

Обитают ящерицы _(где?)_____________________________________

 

  1. Видеоролик

А сейчас, чтобы дополнить найденную вами информацию, обратимся к видеоролику.

(Просмотр видеоролика)

(Отчет групп о полученной информации по карточкам и схеме - работа с интерактивной доской)

Физкультминутка (2 мин.)

Отгадывать загадки

Работать в парах

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К: формулировать собственное мнение и позицию

5. Первичное закрепление

 - Давайте подумаем, какие общие признаки есть у пресмыкающихся с другими группами животных.

 (Чем похожи крокодил и птицы? (Они откладывают яйца.) Чем похожи ящерица и млекопитающие? (У них по 4 ноги.) Чем похожи змеи и рыбы? (Нет ног.) Чем похожи черепахи и крабы? (Есть панцирь.))

- Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Верю - не верю». Я буду говорить высказываний, а вы подумайте и скажите «Верю» или «не верю»:

а) Птенцы у птиц выводятся из яиц. Крокодилы тоже появляются из яиц. Значит, Крокодилы – птицы. (Не верю.)

б) У млекопитающих животных 4 ноги. У ящерицы тоже четыре ноги. Значит, она – млекопитающее. (Не верю.)

в) Тело змеи покрыто чешуйками. Выводятся змеи из яиц. Змея – пресмыкающееся. (Верю.)

– В лесах нашей страны обитают некоторые виды змей и ящериц: ящерица прыткая, ящерица зеленая, ящерица живородящая, веретеница, гадюка обыкновенная, уж, медянка.

Можно в природе нашего края  увидеть черепаху или крокодила?

(нет, но черепаху можно приобрести в зоомагазине, а крокодила увидеть в зоопарке)

- Ребята, а все ли пресмыкающиеся, которые обитают в нашем регионе, безопасны? (нет, змеи и ящерицы могут нанести вред укусом)

- Ребята, дома  вам было предложено выполнить задание на стр. 20 учебника. Ответьте на вопрос: с кем мы можем спутать гадюку? (с ужом)

- Правильно, а как их можно отличить? (у гадюки черная зигзагообразная полоса вдоль спины, на голове рисунок в виде буквы «Ха», у ужа – нет черной полосы, но по бокам головы есть 2 желтых пятнышка)

Мы убедились, что гадюка очень похожа на ужа, но чтобы не стать жертвой гадюки, я вам предлагаю разработать памятку с правилами безопасного поведения в лесу:

1. При походе в лес необходимо надевать высокую обувь.

2. При встрече с гадюкой не кричать, не делать резких движений, не махать палкой. Надо тихо и быстро уйти с места встречи. Гадюки не нападают на человека первыми, если их не пугать.

3. При укусе гадюки надо немедленно обратиться за медицинской помощью.

7.Итог  урока 

Домашнее задание

2 – 3 мин

– Итак, урок подходит к концу. Что нового вы узнали на уроке о пресмыкающихся? Что поможет вам в жизни?

– Как вы оцениваете свою работу и настроение на уроке?

Подводить итоги прошедшего урока

Р.: Учатся совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пресмыкающиеся

Слайд 2

Составила Анна Иосифовна Ковалевская Учитель начальных классов Маардуская гимназия Маарду. Эстония.

Слайд 3

Задачи: Ознакомить учащихся с некоторыми представителями пресмыкающихся Развивать интерес к окружающему миру Учить сравнивать, анализировать

Слайд 4

Ящерица Хвост очень ломкий: схваченная за хвост, ящерица легко отбрасывает его , после чего хвост через некоторое время снова отрастает .

Слайд 5

Змея Обитают во влажных лесах, обычны в садах и на рисовых полях. Охотятся на мелких змей, лягушек, грызунов и птиц.

Слайд 6

Черепаха Многие из них живут в стоячей или медленно текучей воде, предпочитают озера и пруды, которые заполняются водой в течение всего года. В сезон дождей, некоторые черепахи могут выползать на землю и искать себе пропитание. Некоторые активны только в дневное время, а некоторые только ночью. Другие виды могут быть активны и днем и ночью.

Слайд 7

Слепозмейка Мелкие червеобразные змеи (длина наиболее крупных видов не превышает 760 мм), с очень коротким толстым, закруглённым хвостом Ведут роющий образ жизни и на поверхности почвы встречаются очень редко.

Слайд 8

Земляной удав Земляные удавы — мелкие змеи длиной 30—60 см. Некоторые виды обладают красивой яркой окраской. Способны изменять цвет: активные змеи принимают более светлую окраску (ночью), неактивные — более тёмную (днём). Ведут роющий или скрытный норный образ жизни.

Слайд 9

Хамелеон Туловище покрыто сверху роговыми чешуями, щитками или зёрнышками. Хамелеоны имеют необычные органы зрения . Изменение окраски связано с особенностями строения кожных покровов.

Слайд 10

Использованная литература http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%8F http://www.presm.ru/ http://mirzhivotnih.ru/category/268


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект 1 класс "Покупаем и считаем"

Урок математики 1 классТема:  Покупаем и считаем...

План-конспект мастер-класса в 3 классе школы 8 вида по изготовлению новогодней игрушки ( декоративной шапочки из ниток).

Конспект мастер-класса по изготовлению новогодней игрушки (декоративная шапочка из ниток)....

Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....

Конспект мастер-класса по заполнению рождественского списка на английском языке в 4 классе

Мастер - класс для состаления списка дел на английском языке на Рождество для 4 класса.Легкий и весёлый  мастер -класс для составления списка новогодних и рождественнских дел на английском языке....

Конспект мастер-класса для обучающихся с ОВЗ (з класс) "Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слоговой структуры слова".

Конспект мастер-класса по теме: «Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слогового анализа и синтеза».Подготовила учитель ОУ для обучающихся с ОВЗРяз...