Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру на тему «Пришла Весна»
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Корчак Дарья Александровна

    Предмет: Окружающий мир

    Класс: 1-3

    Тема: «Пришла Весна»

    Цель: Формировать целостное представление об изменения в жизни животных весной.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    ·        - познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, птиц, зверей весной, выявлять связи между животными, продолжать формирование умения анализировать и отвечать по рисунку, формирование навыка чтения на материале урока;

    Личностные:

    ·        -развивать речь, мышление, память и другие психические процессы;

    ·        - воспитывать   бережное  отношение к животным.

    Тип урока: открытие нового знания

    Оборудование: Окружающий мир. учебник 1 класс. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayuschiy_mir.docx31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»

    Технологическая карта урока.

    Окружающий мир

    Выполнила студентка 45 группы

    Корчак Дарья

    Проверил:

    Иванов И.А

    Оценка:____________

    Дата:____________

    Подпись:____________

    Челябинск 2016

    Предмет: Окружающий мир

    Класс: 1-3

    Тема: «Пришла Весна»

    Цель: Формировать целостное представление об изменения в жизни животных весной.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • - познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, птиц, зверей весной, выявлять связи между животными, продолжать формирование умения анализировать и отвечать по рисунку, формирование навыка чтения на материале урока;

    Личностные:

    • -развивать речь, мышление, память и другие психические процессы;
    • воспитывать   бережное  отношение к животным.

    Тип урока: открытие нового знания

    Оборудование: Окружающий мир. учебник 1 класс. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.

    Этапы урока. Методы и приемы.

    Хронометраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся

    Планируемые результаты ( УУД)

    1. Орг.момент.

    1 мин

    Ребят, сегодня урок проводить буду я. А как меня зовут, вы узнаете, если отгадаете загадку.

    Растаял снег среди полей,(сл.1-4)

    Сбегает под гору ручей,

    И пробивается трава.

    В лесу фиалки распустились,

    И яркой зеленью оделись

    Кусточки все и дерева.

    -Кто же я ?

    (весна)

    Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

    Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость.

    Регулятивные: контролируют свои действия

    2. Мотивационный этап.

    Словесный: отвечать на вопросы.

    5 мин

    - На экране слова: март, апрель, декабрь, май.(сл.5)

    -Какое слово лишнее?

    -Что объединяет эти слова?

    (-Эти слова обозначают весенние месяцы.)

    Ещё природа не проснулась(сл.6)

    Но сквозь редеющего сна

    Весну прослушала она

    И ей невольно улыбнулась.

                              Ф. Тютчев

    - Почему же природа улыбнулась весне?

    (Весной всё просыпается, оживает. Вся природа раскрывается во всей своей красе.)

    -Тема сегодняшнего урока: «Пришла Весна»

    Высказывать свое мнение.

    Слушать стихотворение.

    Тема, цель урока.

    3. Изучение нового материала

    Словесный: отвечать на вопросы.

    Словесный: называют признаки природы.

    Практич.: работа с учебником.

    Словесный: отвечать на вопросы.

    Словесный: рассказ о бабочках.

    Словесный: отвечать на вопросы.

    Словесный: рассказ о птицах.

    Словесный: узнавать о приметах птиц.

    Практич.: работа с тетрадью.

    30 мин

    -Вы знаете, что природа бывает живая и неживая.

    Весной всё просыпается, оживает. Вся природа раскрывается во всей своей красе. Изменения происходят сначала в неживой природе, а потом в живой.

    -Назовите признаки наступления весны в неживой природе.

    - Почему потеплело? 

    - Ребята,  вспомним всё, что мы сказали об изменениях  в неживой природе с приходом весны? Что мы наблюдаем?

    - И так первый признак весны - какой?

    - Что же происходит со снегом?
    (Оживают деревья, насекомые,  прилетают птицы, просыпаются животные

    -Первоцветы)

    - Молодцы, а сейчас вспомните, что происходит в живой природе?

    - Какое общее название есть у всех растений, которые цвести торопятся?

    - Почему их назвали первоцветами?  

    -Можно ли собрать маленький букетик первоцветов?

    Если я сорву цветок,(сл.7)

    Если ты сорвёшь цветок,

     Если все: и я, и ты

    Дружно соберём цветы

    Опустеет вся планета

     И  не будет красоты.

    Работа с учебником.

    Ребята, мне сказала ваша учительница, что у вас есть учебники, в которых

    на стр. 50 есть очень интересный рисунок, рассмотрим центральный рисунок сверху, с помощью нашего вертолётика , и глазами Маши и Миши.

    - Что мы можем увидеть с вертолета?

     - Какой цвет преобладает?

    -А что видят Маша и Миша?

    - А кто из вас знает, кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка?

    - Мнение разные, а я Вам раскрою секрет - первыми появляются насекомые.

    - А каких животных мы относим к насекомым?

    - Как зимовали насекомые?

    - Как изменилась их жизнь с приходом весны? (Они пробуждаются, выползают из зимних укрытий)

    - Где их сейчас больше всего?

    - Почему?

    - Каких насекомых с приходом весны можно увидеть?

    - Каких бабочек можно увидеть ранней весной?

    Работа с хрестоматией. Выборочное чтение (Слуховая память)

    А) Чтение текста «Каких бабочек можно увидеть ранней весной»(сл.8-11)

    - Что нового узнали о бабочках?

    - А знаете ли вы,  что некоторые бабочки улетают на зиму в тёплые края?

    - Действительно, некоторые бабочки в конце лета и в начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке.

     Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно  от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт.

        Такие перелёты совершает бабочка репейница,(сл.12) которая широко распространена в средней полосе России, бабочка монарх, которая из Канады и США летит в Мексику.

    Б) Разговор о птицах.

    - Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке. Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, - проталины,  а если земля прогрелась, то появились насекомые.  Проснулись насекомые – жди новых  гостей.  А кого надо ждать?  

    - Почему? 

    - Откуда возвращаются птицы?

    - Как называют этих птиц?

    - Строят ли наши птицы гнезда в дальних странах?

    - Когда же они возвращаются?

    - С прилетом каких птиц считается, что весна начинается? 

    - Кто видел грачей?

    - Когда прилетели?

    - Грачам достаточно первых проталины, чтобы разыскать корм. Своим длинным крепким  клювом он выкапывает из земли личинок разных насекомых и червей.

    Художник А. Саврасов написал картину «Грачи прилетели» (сл.13)

    - А как вы думаете, все птицы прилетают сразу?

    - В природе существует порядок. (грачи, скворцы, жаворонки, ласточки, кукушки,  соловьи, иволги)(сл14-20)

    - Конечно, открывают весну грачи. Прилетают они ещё в марте, при снеге. Первое время грачи отыскивают корм на размокших дорогах, а также нередко с воронами и галками истребляют на полях и лугах полёвок. Грач – птица всеядная. Он с большим аппетитом ест и животную, и растительную пищу.  Любопытно, что весной все грачи белоносые.

      Вслед за грачами прилетают скворцы.)

     Они отыскивают семена сорных трав и пробудившихся от зимнего сна насекомых.

       Вслед за скворцами прилетают жаворонки. Они бегают по проталинам, ищут прошлогодние семена трав. А когда появляются насекомые, то прилетают насекомоядные птицы - стрижи, кукушки, ласточки.

    В )А сейчас я расскажу вам несколько народных примет, но запомнить эти приметы могут  только ученики, которые не отвлекаются,  хорошо слушают, чтобы все-все  запомнить.  

      слышно, как поют синицы – скоро будет тепло, холода полностью отступят;

      прилетели дрозды – морозов больше не будет;

      птицы летят большими стаями – весна будет дружной;

      птицы рано вернулись домой – урожай в этом году будет хорошим;

      кукушка сидит на сухом старом дереве – ждите сильного мороза;

      воробьи купаются вначале весны – весной будет хорошая погода;

      в марте вы видите на дереве дятла – весна придет поздно;

      в начале весны вороны купаются в воде – скоро придет тепло;

      птицы возвращаются с теплых краев упитанными – весна будет долгой и холодной;

      журавли летят низко и не издают ни звука – ждите неприятностей;

      у дома вы видите много синиц – погода весной будет холодной;

      птицы начинают вить гнезда на солнечной стороне – весна и лето будут прохладные, а если на северной, то теплые.

    - Кто знает приметы, связанные с ласточками?

     Если ласточки весело щебечут — будет ясная погода.

    — Ласточка день начинает, а соловей кончает.

    — Ласточки вылетают — погоду обещают.

    — Ласточки высоко летают — на сухую погоду.

    — Ранние ласточки — урожайный год.

    — Прилетели ласточки — спеши заканчивать посев.

    — Если ласточки гнездятся с северной стороны здания — на жаркое лето.

    — Ласточка прилетела — скоро гром загремит.

    — Ласточки вечером летают низко — завтра будет облачная погода

    - Почему?

    - Почему поздно прилетает кукушка?

    Молодцы, вы много вспомнили о животных. А сейчас отгадайте загадку:

    - Без рук, без топорёнка

    Построена избенка.(сл.21)

    Посмотрите, какие разные у всех птиц гнезда.(сл 22-27)

    - А что такое гнездо?

    Гнездо -   это птичий дом. А все ли гнезда одинаковые? А почему?

     Значит они могут отличаться по размеру и форме, и конечно и по материалу: то есть из того, из чего состоит гнездо. Сравните гнёзда по форме и размеру.

    - Попробуйте определить, из чего сделаны гнёзда птиц.

    - Лучшие строители – это певчие птицы. Они вьют гнёзда из травинок, соломы, стеблей, листьев, мха, лишайника, а внутри устилают перьями и шерстинками – для тепла и мягкости.

    Проверка памяти: все ли птицы вьют гнезда?

    - А где вьют гнезда скворцы?

    Гнезда свои скворцы устраивают в дуплах или скворечнике. Внешний слой гнезда составляет разнообразная растительная ветошь, лоток выстилается перьями птиц.

    - Какую пользу приносят птицы?

    - Как беречь птиц?

    Работа в печатной тетради, задание 24.

    - Найдите парные картинки (рисунки с изображением птиц и их гнёзд) и обведите их одинаковым цветом.

    - Почему для кукушки гнездо не нарисовано?

    2.) Фронтальная беседа

    - Почему говорят «Птицы  - наши друзья»?

    - Можно ли разорять гнёзда?

    - Разорители гнёзд – враги природы! Пора гнездования – трудное и очень опасное время для птиц. В эту пору нужно зорко следить за тем, чтобы злые дети не разоряли птичьи гнёзд.

    - Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны?

    - Что вы знаете об этом?

     Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? 

     - Какие животные еще пробуждаются от спячки? 

    - Как вы думаете, почему они пробуждаются? 

     Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние «засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.

     Какое важное событие происходит у животных весной? 

    - Почему весной? 

    - Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных? 

    - Каким рождается ежонок?

    -Почему бельчонку не холодно в дупле?

    - Почему зайчонок не знает своей мамы?

    Ребята, природа это настоящее и будущее людей. Приходя в природу не делай того, что счёл бы неприличным делать в гостях.

    Всё живое имеет право на благополучное существование, и никто не должен лишать животное построенного ими гнезда, норы, тем более отнимать свободу и жизнь.

    Никогда не обижай-

    Ни пчелу, ни мушку,

    Ни улитку,

    Не   жучка - тёмненькое брюшко.

    Ни кузнечика

    В траве скачущего ловко,

    Ни блестящую в листве,

    Божью коровку.

    Ни синицу, ни дрозда,

    Ни крота слепого

    Ни за что и никогда

    Не обижай живого!

    Бережное отношение к тому, что живёт и растёт вокруг нас, может сделать нашу жизнь радостной, полной и красивой. Вы должны об этом помнить! Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней ручьи , цвели цветы и пели птицы. Весна прекрасное время года.

    Назвать признаки неживой природы.

    Отвечать на вопросы.

    Назвать признаки живой природы.

    Отвечать на вопрос.

    Слушать стихотворение.

    Работать с учебником.

    Отвечать на вопросы.

    Отвечать на вопросы.

    Слушать рассказ о бабочках.

    Отвечать на вопросы.

    Слушать рассказ о птицах.

    Приметы о птицах.

    Слушать приметы

     о ласточках.

    Высказывать собственное мнение.

    Работать с тетрадью.

    Р: принимают и

    сохраняют учебную задачу.

    Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

    П: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    П: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    П: строят речевое высказывание.

    К: высказывать и обосновывать свою точку зрения

    П: строят речевое высказывание.

    К: высказывать и обосновывать свою точку зрения

    П: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    П: строят речевое высказывание.

    К: высказывать и обосновывать свою точку зрения

    П: строят речевое высказывание

    П: Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

    П:Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

    П: строят речевое высказывание.

    П: строят речевое высказывание

    6. Итог урока. Рефлексия.

    5 мин

    Давайте обобщим наши знания по пройденному уроку.

    - С чем познакомились?

    -Чему учились на уроке?

    -Что узнали нового?

    У вас на партах – фишки.

    Зеленый квадрат – я молодец, , у меня все получилось, я все понял.

    Желтый– я испытывал затруднение.

     Красный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.

    Покажите тот цвет на который вы себя оцениваете.

    -Молодцы. Урок закончен.

    Отвечать на вопросы учителя.

    Выполнять задание согласно требования

    Коммуникативные:

    формулируют собственное мнение.

    Регулятивные:

    адекватно воспринимают качественную оценку своей работы.

    Личностные: показывают отношение к предмету


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по окружающему миру на тему : "Пришла зима"

    Сезонные изменения в природе.Времена года.Зимующие птицы....

    Конспект урока по окружающему миру по теме: "Деревья и кустарники весной (Цветение)".

    Данная тема изучается в подготовительном классе II вида....

    Конспект урока по окружающему миру на тему "В феврале зима с весной встречается впервой" 2 класс "Перспектива"

    Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: познакомить учащихся с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль и начало ...

    Конспект урока по окружающему миру на тему: "В гости к весне" 2 класс

    Конспект урока по окружающему миру.Тема: "В гости к весне"  Цели деятельности учителя: рассказать о весенних явлениях в живой и неживой природе.Планируемые результаты:...

    Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

    Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: " КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...