Конспект урока по окружающему миру на тему «Пришла Весна»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Корчак Дарья Александровна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1-3

Тема: «Пришла Весна»

Цель: Формировать целостное представление об изменения в жизни животных весной.

Планируемые результаты:

Предметные:

·        - познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, птиц, зверей весной, выявлять связи между животными, продолжать формирование умения анализировать и отвечать по рисунку, формирование навыка чтения на материале урока;

Личностные:

·        -развивать речь, мышление, память и другие психические процессы;

·        - воспитывать   бережное  отношение к животным.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Окружающий мир. учебник 1 класс. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayuschiy_mir.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока.

Окружающий мир

Выполнила студентка 45 группы

Корчак Дарья

Проверил:

Иванов И.А

Оценка:____________

Дата:____________

Подпись:____________

Челябинск 2016

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1-3

Тема: «Пришла Весна»

Цель: Формировать целостное представление об изменения в жизни животных весной.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • - познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, птиц, зверей весной, выявлять связи между животными, продолжать формирование умения анализировать и отвечать по рисунку, формирование навыка чтения на материале урока;

Личностные:

  • -развивать речь, мышление, память и другие психические процессы;
  • воспитывать   бережное  отношение к животным.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Окружающий мир. учебник 1 класс. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.

Этапы урока. Методы и приемы.

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Планируемые результаты ( УУД)

1. Орг.момент.

1 мин

Ребят, сегодня урок проводить буду я. А как меня зовут, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Растаял снег среди полей,(сл.1-4)

Сбегает под гору ручей,

И пробивается трава.

В лесу фиалки распустились,

И яркой зеленью оделись

Кусточки все и дерева.

-Кто же я ?

(весна)

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость.

Регулятивные: контролируют свои действия

2. Мотивационный этап.

Словесный: отвечать на вопросы.

5 мин

- На экране слова: март, апрель, декабрь, май.(сл.5)

-Какое слово лишнее?

-Что объединяет эти слова?

(-Эти слова обозначают весенние месяцы.)

Ещё природа не проснулась(сл.6)

Но сквозь редеющего сна

Весну прослушала она

И ей невольно улыбнулась.

                          Ф. Тютчев

- Почему же природа улыбнулась весне?

(Весной всё просыпается, оживает. Вся природа раскрывается во всей своей красе.)

-Тема сегодняшнего урока: «Пришла Весна»

Высказывать свое мнение.

Слушать стихотворение.

Тема, цель урока.

3. Изучение нового материала

Словесный: отвечать на вопросы.

Словесный: называют признаки природы.

Практич.: работа с учебником.

Словесный: отвечать на вопросы.

Словесный: рассказ о бабочках.

Словесный: отвечать на вопросы.

Словесный: рассказ о птицах.

Словесный: узнавать о приметах птиц.

Практич.: работа с тетрадью.

30 мин

-Вы знаете, что природа бывает живая и неживая.

Весной всё просыпается, оживает. Вся природа раскрывается во всей своей красе. Изменения происходят сначала в неживой природе, а потом в живой.

-Назовите признаки наступления весны в неживой природе.

- Почему потеплело? 

- Ребята,  вспомним всё, что мы сказали об изменениях  в неживой природе с приходом весны? Что мы наблюдаем?

- И так первый признак весны - какой?

- Что же происходит со снегом?
(Оживают деревья, насекомые,  прилетают птицы, просыпаются животные

-Первоцветы)

- Молодцы, а сейчас вспомните, что происходит в живой природе?

- Какое общее название есть у всех растений, которые цвести торопятся?

- Почему их назвали первоцветами?  

-Можно ли собрать маленький букетик первоцветов?

Если я сорву цветок,(сл.7)

Если ты сорвёшь цветок,

 Если все: и я, и ты

Дружно соберём цветы

Опустеет вся планета

 И  не будет красоты.

Работа с учебником.

Ребята, мне сказала ваша учительница, что у вас есть учебники, в которых

на стр. 50 есть очень интересный рисунок, рассмотрим центральный рисунок сверху, с помощью нашего вертолётика , и глазами Маши и Миши.

- Что мы можем увидеть с вертолета?

 - Какой цвет преобладает?

-А что видят Маша и Миша?

- А кто из вас знает, кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка?

- Мнение разные, а я Вам раскрою секрет - первыми появляются насекомые.

- А каких животных мы относим к насекомым?

- Как зимовали насекомые?

- Как изменилась их жизнь с приходом весны? (Они пробуждаются, выползают из зимних укрытий)

- Где их сейчас больше всего?

- Почему?

- Каких насекомых с приходом весны можно увидеть?

- Каких бабочек можно увидеть ранней весной?

Работа с хрестоматией. Выборочное чтение (Слуховая память)

А) Чтение текста «Каких бабочек можно увидеть ранней весной»(сл.8-11)

- Что нового узнали о бабочках?

- А знаете ли вы,  что некоторые бабочки улетают на зиму в тёплые края?

- Действительно, некоторые бабочки в конце лета и в начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке.

 Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно  от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт.

    Такие перелёты совершает бабочка репейница,(сл.12) которая широко распространена в средней полосе России, бабочка монарх, которая из Канады и США летит в Мексику.

Б) Разговор о птицах.

- Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке. Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, - проталины,  а если земля прогрелась, то появились насекомые.  Проснулись насекомые – жди новых  гостей.  А кого надо ждать?  

- Почему? 

- Откуда возвращаются птицы?

- Как называют этих птиц?

- Строят ли наши птицы гнезда в дальних странах?

- Когда же они возвращаются?

- С прилетом каких птиц считается, что весна начинается? 

- Кто видел грачей?

- Когда прилетели?

- Грачам достаточно первых проталины, чтобы разыскать корм. Своим длинным крепким  клювом он выкапывает из земли личинок разных насекомых и червей.

Художник А. Саврасов написал картину «Грачи прилетели» (сл.13)

- А как вы думаете, все птицы прилетают сразу?

- В природе существует порядок. (грачи, скворцы, жаворонки, ласточки, кукушки,  соловьи, иволги)(сл14-20)

- Конечно, открывают весну грачи. Прилетают они ещё в марте, при снеге. Первое время грачи отыскивают корм на размокших дорогах, а также нередко с воронами и галками истребляют на полях и лугах полёвок. Грач – птица всеядная. Он с большим аппетитом ест и животную, и растительную пищу.  Любопытно, что весной все грачи белоносые.

  Вслед за грачами прилетают скворцы.)

 Они отыскивают семена сорных трав и пробудившихся от зимнего сна насекомых.

   Вслед за скворцами прилетают жаворонки. Они бегают по проталинам, ищут прошлогодние семена трав. А когда появляются насекомые, то прилетают насекомоядные птицы - стрижи, кукушки, ласточки.

В )А сейчас я расскажу вам несколько народных примет, но запомнить эти приметы могут  только ученики, которые не отвлекаются,  хорошо слушают, чтобы все-все  запомнить.  

  слышно, как поют синицы – скоро будет тепло, холода полностью отступят;

  прилетели дрозды – морозов больше не будет;

  птицы летят большими стаями – весна будет дружной;

  птицы рано вернулись домой – урожай в этом году будет хорошим;

  кукушка сидит на сухом старом дереве – ждите сильного мороза;

  воробьи купаются вначале весны – весной будет хорошая погода;

  в марте вы видите на дереве дятла – весна придет поздно;

  в начале весны вороны купаются в воде – скоро придет тепло;

  птицы возвращаются с теплых краев упитанными – весна будет долгой и холодной;

  журавли летят низко и не издают ни звука – ждите неприятностей;

  у дома вы видите много синиц – погода весной будет холодной;

  птицы начинают вить гнезда на солнечной стороне – весна и лето будут прохладные, а если на северной, то теплые.

- Кто знает приметы, связанные с ласточками?

 Если ласточки весело щебечут — будет ясная погода.

— Ласточка день начинает, а соловей кончает.

— Ласточки вылетают — погоду обещают.

— Ласточки высоко летают — на сухую погоду.

— Ранние ласточки — урожайный год.

— Прилетели ласточки — спеши заканчивать посев.

— Если ласточки гнездятся с северной стороны здания — на жаркое лето.

— Ласточка прилетела — скоро гром загремит.

— Ласточки вечером летают низко — завтра будет облачная погода

- Почему?

- Почему поздно прилетает кукушка?

Молодцы, вы много вспомнили о животных. А сейчас отгадайте загадку:

- Без рук, без топорёнка

Построена избенка.(сл.21)

Посмотрите, какие разные у всех птиц гнезда.(сл 22-27)

- А что такое гнездо?

Гнездо -   это птичий дом. А все ли гнезда одинаковые? А почему?

 Значит они могут отличаться по размеру и форме, и конечно и по материалу: то есть из того, из чего состоит гнездо. Сравните гнёзда по форме и размеру.

- Попробуйте определить, из чего сделаны гнёзда птиц.

- Лучшие строители – это певчие птицы. Они вьют гнёзда из травинок, соломы, стеблей, листьев, мха, лишайника, а внутри устилают перьями и шерстинками – для тепла и мягкости.

Проверка памяти: все ли птицы вьют гнезда?

- А где вьют гнезда скворцы?

Гнезда свои скворцы устраивают в дуплах или скворечнике. Внешний слой гнезда составляет разнообразная растительная ветошь, лоток выстилается перьями птиц.

- Какую пользу приносят птицы?

- Как беречь птиц?

Работа в печатной тетради, задание 24.

- Найдите парные картинки (рисунки с изображением птиц и их гнёзд) и обведите их одинаковым цветом.

- Почему для кукушки гнездо не нарисовано?

2.) Фронтальная беседа

- Почему говорят «Птицы  - наши друзья»?

- Можно ли разорять гнёзда?

- Разорители гнёзд – враги природы! Пора гнездования – трудное и очень опасное время для птиц. В эту пору нужно зорко следить за тем, чтобы злые дети не разоряли птичьи гнёзд.

- Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны?

- Что вы знаете об этом?

 Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? 

 - Какие животные еще пробуждаются от спячки? 

- Как вы думаете, почему они пробуждаются? 

 Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние «засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.

 Какое важное событие происходит у животных весной? 

- Почему весной? 

- Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных? 

- Каким рождается ежонок?

-Почему бельчонку не холодно в дупле?

- Почему зайчонок не знает своей мамы?

Ребята, природа это настоящее и будущее людей. Приходя в природу не делай того, что счёл бы неприличным делать в гостях.

Всё живое имеет право на благополучное существование, и никто не должен лишать животное построенного ими гнезда, норы, тем более отнимать свободу и жизнь.

Никогда не обижай-

Ни пчелу, ни мушку,

Ни улитку,

Не   жучка - тёмненькое брюшко.

Ни кузнечика

В траве скачущего ловко,

Ни блестящую в листве,

Божью коровку.

Ни синицу, ни дрозда,

Ни крота слепого

Ни за что и никогда

Не обижай живого!

Бережное отношение к тому, что живёт и растёт вокруг нас, может сделать нашу жизнь радостной, полной и красивой. Вы должны об этом помнить! Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней ручьи , цвели цветы и пели птицы. Весна прекрасное время года.

Назвать признаки неживой природы.

Отвечать на вопросы.

Назвать признаки живой природы.

Отвечать на вопрос.

Слушать стихотворение.

Работать с учебником.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Слушать рассказ о бабочках.

Отвечать на вопросы.

Слушать рассказ о птицах.

Приметы о птицах.

Слушать приметы

 о ласточках.

Высказывать собственное мнение.

Работать с тетрадью.

Р: принимают и

сохраняют учебную задачу.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

П: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

П: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

П: строят речевое высказывание.

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения

П: строят речевое высказывание.

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения

П: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

П: строят речевое высказывание.

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения

П: строят речевое высказывание

П: Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

П:Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

П: строят речевое высказывание.

П: строят речевое высказывание

6. Итог урока. Рефлексия.

5 мин

Давайте обобщим наши знания по пройденному уроку.

- С чем познакомились?

-Чему учились на уроке?

-Что узнали нового?

У вас на партах – фишки.

Зеленый квадрат – я молодец, , у меня все получилось, я все понял.

Желтый– я испытывал затруднение.

 Красный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.

Покажите тот цвет на который вы себя оцениваете.

-Молодцы. Урок закончен.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять задание согласно требования

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение.

Регулятивные:

адекватно воспринимают качественную оценку своей работы.

Личностные: показывают отношение к предмету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру на тему : "Пришла зима"

Сезонные изменения в природе.Времена года.Зимующие птицы....

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Деревья и кустарники весной (Цветение)".

Данная тема изучается в подготовительном классе II вида....

Конспект урока по окружающему миру на тему "В феврале зима с весной встречается впервой" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: познакомить учащихся с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль и начало ...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "В гости к весне" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру.Тема: "В гости к весне"  Цели деятельности учителя: рассказать о весенних явлениях в живой и неживой природе.Планируемые результаты:...

Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: " КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...