Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Бабарыка Галина Витальевна

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса 

УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_okr._mir_4.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования  и науки РФ от  06.10.2009  № 373 с учетом изменений, внесенных приказами Минобразования  и науки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060,  от 29.12.2014 №1643).  
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования  по окружающему миру;
  • Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «СОШ №59», принятого на заседании педагогического 29.03.2016, протокол № ___;  утвержденного приказом директора № ______от____;
  • Образовательной программы начального  общего образования МБОУ «СОШ №59», утвержденной приказом директора № 179 от 02.09.2013;
  •  Учебного плана для 1-4  классов МБОУ «СОШ №59» на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом директора № _____ от________;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год (утвержден приказом Минобразования  и науки РФ от 31.03.2014 № 253),  с. 22
  • Авторской программы по предмету: Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова: - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с. (Начальная школа XXI века).

        Данная программа по окружающему миру входит в образовательную область «Обществознание и естествознание» и составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, который предусматривает 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе. В соответствии с федеральным базисным учебным планом и с годовым календарным графиком МБОУ «СОШ № 59» на 2016-2017 учебный год курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе 2 часа в неделю (68 часов в год). В учебном процессе используются :

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.
  2. Виноградова Н.Ф Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие / Н. Ф. Виноградова. 2-е изд., доп. – М. :   Вентана-Граф, 2013. – 232 с.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 2-е изд., дораб.  – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с. : ил. – (Начальная школа XXI века).
  4. Виноградова Н.Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 2-е изд., дораб.  – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с. : ил. – (Начальная школа XXI века).
  5. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 32 с. : ил.
  6. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных организаций / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 48 с. : ил.

        

        Критерии оценки разных видов работ соответствуют   Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ № 59». Контрольные, работы по данной программе не предусмотрены. Проверочные задания для контроля и оценки знаний учащихся представлены в Приложении.

Количество уроков по разделам за год

Раздел программы

Кол-во учебных часов

Контрольные работы (стандартизированные), лабораторные работы, практические работы

Человек — живое существо (организм)

16

1

Твоё здоровье

12

Человек – часть природы

2

1

Человек среди людей

5

1

Родная страна: от края до края

10

1

Человек – творец культурных ценностей

12

1

Человек – защитник своего Отечества

5

Гражданин и государство

3

Экскурсии

3

Итого:

68

5

Содержание курса

4 класс (68ч)

Человек — живое существо (организм) (16ч)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

       Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать человека как живое существо, организм:
  • раскрывать особенности деятельности различных органов;
  • объяснять роль нервной системы в организме;

Ты и твое здоровье (12ч)

Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Универсальные учебные действия:

  • раскрывать принципы здорового образа жизни;
  • объяснять  вред курения, наркотиков, алкоголя;
  • различать ядовитые грибы и растения;
  • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила  безопасного поведения в среде обитания;

Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Человек — часть природы (2ч)

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать человека как часть природы: выделять общее и  отличное от организма животного;
  • устанавливать последовательность  этапов развития  человека;
  • характеризовать условия роста и развития ребенка;

Человек среди людей (5ч)

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Универсальные учебные действия:

  • различать положительные и отрицательные качества человека,
  • приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты,  справедливости и др.;
  • характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.

Родная страна от края до края (10ч)

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва - среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв,

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлевские города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Универсальные учебные действия:

  • описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;
  •  моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;
  • находить на карте равнины и горы России (своего края);
  • выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам  (достопримечательностям);
  • обобщать  информацию о странах-соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.

Человек - творец культурных ценностей (12ч)

Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века Памятники архитектуры. Творения В.И.Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века.  «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (в.А.Жуковский, А.Н.Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И.Даль, А.А.Фет, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А. Тропинин, И.И.Левитан и др.)

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения  советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А.Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А.Малявин, К.Малевич и др.). Поэты XX века (М.И.Цветаева, С.А.Есенин,  В.В.Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др.).

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его  характеристику конкретными примерами;
  •  составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;
  • называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);
  •  называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов  разных исторических эпох;
  • Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.

Человек – защитник своего Отечества (5ч)

   Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная воина 1812 года. М.И.Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Универсальные учебные действия:

  • составлять рассказ-повествование об основных событиях,  связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты.

         Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

Практические работы

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Гражданин и государство (3ч)

Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать права и обязанности гражданина России;
  • Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.

Экскурсии (3ч)

В биологический (краеведческий), художественный музей и музей «Город». На проведение экскурсий использованы резервные уроки в соответствии с рекомендациями авторской программы.

Практические работы

        Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

К концу  обучения  в  4  классе учащиеся  научатся:

  • выявлять  признаки живого организма, характерные для человека;
  • моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребёнка;
  • оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
  • описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
  • составлять рассказ-описание о странах – соседях России;
  • различать  год и век, арабские и римские цифры; пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
  • соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
  • называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе  в развитие общества и его культуры;
  • различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России;
  • описывать основные события культурной жизни России ( в разные исторические эпохи), называть их даты ( рамках изученного);
  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

 

К концу  обучения  в  4  классе учащиеся  могут научиться:

  • применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры, различать полезные и вредные привычки;
  • различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ними строить общение;
  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.

           

 Планируемые результаты обучения

        Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного  и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя  группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;  
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,   образовательных задач:  

  • осознание целостности окружающего мира, расширение  знаний о разных его сторонах и объектах;
  •  обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;  
  •  овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  •  использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  •   расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только  рационально,  но  и образно.

         В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению  метапредметных  результатов  естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование,  рассуждение,  описание  и др.).

Приложение

«Проверочные задания для учащихся»

Тема № 1 «Человек  —  живое   существо (организм)»

1.   Подчеркни   названия   органов,   которые   входят   в   нервную   систему.

Головной   мозг,   трахея,   спинной   мозг,   мышцы,   печень,   сердце.

2.   Напиши    ответ    на    вопрос:    «Что    помогает развитию   скелета   и   мышц   человека?»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.   Закончи   предложения.

• Двигательная   система   —   это    ______________________________.

• Дыхательная   система   —   это _________________________________.        

• Пищеварительная   система   —   это ____________________________ .

• Самый   тяжёлый   орган   нашего  тела   — ______________________.

• Сердечная   мышца   делает   в   день до ____________ сокращений.

• Кровеносная   система   —   это ______________________________.

4.   Отметь   знаком   « + »   правила   охраны   органов  дыхания.

• Чаще   пить   холодную   воду.

• Много   разговаривать   и   кричать   в   морозные  дни.

• Чаще проветривать комнату, в которой занимаешься.

• Дышать   на   морозе  только   через   нос.

• Заниматься   дыхательными   упражнениями.

5. Заполни   таблицу   «Работа   клеток   крови».

Красные клетки крови

Белые клетки крови

6.   Закончи   предложения.

У   человека   пять   органов   чувств:

 ________________________________________________________________

Язык   как   один   из   органов   чувств   воспринимает разные   вкусы:__________________________________________________________

7.   Заполни   таблицу   «Продукты,   отличающиеся по   вкусу».

Сладкое

Горькое

Кислое

Солёное

8.Приведи примеры предметов салатного цвета, бордового, лимонного, вишневого, алого.

9.   Впиши   слова, обозначающие характер   издаваемых   звуков.

Дверь ______________________

Медведь _____________________

Кукушка ____________________

Гром____________________

10. Назови эмоции, противоположные перечисленным.        

Печаль-   ________________________

зависть-__________________________________________
гнев - _________________ _________________________

радость-_________________________________________
страх—________________________________________

Тема № 2  «Твоё   здоровье»

1.   Объедини     продукты     в    группы:

1)много белков;   2)   много жиров;   3)много   углеводов.

Молоко,   мясо,   рыба,   масло,   колбаса,   пирожное, творог,   маргарин,   шоколад,   сосиски, мармелад.

2.Отметь знаком «+» правильный ответ на
вопрос: «Как здоровый организм влияет на умственные способности человека?

- Снижает

- Не   влияет

- Повышает

3.Подготовь план ответа на вопрос: «Какая забава опасна для жизни?»

4.   Запиши   телефоны   служб экстренной помощи.

При   пожаре   —   _____________________.

При   травме - ________________________.

     При   утечке   газа   — ___________________________.        

Если   в   квартиру   пытается   войти   незнакомый человек - _________.

Г).   Перечисли   признаки болезни.

Грипп - ___________________________________________.

Отравление   — _____________________________.

   Ангина   —  _______________________________.

   Аллергия   — ___________________________________

Тема № 3   Человек  —   часть   природы»

1.   Отметь   знаком   «+»   правильные   ответы на вопрос: «Чем   человек   отличается   от  животного?»

  • Умеет  строить жилища.
  • Имеет  головной   мозг  и   нервную  систему.
  • Заботится  о  потомстве.
  • Пользуется языком   для   выражения   своих мыслей.
  • Умеет   планировать  свою  деятельность.
  • Производит  орудия   труда.
  • Имеет   память,   умеет   быть   внимательным.

2.Напиши,    что нужно   делать,    чтобы решить трудную задачу. _______________________________________________________________

   

3. Продолжи   предложение.

С   помощью   речи   человек   может ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________.

4.   Соедини   по   смыслу   слова   из правого  столбика   со словами   из   левого   столбика.
старость        ребёнок
детство                            мужчина
зрелость                          юноша
юность                            старик

5.Подчеркни   ответы   на   вопрос:   «Что необходимо человеку   для   роста   и   развития?»

Свежий воздух, хорошее питание, игрушки, хорошая квартира, тёплый климат, общение со взрослыми, игры со сверстниками, красивая мебель, компьютер, книги.

Тема № 4  «Человек   среди   людей»

1.    Соедини   начало        и   конец   пословицы.

Сам   погибай...        ...так   и  откликнется.

Нет  друга   —   ищи...        ...а  товарища   выручай

Как  аукнется...        ...а   нашёл   —   береги

2.   Напиши   правила   общения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  К     какому     времени     относится     следующее письмо?   Выбери   ответ.

«Милостивый   государь   Пётр   Алексеевич!

Спешу сообщить Вам приятное известие: в Москву едет с визитом многоуважаемый Акакий Павлович. Он был благосклонен и взял для Вас от меня небольшой призент. Буду рад, если мой подарок Вам понравится…»

  • Письмо написано в наши дни.
  • Письмо написано в XIX  веке.

Тема  № 5 «Родная   страна:   от   края до  края»

1.   Напиши    отличительные особенности природных зон.

Тундра   — ___________________________.

Тайга   — _____________________________.

Степь   —   _____________________________.

2.   Запиши   названия   животных   и   растений,   которые   обитают  в  тайге,

Растения   — ____________________________.

Животные   — ____________________________.

3.Исправь   ошибки   в   высказывании.

В   Арктике   обитают   морской   котик,   белый   медведь,   бурый   медведь,   соболь,   гагара.

4.Дополни схему.

Состав почвы

5. Перечисли особенности местности, на которой строились русские города.

_____________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие «кремлёвские» города ты знаешь?

_______________________________________________________________

Закончи предложения.

  • Северные соседи России - ___________________________.
  • Финляндия - ______________________________________.
  • Китай – одна из самых ______________________________.
  • Восточные соседи России - __________________________.

Тема  №6  «Человек  —  творец   культурных ценностей»

1. Кому принадлежат следующие слова? Выбери ответ и отметь его знаком « +».

«...Посылать собирать детей и отдавать их в обучение книжное...»

• князь   Владимир

• княгиня   Ольга

• Пётр   Великий

2. На чём писали на руси в X веке? Выбери ответ и отметь его.

• бумага         • картон         • береста

3. Переведи отрывки из летописи на современный язык. (На отдельном листке.)

   В   то   лето   побил   мороз   рожь,   и   ржи   осьминка  стоила   по   полгривны.

Вложил    Бог   в    сердце    князя    Мстислава    мыль благую   о

Русской   земле,   и   созвал   князь братию свою   и   начал   думать с   ними   так:

     - Братья, пожалеем о Русской земле и о своей отчине и дедине.

4. Составь «рисунчатое письмо»: напиши с его помощью своему другу о чём хочешь. (Па отдельном  листке.)

5.   Дай   название   этому   тексту.   _______________________________

Пётр I много сделал для просвещения народа. В годы его царствования открывались начальные школы, где детей обучали чтению, письму и счету. Трудностей было много: не хватало учителей, хороших учебников, тетрадей для письма. Но всё же с каждым годом грамотных людей прибавлялось.

6. Напиши рядом с названием буквы старославянской азбуки её современное начертание.

аз   —______________                мыслете   — _________________
буки   —   ____________                 ферт   — _____________
веди   —_______________

7. Почему  А.С. Пушкин  называл М.В. Ломоносова «нашим первым университетом»?

______________________________________________________

8. Переведи на современный язык слова Ломоносова: «„Грамматика"

М. Смотрицкого учила не только „благо глаголити и писати, но и стихи слагати"». _____________________________________________________________________________.___________________________________________________________________________

9. Отметь знаком « + » события, с которыми были связаны обрядовые праздники.

Рождение   ребёнка;   строительство   дома;   покупка скотины;   встреча   весны;   завершение  уборки   урожая встреча   Нового   года.

10.Подбери   синонимы   к   слову   «скоморох». _________________________________________________________

11. Приведи примеры «парадных» портретов.

_________________________________________________________

12.Письменно объясни выражение «публичный театр».

____________________________________________________________

13. Отметь   знаком   «+»   век,   который   называли золотым   веком»   русской   культуры.

• X   век         • XX   век         • XI   век         • XIX   век

14. Перечисли   имена   известных   тебе:

• писателей   XIX   века__________________________________________

_______________________________________________________________

  • художников   XIX   века ____________________________________

____________________________________________________________

15. Закончи   предложения.

• Левитан   —   художник,   а   Глинка   — ___________________.

• Чехов   —   писатель,   а   Репин   —   ________________________.

• Некрасов   —   поэт,   а   Чайковский   — __________________.

16. Отметь   знаком    « + »    автора   оперы «Жизнь за   царя».

• Чайковский        • Глинка

17.Отметь   знаком   «+»   автора   картины    «Украинская   ночь».

• Куинджи              • Левитан

18. Отметь   знаком   «+»   жанр,   к   которому   относится   картина   И.Левитана «Золотая   осень».

                • портрет       • натюрморт        • пейзаж

19. Как   ты   понимаешь,   кто   такие   передвижник и?   Напиши.  

________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Каких   детских   поэтов   XX   века   ты   знаешь? Напиши.

__________________________________________________________________________________________________________________

21. Исправь   ошибку   в   каждом   утверждении.

  • Куликовская   битва   произошла   в   1941   году,
  • Отечественная    война    1812    года   велась   против поляков.
  • Великая   Отечественная   война   закончилась   в   ноябре 1945   года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...