Конспект урока "Время Петра I"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Лисовская Елена Александровна

Урок окружающего мира в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremya_petra_1_.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока,

 проведённого на областном семинаре

учителей начальных классов

Тема: Время Петра Великого.

Учитель: Лисовская Е.А.

Учебный проект: Время Петра Великого.

Цели:

1) Обобщить и систематизировать знания о Петре 1 и его реформах;

2) Формирование знаний о том, заслуженно ли Пётра 1 называли Великим;

3) Развивать интеллектуальные умения учащихся: сравнивать,

обобщать, выделять главное;

4)  Развивать познавательную активность ,устную речь учащихся;

5)  Воспитывать у детей интерес к изучению истории своей страны, чувство патриотизма, гордости за свою Родину;

6) Способствовать воспитанию у учащихся умения работать в

команде;

7) Воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

8) Воспитывать товарищеские отношения, активную личность, навыки культурного общения.

Оборудование:

1) ТСО: мультимедиапроектор, компьютер, DVD-проигрыватель.

2) Для учителя: портрет Петра 1, карточки со словарными словами, схема на доске, карточки с датами, спасательный круг, судовой журнал, выставка книг о Петре 1.

3) Для учащихся: учебник «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков, тесты, дополнительная литература, рисунки кораблей, карточки АБВГ, сигнал SOS, маршрутные листы, ручки, фломастеры.

 

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Организационная форма: работа учащихся в малых группах.

Время работы над проектом: 5 часов.

Состав группы

Материалы, подготовленные в группе

1 группа

Пётр 1- создатель флота.

2 группа

 Преобразования Петра 1.

3 группа

 Пётр 1- основатель армии, император.

4 группа

 Основание Санкт-Петербурга

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Вызов интереса к теме урока.

-Шум моря…

-Ребята, а вы любите путешествовать?

-Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное морское путешествие.  Пётр 1 был мореплавателем. Мы с вами пойдём по маршруту его жизни- в море деятельности Петра 1. (Слайд 1)

- А на чём мы можем путешествовать?

-На каждом судне есть капитан и у вас в группе тоже есть капитан. Пусть капитан группы выберет то судно, на котором совершит путешествие.

На доске корабли Петра 1( на обратной стороне задания).

- Бот «Святой Николай»

-Яхта «Святой Пётр»

- Фрегат «Штандарт»

-Галера «Принципиум»

На каком судне вы будете путешествовать? Может кто-нибудь знает что такое бот, яхта, галера, фрегат?

Словарная работа: дети читают значения слов.

Бот- небольшое парусное, гребное или моторное судно.

Яхта- небольшая парусная лодка.

Галера- старинное гребное многовёсельное военное судно.

Фрегат- военный парусный трёхмачтовый корабль.

-Плыть мы будем на разных кораблях, но по одному маршруту.

Прочитайте, как называется наш маршрут.

« Жизнь и деятельность Петра 1». (Слайд 2)

- На любом корабле ведётся судовой журнал.

Судовой журнал-  основной  документ, служащий для фиксирования всего, что касается судна и его экипажа во время плавания.

Прочитайте задания, которые написаны на обратной стороне кораблей: создание судового журнала «Время Пётра 1».

К концу урока мы с вами создадим судовой журнал «Время Петра 1”.

3. Постановка проблемы.

-Ребята, совершим мы с вами необычное путешествие, а путешествие в историю.    

30 мая 1672 года

1682 – 1725 годы

- Посмотрите на эти  даты? Что они обозначают?

- К каким векам они относятся? ( к.17в.-н.18в.)

Пётр 1 правил в эпоху перехода из одного века в другой.

- Мы с вами перенесёмся сейчас в это время. Лента времени.

- А вы знаете, что Петра 1 называют в истории Великим? (Слайд 3)

Может у кого-нибудь есть предположения почему его так назвали?

Преобразователь                                             Основатель армии

Пётр Великий

Создатель флота                                 Основатель Санкт- Петербурга

Сегодня вам предстоит узнать, почему Петра  I называют ВЕЛИКИМ, и заслуженно ли он получил такое прозвание?

4.Творческая мастерская. Выступление групп.

- Каждая группа попытается рассказать об одном из этих направлений  деятельности царя и доказать, что оно было важным и нужным для России.

 

Группа получает маршрутный лист с планом ответа.

Цель: что нового появилось во времена правления Петра 1 и для чего?

А что обязательно есть на судне во время плавания? ( если случится беда)

Помощник- спасательный круг ( у группы сигнал SOS).

1 группа: Создатель флота.  (Слайд 4)

Чтобы продолжить путешествие, нужно ответить на вопросы.

Вопросы:

1) С чего началась история русского флота?

2) Для чего России нужен военно-морской флот?

3)

План работы:

Работа с учебником: стр.97

- Ботик

- Учение Петра корабельному делу

- Российский флот

- Верфь

- Северная война

Ответ учеников:

Сколько себя помнил царь Петр, его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал картинки, модели кораблей.
На прудах в Преображенском селе, где он жил, Петр впервые плавал на лодках. Потом в сарае нашли старый ботик и отремонтировали его.
Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и сам строить корабли научился.

В конце 17 века Россия в экономическом развитии отставала от западноевропейских стран. Причиной служили не только татаро-монгольские нашествия, но и продолжавшиеся войны. Выйти на берега Чёрного и Балтийского морей было для России необходимо.

Огромное значение Пётр придавал военно-морскому флоту, его созданию и развитию. Так как без него невозможно завоевать выход к морю.
Понял Петр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители. Так, в Воронежской губернии была образована первая верфь, где строили и спускали на воду корабли.
В то время Россия не имела выхода к Балтийскому и Черному морям. Владела Балтийским побережьем Швеция. И хотя сильным противником была Швеция, Петр начал с ней войну и благодаря Военно-морскому флоту Россия одержала победу над ней. Россия получила
выход в Балтийское море.  

Работа по вопросам.

Вывод: Россия становится сильной морской державой. Благодаря флоту расширились границы нашего государства. Россия получила выход в Балтийское море. Появился морской путь, а это значит, наладилось более тесное общение с другими странами Европы.

Оценка выступления группы.

2 группа: Преобразования Петра 1. (Слайд 5)

Чтобы продолжить дальше наше путешествие, нужно ответить на вопросы.

Вопросы:

1) Какие преобразования в науке произошли при Петре 1?

2)  Какие европейские обычаи появились во времена Петра 1?

4) Как эти преобразования повлияли на жизнь нашей страны?

План работы:

Работа с учебником: стр.95-96.              

- Газета

- Школы

- Заводы

- Новое летоисчисление

- Европейские обычаи ( изменилась одежда, появились парики, нет бороды у мужчин, картофель, кофе), ассамблеи.

Диалог- ученик + класс: рисунки учеников.

Ответ учеников:

В петровские времена грамотных людей требовалось намного больше, чем раньше. Молодых дворян посылают учиться за границу. В Петербурге, Москве и других городах открываются навигацкие, артиллерийские и инженерные школы.

Впервые создаются “цифирные школы”. Они так названы потому, что главными предметами, которые там изучали, были арифметика и геометрия. В 1716 году таких школ было 12, а в 1722 году – уже 50. Они стали основой для распространения образования в России.

Борода на Руси считалась признаком добропорядочности и солидности. Царь же велел сбривать бороды. Бороды бояр отрезал собственноручно. К традиционной русской одежде – долгополому и широкорукавному платью питал неприязнь, считал, что она стесняла движения и мешала в работе. Появилось платье с талией, с открытыми руками, плечами и грудью. Да и мужчины не сразу привыкли к узким коротким кафтанам.

А еще Петр I ввел ассамблеи.

Ассамблея - это бал. Знатные люди собирались для увеселения и дружеских разговоров. На ассамблеи приглашались и женщины, чего раньше не было. Гости должны были показать знание светских манер.

При Петре I появились: помидоры, чай, картофель, кофе.

- Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, потому что предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный кофе.

Картофель поначалу крестьян заставляли выращивать силой. Русские крестьяне не сразу сообразили, что у заморского растения едят не «вершки», а «корешки». «Вершки» – то оказались горькими, да еще и ядовитыми, и назвали картофель «чертовым яблоком».

Женщины цветками картофеля украшали шляпки.

В России о кофе узнали благодаря Петру I.

Однако широкое рапространение в России кофе получил действительно в эпоху правления Петра I. Первый российский император, как известно, пристрастился к кофе во время поездки в Голландию. Вернувшись, он издал указ, предписывающий подавать кофе на своих ассамблеях. Немногим позже его стали предлагать даже при входе в Кунсткамеру.

Работа по вопросам.

Вывод: стали развиваться ремёсла, люди стали образованнее, стали ездить за границу, узнавали о последних новинках, складывались новые традиции. Всё помогало движению России вперёд.

Образование школ - развитие науки, наука- новые изобретения-

развитие предприятий.

Оценка выступления группы.

3 группа: Пётр 1- основатель армии, император. (Слайд 6)

Чтобы путешествовать дальше нужно ответить на вопросы.

Вопросы:

1) Как назывался полк юного Петра? Кого набирали в его ряды?

2) Какой стала армия при Петре 1?  

3) Когда Пётр 1 принял титул императора?

План ответа:

Работа с учебником: стр.94.

- Потешные полки

- Преображенский и Семёновский полки

- Постоянная армия

- Присвоение титула;

- Призвание России Европой.

Ответ учеников:

Уже с ранних лет в Петре начала обнаруживаться склонность к воинским забавам…
Когда же он подрос, он завел игру в солдаты со сверстниками. Он составил из них «потешные полки», учился с ними солдатскому строю, командовал ими, сооружал земляные крепости и штурмом брал их.
По мере того как вырастал Петр, игры его принимали более и более широкий размах и становились все серьезнее и серьезнее. На царскую службу он принимал всех. Со временем эта игра превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя. Преображенский и Семёновский полки, выросшие из детских потех юного царя, стали первыми полками новой российской армии, построенной с помощью иностранцев по европейскому образцу.  С них началась регулярная (постоянная) русская армия.

Только она тяжело давалась солдатам. Им трудно было запомнить, с какой ноги надо начинать движение, какая из них правая, а какая левая. В ту пору в русской армии изобрели простой и надёжный способ обучения.

Вот как это происходило. Сценка « Сено, солома».

 

Каждый год из деревень в армию забирали определённое количество крестьян. Их называли рекрутами, а воинскую повинность- рекрутской.

Служил солдат долгие годы – 25 лет. Только тяжкие ранения, старость или смерть избавляли его от службы.

Победа в Северной войне оказалась возможной благодаря тому, что Петру удалось создать постоянную армию, которой раньше Россия не имела.

 Победа в Северной войне 1700-1721 открыла  России выход к Балтийскому морю .

      22 октября 1721 года в Петербурге в Троицком соборе царю Петру I был поднесён титул «император». Принято считать, что именно в этот день Российское царство, Московия, официально превратились в Российскую империю и начался отсчёт нового, имперского периода в истории страны.
      Время и место объявления России империей (или русского царя — императором) не были случайностью. 30 августа 1721 года победоносно для России завершилась Северная война. Мир положил конец военному соперничеству со Швецией. После литургии, чтения ратификационной грамоты о мире и проповеди состоялась церемония объявления царя Петра I императором. Этим актом публично фиксировался общий итог Северной войны — новый реальный военно-политический вес России в Европе.

Работа по вопросам.

Вывод: Россия из боярской страны превратилась в европейское государство, с которым стали считаться, уважать, торговать, заключать мир. Это помогло стране становиться крепким государством – Империей.

Оценка выступления группы.

4 группа: Основатель Санкт-Петербурга. (Слайд 7)

Чтобы продолжить наше путешествие нужно ответить на вопросы.

Вопросы:

1) Когда был основан город Санкт-Петербург?

2) С какой целью строился город Санкт-Петербург?

План ответа:

Работа с учебником стр.98-100.

- Строительство Санкт-Петербурга

- Петропавловская крепость.

- Адмиралтейство.

- Александро- Невская лавра.

Мы приглашаем вас на экскурсию по местам Петра 1. ( Слайд 8)

Выбор имени будущей столицы Российской империи имел символическое значение: город в устье Невы был призван стать ключом к Балтийскому морю, как апостол Пётр является обладателем ключей к раю.

- С чего начинается город? Наверное, с первого дома. А наш город начался с крепости.

После первых побед государь Пётр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт- Петербурх, что означает «Святого Петра крепость».

В честь кого назвал Петр крепость? (в честь ангела-хранителя царя – святого  апостола Петра).

Пётр назвал город на европейский манер.

Как вы думает почему? ( Он очень хотел, что этот город был похож на европейские города)

Новый город строился по чёткому  плану. План Петропавловской крепости Пётр Первый разработал лично.

В 1705 году на левом берегу Невы, наискосок от Петропавловской крепости начали сооружение огромной верфи- Адмиралтейства.

Адмиралтейство является второй крепостью на берегах Невы

 Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамеривалось бы войти в Неву.

Первоначально адмиралтейство задумывалось Петром I только как верфь для постройки кораблей. Здесь начали строить корабли для Балтийского флота.

Адмиралтейство стало крупным производственным предприятием.  Здание много раз перестраивалось. Сейчас в этом здании находится Высшее военно-морское инженерное

училище им. Ф.Дзержинского.

Адмиралтейство украшено статуями и рельефами. Шпиль здания увенчан позолоченным флюгером в виде фрегата. Вес фрегата 65кг, а на золочение потрачено 2кг чистого золота.

Замыслу Петра I также принадлежит основание одного из старейших монастырей в Санкт-Петербурге – Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Лаврой заканчивается Невский проспект, вход в Лавру отделен от одноименной площади въездными воротами с церковью Божьей Матери Всех Скорбящих Радость. Место закладки монастыря выбрано неспроста и носит мистически легендарный характер, именно здесь по преданию в 1240 году перед знаменитой Невской битвой произошла встреча святых Бориса и Глеба с русским воином, пообещавших помощь и покровительство своему крестнику Александру. Закладка монастыря в таком месте по замыслу Петра I позволяла приобрести небесного покровителя в лице Александра Невского, святого канонизированного церковью за свои благие для Отечества дела.

Монастырь был построен на том месте у Невы, где по преданию произошла одна из битв со шведами.

В нашей школе есть храм, он освящён в честь Святого Благоверного князя Александра-Невского.

Слайд 9 ( фото с экскурсии).

- Давайте вспомним где были мы на экскурсии? ( Зимний дворец Петра 1, Кунсткамера, Эрмитаж, Петропавловская крепость)

Как вы думаете, а легко ли шло строительство города?

Но всё великолепие города, создавалось тяжким трудом. Глухие, необжитые места, топкая, болотистая местность были малопригодны для жилья. Людям приходилось ютиться в шалашах и землянках, ходить по непролазной грязи.

Царь Пётр работал вместе со всеми.

И, кончено, считал, что если он может так работать, то другие и подавно должны.

Работа по вопросам.

Вывод: Санкт-Петербург создавался по замыслу Петра I не только как столица Российской империи, но и как один из центров мировой цивилизации, как самый европейский из русских городов. Пётр I основал Санкт-Петербург как окно в Европу, как морскую столицу России.

Оценка выступления группы.

Чтобы продолжить наше историческое путешествие нужно справиться с заданиями теста.

-Тест. Проверка с помощью сигнальных карточек. Оценивание.

5.Итог урока. Рефлексия.

- Давайте вернёмся в наш век и подумаем «Почему спустя так много времени мы вспоминаем Петра1? Почему его называют Великим? Справедливо ли это?». ( Слайд 10 )

( Это был уникальный, одарённый человек, обладающий незаурядным талантом, многогранностью ума, выдающимися организаторскими способностями, который взялся за преобразование России. )

- С какими новыми словами вы сегодня познакомились?

Проплывая по морю деятельности Петра Великого, мы доказали, что с именем Петра I, великого преобразователя России, мы связываем грандиозные успехи страны. Это были настоящие преобразования во всех областях: науке, технике, экономике. Россия,  наконец – то, воспряла ото сна и на весь мир властью заявила о себе.                                                                                                                                                                

Ребята, наше путешествие  подошло к концу.  ( Слайд 11)                                                                                                                                                                      Спасибо вам за то, что в нашем путешествии многие из вас проявили себя знающими, пытливыми, находчивыми. Результатом  является наш судовой журнал.

- А для чего он нужен? Где мы можем им воспользоваться?

Мы с вами работали над проектом. Подведём итог работы.

Чему был посвящён проект?

Понравилось ли вам эта работа?

Что вам особенно понравилось?

- Оценивание. 

- Выставка книг о Петре 1.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"

Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...

Конспект урока "Петр Великий и его реформы. Санкт-Петербург"

Ознакомление с личностью Петра Великого и достопримечательностями Санкт-Петербурга....

Конспект урока "Петр Великий"

Жизнь  и дела Петра Великого...

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Петр I" в 4 классе (виртуальная экскурсия "Град Петров").

В данной методической разработке представлен материал по соновным достопримечальностям Петербурга связаный с исторической эпохой Петра I и возникновением города. Данный материал можно использовать на ...

Конспект урока "Петр Великий"

Урок изучения нового материала с использованием приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ). Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) используется на разных этапах урока как средст...