Открытый урок по окружающему миру в 4-м классе
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Косилова Светлана Ивановна

Объяснение нового материала 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4kl_otkrytyy_urok_okr_mir.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Мир вокруг нас.

    Тема. Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество».

   

    Цели: 1) систематизировать и обобщить представления уч-ся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога;

                 2) развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой; рассуждать, делать выводы;

                 3) воспитывать любовь к предмету; умение работать в коллективе.

    Оборудование: - физическая карта мира;

                               - предметы старины;

                               - карточки со словами;

                               - раздаточный материал для каждого этапа игры.

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока:

         Скорей за работу, скорей за работу:

         Сегодня нас ждёт ролевая игра.

         И роли уже распределены.

         Познакомьтесь, вот они.

● Дети разделены на 4 группы, группы сидят за разными столами.

    Каждая группа получает одну из табличек:

         АСТРОНОМЫ                                                             ГЕОГРАФЫ

         ИСТОРИКИ                                                                  ЭКОЛОГИ

    - Перед нами сегодня стоит важный вопрос. Каждый должен рассказать, что такое окружающий мир с вашей точки зрения, астрономы, географы, историки и экологи.

   

    II. Ход игры:

   

    На доске вопрос «Что такое окружающий мир?». На каждом столе – табличка с названиями группы.

   

    I этап «Разгадай кроссворд- найди ключевое слово».

● Решив кроссворд. Группа определяет ключевое слово, обозначающая то, чем является мир с точки зрения этой группы.

   

    Вопросы к кроссворду для астрономов:

1. Созвездие.

2. Прибор, который используют в работе астрономы.

3. Планета, названная в честь богини красоты.

4. Созвездие, по которому можно определить зрение.

5. Солнце – это … .

6. Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды.

7. Планета-кроха.

8. Американское название профессии человека, летающего в космос.

9. Самая голубая планета.

    ( Ответы: 1. Волопас. 2. Телескоп. 3. Венера. 4. Плеяды. 5. Звезда. 6. Нептун. 7. Плутон. 8. Астронавт. 9. земля. Ключевое слово – Вселенная. )

    Вопросы к кроссворду для географов.

1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось.

2. Самый маленький материк.

3. Изображение земной поверхности на плоскости.

4. Тепловой пояс, в котором мы живём.

5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южные пояса.

6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария.

7. Самый большой по площади материк.

    ( Ответы: 1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный. 5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия. Ключевое слово: Планета. )

   

    Вопросы к кроссворду для историков:

1. Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси.

2. Хранилище документов.

3. Специалист по истории.

4. События, случившиеся после рождения Христа – это … .

5. Десять веков.

6. Счёт лет называется … .

7. Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.

    ( Ответы: 1. Летопись. 2. Архив. 3. Историк. 4. Наша эра. 5. Тысячелетие. 6. Летоисчисление. 7. Археология. Ключевое слово: Прошлое. )

     Вопросы к кроссворду для экологов:

1. Международная экологическая организация.

2. Природное наследие России – озеро … .

3. Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры – Всемирное … .

4.Национальный парк Африки.

5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают.

6. В неё внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране.

7. От каждого человека зависит … нашей планеты.

8. Московский … - Всемирное культурное наследие.

9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес цвета.

    ( Ответы: 1. Гринпис. 2. Байкал. 3. Наследие. 4. Серенгети. 5. Экология. 6. Красная книга. 7. Будущее. 8. Кремль. 9. Мавзолей. Ключевое слово: Настоящее. ) 

    Вывод: - Окружающий нас мир – это Вселенная, планета, прошлое и настоящее.

   

    II этап. «Практическая работа».  

● Каждой группе даются задания.

1) Задание астрономам:

Собрать модель Солнечной системы. Узнать планеты, найти их место, подписать названия.

Материал: лист ватмана, клей, фломастеры, ножницы, изображения планет, Солнце.

2) Задание географам:

Собрать карту полушарий. Узнать и подписать материки и океаны.

Материал: два круга из ватмана, фломастеры, клей, ножницы, контуры материков.

3) Задание историкам:

♦ Из предложенных предметов выбираете объекты старины.

♦ Напишите соответствие между арабской и римской нумераций.

Материал: предметы старины, листок бумаги, ручка.

4) Задание экологам:

Найдите места, где находятся объекты Всемирного наследия и обозначьте их на карте мира.

Материал: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.

● Группы работают одновременно. После окончания работы группы рассказывают, какую работу они выполнили.

   

     Вопросы к астрономам:

    - Что входит в состав Солнечной системы?

         ( солнце и планеты ).

    - Какое у них общее название?

         ( Небесные тела ).  

    Вопросы к географам:

    - Какую работу выполнила вторая группа?

         ( Собрали карту полушарий).

    - Что изображает карта?

         (Материки, океаны, поверхность Земли).

    Вопросы к историкам:

    - Почему вы выбрали эти предметы?

         ( Этими предметами пользовались в старину. Это …).

    - Как с точки зрения историков называются эти вещи?

         ( Исторические источники ).

    Вопросы к экологам:

    - Какую работу выполнили вы?

         ( Расположили на карте мира объекты Всемирного наследия ).

    - Что объединяет все эти достопримечательности?

         ( Все они из списка Всемирного наследия ).

 

    Вывод: - Что же такое окружающий мир?

                 - Окружающий мир – это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, небесные тела

                  Солнечной системы, поверхность Земли, исторические источники и Всемирное

                   наследие.

                 - Что ещё вы бы добавили к данному высказыванию?

                   ( Это растительный и животный мир и т. д. ).

    III этап. – тест «Земля и человечество».

   

    - Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, но чем больше правильных ответов наберёт каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется …

                   а) экология;                                                                    б) география;

                   в) астрономия;                                                               г) история.

2. Первым человеком, вступившим в лунную поверхность, был …

                   а) Юрий Гагарин;

                   б) Нил Армстронг;

                   в) Алексей Леонов;

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется …

                   а) глобус;

                   б) географическая карта.

4. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется …

                   а) полярный;

                   б) тропический;

                   в) умеренный.

5. Ценные находки старины хранятся …

                   а) в архивах;

                   б) в музеях.

6. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?

                   а) XVII век;                                                                    б) XVIII век;

                   в) XIX век;                                                                     г) XX век.

7. «Лёгкими нашей планеты» называются …

                   а) хвойные леса;

                   б) тропические леса;

                   в) широколиственные леса.

8. Эмблему «Большая панда» имеет …

                   а) Гринпис;

                   б) Всемирный фонд дикой природы.

9. Исторический центр Санкт-Петербурга – это …

                   а) природное наследие России;

                   б) культурное наследие России.

   

    Астрономы обмениваются работами с историками, а географы – с экологами, проверяют работы, подсчитывают общее количество правильных ответов.

        ● Самопроверка тестов по образцу на доске. Подсчёт общего количества правильных ответов.

    IV этап: - словарный диктант «Термины».

1) – Наука, изучающая небесные тела.

                                                         ( Астрономия ).

2) Наука, изучающая прошлое.

                                       ( История ).

3) Хранилище документов.

                                   ( Архив ).

4) Специалист, изучающий астрономию.

                                                     ( Астроном ).

5) Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.

                                                                                                                  ( Археология ).

6) Запись событий год за годом.

                                               ( Летопись ).

7) Учёный, выкапывающий из земли удивительные находки.

                                                                                             ( Археолог ).

8) Старинные сооружения, древняя рукопись, старинная монета, печатать всё это.

                                                                                                                                ( Исторические источники ).

V этап – Итог урока: - Что является для человечества домом?

         ( Планета Земля ).

                                    - Что важно понять каждому человеку?

         ( Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это ).

   

    ● Оценивается работа каждого игрока и групп.

    ● Д/з. Написать сочинение, «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир».                                                                    

Приложения к уроку

Задание астрономам:

Собрать модель Солнечной системы. Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.

Задание географам:

Собрать карту полушарий. Узнайте и подпишите материки и океаны.

Задание историкам:

Из предложенных предметов выберите объекты старины. Напишите соответствие между арабской и римской нумерацией.  

Задание экологам:  

Найдите места, где находятся объекты Всемирного наследия и обозначьте их на карте мира.  

План урока.

I Этап - «Разгадай кроссворд – найди ключевое слово».

II Этап - «Практическая работа». 

III Этап - Тест «Земля и человечество».

IV Этап - Словарный диктант «Термины».

V Этап - Итог урока.

Ответы к тесту.

  1. в
  2. б
  3. б
  4. б
  5. б
  6. в
  7. б
  8. б
  9. б
  10. а

Термины

1. Астрономия

2. История

3. Архив

4. Астроном

5. Археология

6. Летопись

7. Археолог

8. Исторические источники

                                   

Что такое окружающий мир?

_____________________

   ● Вселенная

   ● планета

   ● прошлое

   ● настоящее

______________

 

 ● небесные тела солнечной системы

  ● поверхность Земли

  ● исторические источники

  ● Всемирное наследие

Узнай по году век.

   1242 год – Ледовое побоище

   1380 год – Куликовская битва

   1703 год – Основание Санкт-Петербурга

   1147 год – Первое упоминание в летописи о Москве

   Напиши год твоего рождения, какой это век?

Большой каньон

Водопад Игуасу

Статуя Свободы

в Нью - Йорке

Большой Барьерный

риф

Водопад Виктория

Национальный парк

Серенгети

Мемфис - древняя

столица Египта

Афинский

Акрополь

Московский Кремль

и Красная площадь

Исторический центр

Санкт-Петербурга

Вулканы Камчатки

Озеро Байкал

Алтай – Золотые

Горы

Великая Китайская

стена

     

Кроссворд для астрономов.

Вопросы к кроссворду:

  1. Название созвездия.
  2. Прибор, который используют в работе астрономы.
  3. Планета, названная в честь богини красоты.
  4. Созвездие, по которому можно определить зрение.
  5. Солнце – это ….
  6. Планета, мерцающая голубоватым  цветом, напоминающим цвет воды.
  7. Планета-кроха.
  8. Американское название профессии человека, летающего в космос.
  9. Самая голубая планета.

8

7

 

2

 

 

9

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

3

4

 

 

 

 

1

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Кроссворд для географов.

Вопросы к кроссворду.

  1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось.
  2. Самый маленький материк.
  3. Изображение земной поверхности на плоскости.
  4. Тепловой пояс, в котором мы живем.
  5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса.
  6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария.
  7. Самый большой по площади материк.  

2

 

4

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

 

 

3

 

5

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд для историков.

Вопросы к кроссворду:

  1. Записи, которые ввелись год за годом о событиях своего времени на Руси.
  2. Хранилище документов.
  3. Специалист по истории.
  4. События, случившиеся после рождения Христа - это …
  5. Десять веков.
  6. Счет лет называется….
  7. Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.

5

 

1

 

 

3

 

6

7

 

 

4

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд для экологов.

Вопросы к кроссворду.

  1. Международная экологическая организация.
  2. Природное наследие России – озеро ….
  3. Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры – Всемирное …..
  4. Национальный парк Африки.
  5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают.
  6. В нее внесены самые редкие виды растений и животных нуждающиеся в охране.
  7. От каждого человека зависит … нашей планеты.
  8. Московский … - Всемирное культурное наследие.
  9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света.  

4

 

6

9

 

 

 

 

 

7

 

1

 

 

 

 

 

3

 

5

 

 

8

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Земля и человечество».

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется …

а) экология;    б) география; в) астрономия   г) история.

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был …

а) Юрий Гагарин;   б) Нил Армстронг;   в) Алексей Леонов.

3. Условное изображение поверхности земли на плоскости называется …

а) глобус;   б) географическая карта;  

4. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется …

а) полярный;  б) тропический; в) умеренный.

5. Ценные находки старины хранятся ….

а) в архивах; б) в музеях.

6. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?

а) XVII век;  б) XVIII век;  в) XIX век;  г) XX век.

7. «Легкими нашей планеты» называют …

а) хвойные леса; б) тропические леса;

в) широколиственные леса.

8. Эмблему «Большая панда» имеет …

а) Гринпис; б) Всемирный фонд дикой природы.

9. Исторический центр Санкт-Петербурга – это …

а) природное наследие России;

б) культурное наследие России.

Тест «Земля и человечество».

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется …

а) экология;    б) география; в) астрономия   г) история.

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был …

а) Юрий Гагарин;   б) Нил Армстронг;   в) Алексей Леонов.

3. Условное изображение поверхности земли на плоскости называется …

а) глобус;   б) географическая карта;  

4. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется …

а) полярный;  б) тропический; в) умеренный.

5. Ценные находки старины хранятся ….

а) в архивах; б) в музеях.

6. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?

а) XVII век;  б) XVIII век;  в) XIX век;  г) XX век.

7. «Легкими нашей планеты» называют …

а) хвойные леса; б) тропические леса;

в) широколиственные леса.

8. Эмблему «Большая панда» имеет …

а) Гринпис; б) Всемирный фонд дикой природы.

9. Исторический центр Санкт-Петербурга – это …

а) природное наследие России;

б) культурное наследие России.                    

10. Какое из данных созвездий – Большая Медведица?

   

10. Какое из данных созвездий – Большая Медведица?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классе

Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классеТЕМА: Питание и здоровьеЦЕЛЬ:Сформировать представление о  режиме питания.Рассказать о значении питания  для человека.Дать понятие полезная ...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Приход весны" 4 класс

Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: «Приход зимы»....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера". УМК "Школа 2100"...

Открытый урок по окружающему миру + химия в 4 классе по программе Перспективная начальная школа

Открытиый урок по окрыжающему миру + химия в 4 классе по программе ПНШ. Конспект урока. Рабочий лист ученика. Сообщение о нефти. Сообщемение о полезных ископаемых. Презентации №1 и №2....

Открытый урок по окружающему миру «Охрана растений» 3 класс УМК «Школа России»

Цели и задачи:Ø показать значимость растений в жизни человека;Ø формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;Ø закр...