Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира "Компас"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Комина Ольга Ивановна

    Тип урока: «Открытие нового знания»

    Цель урока: научить ориентироваться на местности с помощью компаса.

    Задачи урока:

    1. Организовать деятельность учащихся по ориентированию на местности с помощью компаса.
    2. Учить выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
    3. Развивать умение работать в паре, группе, согласовывая свои действия, выполняя работу в отведенное время.
    4. Формировать универсальные учебные действия:

    Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

    Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, ученические компасы, таблички с указанием сторон горизонта, сундучок, шоколадные монеты

    Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru-_-kompas-.doc31.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока окружающего мира

    Учитель: Комина Ольга Ивановна

    Класс: 2

    Тема урока: Компас

    Кол-во часов: 1

    Тип урока: «Открытие нового знания»

    Цель урока: научить ориентироваться на местности с помощью компаса.

    Задачи урока:

    1. Организовать деятельность учащихся по ориентированию на местности с помощью компаса.
    2. Учить выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
    3. Развивать умение работать в паре, группе, согласовывая свои действия, выполняя работу в отведенное время.
    4. Формировать универсальные учебные действия:

    Личностные УУД: обеспечить учащимся значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, развивать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, самооценку на основе критерия успешности.

    Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта, использовать знаково-символические средства, выполнять действия моделирования, по алгоритму.

    Регулятивные УУД: формировать коррекционную деятельность, учить фиксировать и преодолевать затруднения в собственных учебных действиях, умение контролировать и адекватно оценивать свою деятельность.

    Коммуникативные УУД: обеспечить возможности учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, аргументацию своего мнения и позиции в коммуникации, умение слышать, слушать и понимать партнера, взаимно контролировать действия друг друга, оказывать поддержку.

    Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

    Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, ученические компасы, таблички с указанием сторон горизонта, сундучок, шоколадные монеты

    Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

    План урока:

    1. Мобилизующий этап.
    2. Повторение пройденного материала.
    3. Целеполагание.
    4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
    5. Физминутка.
    6. Работа в парах. Правила пользования компасом.
    7. Первичное закрепление.
    8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
    9. Закрепление.  Работа в группах.
    10. Итог урока. Рефлексия.

    Технологическая карта урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Характеристика деятельности учащихся (УУД)

    1. I.   Мобилизующий этап.

    Задачи: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся.

    Психологически настроить учащихся на совместную деятельность.

    - Внимание! Внимание!

    Я капитан корабля, набираю команду, чтобы отправиться на необитаемый остров в поисках клада. Кто желает путешествовать вместе со мной?  Слайд1   

    -Хорошо, итак, приготовимся в путь.  А что нам необходимо взять с собой на борт корабля, чтобы путешествовать?

    Внутренняя потребность включения в деятельность

    Формулируют собственное мнение.

    Учатся строить монологические высказывания.

    II. Повторение пройденного материала.

    - Представьте себе, что вы ушли далеко от дома и не знаете, как вернуться. Какие ориентиры помогут вам найти дорогу домой?

    - Летом вы отдыхаете рядом с лесом. Однажды вы заблудились в лесу. Как найти дорогу?

    - Вокруг вас огромное поле?

    - До наступления темноты вам не удалось найти дорогу к дому. Наступила ночь. На небе зажглись звёзды. Что послужит нам ориентиром? Слайд 2   

    Высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.

    Строят логическую цепочку рассуждений.

    Участвуют в коллективном обсуждении, выражают свои мысли.

    III. Целеполагание.

    - Ребята, стало вдруг темно, небо заволокло тучами, ничего не видно. Как же узнать, куда нам плыть? Слайд 3

    − Вспомните тему предыдущего урока.

    − Определите цель сегодняшнего занятия.

    Строят логическую цепочку рассуждений.

    Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

    IV.Этап построения проекта выхода из затруднения.

    - Что нам делать? Откуда мы можем узнать, что нам может помочь, кто нам может помочь?

    - Обратимся в толковый словарь. Ориентирование — определение своего местоположения относительно элементов окружающего пространства. Проводится с помощью компаса или карты, по предметам на местности, Солнцу, звездам.

    Дают оценку ответам одноклассников.

    Развивают речь, умения высказывать собственные мнения, умения слушать товарищей.

    Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    V. Физминутка.

    В какой стороне света находится солнышко в 12 часов дня (поворот головы), где солнце восходит (поворот головы) и т.д.

    Сидя: найдите карточку с надписью юг, обведите глазами букву словно пишете её. Также север, восток, запад. Слайд 4

    Осознают необходимость сохранения зрения.

    1. VI. Работа в парах. Правила пользования компасом.
    2. 1. Знакомство с текстом.
    3. 2. Работа в паре.
    4. 3. Постановка учебной задачи.

    4. Самооценка.

    - Внимание! Обнаружен посторонний предмет за бортом! Что бы это могло быть? Давайте вместе посмотрим. (старая бутылка со свертком).

    - Ребята, прочитайте текст, который мы с вами нашли в бутылке. Слайд 5

    - Что такое компас?

    - Кто изобрел компас?

    -Чем пользовались древние китайцы? Слайд 6

    -Каким приспособлением пользовались мореходы?

    -Посмотрите на школьные компасы. Умеем ли мы ими пользоваться? (Нет).

    – Наша задача: научиться пользоваться компасом и ориентироваться на местности с помощью компаса. Куда нам обратиться за помощью? (В учебник).

    Изучение компаса по учебнику. Слайд 7

    Приобретают знание о древнем изобретении человечества.

    Высказывают свои мысли в соответствии с поставленной задачей, участвуют в диалоге.

    Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

    Совместно с учителем формулируют понятия и способы действий, которые им нужно уточнить и научиться правильно их применять.

    VII. Первичное закрепление.

    1. Работа с учебником.
    2. Установка на продуктивную деятельность.
    3. Поиск и исправление ошибок.

    Фронтальная работа.

    Индивидуальная работа.

    1. Самопроверка с помощью слайда.

    Работа по учебнику.

    Составление памятки «Как пользоваться компасом» Слайд 8

    Совместно с учителем проводят коллективное исследование с опорой на схему.

    Читают каждый этап и выполняют задания с комментированием во внешней речи в группе.

    Осуществляют самопроверку.

    VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    -Ребята, сильный ветер и шторм разорвал наши маршрутные листы. Без них мы не сможем найти клад. Внимательно прочитайте задание и приступайте к выполнению, чтобы восстановить листы. На работу даю 5 минут.

    Самостоятельно выполняют задание небольшого объёма на новый способ действий.

    Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

    Сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

    IX. Закрепление.  Работа в группах.

    1. 1. Формирование групп.

    2. Установка на сотрудничество.

    3. Постановка учебной задачи для групп.

    1. Работа в группах.

    1. Проверка работы групп.

    6. Самооценка.

    - Ребята, благодаря вашим стараниям, мы добрались до острова. Где зарыт клад, никто не знает, но у вас есть компасы, маршрутные листы и знания. Капитаны групп, подойдите за маршрутными листами. Удачи! Слайд 9

    Выслушивает выступления спикеров групп, комментирует.

    − Оцените свою деятельность в группе.

    Опрос 2-3 учащихся.

    Объединяются в группы.

    Вспоминают правила работы в группе.

    Выслушивают и осознают задание для группы.

    Выступают спикеры групп.

    Оценивают свой вклад.

    X. Итог урока. Рефлексия.

    Индивидуальная рефлексия.

    Домашнее задание на выбор.

    Создание ситуации успеха.

    Расширение знаний.

    Общая оценка урока.

    Оцените свои достижения на уроке.

    - Что получилось?

    - Что не получилось?

    - Почему не получилось?

    1 – учебник: прочитать текст, запомнить определение слова «компас», его устройство и правила пользования им.

    2 – подготовить сообщение об истории компаса.

    − Что особенно удалось сегодня?

    − Какое открытие для себя сделали?

    - Подберите прилагательные к сегодняшнему уроку.

    - Внимание! Наш корабль возвращается в класс. По местам!

    Осмысливают собственные затруднения.

    Осознанное преодоление затруднений.

    Делают осознанный выбор д/з.

    Определяют собственную успешность.

    Выявляют границы новых знаний.

    Дают собственную оценку уроку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

    Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

    В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

    Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

    Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

    Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

    Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

    Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

    Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...