Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Перспективная начальная школа. 2016/17 уч.год
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Кузьмина Юлия Александровна

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Перспективная начальная школа. 2016/17 уч.год

Структура программы: 

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика учебного предмета

3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

5. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся по этой программе

6. Содержание предмета

7. Тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузьмина Юлия Александровна, учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для  2   класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе примерной программы начального общего образования по математике и программы «Окружающий мир» (авт. О.В. Федотовой и др.), в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей первоклассников. Рабочая программа предлагает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета).

Цель курса «Окружающий мир» – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Основные задачи курса: 

 дальнейшее общее развитие личности ребѐнка на основе его жизненного опыта;

 последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребѐнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работать с научно - популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;

 изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребѐнка мира и методах его познания;

 воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательному отношению к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

Во 2-м классе все знания, полученные в 1-м классе, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Способ познания расширяется за счѐт работы с адаптированными научными источниками, справочной литературой, за счѐт первичных умений «собирать» информацию самостоятельно. В учебнике разработана серия вопросов и заданий под рубрикой «Готовимся к школьной олимпиаде». Выполнение этих заданий – важная часть учебно – воспитательного процесса. Их целевое назначение – воспитание интереса к предмету через процесс обобщения знаний по темам.

Через систему заданий к олимпиадам организуется переписка учащихся класса с научным клубом «Мы и окружающий мир»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 2 КЛАСС»

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даѐт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребѐнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.

Проблемный характер изложения учебных текстов в учебнике достигается посредством:

  • демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
  • выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
  • системой наблюдений и исследований явлений окружающего мира;
  •  специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
  • иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.)

Содержание учебника, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:

  • на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в разделе «Готовимся к школьной олимпиаде)
  • участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир»
  • социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика и др.)

Учебные тексты построены с учѐтом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем). Это прежде всего:

  • задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах)
  • задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младшего школьника.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение окружающего мира с 1 по 4 класс отводится 270 часов, во 2 классе – 68 часов, из расчѐта 2 часа в неделю (34 рабочие недели)

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС»

Планируемые предметные результаты

В результате изучения раздела «Человек и природа» 

Учащиеся научатся: 

 различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года, влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);

 устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

 сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

 группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие)

 называть признаки отличающие домашних животных от диких;

 сравнивать характерные для животных способы питания;

 характеризовать роль грибов в жизни человека;

 ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды;

 наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;

 наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;

 учиться работать со справочной литературой;

 определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;

 понимать необходимость вести здоровый образ жизни.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;

 характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

 называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;

 отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;

 называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);

 называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

 иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;

 иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;

 знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

 знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

 рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;

 знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

 названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);

 принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день Победы, День города и т.д.

 название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);

 использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника; * называть своих ближайших родственников; * знать профессии взрослых и важность каждой профессии. * описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);

Обучающиеся получат возможность научиться:

 знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

 называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);

 Использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет–адреса даны в конце учебника)

 Оценивать характер взаимоотношений в семье, в классе.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» 

Обучающиеся научатся:

 Понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;

 Понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

 Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;

 Работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.

Использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

 выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

 удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

 выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

Планируемые личностные результаты

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Задания типа: «Выбери для Миши один из ответов».

 Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».

 Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

 Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

 В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Планируемые метапредметные результаты

Развитие познавательных УУД 

Ученик научится или получит возможность научиться: 

 Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

 Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

 Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

 Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Ученик научится или получит возможность научиться: 

 Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

 Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

 Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

 Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

 Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Развитие регулятивных УУД

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д.

 Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

 Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

 Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

 Использовать в работе простейшие инструменты.

 Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

 Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

 Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Развитие коммуникативных УУД

Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

 Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное.

 Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.       Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся.

Целесообразны поэтому тестовые задания типа:

  • поиск ошибки;
  • выбор ответа;
  • продолжение или исправление высказывания.

         Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.  Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.

Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.

Как один из вариантов оценивания:

  • "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
  • "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
  • "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

           Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого следует выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания,  аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень 0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"

Формы реализации программы:

- фронтальная;

- парная;

- групповая;

- индивидуальная.

Методы реализации программы:

- практический;

- объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый;

- проектный

- наблюдение

- исследовательский

- сюжетно-ролевая игра

- рассматривание

- конструирование

Способы и средства:

- технические средства;

- модели и таблицы;

- демонстрационный материал

- дидактический материал.

- технологии: информационные (ИКТ), здоровьесбережение,  деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение

Формы диагностики уровня предметных знаний и УУД

Практические работы

  • ознакомление учащихся с двумя-тремя книгами из нового учебного комплекта по окружающему миру и условными обозначениями в них;
  • обнаружение и изучение свойств воздуха (прозрачность, бесцветность, способность передавать звук);
  • определение свойств воды (прозрачность, отсутствие цвета, запаха, вкуса, вода — растворитель, текучесть);
  • фильтрование воды, изучение свойств воды из разных источников (вода из-под крана, колодец, водоем, лужа);
  • опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений;
  • опыт «передвижение воды по стеблю от корня к листьям»;
  • изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария;
  • наблюдение за комнатными растениями и знакомство с правилами ухода за ними, размножение с помощью черенков;
  • знакомство с разделами Красной книги России. Составление Красной книги своей местности;
  • выращивание плесневых грибов на кусочке белого хлеба;
  • наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки);
  • уход за животными — обитателями живого уголка;
  • изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для младших школьников;
  • составление режима дня (труд, отдых, физические упражнения);
  • общение с родителями и родственниками как способ получения информации для составления генеалогического древа (родословной семьи);
  • составление безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.

Экскурсии

  • мир живой и неживой природы родного края;
  • экскурсии на школьный учебно-опытный участок, в школьную библиотеку на тему: «Книги — наши друзья»;
  • знакомство с сельскохозяйственными машинами», экскурсии на животноводческую ферму, в заповедник, заказник родного края
  • экскурсии по родному городу (селу, поселку), посещение краеведческого музея, встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны родного края.

Контрольные работы

  • входная контрольная работа;
  • итоговая комплексная контрольная работа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы

6

2

Планеты и звезды

5

3

Неживая и живая природа Земли

2

4

Свойства воздуха и воды

4

5

Солнце, воздух, вода и… растения

4

6

Разнообразие растений

4

7

Культурные растения. Продолжительность жизни растений

8

8

Грибы

3

9

Животные

8

10

Человек и животные

6

11

Человек разумный – часть природы

6

12

Как уберечь себя от беды?

5

13

В родном краю

7

ИТОГО

68

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

2 класс (68 ч)

Основные содержательные линии второго класса (источники информации об окружающем нас мире; планеты и звезды; свойства воздуха и воды; неживая и живая природа Земли; человек разумный — часть природы; общий дедушка; в родном краю) реализуются в рамках определенных Стандартом содержательных блоков:

Человек и природа (40 ч)

        Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля – планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус – модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

        Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

        Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

        Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

        Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.

        Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.

        Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.

        Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

        Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

        Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество (24 ч)

        Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.

        Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).

        Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

        Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

        Человек – член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

        Родной край – частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.

        Наша Родина – Россия. Конституция России – основной закон страны. Важнейшие права граждан России – право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

        Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

        Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения 4 ч.

        Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота – залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

        Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2 класс

Содержательный блок «Человек и природа»:

- классификация объектов окружающего мира

-выделение отличительных признаков живой природы

-распределение объектов в группы по общим признакам (мир живой и неживой природы)

-обобщение и систематизация  знаний об объектах и взаимосвязях живой и неживой природы

-изучение разнообразия растений и животных родного края

- осуществление посильных осенних работ на участке

-сбор природного материала

-проведение сравнений, сравнение, выбор правильного ответа

- работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)

-самостоятельное маркирование

-уточнение представлений о Солнце и Земле, формирование представления я о звездах

-знакомство с новым термином «модель», обсуждение того, что представляет собой глобус

-выявление причины смены времен года и условий жизни на планете Земля

-усвоение понятия «горизонт», выявление свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений

- расширение представлений о значении воды для жизни на Земле

-определение в ходе опытов свойства воды, сравнение их со свойствами воздуха, выявление сходных свойств

-обсуждение особенностей процесса питания растений

-высказывание суждений по результатам сравнения (на примерах сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп)

-выявление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих

-подготовка доклада о сельскохозяйственных работах на полях родного края

-обобщение  и систематизация знаний о садовых растениях родного края, о труде людей в саду

-составление таблицы однолетних, двухлетних, многолетних растений своего края

-дополнение представлений о грибах, обсуждение материала о способах питания грибов

-обсуждение отличительных признаков съедобных грибов, правил сбора грибов; различение и определение съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности)

-классификация отличительных признаков животных разных групп

-повторение отличительных признаков насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей, приобретение новой информации

-углубление знаний о домашних животных, знакомство с жизнью животных на животноводческой ферме

-повторение и расширение знаний о диких животных

-знакомство с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся под охраной

-обсуждение понятия «живые существа» или «живые организмы», выяснение, чем человек отличается от других живых существ, установление признаков сходства и отличия людей друг от друга

-проведение наблюдений, постановка опытов

Содержательный блок «Человек и общество»

-участие в исследовательской деятельности

-проведение сравнений, выбор правильного ответа

- работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)

-самостоятельное маркирование

-описание на основе иллюстрации объектов, выделение  их основных существенных признаков

-обсуждение этической темы охраны памятников, посвященных памяти тех, кого чтят в народе

-знакомство с профессиями людей, которые работают на ферме

-знакомство с различными профессиями, в частности с профессиями людей, которые создают учебники

-удовлетворение познавательных интересов о родном крае, родной стране, Москве

-ознакомление с историческими событиями, связанными с Москвой

-изучение предприятий, обслуживающих жителей города (села)

-расширение знаний о населенном пункте, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями, обсуждение правил поведения в общественных местах

-изучение родословной

-рассмотрение возможностей обмена информацией с помощью средств связи

- воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам

-моделирование (составление маршрута экскурсии)

Содержательный блок «Правила безопасного поведения»:

-знакомство с поведением в ходе проведения экскурсий

-приобретение знаний о безопасном поведении при проведении опытов

-понимание важности здоровья для человека, сформирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

-использование основных представлений о режиме питания, о значении питания для человека

-обсуждение условий жизни, влияющих на здоровье

-знакомство и применение основных правил личной гигиены

-классификация первоначальных знаний о причинах простудных заболеваний, их признаках, выявление мер их предупреждения

-использование основных правил дорожного движения;

-моделирование опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с «оставленными предметами»

-обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме, правила безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правил общения через закрытую дверь с незнакомыми людьми

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УМК:   «  Перспективная  начальная  школа» 

  1. Окружающий мир. 2 класс: Учебник: В 2 ч. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафивова, С.А.Трафимов. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. – Ч. 1
  2. Окружающий мир. 2 класс: Учебник: В 2 ч. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафивова, С.А.Трафимов. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. – Ч. 2
  3. Окружающий мир. 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2  / О.Н. Федотова, Г.В. Трафивова, С.А.Трафимов. - М.: Академкнига/Учебник, 2013
  4. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафивова, С.А.Трафимов. - М.: Академкнига/Учебник, 2013
  5. Окружающий мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя / О.Н. Федотова, Г.В. Трафивова, С.А.Трафимов. - М.: Академкнига/Учебник, 2012
  6. Итоговая комлпексная работа на основе единого текста. 2 класс. Рабочая тетрадь / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2015.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД. 1 класс / авт.-сост. Т.М.Лаврентьева. – Волгоград: Учитель, 2015
  2. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А.Пинская, И.М.Улановская. – М.: Просвещение, 2014
  3. Проектная деятельность младших школьников с исподьзованием ИКТ / авт.-сост. Н.В.Федяинова, И.С.Хирьянова. – Волгоград: Учитель, 2014
  4. Математика. Окружающий мир. Технология. 2 класс: рабочие программы по учебникам А.Л.Чекина, О.Н.Федотовой, Т.М.Рагозиной. – Волгоград: Учитель, 2014
  5. Проектная деятельность в начальной школе: учимся работать индивидуально и в команде. Электронное приложение к учебному пособию. Н.А.Заграничная, И.Г.Добротина.
  6. Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника». 1-4 класс. ООО «Новый дом», 2009
  7. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.
  8. Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской на уроках в начальной школе «Мир природы». ООО «Новый дом», 2007

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа: http://www.km-school.ru
  3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
  4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1septem-ber. ru/urok
  5. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа: http:www.Nachalka.com
  6. Детские презентации: коллекция. – Режим доступа: http://www.viku.rdf.ru
  7. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: http://www.rusedu.ru
  8. Международная ассоциация «Развивающее обучение». – Режим доступа: http://www.maro. newmail.ru



Предварительный просмотр:

Кузьмина Юлия Александровна, учитель начальных классов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. 2 КЛАСС.

«ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

(форма и вид

деятельности

обучающихся,

форма

занятий)

Элементы

содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся

(результат)

Вид

контроля

УУД

Творческая, исследовательская, проектная деятельность

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов)

1

Мир живой и неживой природы. Письмо экологов

школьникам

1

Вводный

Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу

Знать различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Уметь:

– выделять отличительные признаки живой природы;

– распределять объекты в группы по общим признакам

Фронтальный опрос.
Работа

с раздаточным материалом

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях)

Письмо экологов

школьникам

2

Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы

1

Постановка и решение учебной задачи

Разнообразие природы. Наблюдения за телами живой и неживой природы

Уметь:

– находить взаимосвязи живой и неживой природы;

– узнавать растения и животных своей местности

Задания

по группам

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

3

Мир живой и неживой природы. Советы старших

1

Экскурсия.

Решение частных задач

Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу

Уметь:

 различать объекты неживой и живой природы;

– работать с хрестоматией «Окружающий мир», энциклопедической и справочной литературой;

– искать нужную информацию и находить ответы на свои вопросы

Фронтальный, индивидуальный опрос

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

4

Осенние работы на пришкольном

участке

1

Экскурсия.

Решение частных задач

Наблюдения явлений природы по сезонам года

Уметь:

– устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

– работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

Фронтальный, индивидуальный опрос

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на уроке;

5

Книги – наши

друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике

1

Решение частных задач

Разные источники информации, необходимой  для изучения географических и биологических объектов и явлений

Знать, что такое оглавление, как ориентироваться по оглавлению в содержании учебника.

Уметь:

 работать с книгой как с источником информации;

– ориентироваться в словарях, словарных статьях;

– находить ответы на свои вопросы
с помощью словаря

Фронтальный опрос

Регулятивные УУД:

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

6

Опыт и наблюдение

1

освоение нового материала

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений

Знать:

– понятия «опыт», «наблюдение»;

– различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Уметь проводить опыты и наблюдения по плану

Индивидуальный опрос. Дидактическая  игра

Регулятивные УУД:

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Географические и биологические объекты родного края

Планеты и звезды (5 часов)

7

Земля. Модель Земли

1

Постановка и решение учебной задачи

Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы

Знать:

– название нашей планеты;

– форму Земли;

– глобус – модель Земли;

– ось Земли – воображаемая линия.

Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор

Фронтальный опрос

Познавательные УУД:  - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях)

Луна – спутник Земли. Лунные фазы

8

Почему на Земле день сменяется ночью?

1

освоение нового материала

Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли

Знать:

– особенности движения Земли вокруг своей оси;

– что смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг своей оси.

Уметь демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси

Тест.

Самостоятельная работа

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Компас. Стороны горизонта

9

Звезды и созвездия

1

Решение частных задач

Звезды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведицы

Знать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда.

Уметь:

– характеризовать звезды и планеты;

– находить на небе известные небесные тела

Индивидуальный опрос

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Ориентация по звёздам. Яркость звёзд

10

Планеты

1

Решение частных задач

Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы

Иметь представление о планетах Солнечной системы.

Знать:

– как отличить планеты от звезд;

– как можно отыскать планету на звездном небе

Разгадывание кроссворда; тест

преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.

Спутники планет. Естественные спутники

11

Движение Земли вокруг Солнца

1

Решение частных задач

Годовое движение Земли. Високосный год

Знать:

– особенности движения Земли вокруг Солнца;

– что смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца.

Уметь:

– объяснять причину смены времен года;

– демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца

Фронтальный опрос

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

пересказывать небольшие тексты.

Теллурий. Солнце – небесное тело. Погода, климат

Неживая и живая природа Земли (2 часа)

12

Как связаны живая и неживая природа?

1

Постановка и решение учебной задачи

Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь:

– сравнивать предметы живой и неживой природы;

– планировать и проводить несложные опыты

Фронтальный, индивидуальный опрос

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других;

Явления природы - ветер

13

Условия жизни на планете Земля

1

Решение частных задач

Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать определение понятия атмосфера, условия, необходимые для жизни на Земле.

Уметь объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются

Фронтальный, индивидуальный опрос

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

Свойства воздуха и воды (4 часа)

14

Свойства воздуха

1

Постановка и решение учебной задачи

Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества

Знать:

– основные, легко определяемые свойства воздуха;

– значение воздуха в природе.

Уметь:

– проводить простейшие опыты;

– фиксировать результаты и их анализ

Работа в парах,

оформление опытов в тетради

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Окисление. Медленное окисление. Дыхание

15

Кому и для чего нужна вода?

1

Решение частных задач

Состояние веществ: твердое, жидкое и газообразное

Знать:

– основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве;

– значение воды в природе;

– ТБ и соблюдать правила поведения у воды.

Уметь:

– проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдений;

 сравнивать свойства воды и воздуха

Фронтальный опрос

Коммуникативные УУД:

– учиться работать в паре, группе;

Электрические станции (ТЭЦ, ГЭС, АЭС)

16

Вода и ее свойства

1

освоение нового материала

Круговорот воды в природе.

Три состояния воды

Фронтальный опрос

Определять характер взаимоотношений человека с природой

Теплопроводность воды. Вода – хороший растворитель

17

Обобщение
по теме «Свойства воздуха и воды»

1

Обобщение и систематизация знаний

Свойства воздуха и воды

Уметь:

– выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;

– работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

Тест

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой

Солнце, воздух, вода и… растения (4 часа)

18

Условия, необходимые для развития растений

1

Постановка и решение учебной задачи

Теневыносливые, светолюбивые растения

Знать условия, необходимые для развития растений.

Уметь:

– анализировать опыты;

– формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде

Самостоятельная работа

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы

Проращивание семян овощных и цветковых растений

19

Корень, стебель и лист

1

освоение нового материала

Значение корня, стебля и листьев в жизни растений

Уметь:

– различать части растений;

– из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения

Оформление заданий в таблицах, устный опрос

составлять таблицы

Видоизменение частей растений и их функции

20

Питание

растений

1

Решение частных задач

Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание

Уметь использовать книгу как источник информации.

Иметь представление о питании растений

Устный

опрос

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника

Углеводы (сахар и крахмал)

21

Обобщение
по теме «Солнце, воздух, вода
и… растения»

1

Обобщение и систематизация знаний

Разнообразие растений

Знать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности.

Уметь приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения)

Тест

проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков

 Разнообразие растений (4 часа)

22

Цветковые и хвойные растения

1

Постановка и решение учебной задачи

Растения цветковые и нецветковые. Цветок – орган растения

Знать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли)

Тест.

Индивидуальный опрос

проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы

Хвойные и лиственные растения степи

23

Папоротники,

мхи и водоросли

1

освоение нового материала

Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания

Уметь:

– группировать растения по их признакам и свойствам;

– работать с научной литературой;

– оформлять свои наблюдения

Устный опрос. Практическая

работа

Коммуникативные УУД:

– учиться работать в паре, группе

Лечебные и ядовитые растения

24

Красная книга

России. Правила поведения на природе

1

Решение частных задач

Растения,  находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу

Знать:

– названия растений Красной книги (не менее 2–3);

– правила поведения в природе.

Уметь:

– кратко характеризовать средства сохранения природы;

– выполнять простейшие инструкции;

– называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2–3)

Фронтальный

опрос

Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту)

Конкурс на лучший экологический знак года

25

Обобщение
по теме «Разнообразие растений»

1

Обобщение и систематизация знаний

Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края

Уметь:

– группировать растения по их признакам и свойствам;

– работать с научной литературой;

– оформлять свои наблюдения

Тест

Описывать на основе иллюстрации изученные объекты и явления живой и неживой природы.

 Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов)

26

Для чего люди

выращивают

культурные

растения?

1

Постановка и решение учебной задачи

Группы культурных растений

(овощные, плодовые, прядильные и др.)

Знать: 

– чем отличаются дикорастущие растения от культурных;

– группы культурных растений.

Уметь:

– выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих;

– приводить свои примеры культурных растений каждой группы

Индивидуальный опрос

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы

История культурных растений

27

Какие части

культурных

растений используют люди?

1

Решение частных задач

Расселение семян растений. Выращивание культурных растений

Дидактическая игра

 выделять основные существенные признаки, выделять новое

Культурные растения родного края

28

Можно ли все

огородные

растения высаживать одновременно?

1

Решение частных задач

Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений

Знать:

– основные растения огорода;

– части растений – листья, плоды, корнеплоды, клубни, семена.

Уметь:

– ухаживать за огородными растениями;

– правильно подбирать рассаду или семена

Таблица сроков посадки огородных растений родного края

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Озимые и яровые культуры. Зимостойкие и теплолюбивые растения

29

От чего зависит

урожай зерновых?

1

Решение частных задач

Значение зерновых культур в жизни человека

Знать: 

– названия (изображения) зерновых растений;

– важность зерновых культур в жизни человека

Тест

пересказывать небольшие тексты.

Сельскохозяйственные работы на полях

30

Растения сада

1

освоение нового материала

Садовые растения. Труд людей в саду

Знать основные растения сада.

Уметь:

– находить и определять садовые растения;

– ухаживать за растениями

Устный

опрос

Регулятивные УУД:

– учиться работать по плану

Сельскохозяйственные машины и оборудование для работы в саду

 31

Сколько живут

растения?

1

Решение частных задач

Сроки жизни растений; расселение растений  на новые места

Знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений.

Уметь: 

– определять возраст растений;

– составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений;

– характеризовать сходство и различия однолетних, двулетних и многолетних растений

Устный

опрос

Коммуникативные УУД:

– учиться работать в паре, группе

Памятники природы (дубы, сосны и т.д.)

32

Размножение растений своими частями

1

Решение частных задач

Вегетативное размножение растений

Знать понятия «черенок», «отросток»,  «семя», «плод».

Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений

Индивидуальный опрос

Регулятивные УУД:

– учиться работать по плану

Размножение водорослей и грибов

33

Обобщение
по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»

1

Обобщение и систематизация знаний Викторина

Знать:

– дикорастущие и культурные растения своей местности;

– сельскохозяйственные растения своей местности.

Уметь:

– раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;

– называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2–3)

Тест

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

 Грибы (3 часа)

34

Грибы. Можно

вырастить грибы

на кусочке хлеба?

1

Постановка и решение учебной задачи

Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов

Знать:

– свойства и признаки грибов;

– взаимосвязь живой и неживой природы;

– чем питаются грибы

Устный

опрос. Тест

Регулятивные УУД:

– учиться работать по плану

Значение грибов в природе и жизни человека

35

Ядовитые и

несъедобные

двойники

шляпочных

грибов

1

освоение нового материала

Съедобные и ядовитые грибы

Знать: 

– отличительные признаки съедобных грибов;

– съедобные грибы, растущие в родном крае;

– несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра

Коммуникативные УУД:

– учиться работать в паре, группе

Пищевое отравление. Первая помощь при пищевом отравлении

36

Как правильно собирать грибы?

1

Решение частных задач

Правила сбора грибов

Знать правила сбора грибов.

Уметь приводить примеры грибов своей местности

Тест

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Животные (8 часов)

37

Разнообразие

животных

1

Постановка и решение учебной задачи

Многообразие  животных по способу питания. Дикие и домашние животные

Знать группы животных и их признаки.

Уметь:

– приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2–3 представителей каждой группы;

– раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных

Фронтальный, индивидуальный

опрос

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

Отличительные признаки животных разных групп

 38

Насекомые

1

освоение нового материала

Растительноядные хищные и всеядные насекомые

Знать: 

– отличительные признаки насекомых и деление их на группы;

– названия насекомых родного края

Фронтальный опрос

Коммуникативные УУД:

– учиться работать в паре, группе

Редкие насекомые нашей страны

39

Рыбы

1

освоение нового материала

Приспособления рыб для жизни в воде

Знать:

– отличительные признаки рыб;

– приспособления рыб к жизни в воде;

– группы рыб по признаку питания (хищники, растительноядные, всеядные)

Тест

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Двоякодышащие и кистепёрые рыбы

40

Земноводные

1

освоение нового материа

Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки

Уметь: 

– высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма;

– называть земноводных родного края

Индивидуальный опрос

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

Размножение и развитие амфибии

41

Пресмыкающиеся

1

освоение нового материала

Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями

Знать: 

– черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей;

– сходства и различия пресмыкающихся и земноводных;

– опасных для человека пресмыкающихся и правила безопасности при встрече с ними

Устный опрос

Регулятивные УУД:

– учиться работать по плану

Отличительные признаки гадюки и ужа

42

Птицы

1

освоение нового материала

Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам

Знать: 

– отличительные признаки птиц;

– группы птиц по признаку питания – зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные

Уметь определять птиц среди других животных

Самостоятельная работа

Регулятивные УУД:

– учиться работать по предложенному учителем плану

Птицы из Красной книги

 43

Звери

1

освоение нового материала

Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих

Знать: 

– значение понятий «звери», «млекопитающие»;

– млекопитающих родного края.

Уметь: 

– определять млекопитающих среди других животных;

– описывать млекопитающих (по выбору)

Работа

в парах

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

Ехидна и утконос

44

Как животные защищаются

1

Решение частных задач

Различные группы животных

Знать:

– группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

– способы защиты животных от врагов

Устный опрос, работа в парах

Коммуникативные УУД:

– учиться работать в паре, группе

Человек и животные (6 часов)

45

Домашние

животные

1

Постановка и решение учебной задачи

Домашние

животные

Знать:

– признаки домашних животных;

– об особенностях диких и домашних животных.

Уметь раскрывать особенности домашних животных

Беседа по вопросам

Регулятивные УУД:

– учиться работать по плану

46

Живой уголок

1

Решение частных задач

Обитатели живого уголка

Уметь ухаживать за обитателями живого уголка (питание, безопасность)

Беседа по статье

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Рассказы-загадки о животных

 47

Животноводческая ферма

1

Экскурсия.

Решение частных задач

Знакомство с жизнью животных на станции юннатов

Знать правила поведения и обращения с животными.

Уметь:

– наблюдать за обитанием, питанием, особенностями образа жизни питомцев станции юннатов;

– обобщать результаты наблюдений по экскурсии

Беседа по вопросам

Коммуникативные УУД:

– учиться работать в паре, группе

Уход за животными

48

Значение диких

животных

1

Решение частных задач

Расширить знания о диких животных

Знать диких животных родного края.

Уметь определять значение диких животных в жизни человека

Работа

по группам

Животные, наносящие ущерб человеку

49

Человек в ответе

не только за тех,

кого приручил

1

Решение частных задач

Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека

Знать: 

– правила поведения в природе;

– правила обращения с дикими и домашними животными;

– животных, занесенных в Красную книгу России, родного края

Викторины. КонкурсыФронтальный опрос

Регулятивные УУД:

– учиться работать по плану

Животные и растения,охраняемые человеком

50

Заповедники или

заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные»

1

Экскурсия.

Решение частных задач

Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе

Знать:

– названия животных Красной книги России (не менее 2–3);

– правила поведения в походах.

Иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае

Беседа по вопросам. Тест

Познавательные УУД:

Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту)

Заказники, заповедники родного края

 Человек разумный – часть природы (6 часов)

51

Про тебя

1

Постановка и решение учебной задачи

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека

Знать:

– о значении природы для здоровья и жизни человека;

– об отдельных видах труда, связанных с природой;

– о значении данного труда;

– сходство и различие людей друг от друга

Устный

опрос. Практическая

работа

Использовать знания для сохранения и укрепления своего здоровья

Органы чувств человека, их значение

52

Что умеет человек?

1

освоение нового материала

Человек – существо социальное, член общества

Уметь формировать выводы на основе своих наблюдений

Устный

опрос

Профессии человека

53

Расти здоровым

1

Решение частных задач

Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать:

– понятие «здоровье»;

– причины простудных заболеваний и меры их предупреждения;

– компоненты, от которых зависит здоровье человека;

– какие изделия могут нанести вред здоровью человека, как и почему

Самостоятельная работа

Коммуникативные УУД:

– учиться работать в паре, группе

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Причины простудных заболеваний и меры по их предупреждению

54

Питание и здоровье

1

Решение частных задач

Режим питания

Знать понятия «полезная пища», «разнообразная пища».

Уметь работать с дополнительными источниками знаний

Работа

в парах

и по группам

– учиться работать по плану

Калорийность пищи; меню, его составление

55

От кого зависит

твой режим дня?

1

Решение частных задач

Режим дня школьника. Условия жизни, влияющие на здоровье человека

Знать условия хорошего самочувствия.

Уметь: 

– соблюдать режим дня;

– составлять режим своего рабочего
и выходного дня

Фронтальный опрос

 56

Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы»

1

Обобщение и систематизация знаний

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека

Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура)

Тест

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

Как уберечь себя от беды? (5 часов)

57

Чистота – залог здоровья

1

Постановка и решение учебной задачи

Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы

Знать: 

– значение понятия «микробы»;

– где человека подстерегают микробы;

– основные правила личной гигиены.

Уметь: 

– выполнять правила личной гигиены;

– рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами;

– оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах

Практическая

работа

Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Микробы

58

Берегись простуды!

1

Решение частных задач

Охрана и укрепление здоровья

Фронтальный, опрос

– учиться работать в паре, группе

Первая помощь при простудных заболеваниях

59

Твоя безопасность на улице

1

Решение частных задач

Дорога от дома до школы. Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие ребенка при общении с незнакомыми людьми

Знать:

– знаки дорожного движения,

– сигналы регулировщика и светофора;

– правила поведения в природе;

– что такое опасная ситуация.

Уметь:

– составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях

Работа
в группах

Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту)

Мой маршрут из дома в школу. Опасные участки пути

 60

Твоя безопасность дома

1

Решение частных задач

Правила безопасного обращения  с электроприборами, газовыми установками, лекарствами

Знать правила безопасного поведения дома.

Уметь:

– вызвать помощь;

– вести себя в нестандартных ситуациях

Фронтальный опрос

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

61

Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?»

1

Обобщение и систематизация знаний Викторина

Охрана и укрепление здоровья

Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

Тест

Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих,.

В родном краю (7 часов)

62

Имя города, села, поселка

1

Постановка и решение учебной задачи

Россия – наша Родина

Знать название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села).

Уметь работать с различными источниками информации

Беседа по вопросам. Фронтальный

опрос

Регулятивные УУД:

– учиться работать по предложенному учителем плану

Народные промыслы России. Особенности труда людей родного края

63

История Московского Кремля

1

освоение нового материала

Москва – столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля

Знать исторические факты о возникновении Москвы, достопримечательности Московского Кремля.

Уметь:

– описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);

– самостоятельно работать с книгой

Беседа

по вопросам

Использовать дополнительные источники информации

Характеристика отдельных исторических событий,связанных с Москвой

 64

Экскурсия

в город

1

Экскурсия.

 Решение частных задач

Предприятия, обслуживающие жителей города

Уметь:

– работать с оглавлением и справочниками учебника;

– анализировать полученную информацию;

– соблюдать правила во время экскурсии в город

Отчет

о посещении краеведческого музея

Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

65

Общий дедушка

1

освоение нового материала

Младший школьник и семья. Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками

Знать:

– фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

– основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

– способы обмена информацией.

Уметь пользоваться средствами связи

Дидактическая игра. Фронтальный опрос

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах

Сбор информации и составление схемы генеалогического древа

66

День Победы

1

Решение частных задач

Государственные праздники. История Отечества во время ВОВ

Знать:

– названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества);

– название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);

– государственную символику России.

Уметь приводить примеры основных государственных праздников

Устный опрос

Используя дополнительные источники информации

67

День Конституции

1

освоение нового материала

Государственные праздники

Фронтальный

опрос

Конституция – основной закон России

68

Обобщение по теме «В родном краю»

1

Обобщение и систематизация знаний

Россия – наша Родина

Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села).

Уметь работать с различными источниками информации

Тест. Задание «Проверь себя!»

Соотносить изученные исторические события с датами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа состоит из  разделов1 Поянительная записка2.Общая характеристика курса3.Описание места учебного предмета в учебном плане4. Ценностные ориентиры содержания ученого предмета.5.Кал...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ  УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс

Данная программа разработана для учащихся 1 класса в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по математике. 2 класс. Перспективная начальная школа. 2016/17 уч.год. 5 часов в неделю

Рабочая программа по математике. 2 класс. Перспективная начальная школа. 2016/17 уч.годСтруктура программы: 1. Пояснительная записка2. Общая характеристика учебного предмета3. Ценностные ориентир...