Мир за стеклянным берегом.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Петрова Лариса Леонидовна

Урок по УМК "Перспектива" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мир за стеклянным берегом34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мир за стеклянным берегом.

Цели:  познакомить с жизнью аквариумных рыбок, обучить правильному уходу за ними.

Предметные:

 - иметь представление об аквариуме как сообществе рыб, водных растений и моллюсков, созданном руками человека по модели природы;

 - распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок, водных растений и пресноводных моллюсков;

 - определять обитателей школьного аквариума с помощью атласа – определителя;

 - осваивать приемы ухода за аквариумом.

Метапредметные:

 - рассуждать о целях создания аквариумов;

 - выявлять условия необходимые для жизни обитателей аквариума;

 - рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом;

 - различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток;

 - соотносить изображения аквариумных рыбок и их названия;

 - объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы.

Оборудование: доска интерактивная, картинки с изображением деревьев, кустарников, трав, картинки с изображением аквариумных рыб, диск – СД , схематическое изображение дерева, кустарника, трав.; для учащихся: клей, ножницы, картинки из приложения, цветные карандаши.

  1. Актуализация знаний.

Викторина  «Какие бывают растения».

- Ответьте на вопросы.

  1. Эти растения имеют мягкие сочные стебли. (Травы)
  2. Эти растения имеют несколько довольно тонких, но одревесневших стеблей – стволиков. (Кустарники)
  3. У этих растений от корня отходит один толстый стебель - ствол. (Деревья)

Распределить  картинки по группам.

  1. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадку.

На окошке  - пруд,

В нем рыбешки живут,

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков. (Аквариум.)

- Предположите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

(Наверное об аквариуме, аквариумных рыбках.)  Показ рыбки…

- Прочитайте тему урока. (Мир за стеклянным берегом.)

3. Работа по теме.

 -  Беседа.

 - Подумайте. Для чего людям нужны аквариумы? Как люди их создают?

(Содержат за красоту. Кое– кто держит его в квартире, чтобы увлажнять воздух.  Многие отдыхают,  любуясь сменой картин за стеклянным берегом).

- Сегодня на уроке :

1. Узнаете о происхождении слова АКВАРИУМ.

2. Познакомитесь с обитателями :

-с  рыбками;

 -с  растениями;

 - с улитками.

3. Узнаете о том,  какие средства помогают ухаживать за аквариумом.

- С чего начнем? (Выбор изучения информации)

Прослушивают информацию про аквариум ( СД -  диск)

 - От какого слова происходит слово  «аквариум?» (  латинское слово «аква» –вода)

 -  Кто хочет  познакомиться с обитателями аквариума?  ( Дети поднимают руки.)

Рассмотрим сначала рыбок.

Самые распространенные аквариумные рыбки  - это гуппи.  Самцы ярче и наряднее самок. Гуппи – живородящие рыбки. Примерно раз в месяц  у самок рождаются мальки. Родина гуппи – Южная Америка.

 - Что запомнили интересного?

Гурами – очень красивые рыбки. Спереди на брюшке у них две длинные нити, которые служат органом осязания. Эти рыбки умеют дышать  атмосферным воздухом, они периодически всплывают, чтобы набрать воздух ртом. Родина гурами – Юго-Восточная Азия.

 - Для чего гурами  периодически всплывают?

Сомик – донная рыба.  В природе сомики живут в медленно – текущих водах. Они способны выползать небольшими группами на илистые отмели, где подбирают все съедобное. Их родина Южная Америка.

 - Их называют еще санитарами. Потому что они очищают дно аквариума, доставая корм из самых труднодоступных мест.

Меченосец получил название из –за того, что нижняя часть хвостового плавника у самцов вытянута в виде меча. Меченосцы – живородящие рыбки. Их родина  - Центральная Америка.

 - За что эта рыба получила свое название?

 В аквариумах могут жить и улитки, например, лужанка. Она имеет раковину с крышечкой. Другая улитка которая может жить в аквариуме - это катушка. Ее раковина закручена в одной плоскости в виде колесика.

Растения в аквариумах придают подводному миру неповторимую красоту. Нужны они и самим рыбам: очищают воду и выделяют кислород, необходимый  для дыхания; служат местом для откладывания икры и убежищем для мальков; для некоторых рыб аквариумные растения служат пищей. Самыми распространенными аквариумными растениями являются роголистник и элодея. Они имеют длинные разветвленные стебли  и плавают в толще воды.

- Для чего в аквариуме нужны растения?  ( Для красоты, растения выделяют в воду кислород, которым дышат рыбки).

Физминутка  Видео «Золотая рыбка»

 - Работа по учебнику.

- Обитателям аквариума нужны особые условия для жизни. Как вы думаете, какие? ( Еда, чистая вода)

-  И чтобы это обеспечить, существуют специальные средства ухода за аквариумом. Давайте рассмотрим, какие. Чтобы познакомиться со средствами ухода за аквариумом нам нужно обратиться к учебнику. ( Стр. 38)  Работаем с учебником.

- Как  вы думаете, для чего нужен компрессор с фильтром? (Он подаёт в аквариум воду и очищает её.)

- Для чего нужен термометр? (Чтобы следить за температурой воды.  Да, это специальный водный термометр, его опускают в воду и крепят на присоске.)

-Для чего нужен сачок? (Чтобы пересаживать рыбок.)

- Для чего нужен скребок? (Чтобы очищать стенки аквариума.) 

А чем можно кормить рыбок? ( Ответы детей)

 - Часто в аквариум ребята бросают кусочки хлеба. Этого делать нельзя. – от хлеба вода «закисает», а у рыб засоряется кишечник.

  1. Практическая работа. Работа в паре.

 - Аквариум удивительный мир в стеклянных берегах. С кристально чистой водой он становится подлинным украшением  комнаты. Созерцание этого живого  мира приносит эстетическое удовлетворение и несравненный отдых,  столь необходимый современному человеку.

 - Сегодня вы создадите свой аквариум. Для этой работы вам понадобятся ножницы, клей и цветные карандаши.  Нужно вырезать каждую рыбку. Обсудить в паре и поместить рыбок   в свой аквариум.( Без клея).  Затем их приклеить.  Дорисовать остальных обитателей по желанию.  (Это можно закончить дома).

Проверка.

  1. Рефлексия.

- Какая была тема сегодняшнего урока?

 - Где вам могут пригодиться полученные знания?

 - Что важного надо запомнить с урока?

 - Какое задание вам понравилось больше всего?

  - Что вызвало затруднение?

Урок окружащего мира в 1 классе. Учебник А.А. Плешакова, М.Ю.Новицкой «Перспектива».

Конспект составила Петрова Лариса Леонидовна МБОУ СОШ №1 г. Когалым ХМАО Тюменской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир за стеклянным берегом

урок для 1 класса по теме "Мир за стеклянным берегом" о жителях аквариума и уходе за ними...

Мир за стеклянным берегом

Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Перспектива" 1 класс...

урок окружающего мира 1 класс. Мир за стеклянным берегом

Цель урока: формирование  представлений об аквариуме, как о созданном руками человека водном сообществе.Задачи урока:·         Образовательные: н...

​Фрагмент урока «Мир за стеклянным берегом»

Учитель вспоминает начало «Сказки о рыбаке и рыбке». (На экране изображение золотой рыбки. Жил старик со своею старухойУ самого синего моря;Они жили в ветхой землянкеРовно тридцать лет и три года...

Урок по окружающему миру 1 класс "Мир за стеклянным берегом"

Урок формирует представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растениях, моллюсков; учит распознавать обитателей аквариума, знакомит со средствами ухода за аквариумо...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс "Мир за стеклянным берегом" (отрывок)

Отрывок открытого  урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Перспектива" 1 класс Плешаков...

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Мир за стеклянным берегом"

Материалы презентации  ориентированы на учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспектива», но могут также быть полезным и интересным материалом для учителей, работающих по д...