Открытый урок по окружающему миру 1 класс "Мир за стеклянным берегом" (отрывок)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Отрывок открытого  урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Перспектива" 1 класс Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.54 МБ
Microsoft Office document icon конспект урока52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

АКВАРИУМ – “ аква ” по гречески означает вода. Искусственный водоём, предназначенный для содержания рыб, других водных животных и растений.

Слайд 5

Г у р а м и

Слайд 6

С о м и к

Слайд 7

М е ч е н о с е ц

Слайд 9

Вуалехвост

Слайд 16

Элодея Роголистик Лужанка Катушка

Слайд 17

А К В А Р И У М М О Л О Д Ц Ы !!!

Слайд 18

скаЛЯРИЯ

Слайд 19

Данио рерио

Слайд 20

Барбус

Слайд 21

Вуалехвост



Предварительный просмотр:

        Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

Учитель: Блохина И.А.

Класс: 1 в (МБОУ СОШ № 49)

Тема: «Мир за стеклянным берегом»

Предметные результаты:

  • иметь представление об аквариуме как о сообществе рыб, водных растений и моллюсков, созданным руками человека по модели природы;
  • распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок, водных растений и пресноводных моллюсков;
  • называть средства ухода за аквариумом.

Метапредметные результаты:

  • рассуждать о целях создания аквариумов;
  • выявлять условия необходимые для жизни обитателей аквариума;
  • рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом;
  • различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток;
  • соотносить изображения аквариумных рыбок и их названия;
  • объяснять на примере аквариумы связь неживой и живой природы;
  • освоить приёмы складывания и сгибания бумаги в технике оригами.

Личностные результаты:

  • осознавать важность бережного отношения к природе.

Оборудование: компьютер, телевизор, запись «музыки моря»; изображение сказочной золотой рыбки; изображение аквариума, презентация «Мир за стеклянным берегом»; учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь «Окружающий мир» для 1 класса (А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая), клей-карандаш, ножницы, ручка, цветные карандаши, лист бумаги квадратной формы.

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности

Здравствуйте дети! Садитесь.

Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.

Напомните, пожалуйста, какие правила поведения на уроке вы знаете. (Тишина – не мешать другим, не отвлекаться. Слушать – быть внимательным, запоминать.  Уважать – в классе говорит один, не перебивать, быть терпеливым, поднимать руку.)

  1. Актуализация ранее изученного

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Растения)

Какие группы растений вы знаете? (Деревья, кустарники, травы)

Приведите примеры деревьев, чем они отличаются от других растений? (Клён, берёза, осина, ель, сосна, ясень – имеют довольно большой крепкий ствол и лиственную крону)

Приведите примеры кустарников. Как вы догадались что это именно кустарники? (Сирень, шиповник, акация – имеют несколько довольно тонких стволов, в отличие от деревьев у них нет главного ствола.)

Назовите травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников? (Подорожник, лютик, одуванчик, вьюнок. Травы имеют стебли и листья увядающие осенью. У них нет постоянного древесного ствола над землёй.)

  1. Целеполагание

Звучит «музыка моря». Учитель вспоминает начало «Сказки о рыбаке и рыбке»(Слайд 1). На экране изображение золотой рыбки (слайд 2).

Жил старик со своею старухой
У са´мого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод,

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

„Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.“

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

„Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.“

Ребята, кто из вас видел настоящую золотую рыбку?

Как она выглядит? (Имеет золотой окрас, небольшая.)

Позже, на уроке мы познакомимся с золотой рыбкой, но на её поиски мы отправимся не в море, а в особый мир за стеклянным берегом, который называется … (АКВАРИУМ). Изображение аквариума(Слайд 3).

4. Аналитический этап

Обратимся к учебнику на странице 38.

Что же такое аквариум? Как вы считаете? (Аквариум – целый мир с рыбами, водными растениями, улитками.

А знаете, откуда к нам пришло слово «аквариум»? «Аква» – в переводе с латинского вода (Слайд 4).

Что вы видите на фотографиях в учебнике? Подумайте, почему ученые называют аквариум «целым миром»? *Подсказываю, откуда человек узнал кого надо поселить в аквариум? (Человек наблюдал за водоёмами, и создал маленький водоём  – подводный мир, у себя дома.)

Действительно, аквариум – это водоём в миниатюре. В нём человек старается создать для рыбок такие же условия, как в природном водоёме – реке или озере. Но аквариумные рыбки – это не те рыбы, которые водятся в наших реках и озёрах.

Как вы считаете, откуда к нам привезли аквариумных рыб? (Из жарких стран).

Верно. Их родина – жаркие страны. А ещё, некоторые маленькие рыбки были специально выведены людьми для содержания их в аквариуме. Большая часть этих рыб не ест водные растения, а питается кормом, который продают где? (В зоомагазине.)

Водные растения нужны для другого. Чем дышат рыбы? (кислородом).

Под воздействием солнечного света растения выделяют в воду кислород, которым дышат наши рыбки. А если в аквариуме не будет растений, что произойдёт с бедными рыбками? (Они начнут задыхаться).

Ребята, кто знает, как называется специальный орган дыхания у рыб? (Жабры).

А где находятся у рыб жабры, замечали? (Жабры находятся по бокам головы, под пластинками.)

Согласна с вами. Когда эти пластинки двигаются – рыбы дышат.

А кого ещё вы заметили в аквариуме? (Улитку).

В аквариум часто поселяют улиток. Они не только интересны и красивы сами по себе. Как вам кажется, что делает улитка, когда ползает по стенкам аквариума.(Очищает аквариум.)

Какой сделаем вывод? Кто обитает в аквариуме?(Таким образом в аквариуме обитают не только рыбы, но и водные растения, улитки. Вместе они приносят пользу друг другу).

5. Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок!

Хомка рано встаёт:

Шейку моет, щёчки трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять -

Хомка хочет сильным стать!

  1. Фиксирование затруднения в учебном действии

Ребята, обратимся к рабочей тетради на странице 28. выполним задание № 2. Можете вы наклеить рыбок в нужный аквариум? (Нет, мы их не знаем.)

Давайте с ними познакомимся. Внимание на экран (Слайды 5,6,7).

Гурами, Сомик, Меченосец.

Покажите рыбку, которая называется Гурами (Сомик, Меченосец).

  1. Выход их затруднения. Реализация построенного проекта

С помощью учебника (с. 39) наклейте этих рыбок в свой аквариум. Внимательно читайте названия рыб (Слайд 8).

Дети, кто-нибудь нашёл золотую рыбку на страницах нашего учебника. Приглядитесь получше.

Одной из разновидностей золотой рыбки является – вуалехвост (Слайд 9). Изображена на фотогафии аквариума слева.

Какая рыбка изображена на второй фотографии аквариума? (Меченосец)

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Теперь я предлагаю вам самим сделать маленькую аквариумную рыбку.

(См. технологическую карту изготовления рыбки, слайды 10-15)

9.Физкультминутка

Поднимает руки класс - это раз.

Повернулась голова, лево, право - это два.

Три - руки вниз, вперёд смотри.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.

10. Аналитический этап

        Ребята, как вы считаете, с какой целью люди создают аквариумы? (Чтобы любоваться природой у себя дома. Для изучения рыб, животных, водных растений.)

        Наверное невозможно наслаждать уголком живой природы, если не следить, не ухаживать за аквариумом. Как вам кажется?

Какие же средства нужны для ухода за аквариумом, чтобы его обитатели радовали нас?

        Обратимся к учебнику на с. 38. (Мнения детей).

  • Компрессор нужен для нагнетания воздуха в аквариум.
  • Сачок необходим для того чтобы извлекать обитателей аквариума во время его очистки.
  • Скребком чистят стёкла.
  • Термометр необходим, чтобы следить за температурой воды в аквариуме. Рыбкам должно быть комфортно: не жарко и не холодно.

11. Включение в систему знаний и повторение

Сейчас, когда мы познакомились с обитателями аквариума, я прошу вас выполнить такое задание: нарисуйте водные растения и улиток в рабочей тетради (Слайд 16) .

12. Выводы и обобщения. Рефлексия

Посмотрите на изображение аквариума.

Что из неживой природы есть в аквариуме? (Вода, камни.)

Нужно ли для того чтобы обитатели аквариума чувствовали себя хорошо, солнце?  (Да нужно. Растения на солнце выделяют кислород, а рыбки могут дышать.)

Назовите объекты живой природы в аквариуме? (Рыбы, улитки, водные рвстения.)

Могут ли рыбки, водные растения и улитки обойтись без тепла, света, воды? (Нет.)

Какой делаем вывод? (Неживая и живая природа не могут друг без друга. Они тесно связаны.)

*Оценивание понимания содержания урока (возникали трудности, стоит ещё повторить, всё понял и т.д.)

(Слайд 17, слайды 18-21 используются дополнительно после урока)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...