Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Жизнь древних славян"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Илюшина Марина Васильевна

Урок «Жизнь древних славян» является составной частью раздела «Страницы истории Отечества», изучаемого в 4 классе. Изучая этот раздел, дети узнают о важных событиях истории России.

На уроке «Жизнь древних славян» дети получают представление о расселении, о быте, о ремесле, о верованиях древних славян.

Изучая эту тему, дети узнают, что:

·      в середине первого тысячелетия нашей эры древние славяне населяли огромное пространство Восточной Европы;

·      жили славяне племенами;

·      занимались земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством;

·      место для поселения выбирали безопасное, вблизи реки на прибрежном холме;

·      верили, что всеми явлениями природы повелевают различные боги;

·      за защитой от злых сил обращались к душам предков, к ним обращались за советом, помощью, просили позаботиться об урожае;

·      жизнь, занятия, верования древних славян были тесно связаны с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_drevnih_slavyan.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
КЛАСС:
4
АВТОР УМК:
А.А.ПЛЕШАКОВ. МИР ВОКРУГ НАС.
ТЕМА УРОКА:
 ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.

Планируемые результаты:

Предметные:

 иметь представление о расселении, о быте, о ремесле, о верованиях древних славян, 

 продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал,

обогащать словарный запас,

расширять кругозор детей,

повторить понятия о родственных и однокоренных словах.

Регулятивные:

 определять цель урока,

определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата,

определять правильность выполнения заданий,

самостоятельно организовывать рабочее место.

Ученик получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные: 

развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания;

ориентироваться в материале урока;

сопоставлять и отбирать информацию;

делать выводы;

понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций, моделей;

использовать знаково-символические средства.

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

 участвовать в диалоге,

читать про себя и понимать прочитанное,

отстаивать свою точку зрения,

понимать точку зрения другого человека,

участвовать в работе группы,

договариваться друг с другом,

оценивать свою работу.

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Личностные: 

 проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

Ученик получит возможность научиться:

 освоению личностного смысла учения.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Оборудование: для учителя - компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint,  для детей — учебник, карточки с заданиями для групповой работы, музыкальные инструменты- бубен, погремушки, деревянные ложки

                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                             Технологическая карта урока

Этапы урока

Ход урока.    Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

1.  Организационный момент

 

2. Включение в учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Васильевна. Я сегодня проведу урок окружающего мира.

Давайте улыбнемся друг другу и гостям.

-Я предлагаю вам отправиться  в необычное историческое путешествиена машине времени. Любите путешествовать? Готовы?

Закройте глаза, голову положите на руки. 1-2-3

(Звучит музыка. Демонстрация видеоролика из х/ф «Снегурочка»)

Машина времени перенесла нас в другую эпоху.

Где же мы оказались? ( в прошлом, в древности)

Как догадались?

Можно ли предположить, что это наши предки?

Кто же они – наши предки?

Посмотрите на слайд 1.

Прочитайте текст.

Прочитайте выделенные слова. Как они называются?

Назовите корень. Вставьте корень в схему. Прочитайте слово. Слайд 2

Найдите объяснение слова в словаре С. И. Ожегова

Слайд 3

Слушают учителя, взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме

Смотрят видеоролик.

Высказывают предположения

Сравнивают одежду, цвет кожи, устную речь

Работают с текстом.

Работают со словарем

(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

(Л) - самоопределение

(П)- анализируют увиденное;

(К) – аргументация своего мнения;

(П) –извлечение необходимой информации после сравнительного анализа.

(П)- извлечение необходимой информации из текста;

(П) – использование знаково-символических средств

3.Определение темы урока. Целеполагание.

Определите тему путешествия нашей экспедиции.

О ком вы сегодня должны узнать?

Какую цель поставите перед собой?

На какие вопросы мы должны будем ответить в ходе путешествия? Слайд 3 - 4

Тема: Древние славяне

Узнать о жизни и быте древних славян.

- Как они выглядели?

- Как жили?

- Чем они занимались?  

- Кому поклонялись?

(П) – подведение под понятие;

(К)- выражение своих мыслей с достаточной точностью;

(Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

4. Открытие нового знания

Чтобы нас приняли за своих, добавим к своей одежде маленькие атрибуты: Девочки – ленточки, мальчики – пояски.

Полторы тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы поселились древние славяне. Жили они племенами.  Племя состояло из нескольких родов, а род  из нескольких семей. Слайд 6 – карта

  • Перед вами синий свиток – первый документ, который мы с вами нашли.

Там отрывок из «Повести временных лет», которую составил монах Киево-Печерской лавры Нестор.

Прочитайте отрывок.

Подчеркните название племен в тексте.

Подумайте, почему они так назывались?

  • Посмотрите на карту.

К какому объединению относятся племена, которые вы нашли в тексте?

От восточных славян позднее произошли русские, украинцы и белорусы.

  • Путешествие продолжается.

Посмотрите на «Поселение славян»

Что вы видите?

Какие особенности построения заметили?

Сделайте вывод: где славяне строили свои поселения? Почему?

Времена были суровыми.

Место должно быть безопасное, чаще вблизи реки, или на пригорке. Жили в рубленных избах или полуземлянках. Внутри такого дома было холодно, темно и сыро Слайд 8

Работают в парах.

- Подчеркните названия племен в тексте.

": Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами."

Дреговичи – «дрягва» - болото;

Поляне – жители полей;

Древляне – «дерев»- в лесу;

Работа с исторической картой

Восточные славяне

Работа со слайдом 7

(К)- формулирование и аргументация своего мнения;

(П) – построение логической цепи рассуждений

(К) – аргументация своего мнения;

(П) –извлечение необходимой информации после сравнительного анализа.

(П) –анализ объектов с целью выделения существенных признаков; установление причинно-следственных связей

5.  Физминутка

Слайд 9 Хоровод

6. Продолжение изучения нового материала

  • Групповая работа ( 3 по 4 ученика)

Розовый свиток – задания для групп

1 – Прочитайте текст. Составьте рассказ о занятиях древних славян (Приложение 1)

2 – Прочитайте текст. Подготовьте ответ на вопрос: каким было жилище славян? (Приложение 2)

3- Прочитайте текст. Составьте портрет славянина. (Приложение 3)

  • Путешествие продолжается. Слайд 14

Куда мы попали?

Что видите?

Как это место называется?

Для чего оно нужно?

Кому поклонялись древние славяне?

Долгое время славяне почитали разных богов.

Они считали, что каждым явлением природы повелевает свой бог.

Главным их богом считался Перун, бог грома и молний. Бог солнца именовался Дажбогом, бог ветра-Стрибогом, бог огня-Сварогом. (Слайд15)

А какими ещё фантастическими существами населяли свой мир древние славяне? (Слайд 16)

-Кто, по верованию славян жили в лесу? --- в лесах живут косматые лешие.А  в озёрах и реках?  --- обитают опутанные тиной водяные и коварные русалки. Дома за печкой?-- охраняют заботливые домовые.

  • А теперь мы попали на славянские праздники.

Как называется этот праздник? Что он символизирует? Слайд 17 -18

Работают в группах.

Выступают с подготовленными ответами

Слайды 10-11-12-13

Слушают учителя, взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме

Капище

Боги

Добрые и злые духи

Масленица

Ивана Купалы

(П) – выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания;

(К) – достижение договоренности и согласование общего решения;

(Л) – осознание ответственности за общее дело;

(П)- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

7. Включение изученного в систему знаний и повторение

  • Машина времени нас перенесла незаметно в класс. Путешествие наше закончилось.

Вспомним и проверим, что же вы узнали за время путешествия?

Тестирование (5 вопросов) Приложение 4

Выполняют тест.

Самопроверка по образцу.

Самооценка.

(Р) – оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание уровня усвоения;

8. Рефлексия

  • Вспомните, как называлась тема нашего урока – путешествия?
  • Какую ставили цель?

Карточка для рефлексии:

Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, обведи нужное количество баллов, подсчитай результат)

  1. Внимателен ли я был на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
  2. Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
  3. Участвовал ли я в групповой работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
  4. Сделал ли я правильные выводы, познакомившись с темой урока? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
  5. Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
  6. Итого я заработал: ______ балла(ов).

9.Домашнее задание

  • Прочитать текст на стр. 34-39.ответить на вопросы
  • По выбору:
  • приготовить творческие мини-проекты (короткое сообщение или рисунок)  на темы:  «Обстановка славянского дома», «Чем питались славяне», «Славянские праздники».

Выполняя домашнее задание ученик получит возможность использовать естественно-научные тексты  с целью поиска и извлечения познавательной информации, создать собственные устные или письменные высказывания, определять характер взаимоотношений древних славян с природой.

Приложение 1

Прочитай текст. Подготовь сообщение о занятиях славян. Подчеркни в тексте опорные слова.

В те времена в лесу было много дичи, реки были богаты рыбой. Мужчины занимались охотой, рыболовством, бортничеством (сбором меда диких пчел). Охотились они на кабанов, медведей, косуль, которые в изобилии водились в дремучих чащах. Кузнецы ковали прочное оружие, необходимые орудия труда.

Женщины готовили пищу, устраивали огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них искусно занимались врачеванием, приготовляя лекарственные снадобья из трав.

Сама жизнь требовала от славян сплоченности. Сообща они занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес. Поваленные деревья сжигали, золой удобряли почву.

Приложение 2

Прочитай текст. Подготовь рассказ о ЖИЛИЩЕ восточных славян.

Для ответа подчеркни опорные слова в тексте.

Дом славян.

В домах древних славян пол был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких слоёв деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.

Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-чёрному - это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели. Посудой служили глиняные горшки да сковороды.

Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Приложение 3

Прочитав  текст, составьте портрет славянина.

Древние славяне – наши предки

(Пересказ древней летописи)

1.Славяне  по описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах. Женщины носили длинные рубашки с пояском. Мужчины, носили просторные рубахи и штаны из льняного холста. В холода надевали на голову шапки из войлока(сваленной шерсти) или меха. На ногах лапти, сплетенные из лыка...

  • Какого роста были славяне?
  • Какое лицо у них было?
  • Какого цвета были волосы? Глаза?
  • Какую одежду носили?
  • Какую обувь носили?

Приложение 4

ТЕСТ

1. Поселение древних славян

 раскинулось:

а) в западной части Европы

б) в восточной части Европы

в) в центральной части Европы

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку

б) группами

в) племенами

3. Свои дома славяне строили:

а) из камня

б) из стволов деревьев

в) из кирпича

4. Найдите одно неверное утверждение:

а) Посуду славяне делали из стекла.

б) Славяне были хорошими земледельцами.

в) Большую роль в жизни славян играли дары леса - древесина, дичь, ягоды, мёд диких пчёл.

5. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс

б) Перун

Карточка 1

Документ 1

Подчеркните названия племен в тексте.

" Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами."

Карточка рефлексии

Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, обведи нужное количество баллов, подсчитай результат)

  1. Внимателен ли я был на уроке?

 Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

  1. Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы?

Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

  1. Участвовал ли я в групповой работе?

Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

  1. Сделал ли я правильные выводы, познакомившись с темой урока?

Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

  1. Был ли я активным на уроке?

 Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

  1. Итого я заработал: ______ балла(ов).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."

Главной целью урока было познакомить  с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...

Презентация по окружающему миру 3 класс по теме "Жилище славян"

В презентации представлен материал о месте жительства славян, устройстве их домов как внутри, так и снаружи, дети узнают как украшались дома, как защищались от злых духов....

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме"Народные праздники древних славян"

Данная работа содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме «Народные праздники  древних славян» для учащихся 3 класса. Надеюсь, что работа,  в первую очередь, будет ...

технологическая карта по ФГОС и подробная презентация к уроку в 4 классе по окружающему миру (программа "Школа России") "Жизнь древних славян"

Красочная презентация и описание подробного плана работы на уроке дадут возможность учителю познакомить учащихся с жизнью древних славян. На уроке проводится работа по формированию УУД,...

Урок окружающего мира 4 класс. Жизнь древних славян.

Урок окружающего мира в 4 «Б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян....

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...