Урок окружающего мира "Как путешествует письмо". 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Марина Владимировна Воропаева

Конспект урока окружающего мира. Тема "Как путешествует письмо". 1 класс. Урок содержит элементы мнемотехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на конкурс «Лучшие уроки педагогов Кировского района»

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №387 им. Н.В. Белоусова Кировского района  г. Санкт-Петербурга.

Учитель начальных классов: Воропаева Марина Владимировна. Моб. тел.+7 (911) 287-21-26, раб. тел. +7 (812) 753-37-41, +7 (812) 753-56-77

Программа: «Школа России», начальное общее образование, 1 класс.

Учебные пособия:

1.Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч, / Плешаков А.А. - М Просвещение, 2012

2.Окружающий мир. 1 класс Рабочая тетрадь в 2-х ч. / Плешаков А. А. - М.: Просвещение, 2012.

Номинация: «Лучший урок в начальной школе».

Тема.

Как путешествует письмо.

Цель.

  1. Создать условия для формирования у учащихся умений реализации новых способов действия.
  2. Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых знаний.

Задачи.

  1. Познакомить учащихся с работой почты, видами  почтовых отправлений и средствами доставки корреспонденции.
  2. Показать разновидность почтовых марок, конвертов, открыток.
  3. Раскрыть значение почтовой связи для общества.
  4. Познакомить с современными средствами связи.

Тип урока.

Урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты.

Универсальные учебные действия.

Личностные результаты:

  • Формирование представления о  различных способах общения в разных социальных ситуациях.
  • Формирование эстетических потребностей.
  • Формирование установки на здоровый образ жизни, применение в жизни навыков психосаморегуляции.
  • Формирование уважительного отношения к труду работников почты России.

Предметные результаты: 

  • Освоить содержание понятий: отправитель, адресат, индекс, штемпель.
  • Осмыслить значение различных видов почтовых отправления (письма, бандероли, посылки, открытки).
  • Научиться оформлять конверт для письма.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять её решение под руководством учителя.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные:

  • Умение использовать знаково-символические средства представления информации (пиктограммы).
  • Умение использовать знаково-символические системы для обобщения и запоминания информации (коллаж – мнемический план).
  • Овладение новыми способами представления ранее знакомой информации (написание индекса).
  • Умение использовать различные способы поиска информации, обобщать её, представлять развитие изучаемого вопроса в истории.

Коммуникативные:

  • Умение слушать собеседника, вести диалог, проявлять терпение и уважение к различным мнениям по обсуждаемому вопросу.

Оборудование, наглядно-демонстрационный материал.

  1. Для работы учителя:
  • Конверты с правильным и неверным оформлением, один конверт мятый и грязный.
  • Иллюстрация муравья Вопросика и его кубинского друга.
  • Карточки для ассоциативного запоминания способов улучшения настроения.
  • Коллаж «Как путешествует письмо».
  • Карточки с основными понятиями урока: отправитель, адресат, индекс, штамп, филателист.
  • Изображение почтового ящика размером А4 с прорезью.
  • Фрагмент мультфильма «Зима в Простоквашино».
  • Открытки, бланк телеграммы, марки.
  1. Для работы учащихся:
  • Учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков, 1 класс, 1 часть.
  • Рабочая тетрадь.
  • Цветные сигнальные карточки.
  • Конверт с маркой, лист А4.
  • Бланк для тренировки написания цифр индекса.
  • Простой карандаш, ручка, линейка.

Основные понятия и термины.

Отправитель, адресат, адрес, индекс, штемпель, филателист.

Предварительная подготовка.

  • Предложить учащимся для оформления выставки принести в класс старые открытки, конверты, марки.
  • Вырезать изображения почтового ящика, стопок  писем, самолёта, сумки почтальона из Приложения в рабочей тетради.
  • 1 учащийся готовит сообщение о марках (2 мин).
  • 1 учащийся готовит сообщение о голубиной почте (2 мин).

Ход урока:

Технологии, методы, приёмы.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формы организации взаимодействия

Промежуточный контроль

  1. Организационный этап.

Эмоциональная подготовка к усвоению материала.

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: “Будет интересно!”

А теперь тихонько сели,  на меня все посмотрели.

Проверьте, все ли готово у вас к уроку. Начинаем наш урок.

Учащиеся проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя. Садятся за парты, проверяют посадку.

Фронтальная

  1. Актуализация знаний.

Беседа.

Вспомните, откуда в наш дом приходит электричество?

Учащиеся называют последовательность передачи электроэнергии.

Фронтальная

Устные ответы

Игра на внимание и закрепление знаний.

Давайте поиграем в игру на внимание. Приготовьте сигнальные карточки. Я называю различные предметы. Если это электроприбор, то вы показываете красную карточку. Если нет – показываете зелёную карточку.

Учащиеся показывают красные и зелёные карточки. 

Фронтальная

Упражнение «Объясни плакаты»

Посмотрите на плакаты. Какие правила безопасного поведения они иллюстрируют. Приложение №1.

Учащиеся объясняют плакаты, повторяя правила.

Фронтальная

Устные ответы.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Словесно-иллюстративный рассказ.

Я вижу, что вы все сегодня в хорошем настроении, вы улыбаетесь. Но, к сожалению один из наших героев, который приходит к нам всегда в гости, сегодня – грустит. Кто это? Верно, Муравьишка загрустил. Я предлагаю помочь ему избавиться от такого настроения. Вспомните, что вы делаете, когда у вас плохое настроение?

Учащиеся предлагают варианты. Если затрудняются, то интерпретируют картинки: Приложение №2 - телефон, чашка, десерт, ванна, уборка, телевизор, магнитофон, рука.

Фронтальная

Устные ответы.

Постановка проблемы.

Молодцы! Видите, как много способов, справится с плохим настроением. Хорошо, когда друг рядом. Но у нашего героя  проблема, его друг живет в далёкой стране. Муравьишка  хотел рассказать другу о своих успехах в 1 классе, но не  знает, как  это сделать. Что бы  вы могли  предложить  сделать Муравьишке? Хорошее предложение - Муравьишка должен написать письмо. А к кому из вас приходило настоящее письмо? А как оно оказалось у вас дома?   А кто хочет узнать?

Учащиеся предлагают варианты для Муравьишки. Среди ответов учитель обращает внимание на предложение написать письмо.

Фронтальная

Устные ответы.

  1. Работа по теме урока.

Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами узнаем, как письмо от Муравьишки доберётся до его друга. И ещё узнаем, как правильно оформить конверт, чтобы оно не заблудилось.

Оформление конверта.

Итак, мы собрались написать письмо. Что нам нужно?  Что надо написать на конверте? Для чего нужен обратный адрес? Теперь нам нужно написать адрес, по которому отправится наше письмо. Посмотрите на конверты с адресами. Их три,  но только один из них подойдёт для письма. Прочитаем варианты адресов. Какой адрес, по вашему мнению, полный и точный? Чего не хватает в вариантах №1, №3? Вариант №2 – полный и точный. С таким адресом письмо не заблудится. Задание: списать с печатного текста адрес. Давайте проверим. Покажите цветной карточкой, как высправиться с этим заданием.

Ручка, лист, конверт.

Учащиеся уточняют значение обратного адреса. Читают адреса на больших конвертах. В процессе обсуждения выбирают Вариант №2 с правильным и полным адресом и аккуратного вида.

Учащиеся оформляют адрес на конверте, списывая с печатного образца. Оценивают правильность выполнения.

Фронтально-индивидуальная.

Оформленный конверт.

Самооценивание

Упражнение для развития графических навыков и оперативного мышления.

Развивающее обучение.

Давайте напишем индекс. У нас есть почтовый ящик, в который мы сегодня будем складывать новые слова. И первое слово – индекс. Индекс - «указатель». Электронная машина расшифрует индекс. Потренируйтесь на образце.

Итак, давайте напишем на конверте индекс. Я буду диктовать примеры, вы считаете устно и записываете ответ по образцу. Сколько цифр в индексе? Сколько будет примеров?  6-3; 2+5; 5-4; 2+2; 8-8; 1+4. Давайте проверим. Покажите цветной карточкой, как вам удалось справиться с этим заданием. Теперь возьмите чистый лист. Вспомните способы, как поднять настроение и зарисуйте их схематично простым карандашом. Покажите цветной карточкой, как вам удалось справиться с этим заданием. Мы написали индекс и адрес. Слово адрес мы тоже положим в наш почтовый ящик.

Учащиеся хором читают новое слово «индекс».

 Учащиеся на распечатке обводят образцы написания цифр для индекса.

Учащиеся считают примеры и записывают индекс на конверте.

Ответы: 3, 7, 1, 4, 0, 5.

Учащиеся оценивают правильность выполнения задания сигнальной карточкой (жёлтый, зелёный, красный).

Самооценивание.

Коллаж «Как путешествует письмо?»

Развивающее обучение.

Приложение №4.

Давайте же узнаем, какое путешествие совершит письмо. Мы работаем по коллажу. Следите за моим рассказом, я буду задавать вам вопросы и вы будете мне помогать.

Итак, Муравьишка взял чистый аккуратный лист, написал письмо и запечатал его в ...? (конверт) На конверте он написал ...? (адрес друга, свой адрес и индекс). Муравьишка отправляет письмо другу. Как называют человека, который отправляет письмо? (отправитель) Кто знает, как называют человека, которому письмо адресовано? (адресат) Эти слова мы прочитаем и опустим в наш  почтовый ящик. Но просто так письмо никуда не поедет. У пассажиров в транспорте должен быть билет, а у письма, что должно быть? (марка) Выступление учащегося.

Приклеили марку и что теперь сделаем с письмом? (опускаем в почтовый ящик). Работники почты каждый день на машине объезжают все места, где есть почтовые ящики и собирают письма. На почте на письмо ставят штемпель. Это слово – штемпель – мы прочитаем и опускаем в наш почтовый ящик. Штемпель – это маленькая круглая печать. Найдите ее на своих конвертах. Рассмотрите. По штемпелю можно прочитать название города отправителя и города - адресата. Внутри круга - цифры. Первые две обозначают число, следующие две - месяц, еще две цифры - год и последние две время. Благодаря этому можно узнать, сколько дней шло письмо. О чем рассказывает ваш штемпель? (Если настоящих конвертов не оказалось, можно распечатать несколько штемпелей. Приложение №3.) Затем сортировщики раскладывают письма по ячейкам в сортировочный ящик, чтобы знать, куда их отправить. Ели письмо путешествует в одном городе, то его отвезут на машине. А вот если из одного города в другой, то письмо или полетит на самолёте, или поедет на поезде в почтовом вагоне, или поплывёт на пароходе. В другом городе сотрудники почты опять раскладывают письма по ячейкам сортировочного ящика, а потом их разнесут по адресам. Кто это сделает? (почтальоны) Так письмо попадёт к адресату. Давайте вспомним, кого называют адресатом? Отправителем? Как называется печать на письме? Какую информацию она несёт? Давайте найдём теперь в нашем коллаже логические связи. Какие буквы есть в коллаже? (О, А, П)  Что значит буква "О", буква "А", буква "П"? Что связано с цифрой "3"? (3 палочки у буквы "П", 3 фигуры, 3 буквы, 3 человека, 3 письма, 3 вида транспорта дальнего следования, 3 марки, 3 вида сообщения, 3 – треугольник, письмо военного времени). Что связано с геометрическими фигурами? (круг – буква "О", штемпель, фуражка; треугольник – письмо военного времени; прямоугольник – конверт, письмо, телеграмма, открытка, газета, марка, лист бумаги, почтовый ящик). В наше время письмо может путешествовать и на самолёте, и на машине, на поезде, на пароме. А как же было раньше? Рассказ учителя о древних видах сообщений.  Существовала и голубиная почта. Посмотрите на стр. 65 и послушайте выступление одноклассника.

Учащиеся слушают рассказ учителя и дополняют его по вопросам.

Читают слова «отправитель», «адресат», «филателист».

Выступление учащегося о марках. Демонстрация альбома с коллекцией марок.

Читают слово «штемпель». Учащиеся рассматривают штемпель на старых конвертах. Анализируют информацию о письме, обмениваются информацией.

Повторяют значение новых слов: «отправитель», «адресат», «штемпель», «филателист». Учащиеся рассматривают иллюстрации на стр. 65 и слушают сообщение.

Выступление учащегося о голубях.

Фронтальная

Устные ответы.

  1. Физкультминутка.

Упражнение на внимание и снятие напряжения.

Наше письмо путешествует на разных видах транспорта. И мы немного попутешествуем. Я называю слово, а вы выполняете движения.

Воздух – руки в стороны, «машем крыльями».

Вода – плывём руками.

Рельсы – движения локтями, чух-чух-чух.

Дорога – движения руками, крутые виражи.

Учащиеся выполняют движения.

Фронтальная.

  1. Закрепления знаний.

Творческая практическая деятельность.

ИКТ

Приготовьте вырезанные карточки и откройте учебник с.64.

Разложите самостоятельно картинки. Покажите путешествие письма. Давайте проверим друг у друга. Покажите сигнальной карточкой, как вы справились с заданием.

Учащиеся раскладывают картинки на стр. 64. Обсуждают в парах. Оценивают правильность выполнения задания.

Самостоятельная работа.

Работа в парах.

Выполнение упражнения. Самооценивание.

Словесно-иллюстративный рассказ.

Но почта это не только письма. Посмотрите отрывок из мультфильма «Зима в Простоквашино» и постарайтесь запомнить, какие виды почтовых отправлений названы в нём. Посмотрите на стр. 65. Назовите почтовые отправления. Прочитаем  текст в учебнике на с.65.

Учащиеся смотрят отрывок из мультфильма. Анализируют иллюстрации в учебнике. Делают обобщение о видах почтовых отправлений.

Фронтальная.

Устные ответы.

ИКТ

Какие современные средства связи вы знаете?  Ребята, к нам по электронной почте пришло письмо. Давайте прочитаем его? Всемирный день почты - международный праздник. Празднуют его 9 октября, в рамках традиционной Недели письма. По указу Президента РФ в 1994 году в нашей стране учрежден еще один праздник работников связи -  День российской почты и отмечается во второе воскресенье июля. Какую информацию получили из электронного письма?

Учащиеся называют современные средства связи (мобильный телефон, электронная почта, интернет, скайп). Демонстрация работы с электронной почтой. Чтение электронного письма. Учащиеся обсуждают информацию.

Фронтальная.

Устные ответы.

Упражнение на развитие сравнительного анализа. Приложение № 5.

Благодаря почтальону письма находят своего адресата. Как вы думаете, какие трудности есть в работе почтальона? Вы сейчас тоже немного побудете почтальонами. Вы будете раздавать письма животным. Сколько писем? Сколько животных? Каждый получит письмо или нет? Чем отличаются письма? Животные нарисованы одинакового размера, но вам надо вспомнить какого они размера на самом деле. И раздать письма – самому большому – самое большое письмо, кто поменьше – и письмо поменьше и т.д. Соединять письмо и животное карандашом по линейке. Оцените правильность выполнения работы.

Трудности в работе почтальона: рано вставать, тяжёлая сумка, быть внимательным.

Учащиеся анализируют содержание бланка. И соединяют животное и подходящее по размеру письмо.

Комментируется правильный вариант. Учащиеся оценивают правильность выполнения задания сигнальной карточкой.

Индивидуальная.

Фронтальная.

Выполнение упражнения. Самооценивание.

Упражнение на активизацию знаний «Дополни высказывание».

Теперь давайте проверим, как вы запомнили коллаж. Дополняем предложение:

1)У письма есть билет, это - ...? (марка)

2)Он должен быть полным и точным. (адрес)

3)Какая птица может работать за почтальона? (голубь)

4)На чём отправиться письмо в дальнее путешествие? (на самолёте, поезде, корабле)

5)Что-то сообщить другому человеку можно письмом, ..., ...? (открыткой, телеграммой)

6)Какой формы было письмо во время войны? (треугольной)

Оцените правильность запоминания материала.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся оценивают правильность запоминания сигнальной карточкой (жёлтый, зелёный, красный).

Фронтальная.

Самооценивание.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Мы совершили путешествие вместе с письмом. Какие этапы оно пройдёт на своём пути? Какие виды почтовых отправлений вы знаете?

А ещё мы с вами узнали много новых слов. Кто помнит слова, которые мы опустили в почтовый ящик? Мы заканчиваем наш урок. Оцените свою работу на уроке сигнальной карточкой. Творческое задание: Нарисовать марку для себя и красивую открытку для друга.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся повторяют слова из почтового ящика.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке сигнальной карточкой (жёлтый, зелёный, красный).

Фронтальная.

Самооценивание сигнальными карточками.


Приложение 1. (Размер А4)

 Info-svoboda.ru Дом и семья Система заземления TT Заметки электрика 3.3.2. Пропаганда энергосбережения в учреждениях здравоохранения, культуры, спортаСтрашный сон домохозяйки случился в Перми наяву: утюжок поджёг квартиру - Новости Перми и Пермского края - .PRM.RU  Безопасные советыМеры электробезопасности. Хоростовская СШ

Приложение №2. (Размер А5)

Смотрите в ноябре

TelephoneReminder

Как работает магнитофон? Белая Церковь. Газета Гриф

Archive Статьи Мир чая

Ванна - Фото 12 - Ванная комната - Предметы - Фото сайт

Веселые картинки для детей. Обои для рабочего стола с персонажами мультфильмов и детских книг

Массаж кистей рук техника - Всё о массаже здесь

Мир в котором мы живем - Сколько стоят клининговые услуги в Санкт-Петербурге

Купить Велосипед JUNIOR детский 14 дюймов L1414S


Приложение №3 (Размер А5)

Английский форум - Мультитран письмо деду морозу Великий Устюг Клуб автолюбителей Рено Логан * Просмотр темы - Почта России. Работа, треки, сроки.  Ящик почтовый ЯПВ-Н-П

Лента друзей интернет сообщество YuNetстраница 6

Раскраска еж Детские раскраски, распечатать, скачать

Strix. в этом году нашествие какого-то ранее нам неведомого жука - 7 Февраля 2014 - Blog - Ja-jp

Слон картинки для детей

           C:\Users\Марина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20140922_163459.jpg

Приложение№4 Коллаж «Как путешествует письмо».

Приложение № 5. (Размер А5)                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по учебнику А. А. Плешакова. Тема урока: Путешествие по Золотому Кольцу России

В презентации представлены главные достопримечательности городов Золотого Кольца России...

Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край" (урок-путешествие)

Урок окружающего мира "Наш край" по программе "Школа России"Тип урока: изучение нового материала.Форма: урок-путешествие по Ленинградской области. В ход урока включены тесты, в том числе эко...

Урок окружающего мира "Путешествие письма"

Данный урок знакомит детей с работой почты и видами почтовых отправлений и направлен на формирование навыка самостоятельной работы, развитие умения работать в группе....

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе на тему "Как путешествует письмо?"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе (УМК "Школа России) на тему "Как путешествует письмо"...

План-конспект урока окружающего мира в 1 классе. Тема урока:"Как путешествует письмо?"

Подробный сценарий урока окружающего мира в 1 классе . Тема: "Как путешествует письмо?"...

Урок окружающего мира в 1 классе "КАк путешествует письмо"

Цель урока: Знакомство учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами оформления письма; развитие информационной грамотности и коммуникативных способностей учащихся...