Урок окружающего мира в 1 классе "КАк путешествует письмо"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Цель урока: Знакомство учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами оформления письма; развитие информационной грамотности и коммуникативных способностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_onz_kak_puteshestvuet_pismo.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России».

Учитель: Барышева Галина Вячеславовна

Тема: Как путешествует письмо?  

Тип: урок открытия новых знаний

Цель урока: Знакомство учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами оформления письма; развитие информационной грамотности и коммуникативных способностей учащихся

Задачи

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

1) сформировать понятия о разнообразии почтовых отправлений и средствах доставки корреспонденции;

2) познакомить с работой почты, почтальона, почтовыми голубями;

3)познакомить с историей развития почты, правилами написания письма

1) обогащать словарный запас учащихся новыми словами;

2) развивать память, речь, познавательный интерес;

3) научить приемам запоминания с опорой на наглядность и ассоциации;

1) раскрыть роль почтовой связи для общества;

2) тренировать умение выполнять правила работы в группах;

3) осуществлять связь с жизненным опытом детей

Термины и понятия

Почта, отправитель, адресат, письмо, конверт, индекс, почтовая марка, почтовый ящик, почтамт, почтовые весы, почтовый штемпель, сортировочный ящик, открытка, бандероль, посылка,

Ресурсы

Межпредметные связи

Информационно-образовательная среда

Информационный материал:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. Ч.1, с. 55 – 87.

2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 1 класс. Ч.1, с. 35 – 58.

Дидактический раздаточный материал: конверты, марки, карточки из приложения к рабочей тетради, смайлики, толковый словарь

Видеоматериалы:кадры из мультфильма  «Слонѐнок и письмо» Просмотр начинается с 26 секунды и заканчивается в 1 минуту 27 секунд. Длительность – 1 минута и 1 секунда)., обращение Деда Мороза

Русский язык

В.П.Канакина, В.Г. Горецкий Тема: «Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных»;

Математика

Моро М.И. Тема: «Пространственные представления»

        Планируемые результаты        

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

- научатся сравнивать виды почтовых отправлений;

- обсуждать роль работы почты в нашей жизни;

- знать правила отправления

- выдвигать предположения и доказывать их;

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в паре, группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;

- определять место на ленте времени

Регулятивные:

- ориентироваться в учебнике, словаре и рабочей тетради;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать результат своих действий;

- высказывать свои предположения;

- сравнивать выполнение своего задания с эталоном;

- давать эмоциональную оценку деятельности на уроке

Познавательные:

- определять вид почтового отправления;

- получать информацию из текста и рисунка в учебнике, справочнике;

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Коммуникативные:

- работать индивидуально, в парах и группах;

- оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе.

- уважение к мнению других;

- мотивация учебной деятельности;

- самоопределение;

- проявлять целостный социальноориентированный взгляд на мир;

- овладеть начальными навыками адаптации в мире;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы обучения

Частично-поисковый, практический, интерактивный, деятельностный, объяснительно-иллюстративный

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, презентация

Наглядность

Сигнальные карточки (смайлики), учебник «Окружающий мир» часть 1, автор А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, тесты, карточки для работы в группах, посылочный ящик, конверты, коллекция марок, толковый словарь

Методы:

Словесный, наглядный, практический

Карта урока:

II. Этапы изучения темы

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Достижения учащихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у Вас много гостей, давайте поприветствуем их. Всем еще раз «Здравствуйте!»

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не придется вам скучать.

Как я рада видеть вас.

И вы, друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

-ДА?

-Замечательно, друзья! Начинаем наш урок.

 Будем помогать друг другу. Берите друг друга  за руку так, чтобы каждый почувствовал ваше доброе отношение. Поднимите руки, кто почувствовал доброе отношение?

Учитель обращается к учащимся, создаёт эмоциональный настрой на включение детей в учебную деятельность. Проверяет готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

Рассаживаются по группам. Проверяют готовность к уроку (учебник, тетрадь, карточки)

Ответы детей:

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

5. Реализация построенного проекта.

Основной целью этапа является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Основной целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Основной целью является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

8. Включение в систему знаний, повторение.

Основная цель - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

9. Рефлексия УД на уроке.

Основной целью является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Посмотрите отрывок из мультфильма.

- О чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Приложение №2 - мультфильм «Слонёнок и письмо». Просмотр начинается с 26 секунды и заканчивается в 1 минуту 27 секунд. Длительность – 1 минута и 1 секунда).

Я вчера получила письмо, но открывать его не стала, потому что здесь написано: для 1 класса! Вот давайте вместе  откроем и прочтём его (подготовленное письмо)

 Чтение письма

«Здравствуйте,    дорогие ребята! А как вы учитесь, делаете ли добрые дела, слушаетесь ли родителей? 25 декабря я приду к вам на праздник – на новогоднюю ёлку. А вы пока готовьтесь к празднику: разучивайте песни и стихи.  Принесу много подарков. Напишите мне письмо, кто какой подарок пожелает. Жду от вас ответа. Счастья и радости вам в Новом Году!
Ваш  Дедушка Мороз»

ДМ о чём нам сообщил?

-Все ли из вас уже получали письма?

- Кто из вас писал письмо и кому?

-Недавно, на уроке письма мы с вами писали письмо Деду морозу, т.к. у нас скоро новый год и нам дед мороз принесет подарки. (2 слайда с д.морозом)

-мы его отправили?

-Почему мы не смогли отправить письмо?

Что такое письмо?

Вариант: Письмо - написанный текст – сообщение, которое отправляется по почте. В письме можно сообщать о своих делах

Где можно посмотреть точное определение?

-Как доходят до нас письма?

-Что ещё можно получить по почте кроме письма?

-Всё это связано с почтой.

-Через почтовую связь можно получить письмо, отправить посылку, поздравить людей телеграммой

-Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

- Давайте составим план исследования

Помогает детям спланировать работу

- Какими способами мы это узнаем? (из учебника, из книг, обратимся к компьютеру, спросим у других людей, подумаем)

- Что же такое письмо?

-Что нам нужно, чтобы отправить письмо? (Конверт.)

- Верно, только в конверте лист бумаги станет письмом и сможет отправиться в путешествие.

- Рассмотрите конверт (слайд 5)

- Какие слова вам встретились в левом верхнем углу конверта? (От кого, Откуда) В правом нижнем углу конверта? (Кому, Куда) Здесь Вопросик должен указать фамилию, имя друга и его адрес.

- Как вы думаете, в какой стране живёт Дедушка Мороз?

- Наши друзья могут жить в любой стране. Каждая страна имеет свой язык, свои законы, свою культуру, но это не мешает нам дружить с её жителями. У меня есть друзья в Германии, на Украине. С ними я общаюсь в Интернете, но всегда приятнее получить настоящее письмо по почте. Почта работает в любой стране.(слайд 6)

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Письмо другу». Каждый из вас будет сначала отправителем. Кто это? (Тот, кто отправляет письмо) Потом каждый из вас будет адресатом. Кто это? (Тот, кто получает письмо) (слайд 7)

- Возьмите конверт, который лежит у вас на парте. Не открывайте его, внутри лежит сюрприз для адресата. Чтобы отправить письмо по почте, сначала надо указать, от кого оно. Что и где для этого надо сделать? (Написать на конверте свой адрес, фамилию и имя.) Как правильно нужно писать имена и фамилии людей?

- У каждого из вас есть  карточка, на которой это указано.

Вам нужно ее приклеить на конверт в левом верхнем углу.

- Теперь мы должны указать, кому адресовано письмо. Возьмите карточку,  на которой написано «кому» и приклейте её на конверт, в правом нижнем углу.

- Обратите внимание на особые цифры внизу конверта, их считывает шифровальная машина и сортирует письма по назначению, так как эти цифры обозначают код города и называются почтовым индексом (слайд 5)

- Письма готовы к отправке? (Нет, еще не готовы.) Почему?

Любые почтовые услуги надо оплачивать. Оплатой для письма служит марка. От того, как далеко вы собираетесь отправить письмо, зависит стоимость марки. Марки бывают самые разные: большие и маленькие, цветные и чёрно-белые. На марке указывается цена. Но не все марки можно использовать для отправки писем. Есть марки гашеные: на них уже стоит печать, ими пользоваться нельзя. Многие люди коллекционируют марки. Таких людей называют филателистами. А коллекционирование марок называется филателией (слайд 8). Марки собирают по темам, например: спорт, птицы, растения, транспорт. На марках разных стран изображают её героев и известных людей (слайды 9, 10)

У вас лежат марки, с помощью которых можно отправить письмо по России. Наклейте её в правый верхний угол.

Работа в тетради (стр.42) Задание 1.

Работа в учебнике (стр. 64) Задание выполняется по ходу дальнейшего изучения темы.

- Итак, письма готовы. Что теперь нам с ними делать? (Бросить в почтовый ящик. Этап 1) (слайд 11)

- Ваши письма готовы, теперь вы тоже можете бросить их в наш почтовый ящик.

Физминутка музыкальная

- Что будет с письмами потом? (оттуда их заберут работники почты и письма попадут на почтамт. Этап 2)

- У Марины мама работает на почте. Я просила Марину узнать, что происходит с письмами на почте. (На почте письма проштамповывают, сортируют, раскладывают в почтовые мешки. Этап 3)

Работа в тетради (стр.42) Задание 2.

- Кроме писем, что ещё можно отправлять по почте?

- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Слоненок и письмо». (слайд 12, видеозапись)

Задание в учебнике (стр.65) Определение видов почтовых отправлений.

- Это открытки, посылки, бандероли (слайд 13)

- После почтамта письма и другие почтовые отправления отправляются в места назначения, их адресатам. Как это происходит? (На самолётах, поездах и машинах. Этап 4) (слайд 14)

- Как вы думаете, на каком виде транспорта почта отправляется в далёкие страны? (На самолёте. Этап 5)

- В местах назначения специальные почтовые машины везут почту в почтовые отделения, оттуда почтальоны, в специальных сумках разносят их дальше. (Этап 6)

(слайд 15)

- У нас осталась одна картинка, что на ней изображено? (Почтовые ящики. Этап 7)

- Чьи это почтовые ящики? (Адресатов)

Физминутка

- Сейчас поработаем в парах. Один из вас уберёт свои картинки в конверт и закроет глаза, а другой поменяет свои картинки местами. Теперь глаза откройте и найдите ошибки. Сравните свою работу с образцом.

- Я думаю самое время разнести почту. Сегодня Иван будет почтальоном и разнесёт почту. Почта поступила к адресатам.

- Итак, мы провели исследование. Что вы узнали?

(Что такое письмо, как его отправить, как путешествует письмо).  

- С какими новыми словами вы познакомились сегодня? (Слайд 16) (Отправитель, адресат, письмо, почта, почтамт, почтовый штемпель, сортировочный ящик, почтовая сумка, посылка, бандероль)

-Кто попробует рассказать ему о том, как отправить письмо? Кто расскажет ему о том, как путешествует письмо, глядя на схему? (Слайд 17)

- Какой из этих конвертов готов к путешествию? (Слайд 18) Закончите предложение: Я теперь  знаю, как …..

Работа в группах по учебнику  (стр.65, 92)

- Много лет назад, когда не было почты, почтальоном был голубь. Его так и называли - почтовый голубь.

(Слайд 19) Почтовые голуби умели точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдаленных
мест. Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Еще совсем недавно - во время Второй Мировой войны - голубей использовали для доставки донесений. В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы его не схватят. Сейчас голубиная почта потеряла свое значение.

- А вот ещё пример. (Слайд 20) Если люди путешествуя по морю, попадали в шторм и корабль терпел крушение, люди отправляли о себе вести в плотно закупоренной бутылке.

В наше время вести доставляет всемирная сеть Интернет, поезда и самолеты, телеграф, почтовая служба.

- Прочитайте, что об этом говорит Мудрая Черепаха.

Теперь самое время вскрыть полученную почту.

В конверте наши друзья-смайлики. Если на уроке вам было интересно и всё получилось, поднимите жёлтый смайлик, если вы испытывали затруднения в какой-то работе – зелёный, если вы не довольны своей работой – красный.

Читает письмо

Задаёт проблемный вопрос

Зачитывает определение письма из толкового словаря С.Ожегова:

В толковом словаре С.Ожегова говорится, что письмо – это написанный текст, посылаемый кому-нибудь для сообщения чего-нибудь.

Ставит задачу

Ставит задачу, задаёт вопросы

Задаёт вопросы

Направляет действия детей

Задаёт проблемный вопрос

Рассказывает о марках

Демонстрирует марки разных стран и народов

Ставит задачу

Знакомит с заданием тетради

Задаёт вопросы

Ставит задачу

Задаёт вопрос

Демонстрирует мультфильм

Ставит задачу

Задаёт вопросы

Ставит задачу

Задаёт итоговые вопросы

Ставит задачу

Ставит задачу

Расширяет полученную информацию

Ставит задачу

Высказывают свои предположения

Планируют работу с помощью учителя

Читают письмо

Высказывают свои предположения

-Сегодня на уроке мы узнаем, что такое письмо и как оно путешествует (слайд 1)

.

Что мы будем узнавать сначала?

1. Что такое письмо

 2. Как его отправить

3. Как путешествует письмо (слайд 2)

Определяют способы исследования

Находят ответ на вопрос

Рассматривают конверт

Высказывают свои предположения

Слушают рассказ учителя

Принимают задачу

Принимают задачу, отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Оформляют конверт с помощью учителя

Рассматривают, запоминают

Высказывают свои предположения

Слушают, запоминают рассказ учителя

Слушают рассказ Марины

Выполняют задание

Высказывают свои предположения

Смотрят мультфильм, выделяют нужную информацию, определяют виды почтовых отправлений

Высказывают свои предположения, продолжают выполнять задание в учебнике (стр.65)

Работают в паре: строят из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений

Отвечают на итоговые вопросы, соотносят полученный результат с поставленной целью

Рассказывают о работе почтовой службы, опираясь на схему

Высказывают предположения, рассуждают

Слушают, запоминают

Читают слова Черепахи

Оценивают свои достижения на уроке

Л - формирование интереса к учению;

К – планирование учебного сотрудничества

П – умение выделять нужную информацию; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

П – умение сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки

Л – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

П – осуществление поиска информации из собственного опыта

К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К - выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам, принимать мнение других, умение работать в группе,

П - умение пользоваться учебником, вычитывать информацию.

П - определять сходство и различие объектов; получать информацию из текста и рисунка;

Р - выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

К - оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других;

П - умение делать выводы на основе обобщения знаний

Р – осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Предметные - рассказывать о путешествии письма; выдвигать предположения и доказывать их;

Р - ориентироваться в учебнике; высказывать свои предположения; сравнивать выполнение своего задания с эталоном;

К - совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;учиться выполнять различные роли в группе.

П - определять части предмета; получать информацию из текста и рисунка в учебнике.

Р - оценивать результат своих действий; давать эмоциональную оценку деятельности на уроке

П - делать выводы в результате совместной работы всего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Путешествие по Франции"

з классурок изучения нового материалаРабочая программа А.А.Плешакова...

Урок окружающего мира по теме "Путешествие по Москве" с презентацией

 Урок окружающего мира во втором классе по УМК "Школа России"  по теме "Путешествие по Москве" был мною разработан с презентацией, так как в последнее время дети очень любят такие уро...

Урок окружающего мира по теме "Путешествие по Москве"

Урок составлен в соответствии с ФГОС. Широкое использование ИКТ и модели "1 ученик-1 компьютер" на уроках позволило сделать урок  увлекательным....

Тренажёр для уроков окружающего мира. 4 класс Путешествие по природным зонам России.

Пособие-тренажер "Путешествие по природным зонам России" можно использовать как для индивидуальной работы младших школьников, так и для коллективной организации учебного процесса на уроках окружающего...

Интегрированный урок окружающего мира и математики. Путешествие по поясам освещённости героев м/ф "Маша и Медведь"

Урок проведён в форме путешествия героев м/ф "Маша и Медведь" по поясам освещённости. Параллельно учащиеся осваивали нумерацию чисел в пределах 100. Презентация выполнена на mimiostudio, которую можно...

урок окружающего мира 2 класс "Путешествие по Европе"

Урок по программе "Школа 2100", окружающий мир 2 класс "Путешествие по Европе"...