Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь древних славян"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Гребенщикова Татьяна Анатольевна

Урок раскрывает историю происхождения древних славян, даёт характеристику качеств личности древних славян, их поведения, внешнего вида, быта, развивает логическое мышление; умение работать с картой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_drevnih_slavyan.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Окружающий мир (А.А.Плешаков)

4 класс

Учитель: Гребенщикова Татьяна Анатольевна

Тема: Жизнь древних славян

Цели урока: раскрыть историю происхождения древних славян, дать характеристику качеств личности древних славян, их поведения, внешнего вида, быта, развивать логическое мышление; умение работать с картой

Познавательные УУД:

- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);

- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

Регулятивные УУД:

- Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке):

-  способность принимать, сохранять цели  и следовать им в учебной деятельности;

 - понимание и принятие  учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая    осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Коммуникативные УУД:

-принимать и выслушивать другие мнения;

- аргументировать свой ответ;

-принимать участие в диалоге на уроке;

-формировать способность к позитивному сотрудничеству.

- ориентироваться  в  окружающемпространстве;

Личностные УУД:

-воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;

-формировать  рефлексивное  отношение  к учению и личностный  смысл учения

 – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью

Тип урока: открытие нового знания

Форма проведения: урок-исследование

Формы и методы работы: фронтальная, в парах, групповая, частично-поисковая

Оборудование для учителя:    мультимедийная презентация, тестовое  задание, словари, энциклопедии.

Оборудование для учащихся:   учебник «Окружающий мир»  

 А.А. Плешаков 4 класс,  лист самооценки, карточки пробного действия, план – исследования, тесты.

Ход урока

1. Организационный момент.              Слайд № 2

О, Русь моя, тебе хвала,

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала!

                                    По Н. Кончаловской

II. Самоопределение к деятельности.    Слайд № 3

- О чём нам сегодня расскажет Русь? Узнаем, продолжив свое путешествие по страницам истории России. Этот  раздел учебника поможет нам узнать о важнейших событиях истории нашей родины.

- Чтобы определить тему сегодняшнего урока, вам необходимо выполнить несколько заданий.

Слайд № 4

  • Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении слова:

а) предки – корень пред, означает предшествовать чему-либо, быть перед чем-либо. Предки это люди, которые жили перед нами.

б) современники –корень врем. Современники –это люди, которые живут с нами в одно время.

в) потомки – корень  потом. Потомками называют людей, которые будут жить после нас.

  • На линии времени обозначим точкой год, в котором живем мы и наши современники. Обозначим скобками время жизни наших предков и потомков. (фронтальная работа у доски)

предки                                                                    потомки

- Внимательно прочитайте и проанализируйте три высказывания. Найдите среди них верное. Объясните свой выбор.

1) Наши предки живут в далеком будущем.

2) Наши потомки жили в далеком прошлом.

3) Наши предки жили в далеком прошлом.  

- Так о ком пойдёт речь сегодня на уроке? Чтобы вы хотели узнать о них? Сформулируйте вопросы по теме, используя данные слова        Табличка

Кто?                                            ( - Кто были наши предки?)

Где?                                            ( - Где жили?)

Какие?                                        (- Какие они были?)

Как?                                            (-  Как жили?)

Чем?                                            (- Чем занимались?)

- Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего сегодняшнего урока. Мы ответим на них после выполнения ряда заданий.

III. Изучение нового материала.

1) Кто наши предки? (Карточка № 1)

Внимательно прочитайте текст. (читают по цепочке, текст у каждого на парте)

Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волга, Дон и Западная Двина.

Пришли они на эту Землю с предгорий Гималаев.

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных наших предков, воинов – богатырей, часто вовлекали в войны, как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьем, в простых рубахах.

      - Прочитайте выделенные слова в тексте             Слайд № 5

- Сравните слова и сделайте вывод. Какие это слова? Почему однокоренные? (это однокоренные слова с корнем слав и общим значением)

-  Вы узнаете,  как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов.                

славяне

- Вот мы и ответили на первый вопрос. Ещё точнее сформулируйте тему урока.

- Проверим свои предположения, прочитайте тему урока в учебнике на с. 34     Слайд № 6

- Вам интересно знать, как жили русские люди раньше? Чем они интересовались, что любили наши предки и что отвергали, чем занимались, какую одежду носили, каким богам поклонялись. Тогда в путь!

2) Расселение славян

  Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как славяне мощными потоками устремились на земли Восточной Европы и  поселились на больших лесных равнинах. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их и сейчас изучают археологи.

- Исследуем карту учебника (с. 35 учебника).    Слайд № 7

- Между какими морями находилась территория славян? (Балтийским и Чёрным)

- По берегам каких рек они селились?  (по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга)

- В ходе этого движения славяне разделились на три ветви. Назовите их. Какие были славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне) На какие группы делились?

- Какие славяне занимали наибольшую территорию? (восточные славяне)

- Перед вами карточка № 2, с отрывком из древнейшей летописи "Повесть временных лет", написанная монахом Нестором, в которой говорится о расселении славянских племён. В  то время славяне жили не в одиночку, а вместе, т.е. племенами.

- Найдите и подчеркните названия племен в тексте

Карточка № 2      Работа в парах

" Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем -словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами."

- Названия каких племён вы встретили в тексте?

- Сделайте вывод  К каким славянам  относятся все племена, которые вы нашли в тексте? (К восточным славянам)

- Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.    Слайд № 8

 Предки у нас одни, родство общее. К сожалению, сейчас находятся люди, которые пытаются перевернуть историю, исказить её. Но несмотря ни на что мы должны знать её и защищать.

Места, где жили славяне.

- Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская 

- Объясните  Почему именно на этих территориях остановились славяне?   Слайд № 9

Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах - куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной, 
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: "Места много, есть что есть и есть что пить!"
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту)

- Как вы думаете, почему селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой?           Слайд № 10

(Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой)

Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Частокол строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

3)  Какие они были?               Слайд № 11

- Подумайте и предположите, какие были славяне?

Славяне были крепкими, выносливыми людьми, сильными, трудолюбивыми, готовыми к любым неожиданностям. Радушные и гостеприимные.

4) Как жили?

Жилище славян.          Работа в парах сменного состава  (Карточка № 3)   Слайд № 12

- Изучите текст, извлеките нужную информацию, подготовьтесь к ответу

  Древние славяне ставили рубленные избы или селились в полуземлянках.

В полуземлянках древних славян пол был на метр углублён в землю, стены выложены из тонких деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.

Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-чёрному - это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через окна, двери, отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло, но от этого все стены были в копоти и саже. В доме почти всё свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

- Где жили славяне?

- Из чего выложены стены и крыша в полуземлянках?

- Как было внутри такого дома?

- Чем закрывали на ночь и в холода окна?

- Из чего сложена печь?

- Как топилась она?

- В чём были стены?

- Что занимало всё свободное место?

- Что служило постелью?

Выступление  1 группы, 2 группы, 3 группы

Предметы быта древних славян   (учебник, с. 36)    Слайд № 13

- Рассмотрите иллюстрацию учебника, назовите предметы быта древних славян, которые были найдены во время археологических раскопок        (глиняная посуда, различные застёжки, деревянный гребешок)

Работа в тетради  с. 14 № 4

- Выбери и обведи рисунки предметов быта восточных славян

Одежда древних славян.              Слайд № 14

- На иллюстрации учебника, с. 36, изображён охотник-славянин. Обратите внимание на одежду. Как вы думаете, из чего делали ткань? Может, уже что-то слышали об этом? (изо льна и шерсти)

Раньше не было фабрик, поэтому люди сами выращивали и обрабатывали лён, ткали из полученных волокон полотно. Одежда называлась домотканой.

Слайд № 15

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, штанов, пояса и обуви. Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи или сарафан, также изукрашенные вышивками. Считалось, что узорная вышивка оберегала от злых духов.

5) Чем занимались?

Занятия мужчин и женщин (Самостоятельное  чтение по учебнику, с. 36-37)

Славяне были крепкими, выносливыми людьми. Каждый день их был полон трудовых забот. Чем же занимались наши предки?

- Изучаем текст, извлекаем информацию

- Мальчики готовят ответ на вопрос: Чем занимались мужчины?

- Девочки отвечают на вопрос: Чем занимались женщины?

- Чем занимались мужчины? (охотой, рыболовством, бортничеством  (бортники-собиратели дикого меда), кузнечным делом)                       

- Чем занимались женщины? (готовили пищу, пряли, шили, занимались огородами, многие из них занимались врачеванием - собирали лекарственные травы.)    

- Чем занимались сообща? (земледелием)       Слайд № 16     

Земледелие - главное занятие древних славян.

6) Верования славян (боги).  Слайд № 17

- Наши далекие предки жили в дружбе с природой. Они поклонялись силам природы, представляя их в виде богов. Древние славяне были язычниками, т.е. поклонялись многим богам.

- Главным Богом славян было Солнце - Ярило. Но бывает так, что Солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

- А если черные тучи закрыли Солнце, то разбушевался Перун – Бог грома и молнии. Он так же считался главным богом древних славян. Люди считали, что Перун посылает дожди, что от него зависит урожай, а значит - жизнь.

ИКТ              Верования славян

Духи, божества природы.           Работа в группах  (по желанию)

Карточка № 4

- На основе народных сказок, мультфильмов, вашего жизненного опыта впишите названия фантастических существ, в которые верили славяне

 Родной, привычный мир славяне населяли разными фантастическими существами. Верили, что дом охраняет …..(Домовой), в лесу водится …(Леший), в болоте живет…..( Водяной), а в речках … (Русалки).

                                                                Взаимопроверка

- Озвучьте                                    Слайд № 18

Славянские праздники.           Слайд № 19

- Чтобы Боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней.  Какие?  (Колядки, Масленица, Троица, Иванов день  или Иван Купала)

- Во время праздников славяне любили поиграть, пели песни, водили хороводы.

IV. Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.

1) Работа в тетради (с. 14 № 2)   Самост. работа

- Проверим!                      Слайд № 20

- Прочитайте неверное утверждение

- Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг в библиотеке, найти информацию в интернете, а полученные на уроке знания так же помогут вам ответить на вопросы теста.

2) Тест            

1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

4. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) из кирпича;

в) из столбов деревьев.

2.Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами

5. Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти;

б) хлопка;

в) шёлка.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

 6. Какое сооружение обогревало жилище

древних славян?

а) камин

б) печь без трубы

в) очаг

взаимопроверка

V. Итог

- Прошли века, наполненные бурными историческими событиями. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Но происхождение у нас одно, языки близкие, история общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух!» Нам всегда надо помнить об этом. Это наша история. И от этого зависит наше будущее

VI. Рефлексия

«Незаконченное предложение»        Слайд № 21

VII. Домашнее задание

                       Тетрадь, с. 13 работа с контурной картой

- Раскрасить территории, на которых жили восточные, западные и южные славяне. Подписать названия рек и морей

Оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."

Главной целью урока было познакомить  с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...

Презентация по окружающему миру 3 класс по теме "Жилище славян"

В презентации представлен материал о месте жительства славян, устройстве их домов как внутри, так и снаружи, дети узнают как украшались дома, как защищались от злых духов....

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме"Народные праздники древних славян"

Данная работа содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме «Народные праздники  древних славян» для учащихся 3 класса. Надеюсь, что работа,  в первую очередь, будет ...

технологическая карта по ФГОС и подробная презентация к уроку в 4 классе по окружающему миру (программа "Школа России") "Жизнь древних славян"

Красочная презентация и описание подробного плана работы на уроке дадут возможность учителю познакомить учащихся с жизнью древних славян. На уроке проводится работа по формированию УУД,...

Урок окружающего мира 4 класс. Жизнь древних славян.

Урок окружающего мира в 4 «Б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян....

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...