Конспект урока окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Давлетшина Ольга Вадимовна

Данный урок является 7 уроком в разделе «Экологическая система» в курсе окружающего мира 3 класс. Тема актуальна, так как имеет огромное воспитательное значение, через изучение этой темы мы вводим детей в мир  природы, основываясь на общечеловеческие ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mir_.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающий мир

по программе «Школа 2100»

Учитель :Давлетшина Ольга Вадимовна

Школа, класс:  МБОУ «ЗСОШ№4» г.Заинск, 3-б класс

Тема: «Потребители и разрушители экосистемы леса»

Цели урока:

 1. Предметные: формировать целостную картину окружающего мира, через знакомство с потребителями и разрушителями экосистемы леса и их ролью в круговороте веществ экосистемы.

 2. Метапредметные:

 Познавательные:

 • развивать умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, разрабатывать план ее решения;

 • извлекать информацию из учебного текста, перерабатывать ее, самостоятельно делать выводы и обобщения и представлять их в виде текста и иллюстрации.

 Регулятивные:

 • создавать условия для самостоятельного определения целей и задач урока;

 • продолжить развивать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцами, представленными на слайдах презентации;

 • корректировать выполнение задания в соответствии с представленной инструкцией.

 Коммуникативные:

 • развивать умение участвовать в диалоге, слушать и слышать своих партнеров в ходе групповой, парной и фронтальной работ;

 • формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, задавать вопросы и отвечать на поставленные, доказывать свою точку зрения.

 3. Личностные: через пример взаимосвязи всех жителей леса и результат их совместной деятельности, прививать детям общечеловеческие нравственные ценности, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.

Задачи:

  • повторить, какие организмы составляют сообщество «лес»;
  • раскрыть взаимосвязи организмов, при которых лес будет устойчивой экосистемой;
  • научится приводить примеры организмов разных «профессий», цепей питания.

Оборудование:

  • компьютер,  проектор,  презентация,  учебник,  раздаточный материал (рисунки, изображающие обитателей леса).

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Орг. момент

ТИМ ЧИР -короткое и весёлое упражнение для поднятия духа.

ТИМ ЧИР

В этом классе все друзья.

Вы и мы, и ты, и я,

Влево, вправо повернись.

И соседу улыбнись.

Настраиваются на работу.

Регулятивные:

саморегуляция

2.Мотивация к учению

Вы готовы открывать новое? Тогда вперёд.

Закройте глаза и внимательно слушайте.

- Что вы можете сказать об этих звуках?

- Куда они вас приглашают?

Закрывают глаза, слушают голоса птиц, высказывают предположения.

Приглашение в  лес.

Общеучебные:

Структурирование знаний.

3.Актуализация знаний

СИНГАЛ РАУНД РОБИН-проговаривание ответов по кругу 1 раз.

ФИНКИН МЭПС- карта поток последовательно отображающая процесс мышления

- Что вы уже знаете о лесе?

(вывешивается табличка на доске лес, экосистема)

- Партнёры №2 возьмите жёлтые листы и разложите на парте.

- Подумайте есть ли какая - то связь  между словами на этих карточках?

СИНГАЛ РАУНД РОБИН

- Подумайте и проговорите ответы по кругу. Время - по 10 сек, начинает партнёр№1.

ФИНКИН МЭПС

- Расположите карточки в определённом порядке. Время 2 минуты.

ОЗЕРО      БОЛОТО        ЛУГ          ЛЕС ?!

- Что вы получили?                                                       - Почему вы расположили в этом порядке?                                                                          - Какой вопрос в связи с этим возникает об экосистеме леса?                                                                      (вывешивается таблички  на доске неустойчивые,   ?! )

 

Лес- это экосистема.

Лес- это экосистема из нескольких ярусов: деревья, кустарники , травы.

Главные производители- растения.

(между экосистемами вывешивается стрелочка)

Это экосистемы.

Эти экосистемы при определенных условиях могут смениться другой экосистемой.

Круговорот веществ не замкнут.

Эти экосистемы неустойчивые.

А лесная экосистема какая? Какой в ней круговорот веществ?

Постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4.Постановка проблемы

5.Поиск решения проблемы

ДЖОТ ТОТС-

«запиши мысли»- громко проговаривают слово по данной теме, записывают на листочек и кладут на середину стола, каждый участник заполняет 4 листочка, всего в центре стола окажутся 16 листочков.

СОРТ КАРТДС  классификация идей в зависимости от категории и объяснение причины.

6.Самостоятельное применение знаний

РАФТ организация проектной работы

МИКС ПЭА ШЭА – смешиваются под музыку, образуют пару и обсуждают предложенную тему.

СИНГАЛ РАУНД РОБИН-проговаривание ответов по кругу 1 раз.

КОНЭРС «углы»- распределяются по углам в зависимости от выбранного варианта ответа.

- Чтобы ответить на эти вопросы отправимся в лес и познакомимся с его обитателями.                                                                            

- Что вы увидели в лесу?

- Легко ли увидеть в лесу животных? Почему?

- Предлагаю продолжить путешествие по лесу.

(Просмотр  фильма «Осень в лесу»)

Партнёры №3 раздайте по 4 карточки зеленого цвета каждому.

-Пожалуйста, вспомните, что вы видели и запишите по четыре слова на тему: «Лес».

Используем структуру ДЖОТ ТОТС. Время на работу 5минут.

- Зачитайте, что у вас получилось.

- Похлопайте себе за работу.

СОРТ КАРТДС

- Разделите карточки на три группы и объясните свой выбор.

-Проверим ваш выбор. Стол №5 партнёр№4 вывесите первую группу, участник №2 вывесите вторую группу, участник №3 вывесите третью группу. Стол №1 участник №1добавьте свои карточки в первую группу и т.д.

(Вывешиваются на доске)

-Как называется каждая группа?

(Вывешиваются на доске производители,   потребители,   разрушители)

-Хорошо. Мы определились с обитателями леса и их профессиями.

-А что связывает производителей и потребителей.

1.Работа в группах.

- Составьте цепи питания живых организмов, обитающих в лесу, используя структуру РАФТ. Время на работу 3 минуты.

-Назовите состав ваших цепей питания.

(Схемы вывешиваются на доску)

МИКС ПЭА ШЭА

2.«Моя тётя»

-Встаньте, задвиньте стульчики. По окончанию музыки найдите себе пару.

-Как называется дикая лесная свинья?

(Начинает тот ,у кого волосы длиннее)

-Охотница за белками?

(Начинает тот, кто ниже ростом)

-Лесная корова?

(Начинает тот, у кого больше размер обуви)

-Спасибо. Вы помогли мне разгадать кроссворд. Прочитаем хором ключевое слово. (круговорот)

- Что обозначает это слово?

 Спасибо, садитесь на места.

- Чтобы замкнуть круговорот веществ, что я должна добавить в этой схеме?

(Вывешиваются на доске  разрушители)

- Назовите мусорщиков лесной экосистеме?

-Какие вещества образуют разрушители?

СИНГАЛ РАУНД РОБИН

- Достаточно ли в лесу мусорщиков? Почему?

Подумайте и проговорите ответы по кругу. Время - по 10 сек, начинает партнёр№1.

-Ребята, что вы видите на схеме?

(Круговорот веществ замкнулся.)

-  Что теперь вы можно сказать об экосистеме леса?

 (Вывешивается на доске устойчивая)

-Внимательно посмотрите на схему. Определите какова роль животных-потребителей в ней?

(Потребители участвуют в круговороте веществ.)

3. Просмотрите фильм «Знакомьтесь, короед.»

- А сейчас я предлагаю посмотреть фильм о жуке- короеде.

-Кто может помочь отрегулировать эту ситуацию?

- Что вы можете ещё добавить о роли животных  в экосистеме леса?

Молодцы, выводы сделаны  верные.

-Ребята, мы с вами путешествовали по лесу.

Понравилось?

-А скажите, человек может повлиять на экосистему леса? Как?

 

2. Игра.

Я предлагаю вам обучающую структуру КОНЭРС.

Посмотрите на надписи в углах.

Гости леса

Защитники леса

Эксперты 

Сейчас подумайте, какую роль вам хотелось бы исполнить, и выберите свой угол.

Дети выбирают свой угол

- Ребята, гуляя по лесу вы увидели маленького ёжика и…

 Вам даны ключевые слова, относящиеся к вашей «профессиональной деятельности».

Используя их, сыграйте свою роль.

Ёжик           плохо                богатство

принести    неволя               беречь

ухаживать   погибнет          правила

Дается время на обдумывание (1 минута)  

- Слово вам, « гости леса».

(Увидев ёжика,  хочется принести его домой . Он такой милый. Я буду ухаживать за ним. Когда в доме животные, становится уютно.)

- Слово вам, «защитники природы».

(Принести ёжика домой– это плохо. Он может заболеть в неволе и погибнуть.

Этим ты нанесешь вред природе. Лес станет пустым.)

- Слово вам, «эксперты».

(Леса – богатства нашего края. Их нужно беречь! Находясь в лесу, не нужно забывать правила поведения в нем, чтобы не нанести вред природе.)

-Молодцы! Погладьте себя по головке.

Просмотр видеофильма.

Мы увидели деревья, кустарники, травы.

Животных в лесу меньше, чем растений и они прячутся в листве деревьев.

Предположения детей.

Просмотр  фильма

«Осень в лесу»

Деревья, волк, олень, ёж, сорока, грибы и т.д.

Мы разделил карточки на три группы: производители,   потребители,    разрушители

Цепь питания.

Группы получают наборы названий, картинок живых организмов. Готовые работы вывешиваются на доску.

 

Кабан.

Куница.

Лось.

Круговорот.

Движение по кругу.

Разрушители: бактерии, черви, грибы.

Они образуют минеральные вещества необходимее растениям.

Да. В лесу влажно и есть питательные вещества.

Разрушителей будет много и они справятся со своей работой.

Круговорот веществ замкнулся.

Лес - устойчивая экосистема.

Потребители участвуют в круговороте веществ.

Отрегулировать эту ситуацию помогут птицы.

Потребители участвуют в круговороте веществ и регулируют его.

Может нарушить полноценную жизнь леса.

Регулятивные: целеполагание;

Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Общеучебные:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Логические: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные:

Смыслообразование;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

7.Рефлексия учебной деятельности.

ФИНКИН МЭПС- карта поток последовательно отображающая процесс мышления

ТИМ ЧИР -короткое и весёлое упражнение для поднятия духа.

8.Домашнее задание

-Чем экосистема леса отличается от других систем?

При каких условиях лес долго будет оставаться устойчивой экосистемой?

-Кто помогает замкнуть круговорот веществ в лесу?

- Партнеры 4 раздайте жёлтые листочки.

Составьте карту- шар, что вы знаете о лесе.

(лёгкие планеты, лесная аптека, дом для животных, кладовая и т.д.)

БИЛЕТИК НА ВЫХОД.

-Запишите вопросы и отношение к уроку.

ТИМ ЧИР «Чистая работа»

Стр62-65,вопросы на стр64

Лес- устойчивая экосистема.

Если круговорот веществ будет замкнут.

Помогают замкнуть круговорот веществ

в лесу разрушители.

Записи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...