Из чего состоит всё.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Гончарова Эльвира Наильевна

Конспект урока окружающего мира, 3 класс, УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_-_kopiya.doc785.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру «Из чего состоит всё».

Класс: 3-б

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся

1.

Организацион

ный момент

Давайте поприветствуем наших гостей улыбкой.

- Урок интересен, если вы будете внимательны и активны. Я попрошу хлопнуть в ладоши один раз тех, кто меня слышит, два раза тех ,кто  будет внимательным, три раза тех, кто постарается быть активным участником урока. Спасибо, садитесь.

2.Введение в тему, постановка учебной проблемы

Назови предметы общим словом – понятием:

1)Стол, табуретка, шкаф, комод  (это мебель)

2)Стакан, банка, графин, тарелка (ёмкости для жидкости)

3)Ложки, чайник, нож, кастрюля (это посуда)

- Что объединяет эти три группы предметов? (Это предметы, которые сделаны руками человека или вещи, тела)

- Из чего человек делает вещи? (Из разных материалов)

- Откуда человек берет материалы для изготовления предметов? (Это природные материалы)

- Сделайте вывод на основании ваших высказываний. (Все предметы из чего-то сделаны)

- Давайте попробуем на основании проведённой работы сформулировать тему урока в виде вопроса. (Из чего состоят все предметы?)

- На этот вопрос нам предстоит ответить.

Приём «Корзина идей»

-Давайте соберём в нашу «Корзину идей» все понятия, которые по вашему мнению будут относиться к данной теме. (Тело, вещество, молекула, стекло, глина, вода, птица, Земля, камень, газ…)

-А теперь заполним таблицу « ЗХУ»

-С какими из данных понятий вы уже знакомы, а что хотели бы узнать?

- Когда вы читаете или слышите слово “тело”, что вы представляете?

- В толковом словаре С. Ожегова есть такое определение: «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно – то и будет нас интересовать «Телами называют все предметы, окружающие нас».

Давайте сформулируем цель нашего урока, что будем делать. (Знакомиться с понятием «Тело»

Высказывания учащихся

Высказывания учащихся.

Высказывания учащихся

Высказывания учащихся

Высказывания учащихся

Таблица « ЗХУ»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Запись в кластер:

ТЕЛА

3.

Работа по теме урока

- Что в окружающем мире относится к природе, а что создано человеком?

- Что относится к живой природе, а что к неживой?

-Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или природные объекты. А ещё есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственными телами.

-Давайте дополним кластер.

- Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов.

- Назовите тела, которые относятся ко второй группе.

-Отгадайте загадки. Запишите в таблицу слова – отгадки.

1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (
Вода)

2. Часто я в него смотрюсь
Передним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю
И костюмчик поправляю. (
Зеркало)

3. Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ...(
Солнце)

4. Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот —
Открывай пошире рот. (
Ложка)

5. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке — летом. (
Заяц)

 - Какие тела называем природными, а какие искусственными?

Высказывания учащихся

Запись в кластер:

Живая и неживая природа

Вода                          Зеркало

Солнце              Ложка

Заяц

4.

Основной этап.

Приём « Чтение с пометами»

 Работа в группах

Проверка: 1 группа – «ТЕЛА»

-Что оказалось новым? Дополним кластер.

2 группа – «ВЕЩЕСТВА»

-Все природные и искусственные тела состоят из веществ. Соль, сахар, вода, глина, известняк – это вещества. Есть тела, которые образованы одним веществом (показ  кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Веществами называют то, из чего состоят тела.

3 группа – «ЧАСТИЦЫ (молекулы)»

- Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом.

-Чтобы убедиться, что эти частицы существуют, давайте проведем простой опыт.

- У каждого из вас есть кусочек сахара и стакан с водой. Опустите сахар в воду и перемешайте ложечкой. Что мы наблюдаем? Сначала сахар видим, но постепенно становится невидимым. Попробуйте воду на вкус. Она сладкая, значит, сахар не исчез, он остался в стакане. Почему же тогда он невидим?

- Сахар распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял. Эти частицы перемешались с частицами воды. Получилась смесь двух веществ – воды и сахара.

- Этот опыт показывает, что тела, а значит и вещества состоят из частиц.

- Изучением частиц в веществах занимался великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Он доказывал, что частицы бывают простыми и сложными. Сложные частицы состоят из простых. Позже ученые убедились в этом и назвали сложные частицы молекулами, а простые – атомами.

– Посмотрите на доску. Здесь записаны слова. Прочитайте их внимательно и разделите на три группы.

Вода, камень, железо, дым, пар, сок.

– По какому признаку разделили? (Камень и железо – твердые, вода и сок  – жидкие, дым и пар – газообразные.)

– Какой можно сделать вывод?

Вывод: вещества могут быть в твердом, жидком и газообразном состояниях.

– В зависимости от того, на каком расстоянии молекулы находятся друг от друга, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся молекулы в твердых веществах. Возьмите деревянную палочку и попробуйте разъединить ее. Получилось? Даже если придется ее сломать, то нужно приложить силу. Значит, твердое тело сохраняет свою форму, куда бы мы её не переложили и чтобы мы с ней не делали. Сделайте вывод.

Вывод: в твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу. У твердых тел форма постоянная.

– Давайте то же самое проделаем с водой. Перелейте воду в другой стакан, отлейте немного. Удалось разъединить молекулы воды?

– Какой можно сделать вывод?

Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объем)

– Проделаем последний опыт с газообразными веществами. Я сейчас зажгу спичку. От нее будут исходить молекулы дыма. Давайте помашем руками, чтоб разъединить эти молекулы. Куда делся дым?

 Вывод: Молекулы при малейшей возможности разлетелись кто куда. Между ними нет никакого сцепления. Газы не сохраняют форму и объем.

Назовите предметы, которые состоят из твердых веществ, жидких, газообразных.

Высказывания учащихся

Запись в кластер:

ВЕЩЕСТВА

ЧАСТИЦЫ

Опыт

Запись в кластер:

ВЕЩЕСТВА

Твердые           жидкие           газообразные

Запись в кластер:

5. Физкультминутка

– Продумайте танец   с изображением   веществ в разном состоянии. Каждая группа получает задание в конверте, какое состояние вещества изобразить

(например, первая  группа –   твердое, вторая –  жидкое и третья –  газообразное). Учитель, если необходимо, оказывает помощь в выборе движений и расположения

в пространстве.

Одна группа демонстрирует, остальные  отгадывают, частицы какого вещества изображали участники других групп.

6. Практическая работа

- Откройте р.т. на с. 37.

-Узнайте по описанию вещества и впишите их названия в клеточки.

6.

Подведение итога урока. Рефлексия.

-Что нового и интересного вы узнали на уроке?

-Какое открытие для себя сделали?

-Что еще хотели бы узнать?

Заполнение таблицы «ЗХУ»

Что мы уже знаем

хотим

узнать

 узнали

Тела, вещества

Природные

Живые

Неживые

Искусственные

Из чего же  состоят вещества?  Как называется то, из чего они состоят?

Моле

кулы,

твёрдые

жидкие

газообразные

7.

Самооценка собственной деятельности

-Давайте оценим, как вы работали на уроке.

 Выясним, что получилось.

Своей работой на уроке я:

доволен, потому что …;

не совсем доволен, потому что…;

не доволен, потому что…

- Всем спасибо за активность и  внимание на уроке!

Высказывания учащихся.

Оценка в индивидуальной диагностической карте

Диагностическая карта

8. Домашнее задание

- Записываем домашнее задание: Уч. стр. 50 -53, стр. 36 -39 (РТ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....

Из чего состоят предметы

Тема «Из чего состоят все предметы»               ...

внеклассное мероприятие по теме "Из чего состоит наша пища"

Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у младших школьников основ здорового образа жизни через культуру правильного питания....

"Из чего состоят предметы?"

Презентация к уроку окр. мира во 1 классе. УМК "Школа 2100..."...

"Испокон века книга растит человека": Библиотечный урок на тему: "Из чего состоит книга, структура книги" для учащихся 2-3 классов

Цель библиотечного урока познакомить учащихся со структурой книги, дать первые навыки самостоятельной работы с книгой, закрепить полученную на уроке информацию. Урок построен в форме беседы с эле...