Открытый урок "Леса России" по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Терешина Юлия Александровна

Открытый урок по теме : "Леса  России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesa_rossii_2.doc792.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Цепи питания:

1. Растения тундры  белая куропатка  песец.

2. Мох-ягель  северный олень  волк.

3. Растения тундры  лемминг  белая сова.

4. Растения тундры  лемминг  песец.        

ЛЕСА РОССИИ. ТАЙГА. СМЕШАННЫЕ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

2. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.

3. Познакомить учащихся с растительным и животным миром зоны лесов.

4. Учить учащихся устанавливать взаимосвязи в природе.

5. Развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой.

Ход урока

  1. Организационный момент.

    II. Проверка знаний и умений.

   1. Фронтальная работа.

-   По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры.) Слайд 1

Конкурс рисунков: «Какой я представляю себе тундру» с кратким комментированием.

-   О каких растениях и животных вы бы хотели рассказать одноклассникам?

Заслушивание сообщений, приготовленных дома.

-   Какое сообщение вам понравилось больше и почему?

2.  Выполнение теста.
Тест «Тундра»

1.  Зона тундры расположена ...

а)  севернее арктических пустынь;

б)  южнее арктических пустынь.

2.  Тундра расположена ...

а)  на равнинах;

б)  на возвышенностях;

в)  в горах.

3.  В тундре...

а)  ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;

б)  длинная суровая зима и жаркое лето;

в)  длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4.  Главное занятие коренного населения тундры - ...

а)  рыболовство;

б)  оленеводство;

в)  земледелие.

5.  Растения тундры ...

а)  высокие с мощными корнями и широкими листьями;

б)  низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6.  К тундровым растениям относятся ...

а)  верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б)  кедр, осина, пальма;

в)  карликовая ива, мох-ягель, черника.

7.  В тундре обитают ...

а)  тюлени, моржи, киты;                                             

б)  песцы, лемминги, волки;

в)  верблюды, лошади, коровы.

8.  Укажи верную цепь питания:

а)  растения –лемминги- полярные совы;

б)  комары, мошки -полярные куропатки -песцы;

в)  растения -кречеты -волки.

9.  Тундровый заповедник расположен ...

а)  на полуострове Ямал;

б)  на полуострове Таймыр;

в)  на Кольском полуострове.

(Ответы: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б).)

III. Сообщение темы и целей урока.

Слайд 2

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Учитель. В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?

Ученики. В стихотворении говорится о лесе. Значит, мы отправимся в лесную зону.

Учитель. Верно. Тема урока «Леса России». А что мы должны узнать на уроке?  Слайд 3

Ученики. Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.

Учитель. Что означает слово «дремучий лес»?

Ученики. Дремучий» - это значит «темный, страшный, как в сказке»

Учитель. Но не все леса такие. Есть березовые рощи, где светло, потому что здесь деревья растут редко и  много солнечного света.

-  Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на
вопрос: Почему одни леса темные, а другие - светлые?

IV. Работа над новым материалом.

Учитель. Теперь мы  отправимся исследовать лесную зону России.

Слайд 5

Ученики. Лес – это большая кладовая нашей страны. Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь. Зона лесов занимает большую половину территории России. В лесной зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной зоне гораздо богаче питательными  веществами, чем в тундровой  

Учитель.  Почему нашу страну называют великой лесной державой?

                   Каковы особенности климата лесной зоны?

Учитель. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?( Покажите на карте) Слайд 6

Ученики. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.

Учитель. Лесная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)

–Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотундра.)

– А какую она роль играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)

Ученики.  Слайд 7

Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

Учитель.  Какие растения можно встретить в тайге?

Учитель. Слайд 8.

Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

V. Продолжение работы над темой.

Учитель. Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

Слайд 9 «Хвойный лес» и «Смешанный лес».Чем отличаются Хвойный лес от Смешанного?

Ученики. Слайд 10.

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Учитель. Слайд 11.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами . Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Ученик. Слайд 12.

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Учитель. Слайд 13.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Клен бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые (показ плодов клена).

Учитель. Как вы думаете, каков животный мир зоны лесов?

Учитель. Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. Рассмотрите иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 100–101 учебника, назовите животных этой зоны.

Ученики. Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полевка.

Учитель. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Слайд 14

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

 О животном мире леса можно говорить бесконечно. Как много разных видов животных! А как кое разнообразие кустарников, сколько насекомых - жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

VI. Закрепление изученного материала. (Учитель читает стихотворение С. Никулина “Русский лес”).

– Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле такое разнообразие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой ПРИРОДА.

Учитель. Какие три части можно выделить в лесной зоне?

Ученики. Тайга, смешанный лес и широколиственный лес. Слайд 15.

Учитель. Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу.

Учащиеся выполняют схему в тетради.

Учитель. Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 100–101 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.

Растения  заяц-беляк  рысь;

Растения  мышь-полевка  соболь;

Растения  белка  сокол.

 – Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке. Вам предстоит узнать, какую огромную роль играет лес в жизни человека, и какие проблемы леса возникают по вине человека.

V. Итог урока. Выставление оценок.

 – Какие леса входят в зону лесов?

Учащиеся читают вывод на с. 105 учебника.

Домашнее задание.

С. 98–105. Ответы на вопросы «Проверь себя».

Задание 1 - для всех, задание 2 - по вариантам (с. 105).

Составить 2-3 цепи питания.

Выполнить задания № 8, 9 в рабочей тетради (с. 34).

Смешанный лес фото, видео, картинки

Но зато, в смешанных лесах очень частыми являются поляны, поросшие травой и многолетними растениями. Смешанный лес богат на разнообразие растительного и животного мира, и по этому показателю вряд ли какие-нибудь другие лесные массивы могут с ним сравниться.

Особенно красив смешанный лес осенью, когда лиственные деревья окрашиваются в сказочные цвета, а посреди этой пестроты стоят особняком в своём первозданном зелёном одеянии сосны и ели. Это невероятное сочетание просто поражает своим великолепием, и смешанный лес осенью чарует своей волшебной красотой.

Смешанный лес фото, видео, картинки

Смешанный лес фото, видео, картинки

Смешанный лес фото, видео, картинки

Широколиственный лес

Широколиственный лес уже своим названием всё объясняет, здесь произрастают деревья с крупными листьями. В Европейской части континента это чаще всего бук, дуб, граб, липа, немного реже встречаются ясень, клён. Широколиственный лес является сезонным и на зиму листва опадает.

Широколиственный лес фото, видео, картинки

Красоту этого процесса даже сложно описать, когда осенью широколиственный лес покрывается разноцветным, ярким одеянием и начинает потихоньку сбрасывать с себя эту пёструю одежду – просто сказка. На земле вокруг лежат огромные красные, жёлтые, оранжевые листочки и лишь бродяга ветер гоняет их по земле.

Широколиственный лес достаточно густой и тёмный, лучам солнца сложно пробиться сквозь густую крону и земля практически не получает его тепла и света. По этой причине, нижняя часть подлеска практически свободная, кусты и высокая трава здесь практически не растут. Чаще всего в широколиственных лесах произрастают ранние цветы и травы, которые успевают отцвести до момента появления листвы на деревьях.

Но зато широколиственный лес просто создан для пеших прогулок, в нём всегда прохладно, лучи солнца не припекают, под ногами ничего не мешается, гуляй, да гуляй. Настоящая сказка для любителей подышать свежим лесным воздухом, насладиться красотой и обаянием природы.

Широколиственный лес фото, видео, картинки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по окружающему миру в 4 классе

Урок – путешествие по экологической тропе. Тема урока «Лес и человек» Цель урока: 1. СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОЛИ ЛЕСА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ; 2. ПОЗНАКОМИТЬ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ...

открытый урок по окружающему миру

экосистема леса. Деревья - главные производители леса...

МОУ «Средняя школа №16» города Балаково, Саратовской области Образцова Людмила Николаевна, учитель начальных классов, Открытый урок по окружающему миру

Урок  с использованием ИКТ проведён в 1 классе по УМК «Начальная школа ХХI века»  по учебнику Н. В. Виноградовой «Окружающий мир».Данный урок построен на расширении знаний и представлений уч...

Открытый урок по окружающему миру "Почему их так назвали?"

Конспект открытого урока с презентацией....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...