Главные вкладки

    Открытый урок по окружающему миру "Почему их так назвали?"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Конспект открытого урока с презентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по окружающему миру

    «Почему их так назвали?»

    Цели:

    -Раскрыть значение природы в жизни человека.

    -Установить взаимосвязь между названиями некоторых растений, животных, грибов и их особенностями.

    -Расширить кругозор, обогатить словарный запас учащихся.

    -Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.

    -Воспитывать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.

    Оборудование: Проектор, слайдовая презентация. Учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас” 1 класс. Изображения Мудрой Черепахи, Муравьишки Вопросика

    Ход урока

    1.Орг.момент

    Учитель: Громко прозвенел звонок-

                    Начинается урок,

                    Посмотрите, всё ль на месте

                    Всё ль в порядке-

                    Книжки, ручки и тетрадки?

    Сообщение темы и целей урока

    – На каждом уроке к нам приходят Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик (изображения). Сегодня Муравьишка приглашает нас на прогулку, а куда – отгадайте:

    Весной веселит,

    Летом холодит,

    Грибами, ягодами одаривает,

    Осенью засыпает,

    Весной опять оживает.

                                  (лес)

    – Сегодня мы с нашими героями отправимся в лес. Там муравьишка Вопросик  поможет нам увидеть, услышать и узнать много интересного. Познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми, проверит знания о грибах, умение отгадывать загадки.

    2.Работа по теме

    Итак , мы отправляемся в поход….

    Музыка:звуки леса.

    Слайд 1. Лес. (На фоне леса слова…)

    Здравствуй, лес, дремучий лес,

    Полный сказок и чудес!

    Ты о чём шумишь листвою

    Ночью тёмной, грозовою?

    Что там шепчешь на заре,

    Весь в росе, как в серебре?

    Кто в глуши твоей таится?

    Что за зверь? Какая птица?

    Всё открой, не утаи

    Ты же видишь мы свои!

    – Замечательный писатель, большой любитель природы Михаил Пришвин  писал:

    Слайд 2 (портрет писателя)

    “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

    Чем же именно дорог нам лес?(Вопрос для всего класса)

                             Почему мы с лесом дружим?

                             Для чего он людям нужен?

    1-й ученик       Лес – наше богатство.

    2 -й ученик     Лес – это зелёный наряд нашей Земли.

    3-й ученик       Там, где лес, всегда чистый воздух.

    4 -й ученик      Лес – это дом для зверей и птиц.

    5 -й ученик     Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать           хороший урожай.

    6 -й ученик    Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.

    Обобщить учителем.

    Беседа

    Ребята, можно ли, находясь в лесу, шуметь, кричать, включать громкую музыку? (Нет). Почему?

    (Если мы будем шуметь, испугаем обитателей леса и не услышим прекрасные звуки леса).

    – Голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками мы, возможно помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду и птенцы останутся голодными. Возможно, некоторые животные совсем убегут или улетят из того уголка леса, который был их домом.

    – С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах появляется много цветов. Только стаял снег, а в лесу уже распустился цветок. Узнайте его имя:

    Пробивается росток,

    Удивительный цветок.

    Из-под снега вырастает,-

    Солнце глянет – расцветает.

    Слайд 3. (Подснежник).

    – Почему этот цветок получил такое название?

    Работа с книгой: стр. 32

    -Рассмотрите внимательно картинки.

    Муравьишка очень любопытный - мы все об этом знаем….

    Вот и на этот раз ему не даёт покоя вопрос: почему их так назвали? Посмотрите внимательно на картинки, о чём мы будем говорить…?

                                                                                                    (о растениях)

    – Мудрая Черепаха объяснила названия этих растений. Мы должны отгадать о каком растении идёт речь…

    7-й ученик   Листья этого растения похожи на след лошадиного копыта. Как называется это растение?

     Слайд 4 копытень

    8-й ученик      У этого растения цветы похожи на звёздочки.

    Слайд 5 звездчатка

    9-й ученик    Старинная легенда рассказывает. Что в это растение превратились брат и сестра. Они всегда вместе: фиолетовые листочки-брат, жёлтые цветки-сестра.

    Слайд 6 Иван-да-Марья

    10-й ученик       В цветках этого растения много сладкого сока-нектара, из которого пчёлы делают мёд.

    Слайд 7 медуница

    11-й ученик  Если дотронуться до плода этого растения, он резко скручивается и выстреливает семенами.    

    Слайд 8 недотрога

    С какими цветами мы познакомились? Кто знает другие цветы и почему их так назвали?

    Работа в группах( по рядам)

    Мудрая черепаха приготовила вам изображения растений на с.33. Кто из вас узнал, что это за растения и почему они так названы?

     (Подорожник назвали так, потому  что он растет вдоль дорог. Одуванчик назван так, потому что, когда отцветает цветок, он легко сдувается. А цветки колокольчика похожи на маленькие колокольчики.)

    Что вы знаете, о таких растениях, как подорожник и одуванчик?

    (Подорожник является лекарственным растением, с помощью которого заживают раны. В народной медицине одуванчик называют «жизненным эликсиром» и применяют при различных болезнях. Листья молодых одуванчиков используют для приготовления витаминного салата, и из цветочков варят варенье.)

    Экологическая задача: Сколько цветов погибнет, если каждый сорвёт по 1 цветку?

    (ответы детей)

    Слайд 9 (цветочная поляна)

     А вот сейчас мы узнаем…

    12-й ученик:

    Если я сорву цветок,

    Если ты сорвёшь цветок,

    Если все – и я, и ты,

    Если мы сорвём цветы.

    Опустеют все поляны

    И не будет красоты!-(хором)

    – Итак, ребята, как же нужно относиться ко всем цветам?

    Физкультминутка

    Спал цветок и вдруг проснулся

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся.

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснётся,

    Бабочка кружится, вьётся.

    – Бабочка – это кто? (Насекомое). Отгадайте загадку и поймёте, с кем хочет нас познакомить муравьишка:

    Жу-жу-жу-жу

    Я на ветке сижу,

    Я на ветке сижу,

    Букву Ж всё твержу,

    Зная твёрдо букву эту

    Я жужжу весной и летом. (Жук.)

    Да, это жук. Посмотрите с какими жуками дружит Муравьишка.

     ( учебник с.33)

    – Почему эти жуки получили такое название? (По внешнему сходству.)

    -Каких ещё насекомых вы знаете? Какую пользу или вред они приносят?(майские жуки, колорадские жуки - вред, жук – могильщик - пользу)

    -Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! Ребята, посмотрите: Муравьишка что-то нашел в траве! Отгадайте:

    И на горке, и под горкой,

    Под березой и под елкой,

    Хороводами и в ряд

    В шапках молодцы стоят (Грибы).

    Слайд 10 грибы

    Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие грибы собирали? Какие ещё грибы знаете?

    13-й ученик    “Лисичка”

    Доброй летней порой

    Бродим по лесу с сестрой.

    Я от страха онемел,

    В стороне за пень присел.

    Хоть устали от ходьбы –

    В кузовках у нас грибы

    Я от ёлки без оглядки,

    Заблестели только пятки.

    Вдруг мне крикнула сестричка:

    – Глянь, под ёлкою лисичка!

    Громко сердце бьётся,

    А сестра смеётся:

    Слайд 11 (лисица и гриб лисичка).

    “Нас не съест она, поверь,

    То грибок такой не зверь!”

    Слайд 12 подберёзовик и подосиновик

    -А это что за грибы?

    -Это ребята грибы - подосиновик и подберёзовик. Как вы думаете, почему они так названы?

    -На какие две группы делятся грибы?(Грибы делятся на две группы: съедобные и несъедобные.)

    -Какие несъедобные грибы вы знаете?

    Слайд 13 мухомор

    -А почему мухомор получил такое название?

                          (Настоем этого гриба раньше морили мух).

    – Этот гриб является съедобным?

    – А можно ли этот гриб сбить ногой, раз он ядовитый?

                          (Нет, он служит лекарством для животных).

    Работа в тетрадях с 39

    Итог урока

    – Ну, вот и подошла к концу наша прогулка в лес. Мы отгадали много загадок.

    – Ребята, а что мы еще учились делать во время прогулки? (Объяснять названия).

    – Представить человека вне природы невозможно… без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, не растения, ни животные не могут говорить. А если б могли? Что бы они могли нам сказать? «Давайте жить так, чтобы наша Земля была щедрой и прекрасной, чтобы на ней звонко журчали чистые ручьи, звенели голоса птиц, цвели чудесные цветы!»

    Слайд 14 пейзаж

    Дерево, трава и птица

    Не всегда умеют защититься.

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни.

     

    Вознограждение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

    Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

    Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

    Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

    Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

    Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

    Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

    Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

    Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

    Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...

    План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

    Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

    Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

    Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...