Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России 2016-2017г
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Францева Марина Суреновна

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России 2016-2017г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    «
Основная  общеобразовательная  школа  № 12» х. Мамацев  
                                                         

                                                                                                          Приложение  

                                                                                                           к   приказу №_2_                              

                                                                                                          от «28» августа 2016г.

                         Рабочая   программа

                                      Францевой  Марины  Суреновны

                                 по  предмету : «  Окружающий мир » в  4 классе

                                      на  2016 -  2017  учебный год

                                Количество часов в неделю: 4 классе-2ч.

                Программа составлена к учебнику  А.А.Плешакова

Соответствует  требованиям программы  начального  общего  образования

                                             по окружающему миру.        

                                                                       

                       

Рассмотрено  на педагогическом  совете, протокол №1 от 28.08.2016г.

 

                                             Пояснительная записка

Рабочая  программа   предмета «Окружающий мир» для 4 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)  "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189  "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  3. Закон Республики Адыгея  от 27 декабря 2013года № 264 « об образовании  в Республике Адыгея»;

 4. Основной  образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ № 12 Шовгеновского района;

5.Положения  о  структуре, порядке разработки  и утверждения рабочих программ  МБОУ  ООШ № 12  Шовгеновского района;

  1. Учебный план МБОУ «Мамацевская  школа №12»  на 2016/2017учебный год.

Планируемые  результаты освоения учебного предмета

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

                                Содержание учебного предмета

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела; звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России.(РН и ЭО) Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).(РН и ЭО)

Природные зоны пашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия:Лес и человек

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон. выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.Равнины и горы России (Адыгеи).Реки  Адыгеи.

Родной край — часть большой страны (12 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.(РН и ЭО)

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель па месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и  т.д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (6 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого.(РН и ЭО) Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.(РН и ЭО)

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крепь яне.   Век   русской   славы:   А. В. Суворов,   Ф. Ф. Ушаков. Культура, оыт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.(РН  и ЭО)

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 — 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.(РН и ЭО)

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.(РН и ЭО)

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (11 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание. Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн).  Государе шейные праздники.(РН и ЭО)

Многонациональный состав населения России.(РН и ЭО)

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России. Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные юрода, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Тематическое планирование  по окружающему миру в 4 классе к УМК А.А.Плешакова(КИМы.Окружающий мир 4 класс.И.Ф.Яценко)

                     ТЕСТ                                              11

                     ИТОГОВЫЙ  ТЕСТ                         4

                    ЭКСКУРСИЯ                                    3

                    ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ         4

                    РН и  ЭО  на  17  уроках

                      ОБЖ   на  8  уроках

п/п

                                Тема урока

Дата

план

факт

1

 Мир глазами астронома. Правила  поведения учащихся.

2

 Планеты Солнечной системы.Безопасное поведение на улицах и дорогах.

3

 Звездное небо – Великая книга Природы

4

 Мир глазами географа

5

 Мир глазами историка.РН и ЭО.Национальный музей РА.

6

 Когда и где? История путешествия в глубь времён.

7

 Мир глазами эколога

8

 Сокровища Земли под охраной человечества

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»

10

 Равнины и горы России.РН и ЭО. Природа Адыгеи.

11

 Моря, озера и реки России.Безопасность на дорогах.

12

 Природные зоны России

13

 Зона арктических пустынь

14

 Тундра

Урок 15

 Леса России и Адыгеи.РН и ЭО.

16

 Лес и человек. Основы здорового образа жизни.

17

 Зона степей.Безопасное поведение на природе.

18

 Пустыни

19

 У Черного моря

20

 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

21

 Наш край. РН и ЭО. Республика Адыгея – часть России

22

 Поверхность нашего края.РН и ЭО. Адыгея на карте страны.

23

Водные  богатства нашего края.Безопасное поведение на воде и на льду.

 24

 Наши подземные богатства. Охрана земных недр в Адыгее.

 25

 Земля-кормилица

 26

 Экскурсия в лес и на луг

 27

 Жизнь лесаПравила поведения в лесу. Первая помощь в экстренных случаях.

28

 Жизнь луга. Вредные привычки, их влияние на здоровье, профилактика.

 29

 Жизнь в пресных водах

 30

 Экскурсия к водоему

 31

Растениеводство в нашем крае( в Адыгее).РН и ЭО.

 32

Животноводство в нашем крае.( в Адыгее).РН и ЭО.

 33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны» Презентация проектов

 34

 Начало истории человечества.РН и ЭО. Адыги- древний народ.

 35

 Мир древности: далекий и близкий

 36

 Средние века: время рыцарей и замков

 37

 Новое время: встреча Европы и Америки

 38

 Новейшее время: история продолжается сегодня

 39

 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян

40

Жизнь древних славян.РН и ЭО. Культура, верования,быт и нравы адыгов.

 41

 Во времена Древней Руси

 42

 Страна городов

 43

 Из книжной сокровищницы Древней Руси

 44

 Трудные времена на Русской земле

 45

 Русь расправляет крылья

 46

 Куликовская битва. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

 47

 Иван Третий

 48

 Мастера печатных дел

 49

 Патриоты России и Адыгеи.РН и ЭО.

50

 Петр Великий

51

 Михаил Васильевич Ломоносов

 52

 Екатерина Великая

 53

 Отечественная война 1812 года

54

 Страницы истории XIX века. РН и ЭО. Исторический путь адыгов.

 55

 Россия вступает в XX век

 56

 Страницы истории 1920–1930-х годов

 57

 Великая Отечественная война и Великая Победа. РА в годы войны.

58

 Страна, открывшая путь в космос

 59

 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России» Основной закон России и права человека

 60

 Мы – граждане России. РН и ЭО.Адыгский этикет.

61

Основной закон России и права человека.Конституция Адыгеи.РН и ЭО.

62

 Славные символы России и Адыгеи.РН и ЭО.

63

 Такие разные праздники. Оказание первой медицинской помощи.

 64

 Путешествие по России. Дальний восток и Сибирь.

65

Путешествие по России. Урал.Русский север.

66

Путешествие по России. Поволжье. Юг России

67

Драгоценное  ожерелье старинных русских  городов. РН и ЭО. Герб Шовгеновского района.

68

 Проверим себя и оценим свои достижения Обобщение

69-70

 Презентация проектов. РН и ЭО. Современная Адыгея.

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция.

1. . Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник. 4 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение,2014.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение,2014.

4. Плешаков А.А, Гара Н.Н., Назарова  З.Д. Окружающий мир: Тесты: 4 класс. – М.: Просвещение, 2013.

5. Плешаков А.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 4 класс.

6. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2011.

7. Плешаков А.А.Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение,2010.

8. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне или уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2011.

Электронные учебные пособия.

1. Электронное сопровождение  к учебнику «Окружающий мир», 4 класс.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по чтению 4 класс Школа России 2016-2017г

Рабочая программа по чтению 4 класс Школа России 2016-2017г...