Конспект урока окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Исмаилова Эльмира Руштыевна

Горные породы и полезные ископаемые Бахчисарайского района.

Цель урока: 1. Познакомить с полезными ископаемыми и горными породами Бахчисарайского района;

2. развивать умение определять по внешнему виду горные породы и определять условные знаки на физической карте Крыма;

3. воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к полезным ископаемым и горным породам.

Оборудование: физическая карта Крыма; карта Бахчисарайского района; образцы горных пород.

Тип урока: бинарный урок – экскурсия.

(учитель 4 класса и учитель географии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Горные породы и полезные ископаемые Бахчисарайского района.

Цель урока: 1. Познакомить с полезными ископаемыми и горными породами Бахчисарайского района;

2. развивать умение определять по внешнему виду горные породы и определять условные знаки на физической карте Крыма;

3. воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к полезным ископаемым и горным породам.

Оборудование: физическая карта Крыма; карта Бахчисарайского района; образцы горных пород.

Тип урока: бинарный урок – экскурсия.

(учитель 4 класса и учитель географии)

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

( На фоне музыки «Утро» Э.Грига)

- Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное утро.

- Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.

Здравствуй, солнце золотое! (рисуем руками круг).

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх, помахать кистями)

Здравствуй, вольный ветерок! (помахать кистями рук перед лицом).

Здравствуй, маленький дубок! (поднять руки вверх и помахать ими).

Мы живём в родном краю-

Всех я Вас приветствую!

                                         (Т. Синачева).

II. Природоведческая минутка

Технология «Микрофон»

- Дата….

- Время года…..

- Температура воздуха….

- Состояние неба…

- Осадки….

- Ветер….

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Технология «Мозговой штурм»

-  Что такое полезные ископаемые?

- Что вы знаете о полезных ископаемых?

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают и недр Земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве).

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

ГОРЮЧИЕ

ЖИДКИЕ

РУДНЫЕ

ТВЕДЫЕ

НЕРУДНЫЕ

ГАЗООБРАЗНЫЕ

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

   Сегодня на уроке мы совершим экскурсию по Бахчисарайскому району и узнаем какие горные породы можно здесь встретить.

    А экскурсоводом в нашей экскурсии будет учительница географии Шапетько Ольга Александровна.

V. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА УРОКА.

   Много диковинок и сюрпризов хранят в себе подземные кладовые крымской земли. На поверхность земли выходят горные породы самого разного возраста и состава, а также различные по своему происхождению. Так, например, на горе Де-мерджи близ Алушты встречаются гранитные валуны и гальки, возраст которых составляет более миллиарда лет, а изучив донные отложения Сиваша, ученые установили, что им всего 800 лет.

   Горные породы — это природные образования, однородные по своему составу и происхождению.

   Сегодня на Земле и в космосе известно около 2000 горных пород и минералов, в недрах Крымского полуострова ныне открыто и изучено около 200 видов и разновидностей минералов (около 8% известных в мире!). Минералы обычно получают свои названия по своему составу (кальцит), именам ученых (ферсманит), а также по географическому месту их первой находки (алуштит, камышбурунит). Каждая горная порода и минерал имеют свои свойства (цвет, блеск, твердость и образование).

   Поверхность Крымского полуострова сложена преимущественно осадочными горными породами — известняками, глинами, песками, мергелем. Даже железная руда Керченского месторождения (коричневая, икряная, табачная) осадочного происхождения. В районах извержения вулканов или выхода магмы по трещинам из глубин Земли встречаются магматические и метаморфические породы.

      Первый пункт нашей экскурсии это село Скалистое. Здесь есть залежи известняка.

(Работа в парах).

План изучения свойств известняка.

  1. Рассмотрите образец известняка. Определить его цвет. Имеет ли блеск?
  2. Опустите кусочек в воду. Что происходит?
  3. Проведите ногтем по породе.
    Если остался след - то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

  1. Где используют и на основании какого свойства?

   Следующая остановка это верховье, река Кача,  Бешуйское месторождение каменного угля. Сейчас здесь не добывают каменный уголь т.к. в 1949 году добыча угля была прекращена.

Каменный уголь

   Среди богатств земной коры каменный уголь занимает особое место. По виду он действительно похож на черный или бурый камень, иногда блестящий, иногда матовый, имеющий то зеленоватый, то сероватый оттенок. Каменный уголь растительного происхождения, так же как уголь, остающийся в печке, когда сгорают дрова. Но дрова в печи сгорели за несколько часов, и при этом было видно яркое пламя. Растения же, из которых образовался каменный уголь, горели миллионы лет, и не было при этом никакого пламени.

   В разные периоды на земном шаре росли различные растения, и многие из них с течением времени превращались в. уголь.

   Как же здесь образовался уголь? 250—300 миллионов лет назад - - в период, который называют каменноугольным,— здесь росли удивительные деревья, каких теперь нигде на земном шаре не встретишь. Это были гигантские тридцатиметровые папоротники с огромными толстыми стволами и раскидистыми листьями. Такие же высокие, похожие на свечи, хвощи. Мощные стройные сигиллярии, плауны. Теперь в лесах тоже растут папоротники, хвощи, плауны. Но сильно изменившиеся, ставшие низкорослыми травами.

  Погибая, деревья падали на влажную, заболоченную почву. Новые деревья, выраставшие на месте погибших, постигала та же участь. А под тяжестью вновь упавших старые стволы погружались все глубже и глубже в болотистую почву. Сюда не проникал воздух. Согреваясь теплом внутренних слоев Земли, сдавленные наносимыми отложениями, древние деревья постепенно обугливались. Нередко в каменном угле можно увидеть следы его растительного прошлого: отпечатки листьев папоротника, стеблей, а иной раз даже целые окаменевшие стволы.

   Проходили сотни тысячелетий.

   Обуглившиеся остатки растений претерпевали все изменения, которые происходили с земной корой.

   Там, где росли гигантские леса, возникло море. Затем суша победила море, выросли горы. Осадочные горные породы, образовавшие эти горы, залегли в виде складок. А внутри гор находились угольные пласты. Многие из них в период горообразования оказались разорванными, смещенными. Затем горы постепенно начали разрушаться, снизились. Новое море опять нахлынуло. И век за веком, тысячелетие за тысячелетием на его дне образовывались новые слои осадочных пород. Но вот и это

море отступило.  превратился в слегка волнистую равнину, в глубине которой залегают богатые запасы угля.

   Каменный уголь - - одно из необходимейших человеку полезных ископаемых. Его тепло обогревает наши дома, дает энергию паровозам и пароходам, превращается в электричество в турбинах электростанций.

   Из угля готовят жидкое топливо. Для этого его нагревают до 500 градусов в особых сосудах. Выделяется каменноугольная смола, похожая на нефть. А при дальнейшей обработке смолы получают бензин, газолин, керосин, лигроин. Жидкое топливо дает больше тепла, чем уголь.

   В особых печах уголь превращается в кокс. Кокс отличается от угля тем, что в нем нет водяных паров и различных примесей. Все это улетучивается во время нагревания угля в коксовых печах. Кокс вместе с железной рудой загружают в домну и получают чугун.

   Кроме жидкого топлива и кокса, химики изготовляют из каменного угля так же, как и из нефти, сотни разнообразных веществ: духи и взрывчатые вещества, нафталин и лекарства, смазочные масла и удобрения, краски и чернила, пластмассы, широко вошедшие в наш быт.

План изучения свойств каменного угля.

  1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?
  2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

Плавает                                                 Тонет

Легче воды                                            тяжелее воды

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Наша физминутка будет необычной я буду называть полезное ископаемое, а вы движениями показываете как его добывают.

- Каменный уголь (в шахте), (показывают как работает отбойный молоток).

- Нефть (показывают как работает буровая, повороты вокруг себя).

- Как шлифуют мрамор и гранит? (Движения руками).

- Можно повторить движения два раза в разном порядке.

- Наша экскурсия продолжается и мы возвращаемся в город Бахчисарай, где есть месторождения мергеля.

(Рассматриваем образцы мергеля и их исследуем).

- Также в нашем районе встречаются такие горные породы как песчаник, лимонит (железная руда), конгломерат. (показ слайдов).

VI.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

- Что узнали во время экскурсии?

(Каждое полезное ископаемое обладает определенными свойствами. Используются в строительстве (песок, гранит, глина, известняк), топливо: (каменный уголь, торф, нефть, газ); металлургия (руда).

Тест:

  1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
  1. Песок, глину
  2. Гранит, торф
  3. Уголь, соль
  1. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
  1. Нефть, руда
  2. Уголь, торф
  3. Известняк, газ
  1. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
  1. Гранит, песок
  2. Уголь, руда
  3. Нефть, газ
  1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
  1. Строители
  2. Геологи
  3. шахтёры

VII. Рефлексия. Оценивание учителем. Самооценка.

Организует анализ познавательной деятельности учащихся.

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

- Что помогло нам в работе?

- Какое новое “открытие” сделали для себя?

- Что получилось сразу, легко и быстро?

- Над чем пришлось задуматься?

- Что надо учесть на будущее?

- Когда настроение отличное, то любое дело удаётся выполнить хорошо!

- А какое у вас настроение после сегодняшнего урока?

Помогает учащимся оценить свой уровень “открытых” знаний.

- Попробуйте определить, каков результат вашей деятельности на уроке:

? – у меня остались вопросы.

З – Я знаю, какие есть полезные ископаемые в Бахчисарайском районе.

У – Я умею определять по внешнему виду горные породы и полезные ископаемые.

М – Я могу рассказать о полезных ископаемых и горных породах Бахчисарайского района своему товарищу.

Выбирают соответствующее личико, выбор аргументируют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...