Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе (УМК "Школа России")
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Константинова Венера Анатольевна

Развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира составлено в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_okr.mir_4.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема
(страницы
учебника,
тетради)

Кол.

час.

Решаемые проблемы
(цели)

Тип урока

Планируемые результаты

предметные
результаты

универсальные учебные действия
(УУД)

личностные
результаты

«Земля и человечество» – 10 часов

1

Введение.

Мир глазами астронома

У – с. 4-8;

Т – с.3.

1

Что будем изучать на уроках окружающего мира в 4 классе? О чём расскажет нам учебник «Мир вокруг нас»?

Что изучает астрономия? Что такое Солнечная система?

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звёзды, планеты и спутники планет.

Урок введения в новую тему

Научатся: Характеризовать различия звёзд  и планет на примере Солнца и Земли.

Познавательные. Проводить сравнение по заданным критериям.

Регулятивные. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Учиться высказывать своё предположение.

Коммуникативные. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности.

 Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

2

* Планеты Солнечной системы

У – с. 9-15

Т – с.4-6

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

1

Какие планеты входят в состав Солнечной системы? Отчего происходит смена дня и ночи и времён года на планете Земля?

Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года.

* Урок-исследо

вание

Научатся: Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня  и ночи, времён года.

Познавательные Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Регулятивные. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике.

Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию.

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы.

3

Звёздное небо – Великая книга Природы

У – с. 16-21

Т – с. 7-8

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

1

Почему звёздное небо называют Великой книгой Природы? Зачем нужно уметь читать Великую книгу Природы?

Звёздное небо – великая книга Природы.

Урок-исследо

вание

Научатся: Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба.

Познавательные. Строить сообщения в устной форме.

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Регулятивные. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы.

4

Мир глазами географа

У – с. 22-29

Т – с.8-9

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

1

Что изучает география? Что представляют собой карта,   карта полушарий и глобус?

Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты.

Что представляет собой карта полушарий?

Комбинирован

ный урок

Научатся: Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны, находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве.

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы

5

Пояса Земли

У – с. 30-34

Т – с.10-11

1

Почему Солнце не одинаково нагревает разные участки земли? Как распределение тепла на Земле влияет на растительный и животный мир?

Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Комбинирован

ный урок .

Научатся: Объяснять влияние Солнца на распределение солнечного тепла на земле.

 Характеризовать растительный и животный мир каждого пояса.

Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Коммуникативные. Строить  монологическое высказывание.

Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы Способность к оценке своей учебной деятельности.

6

Мир глазами историка

У – с.35-41

Т – с.11-12

Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

1

Что изучает история?

Что такое исторический источник? 

Счёт лет в истории. Историческая карта.

Какие науки помогают археологам в их работе?

Комбинирован

ный урок .

Научатся: Понимать, что история – это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Называть источники исторических сведений. Объяснять значения слов: «история», «историк», «исторический источник», «архив», «летопись», «археология», «археолог»

Познавательные. Строить рассуждения в форме простых суждений.

Регулятивные. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать.

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы

7

Когда и где

У – с. 42-46

Т – с.13-14

1

Что означают слова и выражения «век» (столетие), «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры»?

С помощью какой карты можно узнать об исторических событиях?

Комбинирован

ный урок .

Научатся: Понимать, что означают слова и выражения: «век», «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры». Рассказывать о летоисчислении в древности и в наши дни. Работать с «лентой времени». Работать с исторической картой

 Познавательные. Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий. Использовать знаково-символические средства для решения задач.

Регулятивные. Различать способ и результат действия.

Коммуникативные. Формулировать свои затруднения; задавать вопросы; слушать собеседника.

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы

8

Прошлое и настоящее глазами эколога

У – с. 47-53

Т – с.15-16

1

Почему человеку не удалось покорить природу? Почему и как людям приходится бороться  за сохранение природы?

Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды -  задача всего человечества.  

Комбинирован

ный урок .

Научатся: Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе.

Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения в форме простых суждений.

Регулятивные. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

9

Сокровища Земли под охраной человечества

У – с. 54-62

Т – с.16-20

1

Что такое Всемирное наследие?

Какие объекты Всемирного наследия находятся в России?

Что такое Международная Красная книга?

Урок-исследо

вание

Научатся: Посетить заповедник своего края. Оценивать личную роль в охране природы.

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Проявлять познавательную инициативу в учебном  сотрудничестве.

Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию; проявлять активность во взаимодействии.

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

10

* Обобщающий  по разделу «Земля и человечество»  

Проверочная работа

Тетрадь

«Проверим себя» - с. 4-18

1

Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка и эколога.

Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.

* Урок - игра

Научатся: Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию.

Вести устный диалог, слушать и слышать собеседника.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

«Природа России» - 11 часов

11

Равнины и горы России

У – с. 64-71

Т – с. 21-22

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

1

Что собой представляет поверхность территории России?

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы нашей страны (Восточно-Европейская или Русская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье; Уральские и Кавказские горы, Алтай и Саяны).

Комбинирован

ный урок

Научатся: Находить и показывать на физической карте  территорию России, её государственную границу, равнины и горы.

Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина

Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков.

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

12

Моря, озёра и реки России

У – с. 72-77

Т – с. 22-24

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

1

Какие водоёмы России являются самыми большими?

Важнейшие моря,  реки и озёра нашей Родины

(океаны – Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический;

моря - Балтийское, Чёрное; озёра – Каспийское, Байкал,

Ладожское, Онежское;

реки - Волга, Обь, Енисей,

Лена, Амур).

Урок развития умений и навыков

Научатся: Находить и показывать на физической  карте России разные водоёмы и определять их названия.

Сравнивать и различать разные формы водоёмов

Познавательные. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Учиться высказывать своё предположение.

Коммуникативные. Формулировать своё мнение и позицию; задавать вопросы, слушать собеседника.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

13

Зона арктических пустынь

У – с.78-86

Т – с. 24-27

Практическая работа №7 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

1

Почему в России существуют разные природные зоны? Каков растительный и животный мир  каждой природной зоны? Какую хозяйственную деятельность ведёт человек в каждой природной зоне, какие экологические проблемы решает? Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями.

Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России.

Урок-исследо

вание

Научатся: Показывать на карте природных зон зону арктических пустынь.

Рассказывать о зависимости природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем, о полярном дне и полярной ночи.

Рассказывать об экологических проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь.

Рассказывать о заповеднике «Остров Врангеля»

Познавательные. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные Формулировать своё мнение и позицию.

Ставить вопросы.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

 Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

14

Тундра

У – с.87-97

Т – с. 27-31

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

1

Урок-исследо

вание

Научатся: Показывать на карте природных зон зону тундры.

Называть природные особенности зоны тундры.

Называть общие условия, необходимые для жизни живых организмов в тундре.

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры.

Рассказывать о занятиях местного населения.

Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.  Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

15

Леса России

У – с.98-105

Т – с.31-34

Практическая работа №9  «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

1

Почему в России существуют разные природные зоны? Каков растительный и животный мир  каждой природной зоны? Какую хозяйственную деятельность ведёт человек в каждой природной зоне, какие экологические проблемы решает? Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями.

Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России.

Урок-исследо

вание

Научатся: Показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов.

Рассказывать о зависимости природы лесов от распределения тепла и влаги.

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса.

Называть экологические связи в лесах

Познавательные. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные Проявлять активность во взаимодействии, ставить вопросы, обращаться за помощью.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

16

* Лес и человек

Экскурсия

У – с.106-113

Т – с.35-36

1

* Урок –экскур

сия

Научатся: Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей.

Называть экологические проблемы зоны лесов.

Называть растения и животных леса, которые занесены в Красную книгу России.

Рассказывать о правилах поведения в лесу.

Познавательные. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.  Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Учиться высказывать предположение по иллюстрации.

Коммуникативные Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.      

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

 Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

17

Зона степей.

У – с.114-121

Т – с.36-39

Практическая работа №10  «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»

1

Почему в России существуют разные природные зоны? Каков растительный и животный мир  каждой природной зоны? Какую хозяйственную деятельность ведёт человек в каждой природной зоне, какие экологические проблемы решает? Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями.

Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России.

Урок-исследо

вание

Научатся: Показывать на карте природных зон зону степей.

Рассказывать о природных особенностях зоны степей.

Называть экологические проблемы степной зоны и пути их решения.

Называть заповедники степной зоны.

Рассказывать о питомниках для редких животных

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы.

Коммуникативные Вести диалог, слушать и слышать собеседника.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

18

Пустыни

У – с.122-131

Т – с.39-41

Практическая работа №11  «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

1

Урок-исследо

вание

Научатся: Показывать на карте природных зон зону пустынь.

Рассказывать о природных особенностях зоны пустынь.

Рассказывать об освоении полупустынь и пустынь человеком.

Называть экологические проблемы зоны пустынь и пути их решения.

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные. Различать способ и результат действия.

 Учиться высказывать своё предположение.

Коммуникативные Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

19

У Чёрного моря

У – с.132-140

Т – с.41-45

1

Урок развития умений и навыков

Научатся: Показывать на карте природных зон зону субтропиков.

Называть правила безопасности во время отдыха у моря.

Называть экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.

Называть растения и животных, которые занесены в Красную книгу России.

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные. Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Коммуникативные.  Формулировать своё мнение и позицию.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

20

Экологическое равновесие

У – с.141-142

Т – с.46

1

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Урок развития умений и навыков

Научатся: Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные.  Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.

21

* Обобщающая игра  «По природным зонам  России»

Проверочная работа

Тетрадь

«Проверим себя»,  с.20-36

1

Обобщить знания учащихся по разделу, развивать познавательный интерес и творческую активность.

* Урок - путешествие

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных  и несущественных признаков.

Регулятивные. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные.  Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные  от собственной.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

 «Родной край – часть большой страны» - 12 часов

22

Наш край

У – с.143-146

Т – с.47

Практическая работа №12 «Знакомство с картой родного края»

1

Что можно рассказать о нашем крае, глядя на разные карты  (физическая, политико-административная)?

Наш край на карте России. Карта родного края.

Комбинирован

ный урок

Научатся: Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна.

Находить на карте России родной регион.

Познавательные. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные.  Задавать вопросы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

23

Поверхность нашего края 

* Экскурсия «Формы поверхности нашей местности»

У – с.147-153

Т – с.48-49

1

Какие основные формы поверхности в нашем крае?

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности  края в результате деятельности человека.

Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами.

* Урок –экскур

сия

Научатся: Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности.

Познавательные. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

 Регулятивные. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Учиться высказывать своё предположение.

Коммуникативные.  Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

24

Водоёмы нашего края

у – с.154-158

Т – с.49-51

1

Какие водоёмы существуют в нашем крае, какое значение в жизни и деятельности человека они имеют?

Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека.

Изменение водоёмов в результате деятельности человека.

Охрана водоёмов нашего края.

Комбинирован

ный урок

Научатся: Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений)  водоёмы нашей местности

Познавательные. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

 Регулятивные. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные.  Формулировать своё мнение и позицию.

использовать речь для регуляции своего действия.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.

25

* Наши подземные богатства

У – с.159-170

Т – с.52

Практическая работа №13 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

1

Какие полезные ископаемые есть в недрах нашего края, как человек их использует?

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

* Урок-практика

Научатся: Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края).

Познавательные. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

Регулятивные. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Применять установленные правила.

Коммуникативные.  Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.

26

Земля-кормилица

У – с.171-175

Т – с.5354

1

Какие типы почв в нашем крае? Как человек использует и охраняет почвы в нашем крае?

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Урок изучения нового материа

ла

Научатся: Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их.

Оценивать плодородие почв нашего края.

Познавательные. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

Регулятивные. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные.  Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

27

Жизнь леса

У – с. 175-182

Т – с.55-58

Практическая работа №14 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

1

Какие природные сообщества существуют в нашем крае?

Природные сообщества (на примере леса, луга и пресного водоёма).

 Разнообразие растений и животных различных сообществ.

Экологические связи в сообществах.

 Охрана природных сообществ

Урок-исследо

вание

Научатся: Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес.

Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные Формулировать своё мнение и позицию.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.

28

Жизнь луга

У – с.182-190

Т – с.58-63

Практическая работа №15 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

1

Урок-исследо

вание

Научатся: Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг.

Познавательные Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

Регулятивные. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные Формулировать свои затруднения, задавать вопросы.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Концентрация воли и стабилизация эмоционального состояния  для преодоления интеллектуальных затруднений.

29

Жизнь пресного водоёма

У – с.191-200

Т – с.64-68

Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

1

Урок-исследо

вание

Научатся: Характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём.

Познавательные Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные. Различать способ и результат действия.

Коммуникативные Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

 Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

30

Растениеводство в нашем крае

У – с. 201-207

Т – с.68-70

Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

Незаметные защитники урожая

У – с. 208-213

Т – с.70-73

1

Какие отрасли растениеводства развиты в нашем крае?

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства  экологически чистых продуктов питания.

Урок-исследо

вание

Научатся: Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий.

Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур.

Различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона)

Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные. Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Коммуникативные.  Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

31

Животноводство в нашем крае

У – с.214-222

Т – с.73, 74

1

Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.).

Породы домашних животных.

Урок-исследо

вание

Научатся: Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий.

Различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона).

Познавательные. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные. Соотносить правильность выбора с требованиями конкретной задачи.  

Использовать речь для регуляции своего действия

Коммуникативные.  Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

 Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

32

Промежуточная диагностическая работа

1

Обобщить и проверить знания по изученному разделу.

Урок контроля и учета знаний

Научатся: Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные.  Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата.

33

* Обобщающий урок-игра  «Я знаю родной край»

Проверочная работа

Тетрадь

«Проверим себя»,  с.38-54

1

Обобщить и проверить знания по изученному разделу. Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности.

* Урок - игра

Научатся: Оценивать свои достижения

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные.  Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата.

«Страницы Всемирной истории» 6 часов

34

Начало истории человечества

У – с.4-7

Т – с.3-4

1

На какие эпохи учёные делят историю человечества? Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество.

Урок изучения нового материа

ла

Научатся: Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории.

Обсуждать роль огня и приручения животных.

Рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные.  Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

35

* Мир древности: далёкий и близкий

У – с.8-14

Т – с.5-6

1

Какие государства были во времена Древнего мира?

Древний  мир; древние сооружения – свидетельства прошлого.

* Урок- путешествие

Научатся: Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира.

Находить на карте местоположение древних государств.

Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Учиться высказывать своё предположение.

Коммуникативные.  Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

36

Средние века: время рыцарей и замков

У – с.15-21

Т – с.7-8

1

Какая эпоха в истории называется средними веками?

Средние века; о чём рассказывает христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.

Урок изучения нового материа

ла

Научатся: Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья.

Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средневековье.

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные.  Формулировать собственное мнение и позицию.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

37

Новое время: встреча Европы и Америки

У – с.22-27

Т – с.9-10

1

Какую эпоху историки называют Новым временем?

Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф.

Урок изучения нового материа

ла

Научатся: Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и средневековья.

Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества.

Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные.  Формулировать свои затруднения; ставить вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

38

Новейшее время: история продолжается сегодня

У - с.27-32

Т – с.11-12

1

Когда началась история Новейшего времени? Сколько времени (приблизительно) она длится?

Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники.

 Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Урок изучения нового материа

ла

Научатся: Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени.

Рассказывать о развитии парламентаризма и республиканской формы правления.

Рассказывать о об освоении космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировой войнах

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные.  Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 Коммуникативные.  Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

39

* Обобщение по теме «Страницы всемирной истории

Проверочная работа

Тетрадь

«Проверим себя»,  

с.4-12

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме, проверить усвоение учебного материала.

* Урок - игра

Научатся: Оценивать свои достижения

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Коммуникативные.  Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные  от собственной.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата.

Оценивать значимость его жизни и деятельности для себя лично

«Страницы истории России» - 20 часов

40

Жизнь древних славян

У – с.34-39

Т – с.13-14

1

Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, обычаи.

Урок изучения нового материа

ла

Научатся: Анализировать карту расселения племён древних славян.

Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.

Характеризовать верования древних славян.

Моделировать древнеславянское жилище

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Самостоятельно создавать алгоритм деятельности.

Регулятивные. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

Коммуникативные.  Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

 Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

41

Во времена Древней Руси

У – с.40-45

Т – с.15-17,

1

Как было организовано управление в Древней Руси?

 В чём значение принятия Русью христианства?

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Киев – столица Древней Руси.

Урок изучения нового материа

ла

Научатся: Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI веках.

Характеризовать систему государственной власти в IХ – ХI веках в Древней Руси.

Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси.

Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Регулятивные. Различать способ и результат действия.

 Учиться высказывать своё предположение.

Коммуникативные.  Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

42

Страна городов.

У – с.46-54

Т – с.17-18

1

Как были устроены древние города на Руси? Что такое кремль? Когда было первое упоминание в летописи о Москве? 

Русь – страна городов. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Урок формирования умений и навыков

Научатся: Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде.

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные.  Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

У – с.55-58

Т – с.18-19

1

Что из себя представляла славянская азбука и кто её создал? Что такое летопись?

Византийские монахи Кирилл и Мефодий. Возникновение славянской азбуки. Появление письменности на Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет», монах Нестор. Рукописные книги.

Урок изучения нового материа

ла

Научатся: Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси.

Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки.

Выявлять роль летописей для изучения истории России.

Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные.  Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

44

Трудные времена на Русской земле.

 У – с.59-64

Т – с.20-22

1

Почему Русь не смогла организовать достойный отпор монголо-татарским полчищам?

Почему шведы начали своё наступление в 1240 году?

Наше Отечество в XIII – XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский.

Урок изучения нового материа

ла

Научатся: Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь.

Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.

Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов.

Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками.

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Ставить и формулировать проблемы.

Регулятивные. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные.  Формулировать своё мнение и позицию.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

 

45

Русь расправляет крылья

У – с.65-69

Т – с.22-24

1

Как возрождалась Русь?

Как происходило усиление   Московского княжества?

Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель.

Урок формирования умений и навыков

Научатся: Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси.

Рассказывать о Москве Ивана Калиты. Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные.  Формулировать свои затруднения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

46

Куликовская битва

Работа с картой.

У – с.70-74

Т – с.24-26 

1

В чём значение победы русского войска на поле Куликовом? 

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Урок изучения нового материа

ла

Научатся: Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану.

Моделировать ход Куликовской битвы.

Осознавать роль Куликовской битвы в истории России

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

Коммуникативные.  Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

47

Иван Третий

У – с.75-81

Т – с.27-28

1

Когда и как Русь окончательно освободилась от ордынской зависимости?

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV веках.

Урок изучения нового материа

ла

Научатся: Рассказывать о возникновении единого независимого Российского государства со столицей в Москве, об укреплении экономики.

Понимать значение освобождения от монгольского ига

Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Регулятивные. Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Коммуникативные.  Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

48

Мастера печатных дел

У – 82-86

Т – с.29-30

1

Каково значение начала книгопечатания в России? Какими были первые русские учебники?

Урок-исследо

вание

Научатся: Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников.

Объяснять значение слов: «книгопечатание», «первопечатники»

Познавательные.  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Проявлять  познавательную инициативу в учебном сотрудничестве*.

Коммуникативные.  Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

49

Патриоты России

У – с.87-93

Т – с.31-32

Проверочная работа

Тетрадь «Проверим себя»,  с.13-28

1

Какие опасности угрожали России в начале XVII века?

Когда в России начали править цари из рода Романовых?

Наше Отечество в XVI-XVII веках. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы в XVI-XVII веках.

Комбинирован

ный урок

Научатся: Осознавать роль борьбы за независимость в начале ХVI века в истории России.

Объяснять значение выражения «народное ополчение»

Познавательные. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Регулятивные. Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Использовать речь для регуляции своего действия

Коммуникативные.  Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

50

Пётр Великий

У – с.94-100

Т – с.33-36 

1

Какие главные перемены произошли в России при ПетреI Великом? Почему для России был так важен флот?

Когда был основан Санкт-Петербург?

Россия в XVIII веке. Пётр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей.

Урок-исследо

вание

Научатся: Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника.

Понимать, почему Пётра I называют Великим.

Рассказывать об основании града Петра

Познавательные. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Регулятивные. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Использовать речь для регуляции своего действия

Коммуникативные.  Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

51

Михаил Васильевич Ломоносов

У – с.101-104

Т – с.37-38 

1

Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры?

Урок изучения нового материа

ла

Научатся: Рассказывать о М.В. Ломоносове.

Понимать заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры

Познавательные. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Регулятивные. Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия

Коммуникативные.  Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

52

Екатерина Великая

У – с.105-111

Т – с.38-40

1

Какие перемены произошли в России во время правления Екатерины Второй?

Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы:  А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.  Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

Комбинирован

ный урок

Научатся: Рассказывать о Екатерине Второй.

Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Великой.

Рассказывать о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове

Познавательные. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Регулятивные. Учиться высказывать своё предположение.

Коммуникативные.  Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

53

Отечественная война 1812 года

У – с.112-121

Т – с.40-43 

1

Почему война 1812 года называется Отечественной?

Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году? Почему русский народ смог победить такого сильного врага?

Россия в XIX – начале ХХ века. Отечественная война 1812 года Бородинское сражение. М.И. Кутузов.

Комбинирован

ный урок

Научатся: Рассказывать о Бородинском сражении.

Рассказывать о М.И. Кутузове.

Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском.

Объяснять значение выражения «Отечественная война»

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные.  Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

54

Страницы истории ХIХ века.

У – с.122-126

Т – с.43-46 

1

Какое значение имело отмена крепостного права? Что вызвало технический прогресс в России во второй половине XIX века?

Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале ХХ века.

Комбинирован

ный урок

Научатся: Называть технические новшества, которые изменили жизнь людей.

Понимать значение освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Рассказывать о Петербурге и Москве после 1861 года.

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные.  Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России).

55

Россия вступает в ХХ век

У – с.127-135

Т – с.47-48 

1

Какие важные события, изменившие судьбу России, произошли в стране в начале ХХ века? Что такое гражданская война?

Россия в ХХ веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война.  Образование СССР.

Комбинирован

ный

Научатся: Объяснять значение выражения «Гражданская война».

Рассказывать о  Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Учиться высказывать своё предположение.

Коммуникативные.  Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

56

Страницы истории 20 - 30-х годов.

У – с.136-139

Т – с.49-50 

1

Когда образовался Союз Советских социалистических республик (СССР)?

Жизнь страны в 20-30 годы.

Комбинирован

ный

Научатся: Рассказывать об образовании СССР.

Рассказывать о переходе предприятий в собственность государства, о борьбе с неграмотностью, об изменениях в жизни города и деревни

Познавательные. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Регулятивные. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные.  Формулировать своё мнение и позицию.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

57

* Великая война и Великая Победа.

У – с.140-146

Т – с.51-52

1

Когда началась и когда закончилась  Великая Отечественная война?

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

* Урок- конфе

ренция

Научатся: Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.

Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война»

Познавательные. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Регулятивные. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные.  Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

58

Страна, открывшая путь в космос

У – с.147-152

Т – с.53-54 

1

Какие важные события во второй половине ХХ века изменили судьбу России?

Наша страна в 1945-1991 годах. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в

90-е годы. Распад СССР. Культура России в ХХ веке.

Комбинирован

ный

Научатся: Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина.

Рассказывать о крупных стройках послевоенного времени в СССР.

Называть экологические проблемы того времени.

Называть события, которые произошли в нашей стране в 1991 году

Познавательные. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Регулятивные. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные.  Формулировать своё мнение и позицию

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

59

* Обобщение по теме «Страницы истории Отечества».

Проверочная работа

Тетрадь

 «Проверим себя»,  с.29-42

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу. Воспитывать гордость и уважение к своей Родине -  России.

* Урок- -игра

Научатся: Оценивать свои достижения

Познавательные. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Регулятивные. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные.  Формулировать своё мнение и позицию

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата.

«Современная Россия» - 9 часов

60

Основной закон России и права человека

У – с. 156-159

Т – с.56-58

1

Что такое Конституция? О чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека?

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина.

Урок изучения нового материа

ла

Научатся: Рассказывать о федеральном устройстве России.

Понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека.

Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция»

Познавательные. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

61

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

У – с.160-163

Т – с.59-60

1

О чём говорится в Конвенции о правах ребёнка?

Конвенция  о правах ребёнка, её главная идея. Права ребёнка.

Урок изучения нового материа

ла

Научатся: Подготавливать рассказ о правах ребёнка на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта

Познавательные. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Регулятивные. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Учиться высказывать своё предположение. Коммуникативные. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и  культур.

62

Мы – граждане России

У – с. 164-167

Т – с.60-62

1

Что значит быть гражданином? Какие права и обязанности есть у граждан России?

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Урок развития умений и навыков

Научатся: Называть права и обязанности гражданина.

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь

Познавательные. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Регулятивные. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и  культур.

63

Славные символы Росси

У – с.168-174

Т – с.62-64

1

Что такое символ? Какие символы у нашего государства? Почему нужно знать и уважать символы своего государства?

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн).

Урок развития умений и навыков

Научатся: Понимать, что такое «символ» и называть символы России.

Объяснять значение символов России в жизни государства и общества

Познавательные. Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона.

Регулятивные. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России).

64

Такие разные праздники

У – с. 175-179

Т – с.64-65

1

Какое значение для государства  граждан России имеют государственные праздники?

Государственные праздники.

Представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.

Урок-исследо

вание

Научатся: Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные.

Приводить примеры праздников

Познавательные. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Регулятивные. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Коммуникативные Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

65-

66

* Путешествие по России

 Работа с картой.

У – с.180-205

Т – с.66-67

2

Какие народы проживают на территории России? Какие обычаи и традиции есть у каждого народа? Почему нужно уважать их?

Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской части России, Цент Европейской части России, Юг Европейской части России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

* Урок-путешествие

Научатся: Называть народы России.

Рассказывать об обычаях и традициях народов России.

Рассказывать о городах России

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия

Коммуникативные Строить  монологическое высказывание.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и  культур.

Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России).

67

Итоговая диагностическая работа

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся по изученному разделу.

Урок контроля и учета знаний

Научатся: Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

68

* Обобщение по теме «Современная Россия».

Игра «Крестики-нолики».

Проверочная работа

Тетрадь «Проверим себя»,  с.44-53

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся по изученному разделу.

* Урок - путешествие

Научатся: Описывать исторические и культурные памятники на основе иллюстративного материала или непосредственного наблюдения, подготавливать рассказ о важнейших изученных событиях из истории Отечества.

Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Регулятивные. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей и других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс "Школа России")

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс "Школа России")...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс Школа России

В учебно-методический комплект «Школа России» входят:Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2010. Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс, "Школа России"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс, "Школа России" составлена на основе требований ФГОСов....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Школа России"

Работа содержит таблиц, которая соответствует требованиям ФГОС....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Школа России" по ФГОС

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Школа России" по ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа России".( с универсальными учебными действиями)

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа России".( с универсальными учебными действиями)...

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира по УМК "Школа России" для 1 класса

В календарно-тематическое планирование программы "Школа России" включены разделы: "Тип и форма урока", "Планируемые результаты", "Материально-техническое обеспечение...