Урок по окружающему миру для 1-го класса «Когда изобрели велосипед?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Зверева Ольга Николаевна

  Урок с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velosiped.doc766.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Урок по окружающему миру для 1-го класса с использованием ИКТ

                                                «Когда изобрели велосипед?»

Цели деятельности учителя: уточнить знания об устройстве велосипеда; познакомить с историей и разнообразием современных моделей велосипеда; закрепить знание безопасной езды на велосипеде.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся сравнивать старинные и современные велосипеды; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; получат возможность научиться соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об истории появления и усовершенствования велосипеда; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: презентация на тему «Когда изобрели велосипед»

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор,

  • учебник,
  • рабочая тетрадь,
  • клей, ножницы,
  • конверты для работы в паре,
  • цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент.

Все ль на месте,
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

2. Проверка изученного материала.

- Мы продолжаем изучать мир, который нас окружает. Сегодня мы снова отвечаем на вопросы раздела «Где и когда».

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да – нет». Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чём в нём говорится, то вы показываете мне зелёный цвет сигнальной карточки, если не согласны – красный. Приготовились…

- В неделе 7 дней.

- В понедельник все люди отдыхают.

- После среды наступит суббота.

- После субботы воскресенье.

- Весна приходит после лета.

- Белые медведи живут на Северном полюсе.

- Белые медведи охотятся на пингвинов.

- Слоны живут в жарких районах земли.

- Ласточка прилетает к нам зимовать.

- Воробей, сорока, ворона, дятел, голубь зимуют у нас.

- Одежда появилась в глубокой древности.

- Динозавры живут и сейчас.

- Мне приятно, что вы хорошо усвоили пройденный материал.

3. Работа над новой темой.

Мудрая Черепаха приготовила для вас загадку. Отгадайте ее.

1 вариант:

Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем.
Только лучше правь рулем.

2 вариант:

У него два колеса,
И седло на раме,
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами.

- Правильно, это велосипед. Муравьишка видит его первый раз. “Наверное его изобрели недавно” - подумал Муравьишка.

- Ребята, а как думаете вы, когда изобрели велосипед?

Сегодня мы должны найти ответ на вопрос “Когда изобрели велосипед?”

 - А чтобы вы ещё хотели  узнать о велосипеде?

- Мы уточним как устроен велосипед, узнаем историю его развития и познакомимся с разнообразными видами велосипедов.

1. Рассказ учителя.

- Знаете ли вы, кто первым изобрел велосипед? (рисунок 3)

Оказывается двести лет назад, а точнее 206 лет назад, жил в уральском селе Верхотурье кузнец Ефим Михеевич Артамонов. Он был большим выдумщиком и однажды придумал машину – самокат, у которого было 2 деревянных колеса, руль.

Хозяин завода, на котором работал кузнец, послал изобретателя с подарком в Москву к царю. Артамонов проехал две тысячи верст и через несколько месяцев доехал до Москвы.

Царю подарок понравился, он щедро наградил кузнеца за выдумку. Вскоре об изобретении кузнеца Артамонова забыли.

Вторым изобретателем был немецкий офицер Карл Фридрих Дрез. Он оснастил двухколесный самокат управляемым передним колесом. (рисунок 4)

А эта модель появилась 170 лет назад. Филлип Фишер построил экипаж с двухметровым передним колесом, снабженным педалями, и маленьким задним. Такой велосипед в народе прозвали “костотряс”. Он развивал скорость – 11 км/ч. (рисунок 5)

Еще через несколько лет (25 лет) появился экипаж с педалями на переднем колесе и тормозом на заднем.

Разработал и создал такую модель велосипеда француз, каретных дел мастер – Пьер Мишо. Проживал он в Париже. Сначала было построено 2 велосипеда, а потом построено и продано – 142 машины. (рисунок 6)

Стремясь еще больше увеличить быстроходность велосипеда, конструкторы придумали легкие металлические колеса с тонкими стальными спицами. Эту машину англичане-конструкторы назвали “пауком”. За быстроходность и множество тонких легких спиц. (рисунок 7)

Толпа людей-зевак с любопытством рассматривала эту модель велосипедов. (рисунок 8)

А потом начался самый настоящий бум велосипедов.

Первый велосипед для женщин был изобретен 137 лет назад, а более 150 лет назад Лоусон изобрел дамский велосипед со скошенной рамой. (Безопасный) (рисунок 9)

2. Из каких частей состоит велосипед

- Ребята, а у кого дома есть велосипед? Из каких частей он состоит?

(Ответы детей: колеса, шина, обод, крылья, над колесами (пыльники), рама, руль, педали, седло.)

(Обучающиеся называют, а учитель показывает эти части) (рисунок 10)

3. Практическая работа.

   Игра “Собери велосипед”. (В конвертах лежат части велосипеда)

- Ребята, вам нужно наклеить части велосипеда.

- Какие части приклеили?(ответы детей)

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Разнообразие велосипедов.

В  21 веке велосипеды делят по различным признакам:

1. По возрасту потребителей. (рисунок 11, 12, 13)

       

2. По числу колес (одно-, двух-, трех-, четырехколесные)

3. По предназначению (мужские и дамские, дорожные, складные, спортивные)

 - В 1900-х годах особой популярностью пользуется модель горного велосипеда. Такой велосипед легко преодолевал любую неровную территорию.

- Современная гоночная модель. Прочность и лёгкость гоночного велосипеда достигается использованием комбинации металлов и колёсных дисков из углеродистого волокна.

6. Необычные велосипеды.

7. Работа в учебнике. (стр. 19)

- Пронумеруйте модели велосипедов.

- Чем необычны эти велосипеды? (ответы детей)

- Посмотрите на рисунки дорожных знаков внизу. Обсудите в парах, что они обозначают. Если ответ готов, поднимите руки.  (ответы детей: «Велосипедная дорожка» (синий цвет) и «Движение на велосипедах запрещено»(красный цвет)

- Запомните их и раскрасьте.

 8. Закрепление. Безопасная езда.

Для велосипедистов, так же, как и для водителей машин, есть правила безопасной езды. (рисунок 15)

-– В жизни человека бывают разные ситуации и надо уметь находить правильные решения, оказавшись в них. Кот Леопольд прислал вам задания:

№ 1. Вы катаетесь на велосипеде и увидели старого друга. Он стоит на другой стороне улицы, радостно машет рукой и кричит: “Езжай скорее сюда, будем кататься в моём дворе!” Ваши действия?

№ 2. Вы катаетесь на велосипеде. К вам подходит ваша одноклассница и просит: “Покатай меня, пожалуйста!” Ваши действия?

№ 3. Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать своё мастерство и убрал руки с руля, снял ноги с педалей. Чем закончится такая езда?

(Дети обсуждают в группах, затем отвечают.)

– Какой можно сделать вывод?

Вывод. Запрещается перевозка пассажиров и езда по дороге до 14 лет, пересечение дорог на велосипеде, “езда без рук и ног”.

  - C какого возраста разрешается кататься на велосипеде по улицам и дорогам? (с 14 лет)

- А где можно кататься? (Во дворе, парке, стадионе)

Даже существуют дорожные знаки для велосипедистов.

- А вы знаете эти знаки? (“Велосипедная дорожка” (синий цвет), “Движение на велосипеде запрещено” (красный цвет))

9.Итог урока.

- Когда же изобрели велосипед?

- Кто первым его изобрёл?

- Что вы узнали о велосипеде?

- Что из изученного сегодня, вы будете использовать в своей жизни? (Дети называют правила).

Эти правила надо знать

 И их строго соблюдать
И тогда велосипед

 Принесёт здоровью пользу,

 А не вред!

- Пожалуйста, поднимите руки те, кому из вас показалось, что урок длился дольше, чем обычно?

- А кто почувствовал, что урок прошел быстрее, чем обычно?

- А у кого за время урока снизилось настроение?

- А у кого повысилось?

- Кто из вас устал на этом уроке?

- А кто чувствует, что у него прибавилось сил?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

Урок по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс

Урок по окружающему миру в 4 классе...

Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»

На уроке дети знакомятс   с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем  правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений  работы.Речевое развитие,...

Урок окружающего мира ("Школа России") по теме "Когда изобрели велосипед". 1 класс

Конспект урока соответствует требованиям к современному уроку. Урок  новых знаний. Урок-исследование. Взаимосвязь с предыдущими уроками: с уроками раздела «Где и когда?»: «Когда учиться инте...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...