Конспект урока окружающего мира "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Коротких Лариса Юрьевна

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organy_chuvstv.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Тема:  «Органы чувств»  3 класс

Учитель: Коротких Л. Ю.

Программа «Школа России»

Раздел: «Мы и наше здоровье»

Цель:       познакомить детей с органами чувств и их значением для человека.

Задачи:    учить детей беречь органы чувств;

                 содействовать формированию бережного отношения к своему   здоровью;

           развивать самостоятельность, познавательные интересы.

Оборудование:         задания для групп,  таблицы  строений орган чувств, книги.

Этапы урока.

Ход урока.

Деятельность детей.

1. Мотивация к учебной деятельности.

    Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Передайте мысленно тепло наших рук друг другу. Улыбнитесь друг другу, и пожелайте удачи.

2.Актуализация знаний.

- С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей?

- С помощью какого органа мы видим?

- Какой орган помогает нам узнать колючее или мягкое?

- Какой орган помогает почувствовать запах?

- С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой?

- Какие это органы?

- Назовите тему урока.

«Органы чувств»

    Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык.

Ответы детей.

Ухо

Глаз

Кожа

Нос

Язык

Органы чувств.

3. Исследование в малых группах.

Задание для первой группы.

Задание для второй группы.

Задание для третьей  группы.

Задание для четвертой группы.

   Какие функции выполняют органы чувств, как же они устроены органы чувств? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну. А открывать тайну вы будете, работая в группах.

     Составим мини – проект «Что нужно знать про органы чувств».

     Мы разделимся на группы и будем работать в группах.

План работы в группах.

  1. Прочитайте текст.
  2. Составьте рассказ по плану:

А) О каком органе чувств пойдет рассказ?

Б) Какие  функции выполняет?

В) Строение.

  1. Составьте  памятку «Это полезно знать»

Объединитесь в группы.

Распределите роли и прикрепите бейджи.

Вспомним правила работы в группе.

1 группа.

Глаза – это орган зрения.  Функция глаза – это способность видеть, определять цвет, размер, форму предметов.

Строение глаза: роговица, наружная оболочка, зрачок, глазное яблоко, сетчатка (таблица).

1. Нельзя читать или писать, близко наклонившись к тексту. Лучше всего соблюдать расстояние, равное полусогнутой руке (40-50 сантиметров).

2. Освещение должно быть достаточно ярким  без попадания прямого света в глаза.

3. Нельзя читать или писать лежа, особенно на боку, так как, когда ты находишься в этом положении, твои глаза располагаются на разном расстоянии от текста.

4. Во время работы за компьютером расстояние между твоими глазами и монитором должно быть не меньше 60 см.

5. Телевизор следует смотреть не ближе чем с расстояния, равного шестикратному размеру экрана по диагонали. То есть, если диагональ твоего телевизора 50 см, в идеале ты должна расположить диван или любимое кресло в трех метрах от него. При просмотре телевизора в комнате должно быть мягкое освещение, без прямого попадания света на экран и в глаза.

6. При длительной и напряженной работе каждые 40 минут давай глазам отдохнуть 3-4 минуты. Если у тебя проблемы со зрением, отдыхать нужно чаще - каждые 20 минут. В это время ты можешь смотреть вдаль; поморгать или сделать массаж для глаз.

2 группа.

      Ухо – орган слуха. Функции: способность слышать звуки и воспринимать звуковые колебания. Строение уха: ушная раковина (наружное ухо), среднее и внутреннее. Ушные раковины ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с чего начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее в мозг. Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

 Береги уши.

1.Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Защищай уши от ветра, громкой музыки, резких звуков.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попала соринка, обратись к врачу.

 

3 группа.

     Нос - орган обоняния. Обоняние  - это  способность воспринимать и различать запахи. С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Как сохранить обоняние?

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Не курить, так как курение ухудшает обоняние.

    Язык – орган вкуса. Он позволяет человеку сладкий, кислый, горький, соленый вкусы. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

4 группа.

Орган осязания – это кожа. Кожа, оказывается, может «рассказать человеку» о том, что его окружает. Закрыв глаза, ты можешь почувствовать гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой  прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Первый слой  - сверху наружная оболочка, которая предотвращает нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло. Таким образом, кожа выполняет: защитную, выделительную, чувствительную функции.

Правила ухода за кожей.

1. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.

2. Мыть руки каждый день после загрязнения.

3. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

4. Носить удобную одежду и обувь.

5. Закаляться.

Работа в группах.

4. Обмен информацией.

Рассказ учителя

5.Оздоровительная минутка.

Рассказ учителя

Угадайте, о каком органе чувств расскажет 1 группа.

Два братца через дорогу живут, друг друга не видят.

1 группа вывешивает страничку .

- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью всех лучше видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

Гимнастика для глаз.

1.Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

2. Стрельба глазками (влево – вправо).

3. Восьмерка.

 

 Послушайте диалог (двое детей)

- Здравствуй, тетя Катерина!

- У меня яиц корзина.

- Как поживают домашние?

- Яйца свежие, вчерашние.

- Ничего себе вышла беседа.

- Авось распродам до обеда.

 - Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?

 - А какой орган отвечает за слух?

2 группа знакомит со страницей.

Разминание ушной раковины (8 раз).

1.Потрите возвышение за ухом вверх – вниз.

2.Загните ушную раковину вперед.

3.Повращайте передний выступ по часовой стрелке.

4.Оттяните вниз мочку.

Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 – 20 тысяч колебаний в секунду, то у летучей мыши – около 1 млн. в секунду.

Угадай

Между двух святил

В середине я один.

Всегда во рту,

А не проглотишь.

3 группа знакомит с органами обоняния и осязания.

- Надежный защитник организма?

4 группа знакомит со страницей.

А сейчас мы проведем валеологический самоанализ

«Как ты заботишься о своей коже?»

Ответьте на вопросы теста.

1.Минимум раз в неделю я мою все тело горячей водой с мылом.

               Да                                           Нет

2.Я всегда мою руки, придя с улицы, после туалета и перед едой.

            Да                                              Нет

3.Перед сном я мою ноги.

           Да                                              Нет

4.Каждый день я меняю носки и нижнее белье.

         Да                                               Нет

5.Регулярно я закаляюсь (обливаюсь холодной водой или обтираюсь мокрым полотенцем).

           Да                                             Нет

6.Раз в неделю я парюсь в бане.

         Да                                              Нет

7.Я пользуюсь только собственными туалетными принадлежностями.

            Да                                           Нет

8.Я редко травмирую свою кожу.

            Да                                          Нет

9.Я не трогаю руками неизвестных кошек и собак.

           Да                                          Нет

Подсчитайте количество отрицательных ответов. Чем их больше, тем хуже ты заботишься о своей коже.

Глаза

Защита первой группы.

Ухо

Защита второй группы.

Нос

Язык

Защита третьей группы.

Защита четвертой группы.

Кожа

Работа с тестом

5.Организация информации, обобщение.

Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: « Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!»

  Как же это понять? С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту, что поступает от самого нашего тела. Например, изнутри мы получаем сигналы из желудка. Давно оставшегося без дела, и начинаем испытывать чувство голода. Из внешнего мира мы воспринимаем информацию тоже в виде чувств. Но только потом мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение. Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувств имеют память. Каждый из вас ел яблоко, и никто его не спутает со вкусом огурца. А те предметы, которые вы не знали, вам трудно будет определить.

  Я предлагаю вам провести эксперимент и проверить, так ли это?

(Двум ученикам завязать глаза.  Первому дать тетрадь, второму – пенал. Попросить детей назвать предметы)  

- Теперь вы убедились, что органы чувств имеют память?

6. Включение в систему знаний. Повторение.

Тест. Самопроверка.

1.Какой орган не относится к органам чувств?

Орган зрения

Орган слуха

Орган пищеварения

Орган обоняния

2.Какой орган отвечает за осязание?

Ухо

Кожа

Глаз

Нос

3.Какой орган отвечает за обоняние?

Ухо

Кожа

Глаз

Нос

4.Какой орган различает вкус пищи?

Язык

Кожа

Глаз

Нос

5.Какие органы могут различить форму предметов?

Уши

Кожа

Глаза

Нос

Ответы на вопросы

7. Рефлексия.

Давайте подведем итог урока.

- Какие органы чувств вы знаете?

- Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств?

А сейчас оцените свою работу на лестнице успеха.

Кто все понял и выполнил самостоятельную работу без ошибок, поставьте свое имя на верхнюю ступень.

Кто все понял, но допустил ошибки в самостоятельной работе – на среднюю, а у кого остались вопросы -  на нижнюю.

Молодцы!

8. Домашнее задание.

Прочитать в учебнике статью «Как мы воспринимаем окружающий мир»

Составить кроссворд по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок разработан с требованиями ФГОС....

Конспект урока окружающий мир "Органы чувств"

Урок окружающий мир "Органы чувств"...

Конспект урока окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств".

Конспект урока окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств" с использованием деятельностного подхода....

Конспект урока окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются ИКТ, групповая и парная работа....

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)»

На этом уроке дети знакомятся с органами  чувств, изучая материал  в групповой работе....