Конспект внурочного мероприятия "Быт Славян"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект внурочного мероприятия "Быт славян" по программе внеурочной деятельности "Учимся создавать проекты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_meropriyatie_byt_slavyan.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного мероприятия «Быт древневосточных славян»

по программе внеурочной деятельности "Учимся создавать проекты»"

3 класс

Цель урока:  формирование представлений у учащихся о жизни древних славян; знакомство с внешним видом, бытом, приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить детей с бытом древних славян, с их местом жительства, с занятием.

Воспитательные: способствовать формированию интереса к изучению истории, к истории своего народа, воспитывать чувство патриотизма.

Развивающие: развивать умения работать в группе, коллективе; устную монологическую речь, кругозор, память, логическое мышление, воображение, способствовать формированию всесторонне развитой личности.

Планируемые результаты урока: 

Предметные: иметь представление о  быте древних славян, занятиях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы;  и защищать проекты, строить речевое высказывание в устной форме; основам смыслового чтения познавательного текста, выделять существенную информацию; строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя;

КОММУНИКАТИВНЫЕ: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

1. Орг.момент

-Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Сегодня на нашем мероприятии, мы с вами отправимся в путешествие по истории.

-Что такое история?

История—это наука изучающая прошлое, то, что было до настоящего времени. Слайд №1

-Как вы думаете ребята нужно изучать историю?

- Для чего мы изучаем историю?

-Как мы изучаем историю?

-Изучаем мы историю по различным предметам, которые находят археологи: посуда, орудия труда, предметы быта, оружие, украшения, письменные источники – законы, указы, летопись, а также по устному народному творчеству: пословицам, сказкам, песням, легендам, которые дошли до наших времен.

- Что такое летопись?

Летопись – это погодовая запись исторических событий

Слайд №3

Первым русским историком, повествовавшим о происхождении и расселении славян, был Нестор – летописец конца ХI – ХII века, монах Киевско–Печерской лавры. («По́весть временны́х лет»)

Слайд №4_ Изображение летописца Нестора.

- А что такое летопись?

Летопись - запись исторических событий по годам.

"В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ»

- Давным-давно, на месте сегодняшней России находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. Только просеки в них прорублены, а на этих просеках поля вспаханные. А по краям полей - деревянные избы стоят. Жили там наши предки.

-Как вы думаете кто были наши предки?

- От какого слова произошло слово - "славяне" /слава, хвала, славный/

 Славяне были очень сильные и выносливые люди. Говорить сегодня мы будем о восточных славянах, так как именно от них произошли русские.

Слайд №5

- Ребята, давайте представим, что у нас есть машина времени и мы переместились во времени и оказались в древнем славянском поселении. Слайд №_6___

II. Защита проектов.

  1. Проект 1 группы

1 группа подготовила проект  «Поселение восточных славян». И теперь его нам представит и расскажет.

- Места для поселений древние восточные славяне выбирали на высотах, которые были защищены с  двух  или трех  сторон  естественными оврагами или крутыми спусками к  реке, рядом с лесом.

- Самые обыкновенные  жилища славян  раннего времени, — полуземлянки, над  ними  делались надстройки, в  роде шалаша из  жердей и тонких  бревен, пол  жилья был  земляной, плотно убитый, посыпанный песком.

- Жилища восточных славян были построены из дерева: сосна и ель. Ни в коем случае наши предки не использовали  осину. Она считалась нечистым деревом. Нельзя было рубить деревья с кладбища, брать слишком молодое или слишком старое дерево. Рубка деревьев у славян была сродни убийству человека, поэтому обязательно приносили жертвы природе.

- После того, как дерево было срублено и доставлено на место будущего строительства, его нужно было обработать. Для начала сщичали кору и отрубали сучья. Так дерево оставляли на некоторое время, чтобы его покинули древесные духи. Основным инструментом при строительстве бы топор.

- Чтобы зимой было тепло, свои избы делали из плотно пригнанных друг к другу бревен, обмазанных глиной. В доме вначале был очаг, а потом стали делать печи. С помощью них грелись и готовили еду. 

- Электричества не было, избы свои славяне освещали в темное время суток лучиной. /деревянная горящая щепочка.

-Ребята, мы сказали, что предками русского народа были славяне,  познакомились с их поселением, с домами в котором они жили. . Вторая группа,  подготовила проект о том как выглядели славяне, какая была у них одежда: «Музей славянской одежды».

2. Проект 2-ой группы.

Слайд №_7

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

Высокий и красивый, -

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубки.”

Рассказ детей:

- Основными видами мужской одежды были рубаха и порты, причем у знати это была нижняя одежда, у народа – основная. В рубахе мужчина ходил на протяжении всей своей жизни, начиная с младенчества и заканчивая старостью. Из головных уборов можно выделить три типа:

-колпак

-шапка

-головная повязка

Колпаки делались цельноваляными из шерсти, полукруглыми или остроконечными. Это очень древняя форма головного убора, являющаяся еще и удобным подшлемником. Колпаки отделывали тесьмой по краю и швам.

Шапка – головной убор полусферической формы, часто из яркой нарядной ткани, отороченный мехом, известна по древним идолам и изображениям князей.

Головные повязки, удерживающие длинные волосы изготовлялись из самых разных материалов: кожи, ткани, бересты.

Женский наряд состоял из длинной рубахи до пят и юбки-поневы. Рубаха была длиннее мужской – она доходила до ступни. Про платья древних славян упоминается лишь в шестнадцатом веке, и назывались они сарафаны.  Традиционно одежду украшали народными узорами из ручной вышивки.

-Для чего нужны узоры? (для красоты, в качестве оберегов)

 Самые популярные обережные мотивы были представлены в виде коня, птицы, дерева Жизни, различные растительные орнаменты, изображения Богов. Традиционный обережный цвет – красный, так как он символизирует огонь, а также является цветом крови. Удивительно, но сама холстина, из которой состояла рубаха, называлась Землей, а вышивка на ней – Ярью. Таким образом, получалось, что Небесный Огонь, когда покрывал Землю, зачинал и оберегал на ней все живое.

Обувь:

САПОГИ изначально обувь кочевников, были распространены довольно мало.

ЛАПТИ были:толстые и тонкие, темные и светлые, простые и с плетёнными узорами

нарядные – из подкрашенного разноцветного лыка.

Обувь надевалась на шерстяные носки или портянки. Сверху наматывались шерстяные обмотки-онучи. Мужчины наматывали их поверх штанов, а женщины – на голую ногу.

В Х в. У представителей высших слоев общества появляются заимствованные у южных соседей, хазар и алан, кафтаны.

Славянские мастера на весь мир славились искусными ювелирными украшениями. Многие иноземные мастера присматривались к великолепным творениям, копируя их.

Гривна – металлический обруч, надетый на шею, для многих народов это был оберег, не дававший душе покинуть тело. По другим источникам это было украшение, которое позволяли себе только некоторые слои общества.

Височные кольца – это украшения головных уборов, которые крепятся возле висков. Их носили незамужние девушки, подвешивая к лентам и венкам.

Серьги-кольца – проволочные изделие крупного размера. Носили их обычно по несколько штук.

Браслеты – самые известные славянские украшения, чаще всего попадающиеся в раскопках. Их украшали драгоценными камнями, жемчугом и золотыми цепочками.

Подвески – крупные металлические кулоны, которые носились на шнурах или цепочках. Популярными были подвески в виде свастики, крестов, ромбов, полумесяца, а также в форме животных.

- Хорошо жили славяне, были бодрыми, неутомимыми, много работали. Бережно с трепетной любовью и уважением относились к матушке природе. Были мудрыми, и  передали свою мудрость нам через сказки, пословицы, песни.

III. Игра кто быстрее соберет пословицы.

Сейчас вам нужно будет из различных слов составить пословицу.

Хочешь есть калачи  . Не сиди на печи.

Кто любит трудиться - Тому без дела не сидится.

Делано наспех Сделано насмех

Каков мастер - Такова и работа. –

Не спеши языком Торопись делом.

Умелые руки - Не знают скуки.

К большому терпенью - Придет и уменье.

- Ребята, как вы думаете, славяне были трудолюбивыми?

-Почему, вы так думаете?

- Славяне жили семьями, а несколько семей составляли род. Существовали родовые старейшины. Они собираясь вместе, решали дела всего племени на народном собрании – вече. Каждая семья старалась сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: едой, одеждой, а чтобы работать нужно орудие труда. Пахотной земли было мало, вырубали или сжигали лес, выкорчёвывали пни, готовили поле для посевов. Во время сева и уборки урожая трудились все даже старики и дети. Получается, что наши предки не были ленивыми, иначе они просто погибли бы от голода.

- Какое занятие было самым главным у славян?

- Земледелие. Землю обрабатывали ралом с железным наконечником, а также мотыгами и лопатами. Рало напоминало соху, которую и на много столетий позднее крестьяне использовали для распушивания почвы. В рала запрягали быков или лошадей. Только в V - VI вв. славяне изобрели плуг с металлическим (железным) лемехом и череслом (плужным ножом). жали созревшие хлеба серпами. Зерно размалывали каменными зернотерками и ручными жерновами Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу и т.д. Из технических культур славяне разводили лен и коноплю.

- Как вы думаете кроме земледелия чем еще занимались славяне

-Скотоводство охота, рыболовство, бортничество. Слайд№_8

Другим важным занятием славянских племен было скотоводство. Скотоводство давало мясо, молоко; скот использовали как тягло на пашне (в нечерноземной зоне – лошади, в черноземной – волы); без навоза невозможно было вести полевое земледелие в нечерноземной зоне, от скота получали и шерсть и кожи. Восточнославянские народы разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, птицу.

- Женщины чем занимались?

-Вели домашнее хозяйство, занимались собирательством, ткачеством.

IV. Работа в группах.

-Ребята, сейчас мы с вами разделимся на группу  мальчиков и группу девочек. Мальчики подготовят сообщение о том, как наши предки занимались земледелием. А девочки будут заниматься обустройством жилища.

1)Мальчики готовят сообщение «Как хлеб приходит на стол?» Слайд № 9

2)Внутреннее убранство славянской избы. Слайд №10

- Славяне умели не только трудиться, но и веселиться и играть в разные игры. Сейчас мы с вами сыграем в одну из этих игр. Называется она Пчёлы.

V. Подарки гостям.

- В свободное время, особенно зимними вечерами, женщины делали обереги. Словарная работа со словом «оберег».

-Мы с ребятами заранее подготовили обереги куклы «На здоровье» делается из толстой льняной нити. Такой оберег несет здоровье в дом, исцеление. Слайд№_11

Вручение гостям кукл оберегов..

VI. Подведение итогов.

-Что вы нового узнали?

- Мы с вами сегодня окунулись в прошлое нашего русского народа, познакомились с его истоками. Человек, знающий историю, любит Родину и с уважением относится к народам. Запомните: история воспитывает достойных людей, создателей лучшей жизни и ее защитников.

- И закончим мы сегодняшнее занятие стихотворением "Берегите Россию" Слайд№______

стих

Берегите Россию -

нет России другой!

Берегите её тишину и покой.

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию-

Без неё нам не жить,

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть!


Распределите вопросы и найдите ответы в тексте.

  1. Где стояла печь? Её роль в жизни семьи.
  2. Что такое красный угол? Почему так называется?
  3. Что такое лавка? Какие виды лавок есть?
  4. Что такое утварь? Из чего изготавливали предметы обихода славяне?
  5. Опиши ужин славянской семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме"Народные праздники древних славян"

Данная работа содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме «Народные праздники  древних славян» для учащихся 3 класса. Надеюсь, что работа,  в первую очередь, будет ...

" Жизнь древних славян" конспект открытого урока с презентацией. Окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков " Школа России."

Материал содержит конспект  в который включены  сообщения учащихся и итоговый тест по теме урока.  Весь излагаемый учителем материал и сообщения учащихся опираются на презентацию. Урок ...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян"

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян". Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа России". Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, задания для групповой работы....

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

конспект урока Жизнь древних славян 4 класс

Урок из раздела "Страницы всемирной истории" составлен по учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 4-й класс. На уроке использовался наглядно-иллюстративный и частично-поисковый методы работы с...

программа организации внурочной деятельности в школе

программа внеурочной деятельности школы...