Открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Пернатые изобретатели"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Назаренко Елена Валерьевна

открытый урок в 3 классе по программе "Школа 2100" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_pernatye_izobretateli.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пернатые изобретатели.

Цели:

1. Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения  и приспособлениями к полёту; продолжать обучение практическому исследованию предметов природы. 

2. Создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.

3. Воспитывать доброту, ответственность, чувство любви к природе и умение ценить прекрасное; формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.

Оборудование: перья, ножницы, стакан с водой, лист самооценки, карточки.

1. Организационный момент.

Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

2. Блиц-опрос.

- Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. А сейчас вспомним группы изученных животных. Я читаю признаки животных, а вы отгадываете название.

1) Животные, состоящие из одной клетки. (Простейшие) слайд 1.

2) Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями. (Насекомые) слайд 2.

3) Животные с восемью конечностями, плетут паутину. (Паукообразные) слайд 3.

4) Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Дышат с помощью жабр. Откладывают икру. (Рыбы) слайд 4.

5) Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру. (Земноводные) слайд 5.

6) Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца. (Пресмыкающиеся) слайд 6.

3. Проверка домашнего задания.

- О какой группе животных мы говорили на прошлом уроке? (О пресмыкающихся)

- Назовите их (Крокодилы, ящерицы, змеи, черепахи)

- Что общего у всех пресмыкающихся? (Дышат легкими, холоднокровные, откладывают яйца на суше)

- Почему пресмыкающиеся не насиживают яйца? (Молодое животное выходит из яйца уже самостоятельным, яйца откладываются в горячий песок)

- Кто расскажет мне о ящерицах, змеях, крокодилах, черепахах?

Работа по карточкам.

Карточка №1.

1.Кто относится к земноводным?

2.Чем они дышат?

3.Чем питаются?

4.Как размножаются лягушки?

Карточка №2.

1.Назовите разновидности рыб.

2.Чем они дышат?

3.Чем питаются?

4.Для чего рыбам нужны плавники?

Карточка №3.

1.Кто относится к сухопутным восьминогим охотника?

2.Чем они питаются?

3.Как они едят пищу?

4.Для чего им нужна паутина?

Карточка №4.

1.Кто относится к водным членистоногим? Назовите их.

2.Чем они дышат?

3. Сколько у них ног?

4.Для чего нужны ракообразные?

4. Сообщение темы и целей урока. Слайд 7.

 - О ком мы будем говорить на уроке? На доске изображения гуся, страуса, пингвина. (О птицах)

- Озвучьте тему урока. (Пернатые изобретатели) слайд 8.

- Что значит изобретать? (Придумывать что-то новое, неизвестное ранее)

- Почему пернатые? (Перья есть только у птиц.)

- Попробуйте дать определение: птицы – это… (Птицы – это пернатые животные, которые умеют летать). 

5. Практическая работа. Слайд 9.

-Мы будем исследователями, исследовать перо (работать в парах).

-У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их.

- Сравните их, посмотрите внимательно.

Как вы думаете, чем они похожи? (строением)

- Каждое перо имеет стержень, найдите его.

- Опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня.

- Найдите их. Бородки соединены с друг другом крючочками. 

- Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. 

-Что случилось?

-Почему полетели перья? (они лёгкие)

- Почему перья лёгкие?

-Давайте разрежем перо и посмотрим.

-Что у них внутри? (внутри перо полое, пустое)

- Давайте обмокнём перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками

скатилась.

- О чём это говорит? (перья защищают птицу от воды и сырости)

- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится

 над хвостом, и перья не намокают.

-Как вы считаете, а чем они  различаются? (размером, цветом оперения)

- Самые большие перья находятся у птицы на крыльях. Они помогают птицам летать и называются маховые. Немного меньше называются рулевыми.

- В какой части тела птицы находятся, такие перья? (в хвосте). Они помогают менять направление полёта.

- А теперь найдите среднее пёрышко. Такими перьями покрыто всё тело птицы, но большее количество находится на груди и называются покровными.

-А самые маленькие перышки, называются пуховыми, находятся они, на

брюшке  птицы. Они согревают птицу всю зиму.

6. Физминутка.

Птичьи голоса. Релаксация.

 – Все встали. То, о чем я буду говорить, вы должны будете показать движениями рук.

– Закройте глаза. Мы отправляемся с вами в лес. Поют птицы. Каждый из вас видит свою птицу. Покажите руками, какой клюв у вашей птицы, голова, крыло, хвост, ноги. Вот ваша птица взмахнула крыльями и полетела. Движения у неё быстрые. Сначала мы её видим большой, потом меньше, затем она превратилась в точку и исчезла. Проводили её взглядом и открыли глаза.

7. Работа в группах.

 – Перед вами птицы. Для вас они распределены по группам.

 Цель: дать название группам птиц в зависимости от среды обитания и внешних признаков.

– Выберите подходящее название для вашей группы птиц и подготовьте отчёт о вашей группе птиц. Назовите внешние признаки, строение лап, длина ног, строение клюва. Время выполнения 2 минуты.

Отчеты групп.

 Древесные – острые когти, помогающие лазить по деревьям, короткие лапы. (ворона, синица, дятел). Древесные птицы по земле не ходят, а прыгают. В целом же они проводят жизнь в небе и на деревьях и в кустарниках, по которым они тоже прыгают.

 Наземные – длинные пальцы, небольшой клюв, передвигаются с большой скоростью. (фазан, куропатка, журавль). Наземные птицы очень хорошо бегают и ходят. У них длинные ноги, особенно у птиц, обитающих на болотах  Околоводные – лапы с перепонками, короткие ноги, приспособленные для плавания, строение клюва зависит от характера пищи, перья смазывают жиром, выделяемым копчиковой железой. Водоплавающие птицы, кроме того, что они умеют и летать, и ходить, умеют еще и плавать Эти птицы ходят по земле неуклюже, "вразвалку".

Хищные – острый загнутый клюв, мощные ноги и когти, острое зрение.(орёл, сова, ястреб)

– Полезны или вредны хищные птицы? (Одна сова за лето съедает 1000 мышей-полевок, а одна мышь за это время съедает 1 кг зерна. В природе все взаимосвязано. Истребление птиц приведет к нарушениям в пищевых цепочках, к нарушению круговорота веществ в экосистемах).

- Что происходит в жизни птиц весной? ( Птицы строят гнезда, откладывают яйца, насиживают их). Слайд 14

- Кто ещё откладывает яйца при размножении? (Насекомые, пресмыкающиеся)

-В чем сходство и различие размножения пресмыкающихся и птиц. (Сходство в том, что откладывают яйца, различие в том, что птицы заботятся о птенцах, а пресмыкающиеся нет).

-Что даёт забота о потомстве? (Большинство пресмыкающихся не заботятся о потомстве, и потому выживает очень мало детенышей. Многие птицы не только строят гнезда и насиживают яйца, но и долго опекают вылупившихся птенцов. Поэтому они хорошо растут и чаще выживают).

- Например, самки императорских пингвинов в суровых условиях антарктической зимы откладывают обычно одно яйцо. Только самоотверженная забота обоих родителей позволяет выжить птенцу.

-Птенцы у разных птиц рождаются разными, и родители заботятся о них по-разному. Что вы узнали о птенцах наземных и околоводных птиц? (У наземных и околоводных птиц птенцы рождаются зрячими, покрыты пухом, бегают и сами ищут корм).

-Как заботится о них мать? (Она охраняет и греет их).

Какими рождаются птенцы древесных и хищных птиц? (У древесных и хищных слепыми и беспомощными).

- О них заботятся и мать и отец, как? (кормят, греют, охраняют, поэтому птенцы лучше растут и чаще выживают).

-Что происходит в жизни птиц осенью? (Многие виды птиц улетают на юг).

-Назовите причину, по которой птицы улетают на юг. (С наступлением холодов становится меньше пищи).

-Как называются такие птицы? (Перелётные).

-Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Осёдлые).

- На какие группы можно разделить этих птиц? (перелетные, оседлые,)

- Какие птицы в первой группе? (перелетные) слайд 15

-Почему их называют перелетными? (на зиму улетают в теплые края)

- Зачем птицы улетают на зиму? (из-за временного отсутствия корма)

- Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядным птицам, то есть таким, для которых насекомые – основная пища, зимой прокормиться невозможно. Многие птицы все лето питаются семенами разных трав, кустарников, деревьев. Но большая часть семян, созревая, падает на землю и скрывается под снегом.

- Какие птицы во второй группе? (оседлые) слайд 16

- Почему их так называют? (осели на одном месте)

-Почему снегирь в третьей группе? (Кочующая птица, перелетает с места на место в поисках пищи. Закончив гнездовые дела, они собираются в небольшие стайки – и в путь, корм искать. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются.)

8. Подведение итогов.

-Подведём итог урока.

- О ком мы сегодня говорили?

-Какие изобретения помогают птицам лететь?

- На какие группы делятся птицы?

-В чём сходство и различие размножения птиц и пресмыкающихся?

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Фамилия, имя____________________________________

«+» или «-»

Я могу объяснить особенности строения птиц

 

Я могу различать виды птиц по месту и условиям обитания

 

Я активно работал на уроке и смог правильно ответить на поставленные вопросы

 

Я смогу рассказать или поделиться своими открытиями с другими детьми

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...