"Луг и человек".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Рассалова Светлана Андреевна

Цель: создать условия для формирования представления у учащихся о значении луга в жизни человека.

 

Учебные задачи:

Направленные на достижение предметных результатов:

1.     Осознание значимости мероприятий по охране лугов;

2.     Освоение многообразия представителей растительного и животного мира луга и возможности их совместного обитания;

3.     Формирование умений выделять главную мысль для составления памятки по охране лугов.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

1.     Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;

2.     Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;

3.     Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Направленные на достижение личностных результатов:

1.     Формирование уважительного отношения к иному мнению;

2.     Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3.     Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lug_i_chelovek.docx244.12 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: "Луг и человек".

Класс: 3 «В»

Цель: создать условия для формирования представления у учащихся о значении луга в жизни человека.

Учебные задачи:

Направленные на достижение предметных результатов:

  1. Осознание значимости мероприятий по охране лугов;
  2. Освоение многообразия представителей растительного и животного мира луга и возможности их совместного обитания;
  3. Формирование умений выделять главную мысль для составления памятки по охране лугов.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;
  2. Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;
  3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник, карточки с тестом.

Материалы для учителя: учебник, презентация, технологическая карта, карточки с тестом по теме "Лес", памятки "Как вести себя на лугу", чистые листы для рисования экологических знаков.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые на данном этапе урока)

1.

Этап мотивации (самоопределения)

1. Организует психологический настрой, проверяет готовность учащихся к уроку.

- Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг … ПРИРОДА.

- Ребята, кто может рассказать скороговорки, в которых бы говорилось о растениях, животных или птицах?

- Я вам предлагаю скороговорку.

Воробей мой, воробьишка!

Серый – юркий, словно мышка.

Глазки – бисер, лапки – врозь,

Лапки – боком, лапки – вкось…

Сначала прочитаю её я.

- Теперь все вместе.

- Кто из вас может быстро и без запинки прочитать скороговорку?

- Кто может ещё быстрее?

-Молодцы! Замечательно получилось!

1. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Слушают учителя

- Дают свои ответы

Слушают скороговорку, затем читают на скорость

 Личностные : личностное самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

2.

Этап актуализации и пробного учебного действия

1. Организует работу над проверкой домашнего задания (тест по теме "Лес").

 Снизить тревожное состояние у обучающихся, создать атмосферу благополучия и спокойствия.

 

(аудиозапись- Звуки леса)

- Ребята, закройте глаза и будьте внимательны.

- Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

И будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё до дна.

Течёт вода -водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

- Ребята, о чём было стихотворение?

- Все ли из вас знают, что такое лес и как нужно себя в нём вести?

- А это сейчас мы и проверим. У каждого из вас лежат на столе тесты. Прочитайте вопрос и обведите правильный ответ.

 

1. Почему лес - «лёгкие планеты»?

а) Деревья дышат;

б) деревья выделяют кислород;

в) деревья выделяют вредные вещества.

2. Какое из правил поведения в лесу ошибочно?

а) Костёр разжигай в установленном месте; б) для костра ломай ветки деревьев;

в) убирай мусор за собой;

г) не рви без надобности цветы и траву.

3. Какие материалы невозможно приготовить, используя деревья?

а) Бумагу;

б) резину;

в) пластмассу;

г) древесину.

4. Растения, занесённые в Красную книгу, нужно:

а) пересаживать на клумбу;

б) использовать для изготовления букетов; в) оберегать;

г) срывать на память.

5. Насекомых, живущих в коре деревьев, необходимо:

а) уничтожать, как вредителей;

б) не трогать, так как это пища для птиц;

в) разводить, чтобы был корм для птиц

6. Какой вклад вы в увеличение лесных богатств вы можете внести?

7. Что может произойти от оставленного в лесу стекла в жаркую летнюю пору?

1. Осуществляют работу над проверкой домашнего задания (тест по теме "Лес").

- О лесе

- Да

Отвечают на тест

1-б

2- б

3- б,в

4- в

5- б

6- Помогать высаживать молодые деревца, огораживать муравейники, подкармливать зимой лесных обитателей, весной развешивать искусственные гнёзда для птиц

7- Осколок стекла может стать причиной пожара, если долго стоит жаркая погода. Стекло отражает солнечные лучи, и от солнечного зайчика  могут загореться сухие сучья.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата; структурирование знаний.

3.

Этап локализации индивидуальных затруднений

1.Просит посмотреть видеоролик

2. Наводящими вопросами наталкивает на тему урока.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Каковы признаки весны?

- Обратите внимание на экран.  (видеоролик)

- О чём был видеоролик?

- Что вы увидели?

- Где растут эти цветы?

- Как вы думаете, что такое луг?

- Ухаживает ли человек за лугом?

1.Смотрят видеоролик

2. Отвечают на вопросы учителя

- Весна

- Прилетают птицы, распускаются почки, цветут цветы.

Смотрят видеоролик

- О лугах

- Множество различных цветов

- На лугу.

- Луг – это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые травы

- Нет

Познавательные:

выделение необходимой информации; осознанное  произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

1. Просит сформулировать тему урока.

- Сформулируем тему сегодняшнего урока.

  1. Формулируют тему урока.

- Луг и человек

Регулятивные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

5. Этап обобщения затруднений во внешней речи

1. Показывает презентацию

2. Задаёт вопросы по теме урока

- Чем поле отличается от луга?

- Чем богат луг?

- Какое главное богатство луга?

- Правильно! Клевер, мятлик, тимофеевка, лисохвост - лучший корм для травоядных животных.

- В качестве чего использует человек луга?

- Влияет ли выпас скота и ежегодные сенокосы на развитие луговых растений?

- Обычные сейчас для нас луга в большинстве своем - это плод человеческой деятельности. Целенаправленно луга создавали уже древние римляне. А вот особые сообщества «мусорных» растений возникли сами в новых, созданных человеком условиях. Свалки отходов существовали уже вблизи поселений первобытных людей.

Именно там, на богатых азотом и питательными веществами почвах, поселились крапива, пижма, полынь (чернобыльник), чертополох и другие растения, ставшие привычными спутниками человеческих жилищ.

- Что произойдет, если засеять распаханный луг кормовыми травами?

-Какое посильное участие вы можете принять в защите и охране луга?

- Ребята, посмотрите на экран, вам нравится эта картинка?

- А мне не нравится. Как вы думаете, почему?

- Растения и цветы рвать нельзя. Некоторые из них занесены в Красную книгу. Например, бабочка-махаон и луговой шмель стали редко встречаться на лугах и нуждаются в охране.

- Как работники сельского хозяйства заботятся о сохранении лугов?

- Почему косилка при скашивании трав должна идти от центра к краям луга, а не от краев луга к центру?

1. Смотрят презентацию

2. Отвечают на вопросы по теме урока

- На поле растут культурные растения, а на лугу - дикорастущие.

- На лугу много цветов, среди них есть и лекарственные: тысячелистник, ромашка, мята.

- Главное богатство луга - кормовые травы.

- Человек использует луга как пастбища, скашивает душистое сено для домашнего скота.

- Влияет, без охраны и заботы человека луг может превратиться в запущенный пустырь, заросший сорной травой

- Если засеять распаханный луг кормовыми травами, то это уже будет поле - искусственное природное сообщество, которое создал человек на месте природного.

- Нельзя рвать луговые цветы, собирая букеты цветущих трав, жечь на лугу прошлогоднюю траву. Необходимо бережно относиться к насекомым, жабам, ящерицам

- Да

- Цветы рвать нельзя

- Люди удаляют с поверхности почвы камни и проросшие кустарники, уничтожают сорные травы, подсевают семена клевера и тимофеевки, оставляют нескошенной часть трав, чтобы они зацвели и дали семена, из которых появятся новые растения.

- Чтобы животные могли улететь или убежать к краям луга, скрыться.

Познавательные:

учет разных мнений и стремление  к пониманию речи собеседников

Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

6. Физкультминутка

1. Проводит физкультминутку, даёт детям отдохнуть под детскую песню о лугах

- Сейчас я попрошу вас всех встать и пройтись по мягкой траве луга, насладиться его красотой и звуками.

1. Выполняют движения предложенные учителем под детскую песню о лугах

- Выполняют физкультминутку, повторяют движения за учителем

Личностные: здоровьесбережение.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

1. Просит в парах, самостоятельно, составить памятку "Как вести себя на лугу"

2. Раздаёт готовые памятки детям

 - Ребята, а сейчас я предлагаю вам в парах составить памятку "Как вести себя на лугу"

  • Не рвать цветы охапками
  • Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление – не будет плодов и семян. Бабочка – махаон, многие виды шмелей стали редкими, и нуждаются в строгой охране. Некоторые виды шмелей занесены в Красную книгу России.
  • Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. А между тем они превращаются в красивых бабочек.
  • Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.
  • Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

- Замечательные получились памятки!

1. Составляют памятку "Как вести себя на лугу"

2. Знакомятся с памяткой

Личностные:

развитие интереса к способам решения задачи

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

1. Подводит обучающихся к выводу по теме урока , акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

2. Проводит рефлексию (творческое задание- нарисовать экологические знаки)

- Подведём итог нашего урока.

- Что же такое луг?

- Что произойдет, если засеять распаханный луг кормовыми травами?

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- А сейчас подумайте и нарисуйте экологические знаки.

- Спасибо за урок!

1. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2. Выполняют рефлексию.

- Луг – это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые травы

- Если засеять распаханный луг кормовыми травами, то это уже будет поле - искусственное природное сообщество, которое создал человек на месте природного.

- Дети дают свои ответы

- Рисуют экологические знаки

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные: 

контроль и оценка своего результата

Памятка "Как вести себя на лугу"http://clipartist.net/RSS/openclipart.org/2012/April/Favs/green_earth-999px.png

  • Не рвать цветы охапками
  • Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление – не будет плодов и семян. Бабочка – махаон, многие виды шмелей стали редкими, и нуждаются в строгой охране. Некоторые виды шмелей занесены в Красную книгу России.
  • Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. А между тем они превращаются в красивых бабочек.
  • Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.
  • Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

Памятка "Как вести себя на лугу"http://clipartist.net/RSS/openclipart.org/2012/April/Favs/green_earth-999px.png

  • Не рвать цветы охапками
  • Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление – не будет плодов и семян. Бабочка – махаон, многие виды шмелей стали редкими, и нуждаются в строгой охране. Некоторые виды шмелей занесены в Красную книгу России.
  • Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. А между тем они превращаются в красивых бабочек.
  • Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.
  • Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"

Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс.  Данная презентация м...

урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить

Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...

Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека

Конспект  урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....