конспект открытого урока
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Разнообразие растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otrytogo_uroka.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

        Класс: 3

        Учитель: Хасанова В.С.

        УМК: « Начальная школа 21века»

        Тема: Разнообразие растений

Технологическая карта урока

Тема

Разнообразие растений

Цели и задачи

Цель урока: познакомить  с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Задачи урока:

Образовательные: 

- сформировать у учащихся представление  о разнообразии растительного мира;

- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;

- умение различать группы растений по их существенным признакам.

Развивающие:  развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к предмету;

Воспитательные:  умение  вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  

Планируемый результат

Познавательные:

Формировать умение выдвигать гипотезы и обосновывать их,  составлять план работы, анализировать и  классифицировать найденную информацию;

Коммуникативные:

Формировать  умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника, принимать и сохранять учебную задачу, работать с информацией в малых группах,  строить понятные для партнёра высказывания, правильно задавать вопросы,  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Предметные:

сформировать представление  о разнообразии растительного мира, познакомить с отличительными признаками основных групп растений,  умение различать группы растений по их существенным признакам.

Основные понятия

Водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения. Ботаника

Межпредметные связи

Музыка, литература

Ресурсы:

  • файлы для рассылки:

1.  тесты, созданные  в программе Microsoft Office PoverPoint другие материалы:

. Серия слайдов «Разнообразие растений»,

созданная в программе Microsoft Office PoverPoint

2. музыка Джеймса Ласта «Одинокий пастух»

3. физминутка  

  • дополнительный материал к уроку:

1. тексты для дополнительного чтения о представителях различных групп растений;

2. гербарий (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)

3. рабочий лист-таблица;

4. учебник

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работа и групповая работа

Ход урока

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

Цели: 

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Ребята скажите  каким вы хотите увидеть сегодняшний урок окружающего мира?

- Увлекательным

- Интересным

- Тихим итд.

Я желаю всем нам хорошего урока.

Создание благоприятного психологического климата, приветствие.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

(5мин)

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Читает стихотворение Н.Рыленкова, под музыку Джэймс Ласта «Одинокий пастух»

Организует проверку домашнего задания

Учащиеся работают в группе.

    Вслушайтесь в эти прекрасные строки стихотворения

  - Подумайте, о чём оно?  

          Всё в тающей дымке-

          Холмы, перелески…

          Здесь краски не ярки

          И звуки не резки…

          Здесь мало увидеть,

          Здесь надо всмотреться,

          Чтоб ясной любовью

          Наполнилось сердце.

          Здесь мало услышать,

          Здесь вслушаться нужно,

          Чтоб в душу созвучья

          Нахлынули дружно.

          Чтоб вдруг отразили

          Бездонные воды

          Всю прелесть застенчивой

          Русской природы.  

      (Н. Рыленков) (слайд 2)

- Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.

- Как вы понимаете понятие природа?

Всё что окружает нас- растения, животные, вода, воздух, солнце и тд.

- Какая бывает природа? (живая и неживая)

 (Слайд 3)

Определение уровня усвоения ранее изученного материала

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

III. Формулирование темы урока, постановка цели

(5 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

 - Ребята может вы знаете, как называется живая природа?

 (биология) (слайд 4)

 - А вот какая тема нашего урока , вы узнаете, разгадав шифр. Для этого, нужно зачеркнуть буквы, которые не подходят к шифру.

к

р

о

м

а

д

с

у

п

т

е

в

ё

н

ф

и

я

ы

Шифр:

1

3

4

6

8

9

12

13

15

18

Ответ: растения

- Ребята вчера вечером я смотрела по телевизору интересную передачу. Передача называлась « Всё что нас окружает» Там показывали удивительные картинки . Одну из них хочу показать вам.

- Как выдумаете , что это такое? ( слайд 5)

Ответы детей.

-Докажите , что это растение.

- Как вы думаете а всё мы знаем про растения?

Ответы детей. Растения бывают разные .

Какая цель нашего урока?

- Будем изучать разнообразие растений

Уметь находить определение понятиям, делать выводы.


Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

IV. Работа по теме. 

Организация исследовательской работы.

(12 мин)

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды

.  

Организует практическую работу, обеспечивает контроль за

 выполнением задания.

Выполняют исследования, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за растениями.

Формулируют выводы наблюдений, записывают выводы в соответствующие строчки своих карт.

Знакомство с новой классификацией растений.

Попробуйте выбрать нужную информацию.

-Посмотрите на экран ( слайд 6)

Как вы думаете почему определили растения в разные группы?

Ответы детей

- Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит? 

Мы будем работать  группами. Вспомним правила работы в группе. (слайд 8)

1-я группа: Что такое водоросли?

2-я группа: Что такое мхи?

3-я группа: Что такое папоротники?

4-я группа: Что такое хвойные растения?

5-я группа: Что такое цветковые растения?

- На столах у вас лежат  гербарии, учебники, текст о данной группе растений, а на доске таблица, которую вам нужно заполнить.   Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

(Слайд 9)

 План:

1. Прочитать текст.

2. Рассмотреть гербарий, фотографии.

3. Заполнить таблицу, отметив + или -  какие части имеют представители этой группы.

- Вы должны прочитать текст, рассмотреть образцы гербария и приготовить выступление от группы.

- Через некоторое время один ученик вашей группы расскажет особенности своей группы растений, а остальные могут добавить.

- Ребята незабываем про время . На работу дается 10 минут

Введение в словарный обиход термина "группа растений"

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

V. Физминутка

(1мин)

Цель:

Организовать отдых детей, смену деятельности

Организует отдых учащихся

Учащиеся выполняют движения физминутки.

-Сосредоточиться к работе сделаем несколько упражнений.

Восстановление физических и духовных сил

VI.  Закрепление нового материала

(12мин)

Цель:

Выяснить отличительные признаки каждой группы растений.

Организует выступление представителя каждой группы.

Оказание необходимой помощи выступающему. Контроль правильности сообщения

Работа в командах по заполнению таблицы "Отличительные признаки растений каждой группы"

Выступление представителя каждой команды (мнение об одной группе)

Работают на компьтерах

Выступление групп.

- Вы изучили признаки различных групп растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания.

-Каждой группе было дано задание подготовить информацию об одной из групп растений, которую мы сейчас послушаем.

(Слайд 10-14) Другие группы оценивают работу

Полученные данные о группах растений надо внести в таблицу.

Группы

растений

корень

стебель

лист

цветок

плод

семена

споры

Водоросли

-

-

-

-

-

-

+

Мхи

-

+

+

-

-

-

+

Папоротники

+

+

+

-

-

-

+

Хвойные

растения

+

+

+

-

-

+

-

Цветковые растения

+

+

+

+

+

+

-

Анализ работы в группе.

- Каждая группа должна выбрать самого активного участника и вручить ему мудрую черепаху.

 После выступления групп

Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:

- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему?

- Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений? (высшие растения)

-Почему они все такие разные?

Потому что, в каждой группе много разных видов растений.

- Скажите ребята , что их объединяет?

-Они все относятся к царству растений.

Большинство всех растений зеленого цвета. Вот я смотрю в вашем классе очень много разных цветов.

- А зачем они здесь они находятся?

Ответы детей.

Давайте несколько секунд посмотрим на них.

- Что вы почувствовали?

Ответы детей.

-Теперь вы сами сможете различать растения разных групп. Давайте посмотрим, как у вас это получится.

-Проводится игра:

1. «К каким группам относятся растения». (слайд 1-8)

2. «Найди лишнее название»: выберите лишнее растение и объясните свой выбор. (Слайд 9)

Первичная проверка понимания

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Контроль усвоения

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отмечают основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

А теперь выполним небольшой

тест и проверим свои знания  (слайд 10-20)

Учитель, анализирует результаты,

разбирает с учащимися ошибки в

ответах (при наличии) (Слайд 21)

Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательное царство живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ним более подробно.

- Скажите, ребята, достигнута ли цель урока?

(Слайд 22)

 Продолжите высказывание:

- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне понравилось …

- Я задумался о том, что …

- Мне было сегодня трудно…

Ребята, вам понравилось сегодня на уроке?

Если понравилось, то возьмите ромашку, если нет то хвоинку и объясните почему вы выбрали данное растение.

Научить анализировать свои собственные достижения, неудачи, научить искать способы решения проблем

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

VI. Домашнее задание (2 мин)

Даёт комментарий к домашнему заданию

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

- Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.

(Слайд 23)

Для всех:

1. Прочитать в учебнике статью на стр. 59-63, Р.т. стр. 29-31

Для юных ученых:

Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы.

Спасибо за работу!

Записывают д/з в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...