КТП по окружающему миру 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Левченко Ирина Ивановна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4-klass-okruzhayushchiy-mir.doc372 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     


Рассмотренно на заседании

ШМО  

Протокол №------------------

От ---------------

Утверждаю

Директор:Воровщикова.Г.А.

«--------------------«-----------------2016г

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Наследницкая средняя общеобраэовательная школа имени

воина-интернационалиста Виктора Свеженцева»

457345 Челябинская обл. Брединский р-он п.Наследницкий ул.Ленина,40.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

4 КЛАСС

НА 2016-2017 г.

ЛЕВЧЕНКО.И.И.

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса окружающей мир для 4 классов общеобразовательных учреждений А. А. Плешакова «Окружающий мир. Рабочие программы 1-4  классы» - М.: Просвещение, 2011.

   

Целью прохождения настоящего курса является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

             

             Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

а) образовательная:

  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе;
  • приобретение умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой);
  • формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде.

б) развивающая:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

в) воспитывающая:

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине.

г) практическая:

  • формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

         

                Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. Федеральный  компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Приказ Минобразования России от 09. 03. 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2014/2015 учебный год.

4. Распоряжение КО СПб «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования, на 2014/2015 учебный год» № 1826-р  от 24. 04. 2014.

5. Программы основного общего и среднего (полного) общего образования по окружающему миру 4 класс, Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение. 2011.

6. Учебный план образовательного учреждения ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на 2014/2015 учебный год, принят на заседании педагогического совета № 6 от 13. 05. 2014, утвержденный приказом директора школы № 497 № 100 от 11. 06. 2014.

      Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

      Основное её содержание составляют сведения о человеке и природе, человеке и обществе, о правилах безопасной жизни.

Построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом руссккого языка (использование речевы средств), технологии и математики (изготовление моделей).

Методические особенности изучения предмета:

Содержание курса окружающий мир открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения:

  • 1) работать со знаково-символических средствами представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • 2) развивать навыки устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • 3) учит понимать особую роль России в мировой истории, воспитывает чувство гордости за национальные достижения.

Программа направлена на формирование учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

        Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Плешакова А. А. Окружающий мир. 4 класс – М.: Просвещение. 2011.

УМК состоит из:

  1. учебник: Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2014.
  2. рабочая тетрадь: Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2014.
  3. программа: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение. 2011.
  4. Плешаков А.А от земли до неба: Атлас определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2010.
  5. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс / Сост.И.Ф.Яценко. М.ВАКО, 2014.
  6. Электронное приложение к учебнику.

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.

       

Выбор программы обусловлен тем, что УМК «Школа России» сегодня — это:

- мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования;

- эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций;

- постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

        Данный комплект отражает все современные подходы к обучению младших школьников окружающему миру.

        Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

               

        В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для начального общего  образования  и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на изучение окружающего мира в классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Часы на обучение по данному курсу выделены из федерального компонента учебного плана.

Система контроля по курсу окружающий мир включает проведение 11 практических работ, 10 тестов, 1 контрольный урок, а также при необходимости – 4 часа на экскурсии, 1 проект.

       

        4 «Т» класс в целом можно охарактеризовать как класс со средним уровнем способностей. Учащиеся обладают произвольной памятью, могут удерживать внимание достаточное количество времени в соответствии с возрастом.

        У большинства из них сформирована учебная мотивация, устойчивый интерес к предмету. Однако, в силу возраста, достаточно выражена зависимость учебных результатов детей от степени контроля их деятельности со стороны учителя и родителей.

        Отдельные учащиеся обладают выраженными способностями к изучению различных предметов. Но есть также отстающие ученики, которым требуются дополнительные усилия для освоения учебного содержания.

        Большинство учащихся класса относятся к учебе ответственно, стараются выполнять задания учителя правильно и в соответствии с предъявляемыми требованиями. Дети могут заниматься на уроке в достаточно быстром темпе, хотя иногда необходимо уделить на уроке больше внимания этапу объяснения материала, сути и смысла заданий.

       Для учеников 4 «Т» значимым стимулом может являться некоторое поощрение успешного выполнения заданий, поэтому целесообразным может быть применение на уроках игровых технологий, соревнований, конкурсов.

Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения

В системе уроков планируются использование следующих типы уроков:

Урок изучения нового материала.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. 

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».

          Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения,  технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
  • степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового                       (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной работы/ теста.

В результате прохождения программного материала обучающийся должен:

знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории: особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы;
  • природные зоны России;
  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время. Новейшее время: важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция: основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  • приводить примеры народов России;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации: владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Литература и средства обучения

  1. Основная литература
  • Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
  1. Дополнительная литература
  • Плешаков А.А от земли до неба: Атлас определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2010.
  1. Учебные и справочные пособия
  • Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2014;
  • Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2014;
  • Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс / Сост.И.Ф.Яценко. М.ВАКО, 2014.
  1. Учебно-методическая литература
  • Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс./ М.: ВАКО, 2014;
  • Плешаков, А. А. Методические рекомендации.Окружающий мир. 4 класс / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова.- М.: Просвещение, 2012.
  1. Перечень средств обучения (+интернет ресурсы)
  • Электронное приложение к учебнику;
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
  • Магнитная доска;
  • Персональный компьютер с принтером;
  • Ксерокс;
  • Фотокамера;
  • Мультимедийный проектор;
  • Географические карты;
  • Глобус;
  • Лупа;
  • Компас;
  • http://school-collection.edu.ru/

Формы контроля

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Экскурсии

Практические работы/самостоятельные работы/тесты

Контрольные работы

1.

Земля и человечество.

9

0

3

0

2.

Природа России.

11

3

9

0

3.

Родной край-часть большой страны.

14

1

7

0

4.

Страницы всемирной истории.

5

0

1

0

5.

Страницы истории России.

20

0

2

0

6

Современная Россия.

9

0

2

1

68

4

21

1

Содержание

Земля и человечество (9 часов).

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (11 часов).

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край-часть большой страны (14 часов).  

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

 Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирноц истории (5 часов).

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 часов).  

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура  1'ш сии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

 Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 часов).  

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.


Календарно-тематическое  планирование по окружающему миру, 4 класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов), УМК «Школа России» А.А.Плешаков.

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания.

Основные понятия.

Формируемые УУД:

  • личностные – Л.;
  • познавательные – П.;
  • коммуникативные – К.;
  • регулятивные – Р.

Требования к уровню подготовки

Демонстр. матер. (табл., дид.карточки, презентация «ТЕМА»), ЦОРы

Дом. задание

Тема 1: Земля и человечество – 9 часов

1 (1)

Мир глазами человека.

Изучение нового материала.

Понятие об астрономии как науке. Солнечная система Солнце – ближайшая к Земле звезда.

П. Проводить сравнение по заданным критериям.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Учиться высказывать своё предположение.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

Л. Принятие образа «хорошего ученика». Учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете.

Электронное приложение к учебнику. Энциклопедия.

С.4-8. Р.т. с.7        №4-6.

2 (2)

Планеты Солнечной системы.

Комбинированный.

Характеристика плнет Солнечной системы. Естественный спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года.

П. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике.

К. Формулировать собственное мнение и позицию.

Л. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы.

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели.

Электронное приложение к учебнику.

С.9-15. Р.т. с.8-11.

3 (3)

Звездное небо – Великая книга Природы.

Комбинированный.

Правила наблюдения звездног неба. Созвездия: Малая Медведица, Большой пёс, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды – скопление звёзд в созвездии Тельца.

П. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы.

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий.

Электронное приложение к учебнику. Кроссворд. Выставка книг о звездах и созвездиях.

С.16-21. Р.т. с.11-13.

4 (4)

Мир глазами географа.

Комбинированный.

Понятия о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса.

П. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию.

Л. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.

Электронное приложение к учебнику. Карточки, глобус, географическая карта.

С.22-28. Р.т. с.14-15.

5 (5)

Мир глазами историка.

Комбинированный.

Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории.

П. Строить рассуждения в форме простых суждений.

Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Л. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Электронное приложение к учебнику.

С.29-35. Р.т. с18 №5.

6 (6)

Когда и где?

Урок-игра.

Понятие о веке (столетие) и тысячилетие. Летоисчесление в древности и внаши дни. «Лента времени». Историческая карта.

П. Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий. Использовать знаково-символические средства (модели, схемы) для решения задач.

Р. Различать способ и результат действия.

К. Формулировать свои затруднения; задавать вопросы; слушать собеседника.

Л. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени.

Электронное приложение к учебнику. Крточки, лента времени, рисунки с изображениями египтянина, римлянина и грека.

С.36-40. Р.т. с.19-20.

7 (7)

Мир глазами эколога.

Комбинированный.

Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь.

П. Ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения в форме простых суждений.

Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Л. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы.

Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране.

Электронное приложение к учебнику.

С.41-47. Р.т. с.22 №4-6.

8 (8),

9 (9)

Сокровища Земли под охраной человечества.

Комбинированный.

Понятие о всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная красная книга.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном  сотрудничестве.

К. Формулировать собственное мнение и позицию; проявлять активность во взаимодействии.

Л. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы.

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры.

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу.

Электронное приложение к учебнику. Видеосюжеты, слайды, фотографии.

С.48-53. Р.т. с.25 №5,6.

С.54-56. Р.т. с.27 №4.

Тема 2: Природа России – 11 часов

10 (1)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России.

Экскурсия.

Россия на карте.

Неживая и живая
природа.

Формы земной поверхности.

Моделирование форм поверхности
из песка, глины или пластилина.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

К. Формулировать собственное мнение и позицию. Вести устный диалог, слушать и слышать собеседника.

Л. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата.

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий).

Электронное приложение к учебнику.

С.60-65. Р.т. с.32-33 №3-5.

11 (2)

Моря, озёра и реки России.

Комбинированный.

Водоемы, их разнообразие, использование человеком.

П. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение.

К. Формулировать своё мнение и позицию; задавать вопросы, слушать собеседника.

Л. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий).

Электронное приложение к учебнику. Физическая карта России.

С.66-70. Р.т. с.35 №5.

12 (3)

Природные зоны России.

Комбинированный.

Природные зоны.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. Формулировать своё мнение и позицию.

Ставить вопросы.

Л. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Знать природные зоны, т.е. закономерное чередование природных зон на терриории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли.

Электронное приложение к учебнику. Карта природных зон. Рисунки пейхажей, растений и животных разных природных зон.

С. 71-75. Р.т. с.38 №3-5.

13 (4)

Зона арктических пустынь.

Комбинированный.

Растения и живот-ные, их разнообра-
зие. Понимание связи неживой и живой природы.

Условия, необходимые для жизни.

П. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. Формулировать своё мнение и позицию.

Ставить вопросы.

Л. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Знать общие усло-
вия, необходимые
для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь.

Электронное приложение к учебнику. Карта природных зон.

С. 76-83. Р.т. с.39-41.

14 (5)

Тундра.

Комбинированный.

Растения и живот-ные, их разнообра-
зие. Понимание связи неживой и живой природы.

Условия, необходимые для жизни.

П. Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Л. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Знать общие усло-
вия, необходимые
для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
и животных тундры.

Электронное приложение к учебнику. Карта природных зон.

С. 84-93. Р.т. с.43, 45, 46 №2, 3, 7, 8.

15 (6)

Леса России.

Урок- игра.

Роль растений
в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы.

П. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К. Проявлять активность во взаимодействии, ставить вопросы, обращаться за помощью.

Л. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Знать общие усло-
вия, необходимые
для жизни живых организмов, правила поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса.

Электронное приложение к учебнику. Карта природных зон.

С.95-102. Р.т. с.48-50.

16 (7)

Лес и человек.

Комбинированный.

Роль растений
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным.

П. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.  Устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Учиться высказывать предположение по иллюстрации.

К. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия. 

Л. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Понимать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь приводить примеры представителей разных групп  растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Электронное приложение к учебнику. Иллюстрации растений и животных.

С.103-109. Р.т. с.50 №2.

17 (8)

Зона степей.

Комбинированный.

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы.

П. Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. Вести диалог, слушать и слышать собеседника.

Л. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей.

Электронное приложение к учебнику.

С.110-117. Р.т. с.54, 56 №3, 4, 8, 9.

18 (9)

Пустыни.

Комбинированный.

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы.

П. Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Различать способ и результат действия. Учиться высказывать своё предположение.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

Л. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пус-
тыни.

Электронное приложение к учебнику. Карта природных зон.

С.118-125. Р.т. с.59-60 №7, 8.

19 (10)

У Черного моря.

Комбинированный.

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны.

П. Осуществлять поиск необходимой  информации. Устанавливать причинно-следственные связи.

Использовать общие приёмы решения задач.

Р.  Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

К. Формулировать своё мнение и позицию.

Л. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья.

Электронное приложение к учебнику. Карта природных зон.

С.126-134. Р.т. с.60, 63 №2, 8, 9.

20 (11)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России».

Урок-игра.

Формы земной поверхности. Разнообразие растений и животных.

П. Осуществлять поиск необходимой  информации.

Р.  Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

К. Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные  от собственной.

Л. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.

Гербарий. Рисунки животных

Не задано.

Тема 3: Родной край – часть большой страны – 14 часов

21 (1)

Наш край.

Комбинированный.

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Знать название родного города.

Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде.

Электронное приложение к учебнику.

С.138. Р.т. с.66 №4-6.

22 (2)

Поверхность нашего края.

Комбинированный.

Особенности поверхности (на основе наблюдений).

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

Электронное приложение к учебнику.

С.139-144. Выполнить рисунок родного края.

23 (3)

Экскурсия.

Не задано.

24 (4)

Водные богатства нашего края.

Комбинированный.

Водоемы родного края (названия, крат-кая характеристика).

П. Строить сообщения в устной форме.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. Формулировать своё мнение и позицию.

Л. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря,
реки

Электронное приложение к учебнику. Глобус, карта края.

С.145-148. Р.т. с.70 №4.

25 (5)

Наши подземные богатства.

Комбинированный.

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края.

Опыты с природными объектами, простейшие измерения.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Применять установленные правила.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

Л. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Уметь использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах

Электронное приложение к учебнику. Физическая карта России, карта края. Коллекции полезных ископаемых.

С.149-159. Р.т. с.71, 73 №2, 3.

26 (6)

Земля-кормилица.

Комбинированный.

Почва, ее  состав.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Л. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять признаки различных объектов природы
(цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.

Электронное приложение к учебнику.

С.160-163. Р.т. с.74 №1.

27 (7)

Экскурсия в лес и на луг.

Экскурсия.

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.

Правила поведения

в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана
(на примере наиболее распространенных водоемов местности, края).

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

К. Формулировать свои затруднения, задавать вопросы.

Л. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания

для  удовлетворения познавательных инт-
ересов, поиска до-
полнительной инфор-
мации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема,
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме).

Не задано.

28 (8)

Жизнь леса.

Комбинированный.

Электронное приложение к учебнику. Видеофиль «Жизнь леса».

С.164-169. Р.т. с.76-77 №2, 3.

29 (9)

Жизнь луга.

Комбинированный.

Электронное приложение к учебнику.

С.170-177. Р.т. с.78, 79, 81 №2, 3, 7.

30 (10)

Жизнь в пресных водах.

Урок-игра.

Электронное приложение к учебнику.

С.178-186. Р.т. с.82-85 №2, 3, 5, 8.

31 (11)

Экскурсия к водоёму.

Экскурсия.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

П. Владеть основами смыслового восприятия познавательного материала, сообщаемого в устной форме, выделять существенную информацию.

Р. Проявлять познавательную инициативу.

К. Задавать вопросы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Л. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Не задано.

32 (12)

Растениеводства в нашем крае.

Комбинированный.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

П. Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Л. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями.

Электронное приложение к учебнику.

С.187-194. Р.т. с.88 №4.

33 (13)

Животноводство в нашем крае.

Комбинированный.

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Соотносить правильность выбора с требованиями конкретной задачи.   Использовать речь для регуляции своего действия

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

Л. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Знать отрасли животноводства в родном крае.

Уметь ухаживать
за домашними животными.

Электронное приложение к учебнику.

С.195-203. Р.т. с.91 №3.

34 (14)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край часть большой страны».

Урок-игра.

Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения
в природе.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осуществлять обобщение на основе имеющихся знаний.

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения.

К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Л. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

Знать природные сообщества родного края.

Уметь выполнять
правила поведения в природе

Не задано.

Тема 4: Страницы всемироной истории – 5 часов

35 (1)

Начало истории человечества.

Комбинированный.

Человек – часть
природы и член общества.

Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

К. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени.

Электронное приложение к учебнику.

С.4-7. Р.т. с.4 №3,4.

36 (2)

Мир древности: далёкий и близкий.

Комбинированный.

Человек – часть
природы и член общества.

Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени.

Электронное приложение к учебнику.

С.8-14. Р.т. с.6 №3, 4.

37 (3)

Средние века: время рыцарей и замков.

Комбинированный.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. Формулировать собственное мнение и позицию.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Знать историю Средних веков.

Электронное приложение к учебнику.

С.15-21. Р.т. с.7 №1.

38 (4)

Новое время: встреча Европы и Америки.

Комбинированный.

Выдающиеся люди разных эпох.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р.  Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

К. Формулировать свои затруднения; ставить вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Знать выдающихся людей Нового времени.

Уметь работать с географической картой.

Электронное приложение к учебнику. Лента времени.

С.22-27. Р.т. с.9-10 №1, 3, 6.

39 (5)

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Комбинированный.

Выдающиеся люди разных эпох.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Знать выдающихся людей новейшего времени.

Электронное приложение к учебнику.

С.28-32. Написать сочинение на тему «Что я могу сделать для своей эпохи?»

Тема 5: Страницы истории России – 20 часов

40 (1)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян.

Комбинированный.

История Отечества. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Самостоятельно создавать алгоритм деятельности.

Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Электронное приложение к учебнику.

С.34-39. Р.т. с.14 №3.

41 (2)

Во времена Древней Руси.

Комбинированный.

Электронное приложение к учебнику.

С.40-45. Р.т. с. 16 №2, 3.

42 (3)

Страна городов.

Комбинированный.

Электронное приложение к учебнику.

С. 46-54. Р.т. с.17 №1, 2.

43 (4)

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Комбинированный.

Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Электронное приложение к учебнику.

С.55-58. Р.т. с.19 №3.

44 (5)

Трудные времена на Русской земле.

Комбинированный.

Россия на карте (границы, города, места  изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Охрана памятников истории и культуры.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Ставить и формулировать проблемы.

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. Формулировать своё мнение и позицию.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской
битвы.

Электронное приложение к учебнику.

С.59-64. Р.т. с.21-22 №2, 5.

45 (6)

Русь расплавляет крылья.

Комбинированный.

Электронное приложение к учебнику.

С.65-69.

46 (7)

Куликовская битва.

Комбинированный.

Электронное приложение к учебнику.

С.70-74. Р.т. с.26 №4.

47 (8)

Иван Третий.

Комбинированный.

Иван Третий.

П. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Р. Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Знать реформы Ивана Третьего.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Электронное приложение к учебнику.

С. 75-81. Р.т. с.26, 28 №1, 5.

48 (9)

Мастера печатных дел.

Комбинированный.

Выдающиеся люди разных эпох.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Проявлять  познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные  знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране.

Электронное приложение к учебнику.

С.82-86.

49 (10)

Патриоты России.

Комбинированный.

Выдающиеся люди разных эпох.

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Р. Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Использовать речь для регуляции своего действия

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Электронное приложение к учебнику.

С.87-91. Р.т. с.30 №2.

50 (11)

Петр Великий.

Комбинированный.

Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург.

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Р. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Использовать речь для регуляции своего действия

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Электронное приложение к учебнику. Портрет Петра Первого.

С. 94-100. Р.т. с.34-35 №6.

51 (12)

Михаил Васильевич Ломоносов.

Комбинированный.

Выдающиеся люди разных эпох.

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Р. Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Знать историю развития образования на Руси.

Электронное приложение к учебнику. Портрет М.В.Ломоносова.

С.101-104.

52 (13)

Екатерина Великая.

Комбинированный.

Выдающиеся люди разных эпох.

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Р. Учиться высказывать своё предположение.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Знать реформы Екатерины Великой.

Электронное приложение к учебнику. Портрет Екатерины Великой.

С.105-111.

53 (14)

Отечественная война 1812 года.

Комбинированный.

Выдающиеся люди разных эпох.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой.

Электронное приложение к учебнику.

С.112-119. Р.т. с.40 №3.

54 (15)

Страницы истории XIX века.

Комбинированный.

Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий).

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Знать историю России XIX века.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России.

Электронное приложение к учебнику.

С.122-126. Р.т. с.42-43 №2, 4.

55 (16)

Россия вступает в XX век.

Комбинированный.

Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Учиться высказывать своё предположение.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Уметь использовать полученные  знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране,

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Электронное приложение к учебнику. Портрет Николая II.

С.127-133. Р.т. 46-47 №3, 5.

56 (17)

Страница истории 1920-1930-х годов.

Комбинированный.

Россия на карте (границы, города). Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. Формулировать своё мнение и позицию.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале  XX века в России.

Электронное приложение к учебнику.

С.136-139. Р.т. 49 №3.

57 (18), 58 (19)

Великая Отечественная война и Великая победа.

Комбинированный.

Государственные праздники (День Победы).

П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

К. Формулировать свои затруднения.

Л. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей.

Электронное приложение к учебнику.

С.140-146. Р.т. с.50 №1. Узнать о ветеранах войны своего города.

Не задано.

59 (20)

Страна, открывшая путь в космосе.

Комбинированный.

Охрана памятников истории и культуры.

П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Л. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Электронное приложение к учебнику. Портрет Ю.Гагарина.

С.147-152. Р.т. 53 №4. Подготовить сообщение о космонавтах .

Тема 6: Современная Россия – 9 часов

60 (1)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека.

Комбинированный.

Человек – член общества. Россия
(Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День
Конституции).

П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Л. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

Знать государственные праздники, Основной закон России.

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

Электронное приложение к учебнику.

С.156-163. Р.т. с.55, 58-59 №1, 4, 5, 8.  

61 (2)

Мы - граждане России.

Комбинированный.

Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание.

П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

Л. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и  культур.

Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы.

Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

Электронное приложение к учебнику.

С.164-167. Р.т. 62 с.5.

62 (3)

Славные символы России.

Комбинированный.

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный  флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна.

П. Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона.

Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

Л. Осознание себя членом общества и государства.

Знать государственную символику России.

Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага.

Электронное приложение к учебнику.

С.168-174.

63 (4)

Такие разные праздники.

Комбинированный.

Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей).

П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов.

Р. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Л. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и  культур.

Знать государственные праздники.

Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России.

Электронное приложение к учебнику.

С.175-179. Р.т. с.65 №2, 3.

64-66 (5-7)

Путешествие по России.

Комбинированный.

Города России. Москва – столица России. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий).

Охрана памятников.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р.  Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия. Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия

К. Строить  монологическое высказывание.

Л. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и культур.

Знать города России, правила работы с географической картой.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

Электронное приложение к учебнику.

Подготовить сообщение по своей теме.

67 (8)

Проверим себя и оценим свои достижения за II полугодие.

Урок-игра.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р.  Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия. Перерабатывать полученную информацию.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

Л. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и  культур. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей и других людей.

Не задано.

68 (9)

Презентация проектов.

Урок-презентация.

Не задано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...