Методическая разработка урока "Водные богатства"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Полякова Татьяна Геннадьевна

Данная методическая разработка предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе «Школа России». Конспект урока составлен с учетом требований ФГОС НОО и раскрывает возможность использования различных дидактических приемов обучения с вовлечением детей в активную деятельность на уроках окружающего мира.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2_kl_.docx77.9 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

ШЕЛЕХОВСКИЙ РАЙОН

АДМИНИСТРАЦИЯ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА

II районный заочный конкурс методических разработок уроков

«Реализация ФГОС НОО:

формирование универсальных учебных действий»

Методическая разработка урока

ВОДНЫЕ БОГАТСТВА

2 класс, УМК «Школа России»

ПОЛЯКОВА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА,

учитель начальных классов

МКОУ  «Начальная школа – детский сад №10»

2014 г.

Содержание

  1. Аннотация……………………………………………………………3
  2. Введение ………………………………………………………….….3
  3. Технологическая карта урока № 1………………………………….4
  4. Технологическая карта урока № 2………………………………….6
  5. Заключение………………………………………………………….15
  6. Список использованной литературы………………………………16


Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе «Школа России». Конспект урока составлен с учетом требований ФГОС НОО и раскрывает возможность использования различных дидактических приемов обучения с вовлечением детей в активную деятельность на уроках окружающего мира.

Введение

Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля. Мы до того привыкли называть планету, на которой мы живём Землёй, земным шаром, что и не задумываемся: а не сделал ли ошибку тот, кто первым придумал это название? А задуматься-то, право, стоит! Какой же это земной шар, если земли-то на её поверхности не более 30%, а всё остальное вода: реки, озёра, моря, океаны, болота. Земной шар: Его правильно было бы назвать водяным, а не земным! 2/3 на нашей планете занимает вода. Данная методическая разработка урока посвящена голубому богатству нашей планеты. Используя данный материал, учитель может познакомить учеников с водоёмами родного края (Иркутской области); научить различать части реки (исток, устье, русло, берега); сравнить реку и озеро; работать с картой, схемой и с дополнительной информацией; воспитывать бережное отношение к природе.

Урок  окружающего мира во 2- м классе на тему «Водные богатства»  разработан в соответствии с возрастом и возможностями детей, четко определена структура  урока, подобраны  интересные и доступные упражнения, строго дозирована нагрузка, продуманы  методы и приемы обучения, подобрано оборудование.

                                     

Технологическая  карта № 1

по окружающему миру  (УМК «Школа России»)

Учебная тема «Водные богатства»

Тема урока

Водные богатства

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Цель урока

Познакомить с разнообразием водоёмов

Задачи урока

1) Познакомить  с водоёмами нашего края; научить различать части реки (исток, устье, русло, берега); сравнить реку и озеро;

2) Развивать умение работать с картой, схемой и с дополнительной информацией, умение работать в группах, в парах;

3) Воспитывать бережное отношение к природе.

Вид деятельности

Продуктивный, проблемный, практическая работа.

Методы работы

Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Планируемый  результат

Предметные

Универсальные учебные действия

Получить представление о разнообразии водоемов; Познакомиться с основными частями реки: исток, устье, приток;

Понимание особой роли и значимости водоемов  в жизни человека;

Анализировать схему.

Регулятивные

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Познавательные

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;

 Активное освоение различных способов познания окружающего.

Функции учителя

Организатор сотрудничества, консультант управляющий поисковой работой.

Педагогические технологии

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).

Межпредметные связи

Методы, используемые на уроке

Основные понятия

Материалы и оборудование

Экология

Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Водоёмы (естественные, искусственные), части реки (исток, устье, русло, берега).

- ТСО: мультимедийный проектор, презентация.

- Индивидуальное: учебник 2 класса "Окружающий мир", автор  А.А.Плешаков, рабочая тетрадь с печатной основой, рабочие карточки (рисунок-схема « Части-реки»).

Технологическая  карта № 2

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты деятельности

1.Организационный этап.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

– Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Приветствует учащихся, настраивает их на работу.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные: принятие роли ученика, развитие познавательного интереса, формирование познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.

Регулятивные: формировать волевую саморегуляцию, настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку.

2.Актуализация знаний.

1. Игра «Угадай-ка!»

- Равнины, которые имеют ровную поверхность…

- У горы, у холма он бывает крутой и пологий…

- Возвышенности на равнинах…

- Ровные или почти ровные участки земной поверхности…

- Горы, расположенные рядами…

- Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или …

- Равнины, имеющие на поверхности возвышенности (холмы)…

 - Эти чудо – великаны

  Носят каменные кафтаны.

  Белые шапки на макушках

  До облаков достают верхушкой…

- Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами…

- Самая высокая часть холма или горы…

2. Проверка домашнего задания.

- Какие формы земной поверхности есть в нашем крае?

- Какие рисунки у вас получились?

Организует  фронтальную работу по систематизации знаний детей.

Опора на имеющиеся знания у детей.

Ответы детей.

(Плоские равнины, склон, холмы, равнины, горные хребты, подножием, холмистые, горы, овраги, вершина).

Ответы детей.

Демонстрация рисунков.

Регулятивные: принятие учебной задачи; контроль своих действий;  Познавательные: умение структурировать свои знания по определенной теме, ориентироваться в системе знаний.

Коммуникативные: умение слушать своих товарищей, строить собственное высказывание.

3. Самоопределение к деятельности.

- На одной планете

  Дружно жили дети.

  Не разоряли гнёзда птиц

  Ради нескольких яиц,

  Не ловили по дубравам

  Рыжих белок для забавы,

  Травку не топтали,

  Рек не загрязняли!

  Все старательно, с умом

  Берегли свой общий дом

  Под названием Земля,

  Где живём и ты, и я!

- Рассмотрите внимательно фотографию и скажите, что на ней изображено?

- Да, для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля. Посмотрите, перед вами фотография нашей планеты, сделанная со спутника.

- Мы до того привыкли называть планету, на которой мы живём Землёй, земным шаром, что и не задумываемся: а не сделал ли ошибку тот, кто первым придумал это название? А задуматься-то, право, стоит! Какой же это земной шар, если земли-то на её поверхности не более 30%, а всё остальное вода: реки, озёра, моря, океаны, болота. Земной шар: Его правильно было бы назвать водяным, а не земным!

- Какого цвета больше всего вы видите на фотографии?

- Что это?

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

- Что для себя интересного вы хотели узнать на данном уроке?

Чтение стихотворения учителем.

Слайд 2

Выдвигает проблему.

Уточняет понимание учащимися поставленных

учебных задач урока.

Слушают  учителя.

Дети   дают   свои ответы    на поставленные вопросы, рассматривая    слайд 2.

Высказывают свои предположения о предстоящей теме урока, целях и задачах.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с учебником.

- 2/3 на нашей планете занимает вода. Сегодня весь наш урок будет посвящён голубому богатству нашей планеты. Мы поговорим о воде, о её значении и охране.

  Итак, начинаем наше путешествие по водным просторам нашей планеты! Сейчас  вы   отгадаете с помощью кроссворда с чего начнется наше путешествие.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

4

 

 

 

5

 

 

 

 

 

Ё

 

6

 

 

 

  1. Создано людьми для накопления и использования воды.
  2. Огромное пространство соленой воды.
  3. Небольшой искусственный водоём.
  4. Чуть дрожит на ветерке

        Лента на просторе

        Узкий кончик в роднике,

        А широкий – в море.

  1. Молодые березки

        Свои перед ним

        Поправляют прически.

        И месяц, и звёзды

        В  нем отражаются

        Как это зеркало называется?

  1. Шириною широко,

        Глубиною глубоко,

        День и ночь о берег бьется.

        Из него воды не пьётся,

        Потому что не вкусна –

        И горька и солона.

- Кто догадался, куда мы отправимся в путешествие?

- Водоёмы бывают естественные и искусственные.

- Что значит естественные?

- Что значит искусственные?

- Разделите эти водоемы на 2 группы: море, болото, родник, пруд, река, океан, водохранилище, озеро, канал.

- Проверяем, правильно ли вы разделили.

- Как вы думаете, для чего люди создают искусственные водоемы?

- Прочитайте текст и догадайтесь, о каких водоемах идет речь и для чего их используют?

Когда – то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди устроили запруду, и на этом месте появился …?  Теперь в нём разводят рыбу.

Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось …? Сейчас из него берут воду для города.

- А сейчас мы с вами отправляемся на Иркутское водохранилище.

- Какие ещё водохранилища находятся в нашем крае? Расскажет нам о них Саша, который провел исследование.

- Продолжаем наше путешествие. Отправляемся на реки. Рассмотрите на карте реки нашей страны. Как они изображаются?

- Назовите реки России.

- Как вы думаете, почему текут реки? (Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.)

- Рассмотрите фотографии и скажите, какое течение может быть у рек?

- Почему, как вы думаете? (Горные и равнинные реки.)

- У каждой реки выделяют некоторые части.

   -  Найдите об этом в учебнике на странице 83.

-  Назовите части реки.

- Проверьте еще раз, используя доску. По схеме объясните, что обозначают эти понятия.

Озвучивает тему и цель урока.

Слайд 3 - 8

Учитель организует  фронтальную работу.

Корректирует ответы учащихся.

Работа    с презентацией.

Организует диалог

с обучающимися,

в ходе которого

конкретизирует

понятия  "естественные и искусственные водоёмы",

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Сообщение учителя. Детям надо вставить  пропущенные слова.

Слайд 15 – 16

Слайд 17 – 18

Слайд 19 – 20

Учитель показывает условные обозначения рек на карте.

Слайд 21

По ходу презентации учитель задает вопросы.

Слайд 22

Слайд 23 (проверка)

Объяснение с помощью схемы.

Формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, отгадывают кроссворд.

(Водохранилище,

океан, пруд, река,

озеро, море)

Отвечают на вопросы.

Обсуждается в парах. Делят водоёмы на две группы. Дают ответ и обосновывают выбор.

Проверяют правильность своего выбора.

Выслушиваются предположения .

Слушают сообщение учителя и дополняют своими ответами (Пруд, водохранилище)

Сообщение ученицы (Сиротович Т.)

Сообщение ученика (Николаев С.)

Внимательно смотрят и отвечают на вопросы, обосновывая свой ответ.

Работа в парах.

Учащиеся запоминают и называют части рек

Ученики объясняют по схеме, что обозначают данные понятия.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Соотнесение выполненного задания  с образцом, предложенным учителем.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Ориентироваться в учебнике: находить нужную информацию. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Общеучебные: моделирование, выбор  наиболее эффективных способов решения задач.

5. Физкультминутка

Сейчас мы будем учиться определять, где правый берег, а где левый. Я буду показывать стрелку, обозначающую направление течения реки, а вы показывать, поднимая руки, где правый берег, а где левый.

Слайд 24

Учитель показывает стрелку,

обозначающую направление течения реки

А  дети показывают, поднимая руки, где правый берег, а где левый.

6.  Первичная проверка понимания.

- В нашем родном крае тоже есть реки. Какие?

-  А теперь подумайте, чем отличается река от озера?

- Итак, река – это постоянный водоток. А озеро – это  водоем со стоячей водой.

- В нашей стране есть уникальное озеро. Это озеро Байкал. Отправляемся на экскурсию на это озеро.

- Расскажут нам о нем …(Соня и Никита)

Слайд 25 - 26

Фронтальный опрос.

Слайд 27

Слайд 28 – 35

Фронтальная работа по содержанию.

Отвечают на вопрос. (Ангара, Иркут, Олха и т.д.)

Рассматривают фотографии на слайдах и

формулируют вывод.

Сообщение учеников (Сухановой С. и Кулажского Н.)

Слушают доклад, делятся впечатлениями.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные:

контроль и коррекция, саморегуляция.

Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться.

7.Первичное закрепление.

- Летом, Сережа и  Надя вместе с папой побывали за городом. Они обследовали речки Незнанку и Осетрик и озеро Круглое. Ребята составили такую схему.

- У вас на столах такие же схемы. Нарисуйте на этих схемах стрелки, показав с их помощью течения рек Незнанки и Осётрик. А в кружках подпишите цифры, расположив их так:

1. Исток реки Незнанки.

2. Правый берег реки Незнанки.

3. Левый берег реки Незнанки.

4. Устье реки Незнанки.

5. Исток реки Осётрик.

6. Устье реки Осётрик.

-  Проверьте по образцу.

-  Закончите предложения:

Река Незнанка впадает в … (озеро Круглое).

Река Осётрик впадает в … (речку Незнанку).

Притоком является … (река Осётрик).

Покажите направления течения рек Незнанки и Осётрик.

- Что вы, школьники, можете сделать, чтобы водоемы стали чище?

-  Приведите примеры, когда вы помогли речке или пруду стать чище.

Слайд 36

Демонстрация схемы.

Слайд 37

Дает задание проблемного  характера. Работа в парах, группах.

Слайд 38

Слайд 39

Коллективная проверка работ.

Учитель читает предложение, а ученики дополняют их. 

Слайд 40

Учитель выдвигает проблему. Побуждает к высказыванию своего мнения.

Ученики рассматривают схему.

Сначала каждый работает со своей схемой, а затем проверяем выполнение в парах друг у друга. (Работа по схемам: сначала индивидуально, а затем – взаимопроверка в парах.)

Проверяют по образцу.

Дополняют предложения учителя своими ответами.

Указывают на схеме направления течения рек.

Формулируют выводы собственных наблюдений.

Высказывают свои предложения по очистке водоёмов.  Приводят примеры своей   помощи.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Регулятивные :

контроль и коррекция, саморегуляция.

8. Итог урока.    Рефлексия.

- Мы с вами хорошо потрудились сегодня.

- Что нового вы узнали  на уроке?

- Все ли учебные задачи мы выполнили?

– А сейчас поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя такие слова…

–научился…

–было интересно…

–больше всего понравилось…

–понял, что…

–приобрел…

–мне захотелось…

Слайд 41

Учитель акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности обучающихся

на уроке.

Называют основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).  Формулируют конечный результат своей работы

на уроке.

Коммуникативные: умение слушать говорящего;

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения материала урока, адекватно воспринимают ответы товарищей, содержащие оценку работы.

Личностные: развитие объективной самооценки обучающихся.

9. Домашнее задание.

1. Рабочая тетрадь №4 (с. 35)

2. Вместе со взрослыми подготовить фоторассказ на тему «Красота озера» (по желанию).

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!!!

Слайд 42

Записывают домашнее задание.

Личностные: формировать понимание необходимости выполнения домашнего задания.

Регулятивные: самоконтроль.

 


Заключение

Предлагаемый урок – это яркий пример того, как можно обсуждение одного из наиболее актуальных вопросов о водных богатствах нашего края  сделать для школьников интересным, понятным, запоминающимся.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия и осмысления нового материала. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, различные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов должны способствовать достижению образовательных целей урока, стимулировать познавательные интересы и активность учащихся.

         Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствует их жизненному опыту.

Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и посилен для учеников второклассников. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повышаются возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Важно отметить, что знания и опыт, полученные школьниками на уроке, тесно связаны с повседневной жизнью учащихся. Домашнее задание, которое предлагается выполнить детям, вовлекает всю семью и дает возможность на практике применить полученные знания, связанные с бережным отношением к водным ресурсам нашего края.


Используемая литература:

  • А,А, Плешаков «Окружающий мир» 2 класс ФГОС; Москва «Просвещение» 2012 г.
  • Казакова О. В., Сбоева Н. А., Гаврилкина Н. И. «Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс Москва «Вако» 2008 г.
  • Т.Н. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова 2 класс ФГОС Москва «Вако» 2012 г.
  • Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки»: Москва «Просвещение» 1995г.
  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования октябрь 2009 г.
  • http://mirppt.ru/okr-mir/250-vodnye-bogatstva.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока +презентация "Водные богатства Калининградской области"

Методическая разработка урока "Водные богатства Калининградской области"+ презентация...

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители,  оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Наши подземные богатства"

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Наши подземные богатства" по программе "Школа России", 4 класс....

Методическая разработка. Проект "Окружающий мир. Беседа " Береги богатство планеты. Планета - твой большой дом".

Методическая разработка.Проект "Окружающий мир.Беседа " Береги богатство планеты. Планета - твой большой дом"....

Методическая разработка.Проект "Окружающий мир". Беседа "Беседа "Богатство мирового океана".

Методическая разработка.Проект "Окружающий мир".Беседа "Беседа "Богатство мирового океана"....

Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса УМК "Школа Росии" Тема: Подземные богатства нашего края

Цель: 1. Формирование представления о полезных ископаемых Белгородской области; их основные местонахождения: Яковлевский рудник, Лебединский ГОК, умение определять полезные ископаемые по их основным п...