Конспект урока для 3 класса по окружающему миру на тему: «Золотое кольцо России »
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сарайкина Ольга Геннадьевна

Конспект урока для 3 класса по окружающему миру на тему:«Золотое кольцо России »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dlya_3_klassa_po_okruzhayushchemu_miru.docx40.99 КБ

Предварительный просмотр:

Сарайкина Ольга   Геннадьевна

Конспект урока для 3 класса по окружающему миру на тему:

«Золотое кольцо России »

Учитель: Сарайкина  Ольга Геннадьевна.

Москва, 2017 г.

Информационный дидактико-технологический и методический

модуль урока

Дата

Класс

3

Предмет

Окружающий мир

Тема

    Золотое кольцо России   

Вид урока

Урок – беседа

Тип урока

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Учитель

Сарайкина Ольга Геннадьевна

Государственный социальный заказ

           

Во исполнение  Федерального Закона  Российской Федерации 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. Закона «О развитии образования в г. Москве», Конвенции о правах ребенка, Программы развития воспитания в системе начального образования, Национальной доктрины образования РФ (Постановления Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»): Постановления Правительства Москвы от 19 июня 2005 года № 529 – Городская целевая программа («Столичное образование» на 2012-2016 гг). Основной миссией образования (по Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от   6 октября 2009 г. № 373) является обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений

добиваться:

  • формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирования уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;    
  •  освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

Обществознание и естествознание (Окружающий мир):

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Ключевые

определения

Золотое кольцо России- семейство туристических маршрутов, проходящих по древним русским городам, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, центрам народных ремёсел.

Лавра- главный, самый важный монастырь.

Гидроэлектростанция-  электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока. Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища.

Речной плёс- это  широкая часть реки между двумя изгибами.

Учебно-методическое оснащение

  • компьютер,
  • экран,
  • презентация,
  • Учебник «Мир вокруг нас» 3 класс.
  • Рабочая тетрадь.

Межпредметные

связи

  • Русский язык
  • Литературное чтение


Технологическая карта урока

Триеди-

ные дидакти-ческие

цели

Образовательные цели:

  • Создание условий для формирования у обучающихся понятия «Золотое кольцо России»;
  • формирование умения выделять главное, применять полученные знания, уметь излагать материал и мысли;
  •  формирование исследовательского подхода при изучении познания мира. 

Воспитательные  цели:

  • Воспитание активной жизненной позиции, у обучающихся.
  • Воспитание любви  и бережного отношения  к природе.
  • Воспитание коммуникативного навыка и умения общаться с людьми иных взглядов.
  • Воспитание чувства патриотизма и  уважения  к окружающему миру;
  • Воспитание дружеских взаимоотношений в коллективе;

Развитие речи:

  • Развитие коммуникативных способностей;
  • развитие  содержательности, понятности и выразительности речи.

Развитие памяти:

  • Развитие образности, эмоциональности словесно-логической памяти.

Развитие практических навыков:

  • Формирование практического умения, способностей к творчеству и саморазвитию.

Развитие воображения:

  • Развитие творческого воображения.


Логическая структуризация

Учитель

Обучающиеся

Целеполагание

  • Создание условий и обеспечение возможности успешной совместной деятельности учителя и обучающихся в повышенном качестве усвоения представленного материала.
  • Формирование способности обучающихся применять полученную информацию в решении поставленных задач.
  • Закрепление правил посадки, гигиенических правил.
  • Организация деятельности обучающихся  по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
  • Развитие самоконтроля.
  • Развитие самооценки у обучающихся.
  • Формирование научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взгляды и убеждения.
  • Развитие познавательного интереса у обучающихся, творческих и познавательных способностей.
  • Закрепление правил посадки, гигиенических правил.
  • Усвоение новых знаний в области природоведения.
  • Высокое качество усвоения представленного материала, способствующее эффективному формированию личности.

Ключевые компетенции

Учитель

Обучающиеся

Языковедческая компетенция

Обеспечение познавательной культуры личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения.

Развитие самостоятельности и способности к самоорганизации.

Профессиональная компетенция

Опыт разнообразной деятельности  в коллективе, группе, команде.

Опыт самоорганизации и самообразования, свободное творчество и развитие интересов.

Формирование способности к постоянному самообразованию.

Педагогическая компетенция

Организация участия обучающихся в исследовательском экспериментальном обучающем процессе и руководство их деятельностью.

Освоение обучающимися компетентностного подхода.

Овладение знаниями и умениями.

Культуроведческая   компетенция

Осознание языка как формы выражения национальной культуры, национально-культурной специфики русского языка, взаимосвязи языка и истории народа.

Обогащение словарного запаса определённой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи.

Читательская

компетенция

Формирование у детей способности к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Овладение техникой чтения, умение правильно, прочитывать слова, понимать смысл текста, выразительно читать, выдерживать оптимальный темп чтения.

Речевая

компетенция

Умение правильно построить предложение, красиво выразить мысль , воспитать потребность к чтению художественной литературы.

Закрепление навыков чтения, деятельностном применении содружества, сотворчества и др.

Информационная компетенция

Повышение качества действий учителя на данном  уроке, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям образовательного процесса в школе.

Способность использовать литературные источники в поисках необходимой информации.

Организационная

компетенция

Координация деятельности других людей для достижения поставленной цели – социально – педагогическое сопровождение процесса.

модернизации столичного образования.

Эмоционально-волевая регуляция личности во время занятия. Осуществление самоконтроля за своим поведением.

Личностная компетенция

Уровень мастерства учителя включает в себя педагогическую технику, самореализацию в социуме, применение авторских технологий.

Развитие индивидуальных нравственных, социальных, эстетических и физических установок и качеств.

Здоровье-сберегающая компетенция

Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

Соблюдение обучающимися правил техники безопасности во время учебного процесса.

Основные дидактические принципы

  • Принцип научности
  • Принцип доступности
  • Принцип наглядности
  • Принцип диалогичности
  • Принцип успешности
  • Принцип вариативности

Вид доски

Презентация к уроку


Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение. Приветствие обучающихся.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Геннадьевна! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Проверьте готовность  к уроку. На парте должно лежать: учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал.

Подготовка класса к работе.

Обучаемые приветствуют учителя, занимают свои места, готовятся к занятию.

Личностные:

самоопределение

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками

Регулятивные:

целеполагание

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявление уровня знаний, определение типичных недостатков.

Мы начинаем изучать новый раздел. Путешествие по городам и странам.

В этом разделе мы научимся :

-находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

-осознавать необходимость бережного отношения к памятникам  истории и культуры;

-находить на карте страны – соседи России и их столицы;

-рассказывать по карте о различных странах, дополнять  эти сведения  информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации  учебника);

- приводить примеры  достопримечательностей  разных стран; ценить уважительные добрососедские  отношения между странами и народами ;

- использовать различные справочные  издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Слушают учителя, знакомятся  с новым разделом.

Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3. Постановка учебной задачи

Активизация знаний обучающихся, создание проблемной ситуации.

Тема нашего сегодняшнего урока « Золотое кольцо России».

Как вы думаете, что же такое « Золотое кольцо России».

Правильно, это действительно путешествие в древние русские города, которое образуют знаменитое золотое кольцо. И сегодня мы в него отправимся. Мы научимся находить эти города  на карте, приводить примеры их достопримечательностей

Обучающиеся ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Слушают учителя.

-Путешествие в древние русские города, которое образуют  золотое кольцо.

Личностные:  Постановка вопросов

Познавательные:  Общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы

Регулятивные: Целеполагание

4. Освоение (изучение) нового материала

Организация обучающихся по исследованию данной проблемы.

В своё путешествие  по Золотому кольцу мы отправимся  из Москвы. Едим мы на  севоро- восток.

Как вы думаете, кокой же город мы посетим первым?

Правильно, он назван в честь святого Сергия Родонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется  Троице – Сергиева лавра.

А кто знает, что означает слово « лавра»?

Слово « лавра» означает главный, самый важный монастырь. И  он действительно признан самым важным монастырём России и является архитектурным памятником города Сергиев Посад.

Откройте учебники на странице 87.

Как вы думаете,  какую достопримечательность мы с вами не назвали?

Следующая наша остановка в городе Переславль - Залесский. Этот город был основан  князем Юрием Долгоруким. Здесь сохранились старинные церкви  и другие памятники архитектуры, в их число входит и Горицкий монастырь.

А кем была основана Москва?  

Затем наш путь лежит  в Ростов. Этот город -   один из самых древних городов в Золотом кольце, официальное летосчисление ведёт от 862 года.

Самая замечательная часть города Ростовский кремль.  (Видео)

В Ростове можно полюбоваться знаменитой ростовской  финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты.

Их делают здесь уже несколько столетий.

Иногда в Золотое кольцо включают и город Углич. Он стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова « угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом».

В Угличе много  памятников старины. Кроме них, интересна  Угличская гидроэлектростанция- одна из первых  гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой  часовой завод, где делают часы « Чайка».

Ярославль самый крупный город Золотого кольца. А кем был он основан?

Верно, он был основан князем Ярославом Мудрым. Город тоже стоит на Волге. В центре города  мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек  создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. И именно поэтому Ярославль называют родиной русского театра.

А какие достопримечательности, кроме памятника Фёдору Григорьевичу Волкову есть в Ярославле?

Вы можете открыть учебник на странице 90.

Следующий город  на Волге -  Кострома.

Посмотрите на карту города. Как необычно расположены улицы.

А  на что похожа карта города?

На плане города видно, что улицы расположены в виде веера. Есть легенда, которая  это  объясняет. Когда императрица Екатерина II  приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому.  В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части  города, где улицы сходятся, расположены старинные  Торговые ряды. Каждому товару отводится  своё место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные  ряды, Масляные ряды, Пряничные  ряды…

 Так же есть прекрасный город на Волге - Плёс. Своё название он получил от речного плёса.

А кто знает что такое речной плёс?

Плёс- это город художников. Художники приезжали сюда и в прошлом.  Их привлекает необыкновенная красота города. Особенно любил Плёс русский художник  Исаак Ильич Левитан. В городе есть памятник И. И. Левитану, а также открыт дом-музей И. И. Левитана.

 А теперь мы в городе Иваново. Особенно  интересен исторический центр  города. Здесь сохранились бывшие  купеческие дома, которым более 100 лет.  С давних пор в городе работают текстильные фабрики, на которых  производят красивые ткани. Поэтому Иваново часто называют « текстильной столицей России», « ситцевым краем». Одно из любимых мест отдыха жителей Иваново – площадь  в центре города, которая носит имя А.С. Пушкина. Площадь украшена фонтаном.

Суздаль- всемирно  известный город- музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть замечательный Музей деревянного зодчества, где собранны старинные  постройки из дерева- церкви, избы, мельница и др.

От Суздаля совсем недалеко до  Владимира.

Его основал князь Владимир Мономах. Город стоит на высоком берегу Клязьмы ( это приток уже известной нам реки Оки). Пройдём по улицам Владимира и вот перед нами замечательный памятник старины – Золотые  ворота. Вот величественный Успенский собор, который долгое время  был главный на Руси. По его образу построили  Успенский  собор  в Московском Кремле. А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен  удивительных разных изображений.

Из Владимира  мы возвращаемся в Москву и наше путешествие по Золотому кольцу  России закончилось.

Составление плана достижения цели и определение средства (алгоритм, модель и т.д.).

- Сергиев Посад.

Ученики отвечают на вопрос учителя.

Открывают учебник на странице 87

Памятник святому Сергию Радонежскому

- Юрием Долгоруким.

Слушают учителя.

Смотрят видео о Ростовском кремле.

Слушают учителя.

-Князем Ярославом Мудрым

Открывают учебник на странице 90 и перечисляют памятники города Ярославль.

На паутину, веер.

Речной плёс- это  широкая часть реки между двумя изгибами.

Слушают учителя.

Личностные: Самоопределение

Познавательные:

Регулятивные: Планирование, прогнозирование

Коммуникативные: Умение вступить в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5. Динамическая пауза.

Вот мы руки развели

Словно удивились

И друг другу до земли

В пояс поклонились

Ниже дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

И на месте развернитесь.

Шаги на месте левой, правой,

Раз и два раз и два!

На друзей мы посмотрели и за парты тихо сели.

Выполняют упражнения.

6. Обобщение усвоенного  и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Установление осознанности восприятия, организация первичного обобщения.

А теперь откройте свои рабочие тетради на странице 45 № 1. С помощь карты  учебника подпишите города Золотого кольца. Подчеркните название тех городов,  в которых вам удалось побывать. Давайте проверим как вы справились с заданием.

Переверните страницу № 2 . Вам нужно с помощью учебника  выписать в таблицу 1-2 достопримечательности каждого города Золотого кольца.

Какие же достопримечательности  в городе Сергиев Посад.

Продолжим проверять задание № 2

Откройте рабочую тетрадь на странице 47  задание № 3.  Узнайте город по описанию и впишите в клетки названия городов.

Кто справился с заданием приступайте к № 4.

Открывают   рабочие тетради на странице 45 и выполняют № 1. Подчёркивают название городов, в которых им удалось побывать.

Приступают к выполнению № 2

-Монастырь Троице – Сергиева лавра и  памятник  святому Сергею  Радонежскому. Продолжают проверять задание № 2

Открывают рабочую тетрадь на странице 47 № 3.

Приступают к выполнению №4

Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

рефлексия способов и условий действия

Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Домашнее задание

Запишем домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник

Рефлексия

Организация рефлексии

Какой раздел мы начали изучать на сегодняшнем уроке?

Что же такое Золотое кольцо России?

 Какой город Золотого кольца вам особенно понравился?

Наш урок подошел к концу. Все молодцы! Мне было приятно с вами работать.

Отвечают на вопросы. Прощаются с учителем.

Матрица результативности проведенного урока

Этап занятия

Результативность активизации деятельности преподавателя

Активизация деятельности студентов

Подготовительная часть

Осуществление самоконтроля за своим поведением. Подготовка к основной части урока.

Осуществление самоконтроля за своим поведением. Подготовка к основной части урока.

Основная часть

Получение новых знаний по теме «Золотое кольцо России»

Помощь в получении знаний по теме «Золотое кольцо России»

Заключительная часть

Анализ формирования знаний и умений.

Оценка обучающимися своей работы на занятии.

Методист_______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока 1 класс по окружающему миру "Растения зимой"

Через исследовательскую деятельность познакомить учащихся с жизнью хвойных и лиственных деревьев зимой....

Урок изобразительного искусства и окружающего мира по теме: "Золотые краски осени. Панно из осенних листьев"

учить работать акварельными красками "по – сырому", смешивать краски и получать новые цвета и оттенки;развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное;воспитыва...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Начинаем путешествие из Сергиева Посада» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое к...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Путешествие завершается» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"

План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"...

Конспект урока 2 класса по Окружающему миру.

Подробный конспект по Окружающему миру для 2 класса на тему «Природа в опасности!»...