Урок окружающего мира по теме: "Аквариум - маленькая экосистема"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Зиганшина Регина Фаритовна

Данный урок проводится в 3 классе по программе "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Альметьевска

Открытый урок по окружающему миру по теме

« Аквариум – маленькая искусственная экосистема»

в рамках регионального семинара – практикума по теме:

«Современные технологии психолого – педагогического сопровождения

профессиональной ориентации школьников»

         

                                                                               Подготовила и провела

                                                                               учитель начальных классов

                                                                               первой квалификационной  категории

                                                                               Зиганшина Р.Ф.


2015 г.

        Цель: познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с       обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума.

Задачи:

  • способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания;
  • проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы поля;
  • закрепить умения ориентироваться в структуре текста, объяснять и оценивать прочитанное,  определять тематическую принадлежность текста;
  • способствовать развитию умения развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей;
  • познакомить с профессиями аквариумиста и океанолога;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать речь, память, представление, воображение, фантазию, интерес к предмету окружающего мира и другим наукам.

Планируемый результат

Предметные умения:

  •  иметь представление об искусственной экосистеме, о необходимости знаний правил аквариумистов ;
  • исследовать причины нарушения равновесия в аквариуме;
  • узнать роль и специфику разных аквариумов.

Личностные УУД:

  •  устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • определять общие для всех правила поведения;
  •  определять правила работы в группе.

Регулятивные УУД:

  •  определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  •  формулировать учебные задачи;
  •  работать по предложенному плану, инструкции;
  •  высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  •  осуществлять самоконтроль;
  •  совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  •  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
  • уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

  •  слушать и понимать речь других;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  •  владеть  диалогической формой речи.

Оборудование: карточки с тестом, растения поля, видео «Океанариум»,    физминутка с музыкальным сопровождением, презентация «Аквариум».

Вид урока: комбинированный урок.

План урока

Этапы урока

Виды и формы работы

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Приветствие. Чтение стихотворения Р.А. Кудашова под музыкальное сопровождение.

  1. Актуализация знаний

Блиц – опрос. Выполнение теста «Экосистема поля».

  1. Формулирование темы и цели урока.

Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей.

  1. Постановка учебной проблемы.

Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей.

  1. Совместное открытие знаний.

Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей.

Объяснение нового материала.

Работа с учебником.

  1. Физминутка.

Выполнение комплекса упражнений с музыкальным сопровождением.

  1. Поиск решения проблемы.

Обучение способам самостоятельного применения знаний.

Беседа.

Работа с учебником.

Таймд – Пэа - Шэа

  1. Закрепление полученных знаний. Подведение итогов.

Рефлексия. Выполнение проекта «Аквариум».

  1. Домашнее задание.

Дифференциация.

  1. Релаксация.

Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный  момент. Психологический настрой. Слайд 1.

- Ребята, начать сегодня наш урок мне бы хотелось со стихотворения русского поэта Р.А. Кудашова (звучит тихая музыка):

В летний день летал в округе

Легкокрылый ветерок

И подслушал на досуге

Как хвалился мотылёк:

«Весь я синий, весь я яркий  

Всюду виден в спелой ржи;

Для меня и в полдень жаркий

Ходят дети вдоль межи.

На меня садится мушка,

 И пчела ко мне летит;

Маленькая мышь – вострушка

Мне вреда не причинит.

И меня , кружась по воле,

Навещает мотылёк,

Я – краса ковра ржаного,

Ярко – синий василёк!»

Слышит ветер: вдруг раздался

Чей – то тихий голосок;

Разогнулся, закачался

Полный зерен колосок:

«Правда! Весь я жёлтый, ломкий

Я рядиться не люблю

И простой моей соломкой

Никого не удивлю.

Я не жду гостей крылатых:

Чем принять, чем встретить их?

Лишь для мышек небогатых

Сыплю зёрнышек моих.

Я ращу, в тиши хранимый,

Хлеб насущный, хлеб ржаной,

Люди нежно собирают,

Наклоняясь надо мной.

- Как вы думаете, где происходит то, что описано в стихотворении?

- Что такое поле?

 2. Актуализация знаний.

а) Выполнение теста «Экосистема поля».

- Ребята, проверим как вы усвоили материал прошлого урока. Несколько человек выполнят тест.

б) Блиц – опрос.

- А мы с вами выполним следующее задание.

На доске вы видите растения. На них написаны вопросы. Мы с вами ответим на них и посадим наши растения.

- Что такое экосистема?

- Из каких частей состоит экосистема?

- Какие бывают экосистемы?

- Что такое искусственная экосистема?

- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке?

- Какие виды растений мы посадили?

- Кто из вас знает кто решает (человек какой профессии?) какие культурные растения будут сажать на поле? Слайд 2

- Ребята, а что нам делать с сорняками?

- Какой вид борьбы с сорняками является вредным и почему?

- Молодцы ребята! Растения посадили, сорняков уничтожили. Пришло время собирать урожай.

Человек какой профессии убирает урожай? Слайд 3

- С какой целью мы с вами повторили об экосистеме поля?

3. Формулирование темы и цели урока.

- Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником.

-Я прочитаю загадку, а вы её отгадаете.

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный, он стеклянный,

Нет и номера на нём …

И жильцы в нём не простые,

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы

Знаменитые пловцы.

- Что это? Слайд 4.

- К какой экосистеме вы считаете его можно отнести?

- Что можно сказать о размерах этой экосистемы?

- Значит, что мы можем сказать о теме нашего урока? Слайд 5.

4. Постановка учебной проблемы.

- Как вы думаете, какие задачи мы с вами поставим к нашему уроку?

5. Совместное открытие знаний.

Слайд 6

- Наша помощница – Лена попробовала создать искусственную экосистему, ноу неё возникли проблемы. Помогите ей их разрешить.

- Какую экосистему создала Лена?

- У Лены возникли вопросы и она решила обратиться к Мише.

- Как вы думаете что сказал ей Миша.

- Почему в аквариуме Лены рыбкам трудно дышать?

- Кого ещё не хватает в аквариуме Лен?

-Из каких частей состоит экосистема?

- Какие компоненты экосистемы мы находим в аквариуме? Слайд 7

6. Физминутка.

7. Поиск решения проблемы

Слайд 8-13

Работа по учебнику.

- Какие водные растения растут в аквариуме? (производители)

- Какие виды аквариумных рыбок вы знаете? (потребители)

- Аквариум - маленькая искусственная экосистема. А кто знает, как называется искусственная экосистема большая по размеру.

-Кто из вас был в океанариуме? Вам понравилось там? Слайд 14, 15,

- Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фильм про Санкт – Петербургский океанариум.

Просмотр видеофильма.

- Кто из вас знает, как называется профессия человека, который ухаживает за аквариумными рыбками и чистотой в аквариуме? Слайд 16

- Какая природная экосистема похожа на экосистему океанариума?

- Кто занимается исследованиями в океане? Слайд 17

8.Закрепление полученных знаний. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал?

- Как нужно относиться к окружающей природе?

Самым активным выставляются оценки.

9. Домашнее задание.

Слайд 18.

10.Релаксация. Проект «Аквариум».

-На уроке технологии мы с вами изготавливали подводных жителей. Я попросила вас некоторых из них принести. Сейчас мы с вами попробуем изготовить мини – проект «Аквариум».

Звучит музыка.

-Вам понравился урок? Чем вам понравился урок? Большое всем спасибо за хорошую работу!

- В стихотворении действие происходит в поле.

- Поле – это искусственная экосистема.

6 учащихся выполняют на листочках тест по теме «Экосистема поля».

На рисунках написаны вопросы, учащиеся отвечают на них.

 

- Экосистема – это единство живых организмов и их среды обитания в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

- Экосистема состоит из воздуха, воды, почвы, производителей, потребителей, разрушителей.

- Экосистемы бывают природные и искусственные.

- Искусственная экосистема – это система, созданная человеком.

- На прошлом уроке мы познакомились с экосистемой поля.

- Мы посадили культурные растения (подсолнух, пшеницу, горох) и сорняки (василёк, клевер).

- За ростом и посадкой культурных растений следит агроном.

- Сорняки можно уничтожить биологическим путём, т.е. при помощи животных или при помощи ядохимикатов.

- Ядохимикатами, т.к. яды не только уничтожают сорняков, но и накапливаются в растениях.

- С поля урожай убирают комбайнёры.

- Я считаю, мы повторили про экосистему поля для того, чтобы вспомнить что поле – это искусственная экосистема. Круговорот веществ на полях не замкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека.

- Аквариум.

- Аквариум – искусственная экосистема.

- Она маленькая.

- Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

- Доказать, что аквариум – это искусственная экосистема.

- Познакомиться с обитателями аквариума, разделить их на три «профессии».

- Лена создала аквариум.

- Лена забыла поместить в аквариум растения. Они выделяют кислород, и тогда будет чем дышать обитателям аквариума. (производители).

- Разрушителей.

- Живые и неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва, живые организмы (производители, потребители, разрушители)

- Океанариум.

-Аквариумист.

- Океан – природная экосистема похожа на экосистему океанариума.

- Океанолог.

- Нужно, чтобы в нём присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ.

- Беречь и охранять.

Дети выходят к доске и прикрепляют к «аквариуму»  рыбок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе

Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе (ОС "Школа 2100")...

Тест по окружающему миру по теме "Аквариум"

Данный мини-тест помогает проверить знания учащихся по пройденной теме....

Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.Предполагаемый результ...

Урок окружающего мира по теме "Насекомые. Маленькие непоседы"

Цели:  познакомить с признаками насекомых, учить определять принадлежность животного к своей группе; вызывать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; учить...

Презентация по окружающему миру на тему "Аквариум"

Презентация послужит дополнительным материалом к теме, изложенной в учебнике...