Урок окружающего мира по теме: "Аквариум - маленькая экосистема"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Данный урок проводится в 3 классе по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по окружающему миру в 3 классе | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Альметьевска
Открытый урок по окружающему миру по теме
« Аквариум – маленькая искусственная экосистема»
в рамках регионального семинара – практикума по теме:
«Современные технологии психолого – педагогического сопровождения
профессиональной ориентации школьников»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Зиганшина Р.Ф.
2015 г.
Цель: познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума.
Задачи:
- способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания;
- проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы поля;
- закрепить умения ориентироваться в структуре текста, объяснять и оценивать прочитанное, определять тематическую принадлежность текста;
- способствовать развитию умения развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей;
- познакомить с профессиями аквариумиста и океанолога;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать речь, память, представление, воображение, фантазию, интерес к предмету окружающего мира и другим наукам.
Планируемый результат
Предметные умения:
- иметь представление об искусственной экосистеме, о необходимости знаний правил аквариумистов ;
- исследовать причины нарушения равновесия в аквариуме;
- узнать роль и специфику разных аквариумов.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группе.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи.
Оборудование: карточки с тестом, растения поля, видео «Океанариум», физминутка с музыкальным сопровождением, презентация «Аквариум».
Вид урока: комбинированный урок.
План урока
Этапы урока | Виды и формы работы |
| Приветствие. Чтение стихотворения Р.А. Кудашова под музыкальное сопровождение. |
| Блиц – опрос. Выполнение теста «Экосистема поля». |
| Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей. |
| Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей. |
| Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей. Объяснение нового материала. Работа с учебником. |
| Выполнение комплекса упражнений с музыкальным сопровождением. |
| Обучение способам самостоятельного применения знаний. Беседа. Работа с учебником. Таймд – Пэа - Шэа |
| Рефлексия. Выполнение проекта «Аквариум». |
| Дифференциация. |
|
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Психологический настрой. Слайд 1. - Ребята, начать сегодня наш урок мне бы хотелось со стихотворения русского поэта Р.А. Кудашова (звучит тихая музыка): В летний день летал в округе Легкокрылый ветерок И подслушал на досуге Как хвалился мотылёк: «Весь я синий, весь я яркий Всюду виден в спелой ржи; Для меня и в полдень жаркий Ходят дети вдоль межи. На меня садится мушка, И пчела ко мне летит; Маленькая мышь – вострушка Мне вреда не причинит. И меня , кружась по воле, Навещает мотылёк, Я – краса ковра ржаного, Ярко – синий василёк!» Слышит ветер: вдруг раздался Чей – то тихий голосок; Разогнулся, закачался Полный зерен колосок: «Правда! Весь я жёлтый, ломкий Я рядиться не люблю И простой моей соломкой Никого не удивлю. Я не жду гостей крылатых: Чем принять, чем встретить их? Лишь для мышек небогатых Сыплю зёрнышек моих. Я ращу, в тиши хранимый, Хлеб насущный, хлеб ржаной, Люди нежно собирают, Наклоняясь надо мной. - Как вы думаете, где происходит то, что описано в стихотворении? - Что такое поле? 2. Актуализация знаний. а) Выполнение теста «Экосистема поля». - Ребята, проверим как вы усвоили материал прошлого урока. Несколько человек выполнят тест. б) Блиц – опрос. - А мы с вами выполним следующее задание. На доске вы видите растения. На них написаны вопросы. Мы с вами ответим на них и посадим наши растения. - Что такое экосистема? - Из каких частей состоит экосистема? - Какие бывают экосистемы? - Что такое искусственная экосистема? - С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? - Какие виды растений мы посадили? - Кто из вас знает кто решает (человек какой профессии?) какие культурные растения будут сажать на поле? Слайд 2 - Ребята, а что нам делать с сорняками? - Какой вид борьбы с сорняками является вредным и почему? - Молодцы ребята! Растения посадили, сорняков уничтожили. Пришло время собирать урожай. Человек какой профессии убирает урожай? Слайд 3 - С какой целью мы с вами повторили об экосистеме поля? 3. Формулирование темы и цели урока. - Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником. -Я прочитаю загадку, а вы её отгадаете. Этот дом не деревянный, Не из камня этот дом. Он прозрачный, он стеклянный, Нет и номера на нём … И жильцы в нём не простые, Не простые, золотые. Эти самые жильцы Знаменитые пловцы. - Что это? Слайд 4. - К какой экосистеме вы считаете его можно отнести? - Что можно сказать о размерах этой экосистемы? - Значит, что мы можем сказать о теме нашего урока? Слайд 5. 4. Постановка учебной проблемы. - Как вы думаете, какие задачи мы с вами поставим к нашему уроку? 5. Совместное открытие знаний. Слайд 6 - Наша помощница – Лена попробовала создать искусственную экосистему, ноу неё возникли проблемы. Помогите ей их разрешить. - Какую экосистему создала Лена? - У Лены возникли вопросы и она решила обратиться к Мише. - Как вы думаете что сказал ей Миша. - Почему в аквариуме Лены рыбкам трудно дышать? - Кого ещё не хватает в аквариуме Лен? -Из каких частей состоит экосистема? - Какие компоненты экосистемы мы находим в аквариуме? Слайд 7 6. Физминутка. 7. Поиск решения проблемы Слайд 8-13 Работа по учебнику. - Какие водные растения растут в аквариуме? (производители) - Какие виды аквариумных рыбок вы знаете? (потребители) - Аквариум - маленькая искусственная экосистема. А кто знает, как называется искусственная экосистема большая по размеру. -Кто из вас был в океанариуме? Вам понравилось там? Слайд 14, 15, - Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фильм про Санкт – Петербургский океанариум. Просмотр видеофильма. - Кто из вас знает, как называется профессия человека, который ухаживает за аквариумными рыбками и чистотой в аквариуме? Слайд 16 - Какая природная экосистема похожа на экосистему океанариума? - Кто занимается исследованиями в океане? Слайд 17 8.Закрепление полученных знаний. Подведение итогов. Выставление оценок. - Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? - Как нужно относиться к окружающей природе? Самым активным выставляются оценки. 9. Домашнее задание. Слайд 18. 10.Релаксация. Проект «Аквариум». -На уроке технологии мы с вами изготавливали подводных жителей. Я попросила вас некоторых из них принести. Сейчас мы с вами попробуем изготовить мини – проект «Аквариум». Звучит музыка. -Вам понравился урок? Чем вам понравился урок? Большое всем спасибо за хорошую работу! | - В стихотворении действие происходит в поле. - Поле – это искусственная экосистема. 6 учащихся выполняют на листочках тест по теме «Экосистема поля». На рисунках написаны вопросы, учащиеся отвечают на них.
- Экосистема – это единство живых организмов и их среды обитания в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. - Экосистема состоит из воздуха, воды, почвы, производителей, потребителей, разрушителей. - Экосистемы бывают природные и искусственные. - Искусственная экосистема – это система, созданная человеком. - На прошлом уроке мы познакомились с экосистемой поля. - Мы посадили культурные растения (подсолнух, пшеницу, горох) и сорняки (василёк, клевер). - За ростом и посадкой культурных растений следит агроном. - Сорняки можно уничтожить биологическим путём, т.е. при помощи животных или при помощи ядохимикатов. - Ядохимикатами, т.к. яды не только уничтожают сорняков, но и накапливаются в растениях. - С поля урожай убирают комбайнёры. - Я считаю, мы повторили про экосистему поля для того, чтобы вспомнить что поле – это искусственная экосистема. Круговорот веществ на полях не замкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. - Аквариум. - Аквариум – искусственная экосистема. - Она маленькая. - Аквариум – маленькая искусственная экосистема. - Доказать, что аквариум – это искусственная экосистема. - Познакомиться с обитателями аквариума, разделить их на три «профессии». - Лена создала аквариум. - Лена забыла поместить в аквариум растения. Они выделяют кислород, и тогда будет чем дышать обитателям аквариума. (производители). - Разрушителей. - Живые и неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва, живые организмы (производители, потребители, разрушители) - Океанариум. -Аквариумист. - Океан – природная экосистема похожа на экосистему океанариума. - Океанолог. - Нужно, чтобы в нём присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ. - Беречь и охранять. Дети выходят к доске и прикрепляют к «аквариуму» рыбок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе
Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе (ОС "Школа 2100")...
Тест по окружающему миру по теме "Аквариум"
Данный мини-тест помогает проверить знания учащихся по пройденной теме....
Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову
Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.Предполагаемый результ...
Урок окружающего мира по теме "Насекомые. Маленькие непоседы"
Цели: познакомить с признаками насекомых, учить определять принадлежность животного к своей группе; вызывать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; учить...
Презентация по окружающему миру на тему "Аквариум"
Презентация послужит дополнительным материалом к теме, изложенной в учебнике...
Учебно-методический комплект к уроку окружающего мира "Про больших и маленьких"
Про больших и маленьких...
Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Аквариум – маленькая искусственная экосистема"
Аквариум – маленькая искусственная экосистема....