Проект для детей старшего дошкольного возраста "Человек и природа".
проект по окружающему миру по теме

Рыжичкина Людмила Викторовна

Дети по природе своей- исследователи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

по экологическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

по теме:

«Человек и природа»

Краткая аннотация к проекту

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы.

Проект «Человек и природа» - долгосрочный (рассчитан на 1 год).

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самой ценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.

Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.

Актуальность темы

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Цель проекта

        Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта

  • Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
  • Охранять и укреплять здоровье детей.

Этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительный 

2 этап – Основной 

3 этап – Заключительный 

Подготовительный этап

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.

4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

1. Апробация содержания краткосрочного проекта «Человек и природа»

2. Проведение мероприятий в группе.

3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап

1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.  

2. Подведение итогов.

3.Презентация проекта.

Участники проекта:

 дети,  воспитатели,  родители.

Срок реализации проекта:   сентябрь 2014 – май 2015 г.

Формы реализации проекта

 Экологические занятия.

 Наблюдения и экологические экскурсии.

 Познавательное чтение.

 “Уроки доброты”.

 Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).

 Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотека юного эколога.

4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

  1. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

Ожидаемые результаты

  1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Раздел

Основные мероприятия по реализации проекта

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Игры – занятия с детьми познавательного характера  

Проведение опытов и экспериментов в лаборатории «Опыты»

Чтение художественной и познавательной литературы

Продуктивная деятельность детей

Инсценировки и театрализация на экологическую тематику

Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры - путешествия  

Проведение экологического занятия «Земля – наш общий дом»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Фотовыставка  

Организация просмотра тематических видеофильмов, слайд фильмов («Флора и фауна»)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (участники - воспитатели)

Цикл наблюдений за животным и растительным миром для детей дошкольного возраста  

Подборка художественной литературы по экологии

Подборка литературы познавательного характера  

Конспекты занятий.

Сценарии досугов и развлечений познавательного характера  

Консультационный материал для родителей по теме.

Список литературы

1. Программа «От  рождения до школы» (Н.Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой).  

2.Журналы «Дошкольное воспитание».

3.Методическое письмо «Ознакомление детей с природой».

4.С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

5.Г.С.Швайко «Занятия  в детском саду».

6.Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по

комплексному развитию дошкольников».

7.О.А.Скорлупова «Тематическое планирование воспитательно–

образовательного процесса в ДОУ».

8.Л.Б.Фесюкова «Год перед школой».

9.В.В.Кузьминов «Тематические загадки в детском саду».

10.Л.А.Багрова. Энциклопедия для детей. «Я познаю мир».

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Олимпийская неделя (неделя здоровья) для детей старшего дошкольного возраста"

Данный проект знакомит детей с зимними олимпийскими видами спорта....

Образовательный проект «Организация предшкольной подготовки для детей старшего дошкольного возраста не посещающих ДОУ»

Проблема:  Недостаточный уровень общего развития детей предшклоьного возраста не посещающих ДОУ. Задачи: Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творче...

Научно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Метеостанция»

Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначаться для обучения детей  элементарному  прогнозированию  состояния погоды....

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе наблюдений за природой и рассматривание пейзажных картин

Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это-источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных, чувственных восприятий к четким понятиям», а познание разли...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Загадки".

Цель проекта: учить разгадывать загадки и составлять свои....

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Наша армия родная"

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества. В настоящее время воспитание  патриотизма -  достаточно...

Конспект ООД по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста на тему Недра Земли

Формирование  познавательной активности, первоначального понятия о полезных  ископаемых; закрепление знания о неживой природе....