Конспект урока по окружающему миру.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Крицкая Надежда Андреевна

Тема "Тундра".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr._mir.docx32.02 КБ
Файл tsel_i_zadachi_uroka.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сухобезводненская средняя школа»

Конспект урока

по окружающему миру

«Тундра»

Подготовила и провела:

Крицкая Н. А.,

учитель начальных классов

2016 год

р.п. Сухобезводное

Содержание урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование (формируемые УУД)

  1. Организационный

- Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что мы вновь вместе.

Улыбнитесь друг другу

Глубоко вдохните и выдохните.

Выдохните вчерашнюю обиду и беспокойство

Вдохните в себя свежесть зимнего дня и тепло солнечных лучей.

У нас впереди много интересной работы и я вам желаю успеха.

Настрой на учебную деятельность.

Личностные: мотивация к обучению.

  1. Проверка домашнего задания

- Сегодня мы вновь отправляемся в экспедицию. Проверим, как вы подготовились к ней.

- Природу какой зоны мы исследовали на прошлом уроке?

Проверим, что вы знаете об арктической зоне. Предлагаю выполнить тест.

- Возьмите простые карандаши и проверьте правильность выполнения теста своего соседа по парте. Если возникнет необходимость – сделайте поправки.

Оцените работу.

Используйте привычные три цвета. Зелёный – нет ошибок. Жёлтый  - 1-2 ошибки. Красный – 3 и более ошибок.

- Природную зону арктических пустынь.

Выполнение теста «Арктика»:

  1. Природная зона арктических пустынь расположена…

А) на островах Тихого океана;

Б) на островах Индийского океана;

В) на островах Северного Ледовитого океана.

2. В Арктике для растений и животных сложились…

А) Суровые условия

Б) Комфортные условия.

3. В ледяной зоне растут…

А) Кедры, берёзы, черёмуха.

Б) Лишайники, мхи, полярные маки.

В) Бузина, орешник, айва.

4. В Арктике обитают животные…

А) Бобры, нутрии, хомяки.

Б) Волки, белые медведи, рыси.

В) Моржи, тюлени, белые медведи.

5. Скопления птиц в Арктике называются…

А) Птичьи рынки.

Б) Птичьи слободки.

В) Птичьи базары.

Проверка по слайд.

Познавательные: построение речевого высказывания, выделение необходимой информации.

Выделение и осознание того, что уже усвоено.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения.

3.Постановка учебной задачи.

- Ребята, поднимите руки, кто готов путешествовать дальше.

- Молодцы!

- Но прежде, давайте дадим клятву юного друга природы.

- Новая природная зона приглашает вас

И опять в экспедицию отправляется класс,

А чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать.

Но сначала объединитесь в группы (ребята образуют группы по 6 человек).

- На столах у каждой группы кроссворд. Если на все вопросы вы, ребята, ответите верно, то в выделенной графе прочитаете слово, обозначающее название природной зоны, куда мы совершим путешествие.

- Группа первой выполнившая задание, показывает свою готовность.

- Итак, какое слово у вас получилось?

Дети поднимают руки.

(Обучающиеся встают и все вместе произносят слова)

- Любить и охранять родную природу!

Работа в группах. Разгадывание кроссворда.

  1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика)
  2. Птица с необычным красным клювом. (Тупик)
  3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля)
  4. Арктика – царство снега и … (Льда)
  5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли)
  6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. (Сайка)

- Тундра.

Личностные: мотивировать себя на деятельность, продуктивно действовать.

Регулятивные: удерживать цель деятельности.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.

4.Усвоение новых знаний.

(На доске появляется слово «Тундра»)

- Назовите тему нашего урока.

- Да. Сегодня в ходе экспедиции мы исследуем и изучим природу тундры, пользуясь планом изучения природных зон.

1. Географическое положение.

2. Природные условия.

3. Растительный мир Тундры.

4. Животный мир.

5. Тундра и человек.

- Найдите зону Тундры на ваших картах.

- Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту?

- По берегам каких морей тянется территория Тундры?

Задания командам:  

- Где расположена Тундра? Как она расположена?

- Определите, воды какого океана омывают её с севера?

- По берегам каких морей тянется территория Тундры?

- А теперь, оценив расположение тундры, подумайте, как одеться в экспедицию.

- Обратимся к слайду. На нём вы видите разные виды одежды. Как вы считаете, какая одежда не подходит для нашего путешествия? (на слайде исчезает лишняя одежда, остаётся одежда из меха)

- А вот, как одеваются коренные жители тундры. (на слайде)

- С чем это связано?

- А теперь давайте вернёмся к плану изучения нашей зоны. Что мы должны знать ещё о зоне Тундры?

- Чтобы выполнить данную работу вы поработаете в группах. Первая группа познакомится с природными условиями, вторая изучит растительный мир Тундры, третья группа – узнает какие животные обитают в данной зоне, а четвёртая – познакомит нас с хозяйственной деятельностью человека.

Помогать вам в работе будет учебник и карточки.

- А сейчас каждая группа познакомит нас с проделанной работой. Оставшиеся группы должны внимательно слушать и запоминать информацию, так как им необходимо будет задать вопрос одной из групп.

- Слово 1 группе.

- Свой вопрос по данной теме задаёт 2 группа.

- Молодцы! Хороший вопрос.

- С растительным миром Тундры нас познакомят представители 2 группы.

- Свой вопрос задаёт 3 группа.

- Спасибо, ребята, садитесь.

Тема нашего урока «Тундра».

- Тундра расположена по краю материка Евразия.

- Эта зона находится южнее Арктики.

- С севера зону Тундры омывает Северный Ледовитый океан.

- Территория Тундры тянется по берегам Баренцева моря, Карского моря, моря Лаптевых, Восточно-Сибирского моря и Берингова моря.

- В экспедицию мы оденем тёплую одежду.

- Коренные жители тундры носят одежду из меха.

- Тундра – очень холодная зона.

- Мы должны узнать природные условия, растительный и животный мир и о занятиях населения.

1 группы – учебник с.134-135

2 группа – с.135

3 группа – с.135,136,137.

4 группа – с.138.139.

Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах.

Расположена чуть южнее Арктики;

Холодная бескрайняя равнина;                

Зима длится около 7-8 месяцев, t -  -50 ;

2 месяца – полярная ночь;

За короткое лето поверхность оттаивает

на глубину  от 50 см  до 1 метра;

Кругом болота, так как вода не  

впитывается  в мёрзлую землю.

(Представитель задаёт вопрос, учитель помогает верно сформулировать его).

карликовые формы растений, т. к. сильные ветры;

их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом,

 растения стелятся по земле, образуя подушки;

 корни расположены близко к поверхности;

 короткий период цветения и созревания плодов;

 яркая окраска цветов, привлекает насекомых;

 растения многолетние.

 короткие корни, т. к. многолетняя мерзлота (Представитель задаёт вопрос, учитель помогает верно сформулировать его).

Личностные: проявлять интерес, различать понятия, оценивать действия.

Регулятивные: удерживать цель деятельности, планировать работу, оценивать уровень овладения материалом.

Познавательные: выявлять особенности, анализировать, дополнять рассказ показом, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимать текст, находить информацию. строить высказывания, описывать проблему.

Познавательные: основы изучающего и поискового чтения на основе групповой работы учащихся с текстом учебника.

Коммуникативные: умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра в процессе постановки вопроса.

5. Физкультминутка

Запись «Шум – вой ветра».

Ветер дует нам лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише…

Деревцо всё выше, выше.

Ребята имитируют дуновение ветра, качаясь то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» - приседают, а на слова «выше, выше» - выпрямляются.

Продолжение усвоение нового материала.

- А мы продолжаем нашу экспедицию.

- Предположите, какие животные могут здесь жить?

- А вот о том, подтвердилось ли ваше предположение, нам расскажут ребята 3 группы.

- Следующий вопрос задаёт 4 группа.

- Слово представителям 4 группы. Они познакомят нас с коренным населением зоны Тундры и с тем, какие экологические проблемы существуют в этом крае.

- Вопрос по данной теме задаёт 1 группа.

- Которые хорошо переносят холод.

Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется на пёструю.

Накопление слоя подкожного жира.

Густой мех у зверей, тёплый пух – у птиц.

Утепление конечностей на зиму: у песцов –тёплые стельки, у птиц опушение ног.

Зимняя спячка.

Сезонные миграции и кочевники ( осенью покидают  тундру).

(Представитель задаёт вопрос, учитель помогает верно сформулировать его).

Население Тундры небольшое. Главное занятие – оленеводство. Отходы промышленных предприятий загрязнили воздух, воду, почву;

От буровых установок- ручьи мазута и солярки;

Замусоривание( в тундре мусор нельзя закопать в землю, вечная мерзлота выталкивает его на поверхность;

Разрушение растительного покрова  тундры современными транспортными средствами ( след от вездехода не зарастает несколько лет).

Из-за бесконтрольной охоты некоторые животные стали редкими;

На численность обитателей тундры влияет фактор беспокойства животных. ( нефтепроводы, газопроводы).

(Представитель задаёт вопрос, учитель помогает верно сформулировать его).

6.Закрепление изученного материала

- Подошла к концу наша экспедиция. Пришло время проверить полученные вами знания. Перед вами наборы карточек разного цвета. (красные – задания для сильных учащихся, зелёные – средней сложности, жёлтые – для слабоуспевающих)

- Вы выбираете любую карточку и выполняете задание.

Обучающиеся работают по карточкам.

Личностные: выражать собственные мысли, справляться с поставленной задачей.

Регулятивные: осуществлять контроль, удерживать цель деятельности.

Познавательные: выявлять особенности, анализировать, воспроизводить информацию.

7.Рефлексия

- Наш урок подошёл к концу.

- Чему мы сегодня учились?

- А что для этого нам было нужно?

- Выскажите мнение о своей работе на уроке, используя следующие слова: (на слайде)

- Ребята, мне тоже очень понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы!

Оценка работы обучающихся.

- Оценку за работу на карточках вы узнаете в начале следующего урока.

- Находить нужную информацию в тексте учебника, задавать вопросы, оценивать ответы представителей групп, неверные ответы – корректировали.

- Внимательно слушать одноклассников и учителя.

- Обучающиеся высказывают своё мнение, используя слова:

- я узнал…

- научился…

- я понял…

- мне удалось…

- осталось непонятным…

- с заданиями справился…

- меня заинтересовало…

- мне понравилось…

Личностные: самооценка на основе критерия успешности.

Познавательные: выявлять особенности своего состояния.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

8.Домашнее задание

Изучить материал учебника стр. 134-139. Выполнить работу в тетради стр. 52-54.

Работа на карточках (по желанию).

Записывают дом. задание.

Личностные: справляться с поставленной целью.

Регулятивные: организовывать себя на деятельность.

9.Итог урока

- Что понравилось сегодня на уроке?

- Что вас заинтересовало особенно в нашем путешествии?

- О чём бы хотелось узнать подробнее?

- Спасибо за урок!

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.



Предварительный просмотр:

Проект урока

Структура

Учебный предмет: окружающий мир

УМК «Планета знаний»

Тема урока: «Тундра»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока:

  • познакомить с географическим положением тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром;
  • показать влияние деятельности человека на природу тундры;
  • развивать познавательный интерес обучающихся, умение сравнивать;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • развивать культуру поведения и умение работать в парах.

Ожидаемые результаты:

Предметные: познакомиться с зоной Тундры.

Метапредметные:

  • Познавательные: основы изучающего и поискового чтения.
  • Коммуникативные: умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, карта «Природные зоны России», карточки для индивидуальной работы и работы в парах, тетради, учебник «Окружающий мир» 4 класс часть 1.

Этапы урока и хронометраж:

№ п/п

Название этапа

Хронометраж

Организационный

1 мин

Проверка домашнего задания

5 мин

Постановка учебной задачи

4 мин

Усвоение новых знаний

20 мин

Физкультминутка

1 мин

Закрепление изученного материала

6 мин

Рефлексия

4 мин

Домашнее задание

2 мин

Итог урока

2 мин

Источники информации:

  1. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапова «Окружающий мир», 4 класс. Часть 1, АСТ «Астрель» 2014 г.
  2. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапова. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир». Издательство «Астрель». Москва. 2014 г.
  3. С. П. Казачкова, М. С. Умнова. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. Москва «Планета», 2013 г.
  4. И. И. Бондарева, О. Ю. Дедова, Н. Н. Деменева. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требования ФГОС. Москва.: Арктика, 2012 г.
  5. Н. Н. Деменева, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина. Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока. Н. Новгород, 2014 г.

Тест «Арктика»

1.    Природная зона Арктических пустынь расположена:

а) на островах Тихого океана

б )на островах Северного Ледовитого океана

2.    В Арктике для растений и животных сложились:

а) суровые условия

б) комфортные условия

3.    В ледяной зоне растут:

а) кедры, берёзы, черёмуха

б) лишайники, мхи, полярные маки

4.     В Арктике обитают:

а) волки, белые медведи, рыси

б) моржи, тюлени, белые медведи

5.     Большое скопление птиц на скалах называют:

а) «птичьи рынки»

б) «птичьи базары»

Кроссворд

  1. Короткое название ледяной зоны.
  2. Птица с необычным красным клювом
  3. Название острова, на котором

расположен заповедник

  1. Арктика – царство снега и …
  2. Растения, живущие в толще воды
  3. Вид рыбы, обитающий в северных

Морях.

Карточка 1.

Опиши зиму в Тундре

Опиши лето

Почва

Карточка 2.

Какие растения растут в Тундре?

Как растения приспособились к жизни?

Карточка 3.

Какие животные обитают в Тундре?

Как животные приспособились к жизни?

Карточка 4.

Занятия населения Тундры

Экологические проблемы

Охрана природы Тундры

Карточки для дифференцированного задания при закреплении изученного материала:

  1. Какие растения встречаются в Тундре?

  1. Почему именно они могут расти в Тундре?

  1. Как животные Тундры приспособились к суровым условиям обитания?

  1. Запиши слова в таком порядке:

А). травы; б) кустарники; в) лишайники.

Ягель, морошка, камнеломка, карликовая берёза, куропаточья трава, голубика, пушица.

А).

Б).

В).

  1. Перечисли животных Тундры.

         

          Чтобы выжить в условиях Тундры животным необходимо:

  1. Назови растения Тундры:

  1. Из перечисленных животных подчеркни тех, которые не живут в Тундре:

Волк, песец, белка, белая сова, бурый медведь, северный олень, лемминг, крот, заяц-беляк, тундряная куропатка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...