Технологическая карта
методическая разработка по окружающему миру на тему
Технологическая карта урока по окружающему миру
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: «Нет в России семьи такой…»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.
Задачи:
Формировать представление о чувствах солдат и людей в тылу в годы ВОВ.
Формировать УУД:
- понимать чувства других людей и сопереживать им (Личностные УУД);
- прогнозировать результат; оценивать результат деятельности (Регулятивные УУД);
- формулировать проблемный вопрос; выдвигать и обосновывать гипотезы; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).
Оборудование:
- учебник, с.86-91
- проектор, ноутбук.
- музыкальный файл «Нет в России семьи такой…»
- текст песни (Приложение 1)
- письма с фронта (Приложение 2)
Ход урока.
Этапы урока | Методы, приёмы технологии проблемного диалога | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (метапредметные) |
Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока (3 мин) | Метод «Сообщение темы с мотивирующим приёмом» | - Послушайте фрагмент песни из кинофильма «Офицеры». - Эти слова есть у вас на парте. - Назовите первые строчки. - Эти слова и будут темой нашего урока сегодня. - Как вы думаете, о каких семьях мы будем сегодня говорить на уроке? | Смотрят видеоролик, слушают фрагмент песни. - Нет в России семьи такой. Высказывают свои предположения, используя текст (Приложение 1). | Прогнозировать результат (Регулятивные УУД). |
Создание проблемной ситуации (7 мин) | Метод «Побуждающий от проблемной ситуации диалог», приём № 1 (представление противоречивых фактов, мнений). | - Какие ваши любимые праздники? - Какие чувства у вас вызывает слово «праздник»? - С каким настроением люди идут на праздник? На доске появляется запись: - В песне, посвященной Дню Победы, есть слова, что это «праздник со слезами на глазах». На доске появляется запись: - Какое вы заметили противоречие? - Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. - На этот вопрос мы и будем искать ответ. | - День рождения, Новый год и др. - Радость, удовольствие и т.д. - С хорошим, весёлым. - Праздник должен быть весёлый, а праздник День Победы – «со слезами на глазах». - Почему День Победы называют праздником со слезами на глазах? | Формулировать проблемный вопрос (Познавательные УУД). |
Открытие нового знания (10 мин) | Метод «Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог». Метод «Подводящий к знаниям диалог». | - Какие у вас есть гипотезы (предположения)? Выписывает все гипотезы на доску. - Кто попробует доказать верность 1гипотезы? Аналогично предлагает доказать верность других гипотез. Если гипотез не будет, то построить работу так: - Как вы думаете, что могут вспоминать люди, прошедшие войну? Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретятся и такие: - страх за себя, своих близких, свою Родину - погибших родных, товарищей - разрушенные дома и т.д. - Эти воспоминания могут вызывать слёзы? (Могут) - В День Победы ветераны и те, чьи родственники воевали, плачут, вспоминая близких, друзей. - Как ответим на наш вопрос? | Высказывают свои гипотезы. Например: - в этот день вспоминают погибших родных, товарищей; - слёзы радости, что победили врага Желающий ученик пробует доказать верность 1 гипотезы. - День Победы называют праздником со слезами потому что…. | Выдвигать гипотезы и их обосновывать (Познавательные УУД). |
Применение нового знания (15 мин) | - Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой. - А что помогает нам сохранить память о наших прадедах, которые воевали? - Обычно, письма стараются писать разборчиво, чётко, на аккуратном листе бумаги. Как вы думаете, письма с фронта отвечали этим требованиям? - Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие карандаши, называли их химические, очень похожие на простые карандаши, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила. - Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, под свет лучины или луны. - Конвертов не было. Как отправляли письма? - Кто нам покажет, как сворачивать такой треугольник? Организует работу с письмами. Задаёт вопросы после самостоятельного чтения. Например: - Что узнали о жизни солдат? - Какие чувства испытывали солдаты перед боем (после боя)? - Какие чувства испытывали родственники, написавшие своему отцу? - Родные уже ждут, когда вы вернётесь домой с фронта, но бои всё идут и идут. Вы давно не писали маме, она о вас беспокоится. - Объясните маме, почему вы так долго не писали в своём письме. Предлагает желающим написать зачитать составленные письма. Домашнее задание. - Представьте, что вы оказались на передовой. Идёт бой у стен рейхстага. Сегодня 7 мая 1945 года. Вам надо написать письмо с фронта своим родным и близким: маме, сестре, бабушке. | - Письма с фронта, фотографии. - Нет. - Их сворачивали треугольником. Ученики 1, 2 рядов самостоятельно читают письма солдат с фронта. Ученики 3 ряда читают письмо из тыла на фронт. Самостоятельно выполняют задание на тетрадных листочках простым карандашом. Затем сворачивают треугольником. Желающие зачитывают письма. | Извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). | |
Рефлексия (10 мин) | - На какой вопрос искали ответ? - Смогли найти на него ответ? Оцените свою работу, продолжив предложения: Сегодня на уроке я узнал, что … Меня удивило… Мне захотелось… | - Почему День Победы называют праздником со слезами на глазах? - Смогли. Выполняют задание на карточках самостоятельно (3 мин). Желающие озвучивают. | Оценивать результат деятельности (Регулятивные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). |
Приложение 1.
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305517-1610873445.jpg)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...