Урок в средовом подходе Окружающий мир 3 класс Тема: Бактерии
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Шабалина Ольга Александровна

Рекомендовано педагогам начальной школы, работающим в средовом подходе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_sredovom_podhode_bakterii.docx42.27 КБ

Предварительный просмотр:

Шабалина Ольга Александровна,

учитель начальных классов,

ОАНО ЦО «Знак», г.Москва,

ol.schabalina2014@yandex.ru

Урок в средовом подходе

Окружающий мир  3 класс

Тема: Бактерии

ЦЕЛИ: иметь расширенное представление о строении, распространении и значении бактерий в природе; 

              Уметь  анализировать полученные знания и изготавливать модель бактериальной клетки.

Этап урока

Управленческие действия (учителя)

Способы действий учеников

Средство (для достижения цели) – это среда

Цель/

Ожидаемый результат

 Трофика

                                     Стихии

Организационный момент

Обращение со словами приветствия

Согласие сотрудничать с учителем

Позитивный настрой на работу

Стихия приветствия,

доброжелательства

Имеют установку  на урок

Актуализация знаний

Самоопределение темы урока

Обращение к ученикам с загадками в целях постановки темы урока:

  1. Самые многочисленные и самые маленькие соседи по планете. Кто это?

 

  1. Хоть меня не видит глаз, 

Заразить могу я вас. 

И холерой, и ангиной, 

Насморком и скарлатиной. 

 

  1. Без меня не сваришь сыра, 

И не сделаешь кефира. 

Простоквашу и творог, 

Приготовить я помог.

  1. Есть в прудах,
    Полях и парке
    Невидимки-санитарки.

Демонстрация муляжа бактерии

Состязание, соревнование,

соприкосновение

Тексты загадок

Стихия  интереса

 Имеют  опыт отгадывания, знают  ответ

Созерцание

Зрительная трофика

(муляж бактерии)

Стихия любования,  стихия демонстрирования

Умеют рассматривать объект наблюдения

Опрашивание

Какие  слова помогли отгадать загадки?

Как вы думаете, чему мы сегодня посвятим свой урок?

На экране картинка-

«Бактерии в поле микроскопа»

Соучастие

Трофика  для  слуха

Стихия интереса

Умеют слушать вопросы учителя и думать над ними

 соучастие

Трофика для  глаз

Умеют формулировать тему урока

Обращение учителя:

Сегодня мы более подробно познакомимся  с  удивительным царством- царством бактерий. Ученые считают, что бактерии – первые организмы, появившиеся на Земле.

Соучастие

Слуховая трофика (слово учителя)

Стихия интереса

Умеют слушать сообщение учителя

Опрашивание

А что вам уже известно о бактериях?

Что бы вы хотели узнать?

соучастие

(ответы детей)

Трофика для ума

Стихия направленного интереса

 Умеют давать полный ответ,

умеют слушать

одноклассников.

Обращение учителя

Итак, вы сами определили план урока:

1.Как выглядят бактерии и их отличие от других организмов.

2. Роль бактерий в экосистеме.

3.Какую пользу и вред  приносят бактерии.

4 . Необходимые правила гигиены.

соучастие

Трофика для слуха, ума

Стихия направленного интереса

Умеют составлять план урока

Работа по теме урока                 

Обращение учителя к ученикам с информацией  (Бактерии живут повсюду…)

Сосредоточение

Трофика  для слуха

Стихия направленного интереса

Имеют опыт слушания,

умеют вычленять главное.

Образ бактерий в мультфильмах

Сосредоточение на просмотре фрагмента из мультфильма

Трофика для глаз  (ролик-отрывок из мультфильма)

Ознакомление с научными знаниями:

В настоящее время известно около 3000 видов бактерий. На земном шаре нет мест, где бы они ни обитали. Так в 1 г пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий, даже в 1 г льда Антарктиды можно найти до 100 бактерий.

Сообщение  научных данных  о распространении бактерий

Слайд текста

Трофика для глаз, ума

Ознакомление учителя: интересно, что многие бактерии очень живучие, они могут выжить в самых неблагоприятных условиях. Например, долгие годы бактерии обходятся без пищи и не погибают при кипячении.

Озадачивание вопросом:

Как  же выглядят  бактерии?

Соучастие   в восприятии информации

Трофика  для слуха, ума

Стихия направленного интереса

Умеют слушать, строить ответ на заданный вопрос.

                                               

Физкультминутка

Ознакомление со строением бактерии

Интернет ресурс youtube.com

Сосредоточение на просмотре фрагмента о строении  бактерии

Трофика зрения, слуха,  ума

(фрагмент фильма)

Стихия направленного интереса

Умеют воспринимать информацию и  запоминать ее

Работа над созданием книжки – малышки (осмысление)

Полезными знаниями надо делиться.

Как вы думаете, нашим первоклашкам наши знания смогут пригодиться?

Задание: предлагаю вам стать соавторами книжки-малышки для первоклассников. Раскрашивайте, дописывайте, вклеивайте все необходимое. Для работы у вас  все есть.

Сосредоточение на задании

 Трофика зрения, ума

Стихия выполнения задания

Умеют работать самостоятельно

Обыгрывание ситуации мышечного расслабления

Давайте же мыться, плескаться, 
Купаться, нырять, кувыркаться 
В ушате, в корыте, в лохани, 
В реке, в ручейке, в океане, - 
И в ванне, и в бане, 
Всегда и везде - 
Вечная слава воде!

Имитируем умывание лица, глаз, ушей, рук.

 Соучастие в совместных выполнениях движений

Трофика двигательной активности

Стихия  игры

Умеют слушать и выполнять  движения

Работа с материалом учебника стр.46-47 

Осмысление роли бактерий в экосистеме

Ответьте на вопрос: Какую роль выполняют бактерии в экосистеме?

Сосредоточение

Трофика зрения, ума

Стихия поиска и

познания

Умеют находить сходства и различия предметов

Самостоятельная аналитическая работа в парах.

Работа в тетради стр.22

Работа в группах

Итог

Рефлексия

Озадачивание вопросом: Какую пользу и вред  приносят бактерии?

Вам встретилось новое слово - паразиты. Что это такое?

Найдите ответ в учебнике на стр.47.

Сосредоточение,

сохранение полученной информации

Трофика  зрительная

Стихия  вопрошания

Умеют работать с информацией

Озадачивание

Задание: заполните таблицу «Бактерии – наши друзья, бактерии - наши враги»

Сосредоточение

Трофика для глаз, ума

Стихия направленного внимания

Имеют представления о роли бактерий в природе,

Умеют работать в паре.

Ознакомление с  историей изучения бактерий

Рассказ учителя о первооткрывателе микромира Антони ван Левенгуке, просмотр видеофрагмента “Очень маленькие животные – анималькули” из фильма “Маленькие зверюшки Антони ван Левенгука”

Сосредоточение

Трофика для слуха

Стихия направленного внимания

Имеют расширенное представление об истории изучения бактерий

Опрашивание

- Как первоначально Левенгук назвал бактерии?

Какая наука получила развитие в результате исследований ученого?

Сосредоточение, сохранение  сведений

Трофика для слуха, ума

Стихия вопрошания, стихия демонстрирования полученных знаний

Умение работать с информацией

Озадачивание

Организация работы в парах:

I - Работа с материалом учебника стр.48, составьте синквейн на тему «Бактерии»

II - Можно ли узнать о присутствии бактерий, не видя их? Как узнать? Приведите примеры. Объясните, почему такое происходит?

III - – Какие правила необходимо соблюдать, чтобы бактерии не мешали нам жить? Составьте памятку.

Примерная памятка.

1)сохранять тело в чистоте, особенно руки, не грызть ногти, не есть руками;
2)мыть любые фрукты;
3)не есть просроченные продукты 
4) содержать дом в чистоте;
5)следить за своевременным удалением отходов и отбросов.

Сосредоточение, сохранение  сведений

сотрудничество,

соперничество

Соучастие в обсуждении

Трофика зрения, ума  (текст ),

трофика для слуха

Стихия поиска,

Познания,

Стихия осмысления

Умеют работать с текстом, извлекать информацию, строить ответ на вопрос

Уметь согласовывать свои действия с действиями партнера,

производить простые логические действия (анализ, сравнение)

уметь слушать одноклассников

IV - Объясните пословицы:

В здоровом теле здоровый дух.

Где много грязи, там раздолье заразе.

Сосредоточения, соучастие

Трофика для глаз, для ума

(пословицы)

Стихия фольклора

Умеют  объяснять и доказывать свою точку зрения

Осуществление мини-проектов “Бактерия” по изготовлению модели бактериальной клетки.

 На партах у каждого ученика приготовлены детали для изготовления модели: пластиковая форма от киндер-сюрприза, ватный диск, нить дл.10 см, нить дл.5 см, 4 драже аскорбиновой кислоты. Задание ученикам: из предложенных деталей собрать модель бактерии и обсудить результаты.

Создание образа бактерии

Предметы для модели

Стихия увлечения

Умеют изготавливать модель бактериальной клетки

Опрос:

--Чему вы сегодня удивились?

--Какие сделали открытия?

--Какие знания приобрели?

--Для чего нам нужны эти знания?

Д/З Задания по выбору:

 I - Стр.учебника 46 - 48 составить  вопросы по теме

, II – тетрадь стр.22 Упр.39

III - interneturok.ru окруж. мир 2 класс, изучить тему «Чистота залог здоровья» и составить к ней кроссворд.

Обобщение и оценивание учебного результата

Соучастие

Вопросы на осмысление полученных знаний

Стихия

вопрошания,

самовыражения, коллективной мыследеятельности

Умеют определять значение рассматриваемой темы и находить  личностный смысл в ее изучении.

Умеют включаться в ситуацию самоконтроля

Список литературы:

1.Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:в 2 ч. Ч.1/Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана  –Граф, 2013.

2. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций /Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана  –Граф, 2014.

3.Мануйлов Ю.С.Урок в концепции средового подхода. – Н.Новгород, 2015.

4. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – М. – Н. Новгород, 2002.

Веб-страницы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

конспект урока по окружающему миру Тема Бактерии

урок по теме бактерии с групповой работой, с презентацией детей...

Средовый подход к организации образовательного процесса на уроках математики в условиях ФГОС

Средовый подход к образованию – дошкольному, школьному и особенно, к образованию непрерывному уже зафиксирован как перспективный на уровне «Всемирных докладов по образованию» ЮНЕСКО. Так что эта тема ...

Технологическая карта урока в средовом подходе по литературному слушанию в 1 классе

Технологическая  карта урока в средовом подходе по литературному слушанию в 1 классе. Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк"....

Сценарий музыкально-литературной композиции « День защитника Отечества» в средовом подходе

Сценарий музыкально-литературной композиции "День защитника Отечества" рекомендован педагогам начальной школы и воспитателям ГПД...

Технологическая карта урока в средовом подходе по литературному слушанию в 1 классе

Рекомендовано педагогам начальной школы, работающим в средовом подходе....

Технологическая карта урока (системно-деятельностный подход) Предмет: окружающий мир, класс- 4

Тема урока: Человеческие расыТип урока: урок открытия новых знаний.Форма урока: урок-исследование.К технологической карте урока прилагается "Оценка эффективности урока" с позиции системно-де...