Тема урока : ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Годлевская Ирина Ивановна

способствовать обогащению знаний учащихся о карте, устанавливать отличие глобуса и карты; определять объекты на географической карте с помощью условных знаков; устанавливать, используя масштаб, расстояние и размеры объектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира 3класс

Тема урока :  ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

Тип урока: открытие нового знания.

Цель деятельности учителя: способствовать обогащению знаний учащихся о карте.

Предметные результаты: устанавливать отличие глобуса и карты; определять объекты на географической карте с помощью условных знаков; устанавливать, используя масштаб, расстояние и размеры объектов.

Этап

урока

Педагогические
задачи

Планируемые

 результаты

Содержание этапа урока

деятельность учителя

деятельность обучающихся

I. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы

Выявить уровень необходимых знаний обучающихся; активизировать ранее полученные знания обучающихся

Уметь подвести под понятие; использовать знаково-символические средства. (Познавательные УУД.)

Уметь принимать и сохранять учебную задачу.
(Регулятивные УУД.)

Предлагает решить кроссворд (см. РМ). 

– Удобно ли брать с собой в путешествие глобус?

– Если глобус разрезать по меридианам, то получится плоское изображение Земли. Это называется картой.

Решают кроссворд

II. Формулирование темы урока, постановка
задач

Научить формулировать учебную проблему в виде темы
урока

Уметь определять и формулировать тему и задачи урока; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
(Регулятивные УУД.)

– Какая тема урока?

Рассказывает о создателе первой географической карты (см. РМ).

– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы сегодня на уроке?

– Карта.

Формулируют задачи
урока

III. Совместное открытие нового знания

Научить решать учебную задачу

Уметь на основании наблюдений делать умозаключения; выполнять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. (Познавательные УУД.)

Уметь составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. (Регулятивные УУД.) 

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; сотрудничать в совместном решении проблемы; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать. (Коммуникативные УУД.)

– Рассмотрите карты.

– Карта, на которой показана поверхность Земли, называется физической картой мира. В переводе

с греческого «физическая» – значит природная. Все, что можно увидеть на карте, называется географическими объектами. Все объекты уменьшены и показаны условными знаками.

– Понимать условные знаки – значит уметь читать карту.

– Поверхность Земли неровная. Эти неровности образуют рельеф Земли.

– Что вы увидели?

– Внизу карты масштаб подписан цифрами и словами.

1 : 100000000 и в 1 см 100 км

– Как это понять?

– А 3 см – это сколько километров на местности?

– Внизу вы видите разноцветную шкалу. Что она означает?

– Что обозначает каждый цвет?

– Какие цвета соответствуют суше?

– От чего зависит цвет суши?

– Суша отмечается на карте 3 цветами: зеленым, желтым, коричневым.

– Какие цвета соответствуют воде?

– Рядом с картой изображают стороны света. Север всегда сверху, а восток справа.

– Прежде чем составить карту, с чем мы должны определиться?

– Какие географические объекты мы можем обнаружить на карте?

– Цифры, условные обозначения.

– Это значит, что на карте все расстояния уменьшены в десять миллионов раз и 1 см на карте
соответствует 100 км
на местности.

– 300 км.

– Цветом обозначают
высоту.

– Чем темнее цвет, тем выше горы.

– Голубой, синий; чем темнее цвет, тем глубже.

– Определить стороны света. (Север всегда сверху, а восток справа.)

– Выбрать масштаб.

– Выбрать шкалу глубинных высот.

– Материки, океаны, острова, горы, реки

IV. Первичное закрепление в группах

Научить проговаривать новое знание и его запись в виде опорного
сигнала

Уметь пользоваться знаково-символической системой; выполнять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. (Познавательные УУД.)

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов.
(Коммуникативные УУД.)

Организует работу в малых группах с фрагментом черно-белой карты.

– Можно ли отправляться в путешествие с такой картой?

Каждая группа получает цветную карту
и часть черно-белой карты.

– Опираясь на цветную карту, раскрасьте и нанесите географические объекты.

На доске появляется целая цветная карта

– Нет, цвета и объекты
не подписаны

V. Самостоятельная работа в группах

Применять

на практике

новое знание

Уметь владеть общим приемом решения задач; проводить анализ объектов; работать с информацией; представленной в разных форматах. (Познавательные УУД.)

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. (Коммуникативное УУД.)

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностное УУД.)

Организует самостоятельную работу в группах

с последующим обсуждением результатов.

– Определим расстояние от Северного полюса

до Москвы, пользуясь только географической картой. Как это сделать?

– Какие знания вам помогли справиться с зада-
нием?

– Знание масштаба и умение находить расстояние

VI. Рефлексия учебной деятельности

на уроке

Научить фиксировать новое содержание урока; создать условия для осознания учебной деятельности обучающимися и осуществления самооценки результатов деятельности своей и своего
класса

Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивное УУД.)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
(Коммуникативное УУД.)

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностное УУД.)

– Зачем же нам надо уметь читать карту?

– Что же можно узнать из карты?

– Что показалось интересным?

– Что было трудным?

Домашнее задание: составить карту воображаемого острова, сказочной страны по группам или индивидуально

– Уметь расшифровывать условные обозначения.

– Расстояние, рельеф, местоположение.

Отвечают на вопросы учителя.

Называют основные позиции нового материала
и то, как они их усвоили
(что получилось, что
не получилось и почему).

Делают анализ работы, самооценку своей работы. Отмечают свое эмоциональное состояние

Ресурсный материал

Кроссворд

По вертикали: 1. Модель Земли. (Глобус.) 2. Линия, которая условно проводится на земной поверхности, причем на равном расстоянии от полюсов. (Экватор.) 3. Два места на земной поверхности, через которые проводится условная ось Земли. (Полюсы.)

По горизонтали: 3. Экватор делит Землю на Северное и Южное … (полушария). 4. Линии, которые пересекают меридианы. (Параллели.) 5. Линии на глобусе, которые сходятся в точках полюсов. (Меридианы.)

Рассказ учителя

Создателем первой географической карты считают древнегреческого ученого Анаксимандра. В VI в. до н. э. он начертил первую карту известного тогда мира, изобразив Землю в форме плоского круга, окруженного водой.

Карта – глобуса сестрица,

Очень плоская девица.

Можно карту расстелить,

Можно к стенке прикрепить.

С ней легко идти в поход:

Лишь свернуть – и нет хлопот.

Нет на глобусе деревни,

Абсолютно не видна,
А на карте, на подробной,

Посмотрите, вон она!

Глобус – важный господин,

Гордо кружится один.

А вот карт не счесть на свете –

Пальцев вам не хватит, дети.

Карты мира, островов,

Стран, поселков, городов,

Карты разных есть дорог,

Чтоб по ним ты ехать мог.

Если сели вы за парты,

Изучайте мира карты!

                                 И. Агеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Россия на географической карте"

Данную разработку можно использовать при подготовке  к уроку окружающего мира по теме "Россия на географической карте"....

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Презентация к уроку по теме " Глобус и географическая карта" 2 класс

Презентация к уроку по теме "  Глобус  и географическая карта" 2 класс...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Географическая карта»

Урок окружающего мира  в 3 классепо теме «Географическая карта»Цель урока:    создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Географическая карта»

Цель урока:    создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».Задачи урока:1.     Сформировать первые пре...

Конспект урока окружающего мира по теме "Мир глазами географа. Глобус и географическая карта" 4 класс. УМК "Школа России"

Цель урока: формирование общего представления о географии как науке.Задачи урока:познакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, - географией;сформировать представление о глобусе и географической карт...