Главные вкладки

    Конспект урока "Мир древности: далекий и близкий". Окружающий мир. 4 класс.
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Коновалова Анна Витальевна

    Урок-путешествие для учащихся 4 класса в Древнюю Грецию, Древний Египет и Древний Рим. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc236 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                  УМК «Школа России»

    Окружающий мир. 4 класс.

    Тема урока: Мир древности: далекий и близкий.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Форма урока: урок-путешествие.

    Формы и методы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Целевая установка урока:

    Обучающие:

    1.Познакомить детей с историей Древнего Египта, Греции и Рима.

    2.Показать значимость изучаемого исторического периода.

    Развивающие:

    1.Развивать умения учащихся работать в группе, работать с текстом учебника, уметь выделять главное.

    2.Развивать умение работать с наглядным материалом.

    3.Развивать внимание и память.

    Воспитательные:

    1.Воспитывать интерес к истории.

    2.Воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

    Задачи урока:

          1.Создавать ситуацию успеха для каждого ученика.

          2.Повышать мотивацию детей к познанию окружающего мира.

    Оборудование урока: проектор, мультимедийный экран, учебник, раздаточный материал.

    1.Мотивация.

      На классной доске  экран, на который выводится слайд №1. В кабинете выключен свет.  Тихо играет музыка (1.Египет.Фоновая музыка.). Появляется первая ученица с учебником (Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. 2 часть).

    Первая ученица: Опять окружающий надо учить. А параграф – то большой! Про Древний мир. Пирамиды, боги, цари – и кому это сейчас нужно?!

    Появляется Вторая ученица.

    Первая ученица: Ты кто?

    Вторая девочка: Я – это ты, вернее ты в своей прошлой жизни!

    Первая ученица: Ну да! Так не бывает?

    Вторая девочка: Еще как бывает. Древние философы учат, что все мы уже жили, только в другой жизни и в другое время. Вот ты уже жила на свете в Древнем мире около четырех тысяч лет назад. И я могу поведать тебе о твоей прошлой жизни.

    Первая ученица: Да? Я слышала, что наука шагнула далеко вперед, но чтобы вот такое…

    Вторая девочка: Закрой глаза и сосчитай до десяти, сейчас мы перенесемся в древность. Только давай возьмем и этих замечательных ребят с собой (показывает на класс). Я думаю им будет интересно попутешествовать с нами.

    2.Изучение новой темы.

        На экране слайд №2. Выходит Учитель: Ребята, чтобы вы не заблудились в древнем мире, я пойду  с вами и буду вашим гидом.

    Учитель: Для начала предлагаю побывать в стране, которую вы все прекрасно знаете и наверняка отдыхали там в современном мире. Это Египет.

    Египетское царство возникло примерно 5000 лет назад на берегах удивительной реки Нил. (Слайд №3).  Она питала водой обширные пространства земли. Это создавало благоприятные условия для земледелия. Также в Египте хорошо было развито скотоводство и ремесло.

    Древние египтяне считали, что миром управляют боги. На изображение некоторых из них вы можете посмотреть в учебнике на стр.8 и в более крупном и цветном виде на нашем экране (Слайд№4). Перед вами бог солнца Ра. Его изображали человеком с головой птицы. Бог воды и разлива Нила Себек (Слайд№5) представлялся в виде человека с головой крокодила. Богом мудрости, счета и письма считался бог Тот (Слайд №6). Его изображали в виде человека с головой птицы ибиса. Египтяне верили, что именно Тот придумал месяцы и годы и научил людей арифметическому счету и письму.

    Ребята, посмотрите внимательно на это изображение богов (Слайд №7) и скажите, какую общую черту вы видите.

    Ответы детей: (тело человека, а голова животного).

    Учитель: Какие вы молодцы, заметили эту характерную черту.

    А мы идем дальше. Писали египтяне не как мы с вами, а иероглифами (Слайд №8). Научиться такому письму мог не всякий, поэтому египтяне с почтением относились к тем, кто владел этой мудреной грамотой.

    Египтяне умели возводить грандиозные постройки. До наших дней сохранились пирамиды (слайд №9), которые строили в честь египетских царей – фараонов, и храмы – в честь богов. Перед вашим вниманием два храма – Карнак и Луксор (Слайд №10).  

    Вторая ученица читает стихотворение о рабстве, тихо играет египетская музыка:

    Я жалкий раб царя, с восхода до заката,

    Среди других рабов, свершаю тяжкий труд,

    И хлеба кус гнилой – единственная плата

    За слезы и за пот, за тысячи минут

    Когда порой душа отчаяньем объята,

    Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,

    И каждый новый день товарища иль брата

    В могилу общую крюками волокут.

    Учитель: ребята, сейчас вы услышали отрывок из стихотворения. О ком в нем говорилось?

    Ответы детей: (о рабах).

    Учитель: Совершенно верно. Рабство было неотъемлемой частью Древнего мира (Слайд №11).

    3.Физкультминутка.

    Первая ученица: Что-то мы с вами засиделись. Давайте-ка разомнемся!

    Мы дружно трудились,

    Немножко устали:

    Быстро все сразу

    За партами встали.

    Руки поднимем, потом разведем,

    И очень глубоко всей грудью вздохнем.

    Левую ногу поднимем вперед

    И дальше пойдем мы в поход.

     

    4.Работа по теме.

    Играет греческая музыка (Сиртаки).

    Учитель: А сейчас мы с вами переносимся в другое  государство – (Слайд№12) – Древняя Греция. Это государство возникло много позже Древнего Египта. Столица Греции – Афины – появилась уже в ту пору. Уже много веков сердцем Афин является Акрополь (Слайд 13). Так называется высокий холм с обрывистыми склонами, на котором расположен неповторимый архитектурный ансамбль – великолепное творение древних греков, сохранившееся до наших дней. Самый знаменитый храм Акрополя – Парфенон (слайд №14) – даже сегодня производит торжественное впечатление. Этот храм был воздвигнут в честь богини Афины (Слайд №15). Как выглядел Парфенон изнутри, мы можем знать благодаря сохранившимся описаниям древних авторов. Давайте обратимся к учебнику.

    Задание: Откройте страницу 11. Внимательно прочитайте текст внутри зеленой рамочки.

    Учитель: О чем рассказывает нам учебник?

    Ответы детей: (об освещении в храме, дается описание статуи богини Афины).

    Учитель: (фоном играет римская музыка, трек №3) Еще один город, в котором мы с вами побываем, был основан в 753 году до нашей эры. Это город Рим (Слайд №16). Со временем римляне завоевали огромные территории, на которых основали новые города. Созданное государство было названо Римская империя (Слайд № 17). В современном Риме сохранилось немало древних построек. Вам конечно же известен Колизей (Слайд№18) – место, где устраивались знаменитые гладиаторские бои (Слайд №19). Неизгладимое впечатление производит Пантеон (Слайд №20) – храм всех богов.

    О том, как выглядели другие римские города, можно узнать, побывав в Помпеях (Слайд №21). Этот город в древности был погребен  под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий (Слайд №22).

    Ребята, мы с вами побывали в трех государствах Древнего мира. История этого периода длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры. Надеюсь, наше путешествие было для вас не только интересным, но и занимательным.

    5.Закрепление изученного.

    Задание: Мы вернулись с вами в современный мир. Давайте представим, что вы являетесь работниками одной известной пиар - компании. Вам необходимо придумать «визитную карточку» для одной из тех стран, с которыми мы сегодня познакомились. (1 группа – Древний Египет, 2 группа – Древняя Греция, 3 группа – Древний Рим). Для работы вам выдается материал, на основе которого вы и будете оформлять «визитную карточку» (альбомный лист + раздаточный материал + цветные карандаши). После этого каждой группе нужно продемонстрировать  свое творение.

    Выполнение задания детьми по группам. Презентация работ.

    6.Подведение итогов. Д/З.

    Учитель: Какие вы все молодцы! Спасибо всем за работу! За активную работу на уроке наиболее отличившиеся ребята получают отличные оценки.

    В качестве Д/З предлагаю вам выполнить Задание №3 стр.14.

    Список литературы:

    1.Годер Г.И. и др. Методическое пособие по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 2003.

    2.Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». История. № 4. Январь 1996.

    3.История. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. (Открытый мир).

    4. http://images.yandex.ru/yandsearch?text.

    5. http://www.google.ru/search?q=www.ololo.fm+.mp3

    6. http://www.google.ru/search?q=vmuzike+net

    7. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2010.

    Приложение№1

    Группа № 1 – Древний Египет

                             

                         

                     

    Приложение №2

     Группа № 2 – Древний Рим

                           

                       

                 

    Приложение №3

    Группа № 3 – Древняя Греция

                     

                               

                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Мир древности: далекий и близкий"

    Яркая и красочная презентация станет хорошим дополнением к уроку....

    Урок окружающего мира. Мир древности: далекий и близкий. 4 класс, А.А. Плешаков

    Урок изучение нового материала. Знакомство с древними государствами: Египет, Рим, Греция. ...

    Урок окружающего мира в 4 классе. "Мир древности: далекий и близкий".

    Методическая разработка содержит подробный конспект урока, карточки для индивидуальной работы, дополнительный материал по изучаемой теме для работы в группах....

    Технологическая карта урока "Мир древности далекий и близкий" (окружающий мир, 4 класс, "ШКОЛА РОССИИ")

    ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления учащихся с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию пер...