Исследовательская деятельность в начальных классах
статья по окружающему миру на тему

Белецкая Ольга Андреевна

В данной статье рассказывается об организации исследовательской деятельности в начальной школе, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками; дан алгоритм для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon is3.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                   Исследовательская деятельность  в начальных классах

                         Белецкая Ольга Андреевна

                             Аннотация

В  данной статье рассказывается об организации исследовательской деятельности в начальной школе, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками;  дан алгоритм для учителя.

   Работа в городском научном обществе  развивает интеллектуальные  и творческие способности ребят. Побуждает их к активному поиску новых знаний; формирует умение ориентироваться в окружающем мире и проявлять инициативу, отстаивать собственную позицию. С целью  выявления творчески одаренных детей, склонных к научно-исследовательской деятельности,  руковожу мини-проектами, консультирую учеников при подготовке к публичным выступлениям перед учащимися других классов школы и членами комиссии городской научно-практической конференции « Умники и умницы». Ребята выступают уверенно, эмоционально, аргументированно отвечают на вопросы оппонентов и членов комиссии.

    В процессе исследовательской работы, согласно выбранной теме исследовательских работ для начальных классов,учащиеся класса более углубленно изучают выбранный  объект:  наблюдают за животными, растениями, процессами и в результате исследования получают ответы на свои вопросы. Темы исследовательских работ   выбираются и выполняются с консультациями учителя. Главное, чтобы ребенок выбрал тему по своим интересам и увлечениям. Главная цель исследовательского обучения- формирование у ребёнка готовности  и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности. Одна из основных целей такого обучения - расширение  опыта в ходе поисковой, исследовательской деятельности. Для эффективности исследовательского обучения необходимо:

1.Побуждать учащихся к формулированию, имеющихся у них идей и представлений.

2.Показывать учащимся противоречивые факты.

3.Побуждать к выдвижению предположений, догадок, объяснений.

4.Создавать условия для самостоятельного творческого поиска.

5.Предоставлять ученикам возможность для применения новых представлений к широкому кругу явлений, ситуаций.

          Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь  детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах.  Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей  занимательным  делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень актуальными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

           С 1 по 3 классы все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 4 классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен,могут сами выбрать тему исследования. Учитель  должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору.

         Исследовательская деятельность заставляет и приучает учащиеся работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно,потому что   дети не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить  моих учеников на положительную деятельность. Учащиеся ведут себя по-разному: одни активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков.  Темы таких работ должны быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Организация исследования включает в себя следующие этапы:

І . Подготовка к исследовательской работе
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность  работы, обоснуй выбор именно этой темы ;
4. Сформулируй цель  работы и поэтапно распиши задачи  работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего проекта.

ІІ. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации,  каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы ;
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ. Исследование
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента .
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV.  Выводы
1. Проведи анализ полученной информации в ходе работы ;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично   );
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V . Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ . Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

  Алгоритм для учителя                   

1 этап. Определиться со сферой интересов ученика.

2 этап. Соотнести интересы и возможности.

3 этап. Сформулировать вместе с учеником, какой аспект темы его более всего

             интересует.        

4 этап. Вместе с учеником провести предварительный анализ проблемы.

5 этап. Конкретизировать цели и задачи .

6 этап. Определиться с выбором методов.

7 этап. Определение алгоритма исследования.

        Результаты моей работы. Все ученики  класса стали активными читателями школьной и городской библиотеки,  сейчас они самостоятельно находят информацию, и могут осветить поставленный перед ними вопрос.  Ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. На городской научно-практической конференции «Умники и умницы» в 2011-2012 учебном году работы «Выращивание репчатого лука на зелёное перо на подоконнике в зимний период» Даниловой А., Белецкой В., Тимовой Е.; «Использование репчатого лука при простудных заболеваниях» Безрукова В., Шафарина К. заняли I место. Презентациям этих работ была посвящена небольшая статья в городской газете «Новости Игарки».

                         Список использованной литературы

1.Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.

2.Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.

3. Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.

4.Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 1. - С. 14-16

5. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - М.:

 Вентана-Графф, 2002. - 112 с.: ил. - (Библиотека учителя). - ISBN 5-9252-0214-7.

6.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

7.Новожилова Н.В. Интернет-ресурсы в исследовательской деятельности учителей и учащихся / Н. В. Новожилова // Школьные технологии. – 2004. - №4. - С. 148

8.Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Прометей, 2006, 224 с.

9.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: ИФ «Сентябрь», 2003, 235с

10.Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семенова // Начальная школа. - 2006. - № 2. - С. 45-49.

Электронные ресурсы следующих сайтов:

        www.festival.1september.ru

        www.researcher.ru   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»

Представление   инновационного педагогического опыта работы  учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Исследовательский проект, начальные классы, окружающий мир "3"

Исследовательский проект – самостоятельная научная работа студента, содержащая систематизированные сведения по определенной теме дисциплины, МДК, ПМ. Данный вид деятельности направлен на за...