Конспект к уроку окружающего мира "Что такое деньги?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Тема урока: Что такое деньги?
Цели урока: познакомить с понятием деньги, историей появления денег, их функциями.
Планируемые результаты:
Предметные: понакомятся с понятием деньги и их функциями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме.
Личностные: воспитание бережного отношения к природе; культуры поведения учащихся в коллективной деятельности; воспитание товарищества, ответственности, гуманного отношения друг к другу; создание атмосферы радости от совместного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14.03.17.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3Ж

Тема урока: Что такое деньги?

Цели урока: познакомить с понятием деньги, историей появления денег, их функциями.

Планируемые результаты:

  • Предметные: понакомятся с понятием деньги и их функциями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме.
  • Личностные: воспитание бережного отношения к природе; культуры поведения учащихся в коллективной деятельности; воспитание товарищества, ответственности, гуманного отношения друг к другу; создание атмосферы радости от совместного труда.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Окружающий мир. 3 класс», автор А. А. Плешаков: «Просвещение», 2013 2 часть; презентация, компьютер, проектор, экран.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 мин

- Настроение каково?

- Во!

- Все такого мнения?

- Все без исключения.

- Может Вы уже устали?

- Мы с собой таких не брали!

- Может ляжем отдохнём?

- Лучше мы урок начнём!

Приветствовать учителя.

Отвечать на вопросы учителя

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

 7 мин

Огадайте загадку:

Ну, что сказать о первом слоге?

О нём известно, слава Богу,

Что он антоним слову "ночь"

И приведенья гонит прочь.

Второй же слог - спросите маму,

Француза, автора романов,

Усатого де Мопассана,

По имени все как зовут.

И что за слово вышло тут?

Что получают в день зарплаты?

Что прячут в сундуках пираты?

За что конфеты продают?

(деньги)

Показ отрывка из мультфильма "Незнайка на Луне" (часть 5, где Незнайка задаёт вопрос: что такое деньги?)

Какое слово слышит впервые Незнайка?

Как вы понимаете, что такое деньги?

(Высказывания детей)

На этот вопрос мы с вами должны ответить на уроке.

Отвечать на вопросы. Определять тему и цель урока.

Личностные -

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи.

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Словесный: чтение и повторение правил

12 мин

Каждую минуту на Земле производится бесчисленное множество товаров. Причём разные люди и предприятия производят различные товары. Скажите, кто что производит?

Фермер                                      автомобили

Кондитерская фабрика           картофель

Молочный комбинат                  конфеты

Автомобильный завод                  творог

Что же происходит с этими товарами дальше?

Об этом прочитаем в учебнике (с. 68)

Итак, каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается. Для этого происходит : (обмен товарами).

Назовите два способа обмена. (Бартер и купля-продажа)

Прочитаем, что такое бартер.

Бартер - это прямой обмен одних товаров на другие. Предположим, один завод производит кирпич, а нужны ему трубы. Работники завода находят другое предприятие, которое производит трубы, а нуждается в кирпичах. И они меняются. Подобный обмен знаком каждому. Вы, наверное, тоже менялись с друзьями наклейками.

Кажется, всё просто и удобно. Но на самом деле сложно и неудобно! Представьте только, что вам придётся выменивать у кого-то всё, что требуется для жизни: и зубную пасту, и ботинки, и хлеб, и телевизор: Очень сложен бартер и для предприятий. Гораздо удобнее другой способ обмена - купля-продажа. Это такой обмен, в котором участвуют : (деньги).

Как происходит купля-продажа?

Купить или продать товар - это значит обменять его на какое-то количество денег. На какое именно - указывает : цена товара.

Тот, кто производит нужный тебе товар, без всяких хлопот отдаст его за деньги. А сам на эти деньги в любое удобное для него время купит то, что ему необходимо. Так, что же такое деньги?

Прочитаем определение. Деньги - особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

- На какие товары можно обменять деньги? На какие услуги?

Всегда ли существовали деньги?

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители - своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба. На смену им постепенно пришли монеты и бумажные деньги.

В разных странах сейчас используются различные денежные единицы. Назовите денежные единицы России.(рубль, копейка)

Кто знает, как образовались эти слова?

Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Слад 9. Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты. Слад 10.

Практическая работа.

Учитель: У вас на столе российские монеты: 1 рубль и 1 копейка. Что на них изображено и написано? Кто знает, как называются части монеты?

Сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), - лицевая. Она называется "аверс" или "орёл". Другая сторона - оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется "реверс" или "решка". Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты - "гурт".

Положите монеты перед собой так, чтобы вам была видна лицевая сторона. Как она называется? А теперь положите так, чтобы была видна оборотная сторона. Как она называется? Какой номинал на ней указан? А легенда?

А сейчас откройте тетради и выполните задание №2.

Слушать учителя.

Участвовать  в беседе, актуализировать знания.

Строить речевое высказывание.

Читать отрывки.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные – высказывать предположения;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Физ. минутка

1 мин

Устали? Готовы? Тогда начнем!

Делать физ.

разминку

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

11 мин

Посмотрите ещё один отрывок из мультфильма и назовите денежные единицы, которыми пользуются коротышки на Луне.

Показ отрывка из мультфильма "Незнайка на луне" (продолжение)

А кто знает денежную единицу многих стран Европы? (Евро.)

В качестве чего получают деньги большинство людей? (В качестве заработной платы, то есть платы за работу (сокращённо - зарплата).)

 Что покупает человек на заработанные деньги? (Товары и услуги.)

Но всегда ли человек что-то покупает на деньги? Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь. Как называются такие деньги?(Сбережения )

Ученики разделены на 3 группы. Раздаются 3 задачи (по 1 задаче на группу).

Задача 1: Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу - 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:

- средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).)

Задача 2. Цена телевизора - 15000 рублей. Цена плеера - 1600 рублей. Какой товар дороже? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).)

Задача 3. Бобер решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).

-Но есть люди, которые тоже откладывают деньги и их нельзя назвать сбережениями. С какой целью они это делают? Чтобы узнать правильно ли вы рассуждаете, для этого прочитаем материал из рубрики "Копилка интересных фактов".

(Чтение детьми материал из рубрики "Копилка интересных фактов" на странице 71 )

-А сейчас отправимся в магазин. Найдите в нашем магазине то, что можно купить за деньги. Все ли можно купить за деньги? Приведите свои примеры. (Небо, море, здоровье, дружба, дождь, уважение людей, ветер и т.д.)

Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить".

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить -

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Где-то дома у метро -

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк?

Как надо относиться к природе?

Отвечать на вопросы. Анализировать текст.

Актуализировать знания.

Доказывать свою точку зрения.

Работать в группах.

Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение;

Познавательные - учить воспринимать, анализировать, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства.

Домашнее задание

1 мин

 Написать сочинение - рассуждение "Для чего нужны деньги?" и красочно его оформить.

Записывать домашнее задание

Итог урока.

Словесный: отвечают на вопросы

5 мин

Давайте вспомним начало урока и вопрос, на который не мог ответить Незнайка: "Что такое деньги?

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рефлексия

2 мин

- А теперь продолжите мою фразу:

- Урок интересный, потому что …

- Я могу похвалить себя …

- Знания, полученные на уроке, мне пригодятся …

- Мне было трудно, потому что …

Оценивать свои достижения

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.